Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

330  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




330  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

предупреждения развития нежелательных состояний является устранение причин их развития. Этот эффект достигается при эргономическом обеспечении процесса проектирования ново­го вида деятельности, совершенствования или улучшения уже существующих ее видов.

Следует отметить, что способы реализации задач психоло­гического (эргономического) обеспечения трудовой деятельно­сти могут быть использованы в той или иной степени и в других формах и сферах активности человека (учебный процесс, спор­тивная деятельность, досуг, работа по дому и т. д. ), что будет способствовать предупреждению нежелательной психической напряженности (внутри- и межличностной), возникновению личностного, семейного, рабочего стресса и т. п.

При всей перспективности указанных направлений про­филактики нарушений функционального состояния и раз­вития стресса в различных условиях жизни и деятельности периодически возникают стрессогенные ситуации, связанные с нарушениями привычного рационального организованного процесса межличностного общения, работы, финансового по­ложения, личностной позиции и т. д. В силу их неожиданности, подчас непредсказуемости, высокой личностной значимости, они могут привести к развитию психической напряженности, психологического стресса и оказать влияние на самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Возможность воз­никновения таких функциональных расстройств требует ис­пользования других, оперативных способов и средств борьбы с явлениями стресса, которые должны быть ориентированы на особенности реакций конкретного человека с точки зрения ее интенсивности, индивидуальной чувствительности к различ­ным способам регуляции состояния и т. п. В ряде случаев не­которые средства целесообразно использовать в стрессогенной ситуации для поддержания благоприятного самочувствия и работоспособности на должном уровне, повышения устойчи­вости организма и психики к воздействию неблагоприятных факторов, а также для ускоренного и полного восстановления функционального состояния или стимуляции повышения уровня функциональной надежности и работоспособности.

Известно довольно большое количество приемов опера­тивного, непосредственного управления функциональным


 

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

состоянием человека, некоторые из которых успешно приме­няются или могут быть использованы для регуляции функцио­нального состояния, и в частности преодоления стресса. Их содержание, способы и результаты использования изложены в ряде обзорных работ [47, 67, 69, 123, 124, 132, 141, 173, 191 и др. ]. Некоторые из них будут представлены в последующих главах настоящей книги.

А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова [127] провели системати­зацию основных способов оптимизации функционального состояния человека. При этом обращено внимание на значение в профилактике функциональных нарушений таких характе­ристик трудовой деятельности, как эргономичность орудий (средств) труда и рабочего места, рациональность содержания и способов трудового процесса, условий и организации дея­тельности. Отмечая важность профилактики стресса, авторы наибольшее внимание обращают на использование методов непосредственного воздействия на субъекта для управления развитием и проявлениями измененного функционального состояния. Данное положение обусловлено тем, что способы эргономического обеспечения трудовой деятельности, ориен­тированные на оптимизацию выполнения типовых и нештат­ных (аварийных) задач на основе учета «человеческого фак­тора» в системе «человек — трудовая деятельность», пока еще недостаточно активно внедряются в практику проектирования, создания и эксплуатации человеко-машинных систем в виду технических, технологических, экономических и других огра­ничений. К тому же эргономические требования к деятельно­сти основаны на обобщенных (и усредненных) характеристи­ках функциональных возможностей, как правило, достаточно представительной совокупности людей и в них нивелируются, не отражаются в полной мере профессиональные, психологи­ческие, физиологические и другие особенности конкретного человека, индивидуальные характеристики его функциональ­ного состояния, когнитивных процессов и психомоторики, личностных свойств, чувствительности и реактивности систем организма и психики, профессиональной подготовленности и других компонентов «личного фактора» [37].

Среди способов непосредственного воздействия на функ­циональное состояние А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова выдели-


332  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ли две группы способов внешнего воздействия и внутренней оптимизации состояния. К первой группе способов относятся:

1) нормализация режима питания и витаминотерапия; 2) фар­
макотерапия; 3) рефлексотерапия; 4) функциональная музыка
и цветомузыка; 5) библиотерапия; 6) коммуникационные
воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз). Вторая
группа включает: 1) самогипноз; 2) нервно-мышечную релак­
сацию; 3) идеомоторную тренировку и сенсорную репродук­
цию; 4) аутогенную тренировку; 5) гимнастику и самомассаж;
6) специальную подготовку и спецобучение; 7) поведенческую
психотерапию; 8) групповой тренинг. Указанные способы
предусматривают использование вербальных, невербальных,
аппаратных, контактных, дистанционных методик в режимах
индивидуального и группового управления функциональным
состоянием.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов в своей работе [143] клас­сифицировали методы регуляции психических состояний летного состава, и в частности коррекции функциональных нарушений и восстановления профессионального здоро­вья. Авторы разделяют эти методы на две группы: в первую вошли методы оперативного управления состоянием, во вторую — методы программного (заранее запланированного) воздействия и управления. В эти группы методов входят четы­ре класса методических приемов регуляции функционального состояния.

Первый класс (методы психической регуляции) — 1) ауто­генная тренировка; 2) специальные приемы регуляции (идео-моторная тренировка, «эмпатийный» полет); 3) «самокон­троль—саморегуляция»; 4) музыкальное кондиционирование; 5) аромофитоэргономика.

Второй класс (методы психофизиологической регуля­ции) — 1) физические упражнения в период профессиональ­ной деятельности; 2) массаж; 3) рефлексотерапия, рефлексо-профилактика; 4) термо-восстановительные процедуры; 5) электростимуляция.

Третий класс (физиолого-гигиенические методы) — 1) организация рационального режима труда, отдыха и питания;

2) активный отдых; 3) закаливание; 4) регуляция среды про­
фессиональной деятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...