Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для самопроверки




пространственных представлений обучению центр верхнюю нижнюю правый верхний углы левую методические рассматривают описывают
 

В подготовительной группе развитие... восприятий и... рассматривается как один из самых важных компонентов под­готовки к... в школе. Закрепляются уме­ния находить..., середину,... и... части страницы,... и левый,... и нижний..., правую и... стороны листа тетради. С этой Целью используются разные... приемы. На первых этапах работы..., анализируют и • •■ размещение предметов, игрушек,...


геометрического; карточках зрительные слуховые

материала на иллюстрациях,.... На сле­дующих занятиях большую роль играют..., а потом... диктанты.

§ 7. Ориентирование во времени

В группе детей седьмого года жизни предусмотрено оз­накомление с такими единицами времени как год, месяц, секунда, минута, час. Ориентирование во времени приоб­ретает все более совершенные формы: дети должны при вы­полнении практических заданий укладываться в отведен­ное для этого время, планировать и рассчитывать свои дей­ствия по времени, ориентируясь по обычным и песочными часами.

Работа начинается с повторения, уточнения и закрепле­ния знаний, полученных в предыдущих группах. Дети учатся точнее обозначать части суток, выделять такие ориентиры, как полночь и полдень, рассвет и сумерки. С помощью наблю­дений и сравнений воспитатель поясняет детям понятие не­босвод, горизонт, обращает внимание на цвет небосвода ут­ром, вечером, положение солнца относительно линии гори­зонта, его положение относительно отдельных предметов на участке детского сада: над деревьями, за домами и т.д. На участке, освещеном солнцем, можно вбить колышек и на­блюдать за направлением и длиной тени от него. Такие на­блюдения дают возможность убедиться, что утром и вечером солнце можно увидеть в разных частях горизонта, в эти пе­риоды суток оно стоит невысоко относительно горизонта. Днем солнце поднимается выше. Тени от предметов днем короче, чем утром и вечером. В полдень солнце высоко на небе, дети в это время играют на участке.

Наблюдая за движением солнца, следует напомнить, что время, когда оно начинает садиться за линию горизонта, называют вечером, а само это явление — «заходом солнца». Утром солнце появляется из-за горизонта, и называется это явление «восходом солнца». Вечером, после захода солнца, на улице начинает смеркать — это сумерки, а утром, когда солнце восходит, каждую минуту становится светлее и свет­лее — это рассвет. Об этих периодах говорят: «в сумерки» или «на рассвете».

Для закрепления этих понятий воспитатель предлагает де­тям репродукции картин, иллюстраций, разные модели (плос­костные и объемные) и проводит с ними беседы. Можно


использовать репродукции картин великих русских худож­ников: И.Айвазовского, А.Куинджи, И.Левитана, В.Серо­ва, И.Шишкина и наших современных — И.Глазунова, 5 Щербакова и других. При этом воспитатель должен обра­щать внимание на то, что часто дети не различают состоя­ний «сумерки» и «облачная погода».

Знания о годе как мере исчисления времени начинают формировать на основе повторения детьми знаний о порах (временах) года, характерных признаках каждого сезона. Сле­дует остановиться на том, что каждая пора года продолжает­ся определенный отрезок времени, и времена года повторя­ются. Именно это ритмичное повторение и привело людей к мысли взять общую продолжительность зимы, весны, лета и осени вместе за меру для обозначения больших промежутков времени. Назвали эту меру год. «Год содержит много дней, — говорит воспитатель, — их столько, сколько листочков в этом календаре», — показывает отрывной календарь (Т.Д.Рихтер-ман, К.В.Назаренко).

Внимание обращают на то, что годами измеряют боль­шие промежутки времени, например исторические со­бытия, возраст человека. Следует выяснить соответствие между возрастом и количеством прожитого времени (ко­личеством лет). Используя изобразительную наглядность, опираясь на опыт детей, воспитатель поясняет им, что означают определенные слова: мальчик, юноша, мужчина, дедушка; девочка, девушка, женщина, бабушка.

