Глава VIII. Статистические показатели
тельности и в результате углубления нашего представления о явлении (объекте) исследования. Как уже упоминалось, по своей природе статистические показатели — не изобретение статистиков, а научное обобщение поддающихся измерению реальных свойств, признаков правонарушений и других явлений общественной жизни — их числовая характеристика в целом1. С помощью статистических показателей определяется, что, где, когда и каким образом следует численно измерять. Каждый статистический показатель с максимально возможной точностью на данном уровне развития юридической науки должен соответствовать сущности измеряемого с его помощью социально-правового явления. Статистический показатель отражает результат измерения признаков единиц совокупности и совокупности в целом. Хотя в силу относительности наших знаний ни статистический показатель, ни их система не могут отразить все свойства явления (объекта) с абсолютной точностью. Статистический показатель — приближенное, неточное и неполное отображение признаков изучаемых явлений, доступное при имеющемся уровне знаний и возможностях измерения, учета и научного обобщения информации об общественных явлениях. Статистический показатель — видовой по отношению к более широкому социальному показателю. Оба они несут в себе оценку измеряемого явления, выступают инструментом социального управления, в том числе и в процессе реализации государственных мер социального контроля над преступностью. Социальный показатель (нетрадиционное для познания отображение социальных явлений) социологами определяется как средство описания таких явлений, которые со стороны своего предметного содержания воплощают моменты развития в соответствующей области и которым можно приписать нормативно-оценочное значение в силу того, что они уже вошли в сферу социальной практики и общество выработало определенную позицию об их социально желательных состояниях2.
1 См.: Суслов И.П. Теория статистических показателей. М., 1975; Стандартизация показателей в социологическом исследовании. М., 1981; Нерсесова Е.Х. Гносеологический аспект проблемы социальных показателей. М., 1981 2 См.: Исследование построения показателей социального развития и планирования / Отв. ред. Г.В. Осипов, В.Г. Андреенков. М., 1979. С. 25. § 1. Природа и содержание понятия «статистический показатель» Исторически, как отмечалось, процесс проникновения количественных методов в измерение массовых общественных явлений способствовал зарождению и становлению социальной статистики, в том числе моральной статистики. Еще в середине XVIII в. У. Петти в работе «Политическая арифметика» писал: «...вместо того чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосходной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер (я уже стремился давно пойти по этому пути, чтобы показать пример политической арифметики), употребляя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимое основание в природе. Те же, которые от непостоянства умов, мнений, желаний и страстей отдельных людей, я оставляю другим. Замечания или положения, выражаемые посредством числа, весов и мер, на которых я основывал нижеследующие рассуждения, являются или верными, или не явно ложными»1. Направление «изобретателя статистики» Петти — числовой анализ: основная идея — вместо слов числа и пропорции. Он искал показатели, характеризующие население Лондона, и пришел к определению числа жителей этого города тремя способами: 1) по числу домов, семейств и душ, живущих в каждом из них; 2) по числу смертных случаев в благоприятные для здоровья годы и по отношению числа живущих к числу умерших; 3) по числу умерших от чумы в годы эпидемий и по отношению этого числа к числу тех, кто избежал смерти2.
Второе направление — университетская статистика в Германии (Конринг, Ахенвалль) занималась поиском классификационных систем, систематизацией категорий, характеризующих общество. В этих направлениях отражалась определенность статистики: с одной стороны, выявление качественных свойств, сторон социального явления, прежде всего общества; с другой — изыскание конкретного числового, количественного представления социального явления. Еще больше в процессе формирования понятия показателя в статистике преуспел А. Кетле. Несомненна его заслуга в применении ' Петти У. Политическая арифметика // Экономические и статистические работы. М., 1940. С. 156. 2 См.: Петти У. Пять ответов по политической арифметике // Там же. С. 259.
Глава VIII. Статистические показатели статистических методов к изучению государства, физических характеристик и моральных качеств человека (моральная статистика). Он писал: «Будем применять к наукам политическим и нравственным метод, основанный на наблюдениях и исчислении, метод, сослуживший такую добрую службу наукам естественным»1. Уже к началу XX в. арсенал статистических методов (наблюдения, группировок, табличный, графический и т. д.) пополнился и методом статистических показателей. Однако впоследствии стала ощутимой неполнота отражения дел в обществе той социальной статистикой, средствами которой общество по традиции обрисовывало свое состояние. Обнаружилось движение от статистического толкования этого понятия к более широкому обоснованию, что и каким образом может им стать. Так, в наших условиях одной статистики правонарушений, как и многих других статистик, каждой в отдельности, недостаточно для анализа и оценки состояния законности в широком смысле слова, но и предположить, что можно создать какую-то самостоятельную, исчерпывающую понятие законности статистику невозможно. Понятие «состояние законности» синтезированное, его нельзя исчерпать никакими статистическими показателями.
Сегодня с помощью статистических или других методов выражения социальных показателей его проблема ставится намного шире — один из способов постижения социального развития средствами целеполагающей деятельности. В современных условиях социальным показателям, в том числе отображающим и правовые явления (правонарушения и государственные меры социального контроля над ними), все больше придается нормативно-оценочный характер2. Специфика статистического изучения правонарушений состоит в том, что при конструировании показателей, отображающих их качественно-количественную оторону, правовая статистика § 2. Значение (функции) и виды показателей правовой статистики 1 Кетле А. Социальная физика. Т. 1. Клев, 1912. С. 13. 2 См.: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Раздел V Концепции «Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития»//СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572; Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. «О федеральной целевой программе «Реформирование статистики в 1997—2000 годах». Раздел 3.1. «Реформирование системы статистических показателей»//СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5657; Постановление Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движе-ния»//СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2279; и др. опирается на выработанные юридической наукой понятия, категории, раскрывающие сущность этих негативных явлений и процесса реализации государственных мер социального контроля над ними. Как отраслевая статистика, правовая статистика не может самостоятельно строить и даже применять показатели свойств криминальных явлений. Исходя из общей теории показателей, правовая статистика несет ответственность за форму (методику построения), за количественную сторону таких показателей. Переход от понятий и категорий юридической науки к системе гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых статистических показателей представляет собой сложный взаимосвязанный процесс теоретического и эмпирического познания. Определяющими в этом процессе являются понятия и категории юридических наук (гражданского, административного, уголовного права и процесса, исполнительно-трудового права, криминологии, криминалистики и др.), ибо лишь после того как выяснена сущность и отличительные особенности этих правоотношений, имеет смысл выражать их развитие посредством статистических показателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|