Детям поясняют, что для удобства люди разделили год на двенадцать меньших отрезков, которые назвали месяцами. «А какой сейчас месяц? — спрашивает воспитатель. — Что вы мо­жете рассказать об этом месяце?» Дети рассказывают, что этот месяц называется сентябрем. Первое сентября — начало учеб­ного года в школе; сентябрь — первый месяц осени. Потом воспитатель называет другие месяцы осени: октябрь, ноябрь. Объясняет, почему люди назвали так эти месяцы. Наблюдения за явлениями в природе и деятельности людей создают нужные ассоциации в представлениях детей о каждом месяце. Напри­мер, январь — елочка, украшенная огнями; февраль — вью­га, длинная ночь, занесенные снегом дома; март — березка, над которой кружат грачи, строят гнезда, и т.д.

Чтобы закрепить сведения о том, что год делится на че­тыре сезона, а в каждом из них — по три месяца, воспита­тель может использовать сказку СЯ.Маршака «Двенадцать месяцев». Дети запоминают названия месяцев по порядку и Для каждого сезона: зимние, весенние, летние, осенние. Вос-

 

 


питатель поясняет, что по календарю каждый новый год на­чинается с января — зимой, а заканчивается также зимой — в декабре. Чтобы дети лучше запомнили декабрь, использу­ются загадки типа: какой месяц заканчивает год, а зиму на­чинает? (Декабрь).

Благодаря целенаправленной работе формируются представления и понятия о некоторых особенностях вре­мени: объективность, т.е. невозможность ускорить, из­менить его; необратимость — время всегда идет вперед, нельзя вернуть день вчерашний. На разных примерах жизненных ситуаций нужно показать важность эконо­мии времени, точного использования его. Опираясь на опыт детей, следует подчеркнуть, что время измеряют особыми оборудованием — часами. Дети знакомятся с циферблатом часов, у них формируются понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.

На одно из занятий воспитатель приносит демонстраци­онные часы (картонный циферблат с движущимися стрелка­ми) и сообщает, что теперь дети будут учиться обозначать время по часам. Рассматривают циферблат часов. «Какой фор­мы циферблат? Одинаковой ли длины стрелки? Как они дви­гаются? Какая стрелка двигается быстрее? Поверните длин­ную стрелку так, чтобы она прошла полный круг. За какое время большая стрелка делает один круг? Какой путь за это время проходит короткая стрелка? За какой отрезок времени пройдет большая стрелка половину круга?»

На следующем занятии воспитатель закрепляет знания детей о циферблате часов. «Какие стрелки есть на циферблате часов? — спрашивает воспитатель. — Что показывает каждая стрелка? Если большая стрелка стоит на 12, то время обо­значают числом, на которое указывает маленькая стрелка будильника. Поставьте стрелки так, чтобы будильник пока­зывал ровно три часа. Расскажи, Саша, как ты поставил стрелки, на какие числа они показывают? Который сейчас час?» Такие задания повторяют несколько раз.

Потом воспитатель может предложить рассмотреть табли­цу или картинку. «В котором часу проснулся медвежонок? Сколько сейчас показывают часы? На какие цифры показы­вают большая и маленькая стрелки?» и др. Детям приводят примеры из режима дня (дома и в детском саду). При этом они сами устанавливают маленькую стрелку на будильнике.' «Если две стрелки показывают на 12, то сколько сейчас вре­мени? Правильно, это 12 часов дня или ночи. В 12 часов ночи заканчиваются сутки и начинаются новые». Дети долж-


ны усвоить, что может быть 2 часа дня и 2 часа ночи, 6 часов вечера и 6 часов утра.

Знания актуализируются, если они закрепляются в жиз­ненных ситуациях. Начиная занятие, воспитатель обра­щает внимание на будильник: «Сейчас девять часов и пять минут. Занятие закончится через полчаса. Который это будет час?» В конце занятия дети снова смотрят на часы, уточняют, как долго шло занятие.

После того как усвоены понятия «час», «полчаса», можно ознакомить с понятиями «четверть часа» и «без четверти час».

Дети вспоминают, как они делили круг на четыре час­ти, что такое четверть, половина, три четверти или круг без одной четверти. На циферблате можно также условно выделить четыре части. Обозначая время, люди часто гово­рят не точно, а называют части: четверть первого, полови­на второго, без четверти три часа. Потом можно предложить поставить стрелки так, чтобы они показывали четверть пя­того, половину третьего или без четверти четыре.

При ознакомлении детей с меньшими единицами време­ни (минута, секунда) воспитатель может использовать пе­сочные часы. Систематические наблюдения за временем фор­мируют у них чувство времени, отношение к нему.

Вопросы и задания

1. Какие специфические задачи по математике решаются в
подготовительной к школе группе? Обоснуйте их актуальность.

2. Сделайте сравнительный анализ вариативных программ
по математике, по которым работают детские сады в на­
стоящее время.

3. Раскройте суть понятий «типы арифметических задач».
Опишите последовательность учебной работы к ознакомлению
детей с решением арифметических задач разных типов: нахож­
дение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) числа на не­
сколько единиц, на разностное сравнение чисел.

4. Сравните характеристики основных методов формиро­
вания у детей седьмого года жизни знаний и умений о количе­
стве и счете.

 

5. Раскройте содержание и обоснуйте методику форми­
рования у детей представлений и понятий о величине, форме
и пространстве.

6. Во время педагогической практики изучите возрастные
и индивидуальные особенности знаний детей о времени (еди­
ницы и свойства времени). Проанализируйте эти данные.

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ

§ 1. Требования современной начальной школы к математическому развитию детей

Успехи в школьном обучении во многом зависят от ка­чества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и по­знавательной активности ребенка. Школа постоянно повы­шает требования к интеллектуальному, в частности мате­матическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический про­гресс, увеличение потока информации, изменения, проис­ходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни, совершенствование содержания и повышение зна­чимости математического образования, переход на обуче­ние в школе с шести лет и др.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны и выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающийся процесс.

Создание единой системы воспитания и образования под­растающего поколения предусматривает неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев этой си­стемы, в данном случае в детском саду и школе.

Преемственность — это не что иное, как опора на пройденное использование и дальнейшее развитие име­ющихся у детей знаний, умений и навыков. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного, но на новом, более высоком уровне. Преем­ственность дает возможность в комплексе решать позна­вательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспектив­но нацелено на требования последующего.

Обучение дошкольников как начальное звено образо­вания ориентируется на возможности детей этого возра­ста, а также на требования современного начального обу­чения. Оба эти условия определяют содержание, органи­зационные формы, методы и средства обучения.


Еще КД.Ушинский обосновал мысль о взаимоотноше­ниях «подготовительного обучения» и «методического обу­чения в школе». Он считал, что систематическому обуче­нию в школе должно предшествовать подготовительное обу­чение в дошкольном возрасте; начало методического обучения в школе рекомендовал определять индивидуаль­но, опираясь на уровень развития ребенка, его подготов­ленность к усвоению знаний. В процессе обучения, как счи­тал педагог, необходимо учитывать личный опыт ребенка, его знания и развитие в целом. Любое новое упражнение должно сочетаться с предыдущим, опираться на него и де­лать шаг вперед.

В работах Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер, Ф.А.Михайловой, Н.Г.Бакст, З.Н.Пигулевской, А.М.Леушиной есть много ценного и полезного в этом плане, хотя вопросы преем­ственности не были в центре их внимания. В 20—40-е годы разработанные ими положения невозможно было полно­стью реализовать, так как для этого не было необходи­мых условий, а главное — не хватало специальных иссле­дований по проблемам преемственности. Лишь в середине 60—70-х годов появились первые экспериментальные ис­следования НА.Поповой, Т.В.Тарунтаевой, П.А.Сагым-бековой на эту тему. Установление преемственности за­держивалось по объективным причинам. Прежде всего от­рицательно влияло недостаточное количество дошкольных учреждений, большая часть детей в первый класс посту­пала из семьи, без предварительной систематической под­готовки. Семейное воспитание не обеспечивало должного уровня математического и в целом умственного развития детей. Кроме того, длительное время наблюдалась несог­ласованность учебно-воспитательных задач в детском саду и школе.

В настоящее время значительно возросла роль обществен­ного дошкольного воспитания. С целью совершенствования подготовки всех детей шестилетнего возраста к школе орга­низуются подготовительные классы при школах, подготови­тельные группы в детских садах.

Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предва­рительная подготовка безусловно существенно влияют на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяется правильной органи­зации учебно-воспитательной работы в детских садах, осо­бенно в старшем дошкольном возрасте.


Психолого-педагогические исследования последних лет (Г.Г.Петраченко, Н.Н.Поддьяков, Н.Ф.Виноградова, Н.Ф.Алиева и др.) дали возможность усовершенствовать со­держание обучения дошкольников, в частности математи­ке. Перестройка вариативных программ обучения и воспи­тания в детском саду осуществлялась прежде всего в соот­ветствии с требованиями начальной школы, которые предъявляются к математической подготовке детей, и осо­бенностей их математического развития.

Одно из самых первых требований начальной школы заключается в том, чтобы у выпускников дошкольных учреждений сформировать интерес к учебной деятельно­сти, желание учиться, создать прочную основу элемен­тарных математических знаний и умений. В соответствии с этим требованием дети должны знать числа в пределах десяти, уметь считать в прямом и обратном порядке по одному и группами, обозначать место того или иного числа в натуральном ряду, уменьшать или увеличивать число на несколько единиц (прибавлять и отнимать), понимать от­ношения между смежными числами, знать состав чисел из двух меньших, составлять и решать простые задачи и примеры на сложение, вычитание, пользоваться знаками +, —, =. Они должны уметь делить предмет на две, четыре равные части, знать, как они называются, на конкрет­ном материале устанавливать, что целое больше, чем часть этого целого.

Дети учатся обозначать размеры предметов непосред­ственно сравнением, а также с помощью измерений ус­ловной мерой и линейкой, чертить отрезки определен­ной длины. Они знакомятся с многоугольниками и их элементами: сторонами, углами, вершинами, должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги, в тет­ради, книге, во времени и в окружающем пространстве.

Однако современную школу не удовлетворяет формаль­ное усвоение этих знаний и умений. Дальнейшее обуче­ние в школе обычно зависимо от качества усвоенных зна­ний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому современная дошкольная дидактика направлена на отра­ботку путей оптимизации обучения с целью повышения этих качеств. Выпускники дошкольных учреждений дол­жны осознанно, с пониманием сути явлений уметь ис­пользовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд).


Одно из главных требований начального обучения к ма­тематической подготовке заключается в дальнейшем разви­тии мышления дошкольников. Математика — это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную эле­ментарную математику абсолютно невозможно без достаточ­ного уровня развития логического мышления.

Психологические исследования Н.Н.Поддьякова, Н.И.Не-помнящей свидетельствуют о возможностях детей в актив­ном развитии аналитико-синтетической деятельности, всех форм мышления. Этого можно добиться на основе научно обоснованной коррекции как содержания, так и методики обучения.

Современная начальная школа требует от выпускни­ков детского сада целостной комплексной подготовки их к обучению. Подготовка детей к школе по содержанию и целенаправленности делится на общую и специальную. Пер­вая предусматривает ознакомление детей с элементарны­ми нормами и этикой поведения, воспитания, познава­тельных интересов, формирования самостоятельности, от­ветственности, настойчивости. Вторая имеет целью вооружить дошкольников знаниями и умениями, которые непосред­ственно вводятся в содержание отдельных дисциплин началь­ной школы, в частности математики. При этом специалисты указывают на необходимость формирования специальных качеств дошкольника.

Среди таких качеств В.К.Котырло, С.П.Тищенко и дру­гие выделяют активность, инициативность, любознатель­ность, самостоятельность, способность к самоконтролю и саморегуляции, овладение основными видами учебных действий, готовность сенсомоторного аппарата, форми­рование наиболее важных навыков и привычек.

Современная школа требует от ребенка, который начина­ет обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных форм умственной деятельности, сформирован­ных морально-волевых качеств уже в дошкольные годы. Выполнение всех этих требований способствует повыше­нию уровня общей готовности ребенка к школьному обу­чению. Только на фоне общей готовности ребенка мате­матическая подготовка его способна обеспечить усвоение математики в школе, дальнейшее развитие интереса к математической деятельности.

В школе перед ребенком все с большей глубиной будут открываться научные знания, которые требуют готовно­сти оперировать абстрактными понятиями. Главное при


этом не развитие отдельных функций (восприятие, внима­ние, память и т.д.).а смена функциональных связей и отн<ь шений в сознании ребенка.

Сознание, как отмечает Л.С.Выготский, развивается как целое, меняя с каждым новым этапом свое внутреннее стро­ение и связь частей, а не как сумма отдельных изменений, которые происходят в развитии каждой отдельной функции. Доля каждой функциональной части в развитии сознания зависит от изменения целого, а не наоборот. Такое измене­ние функционального строения является главным и суще­ственным в развитии личности.

Достижение высокого уровня готовности детей к обуче­нию в школе предусматривает усовершенствование прежде всего содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в детском саду, в частности в обучении их матема­тике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...