330 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса
330 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса предупреждения развития нежелательных состояний является устранение причин их развития. Этот эффект достигается при эргономическом обеспечении процесса проектирования нового вида деятельности, совершенствования или улучшения уже существующих ее видов. Следует отметить, что способы реализации задач психологического (эргономического) обеспечения трудовой деятельности могут быть использованы в той или иной степени и в других формах и сферах активности человека (учебный процесс, спортивная деятельность, досуг, работа по дому и т. д. ), что будет способствовать предупреждению нежелательной психической напряженности (внутри- и межличностной), возникновению личностного, семейного, рабочего стресса и т. п. При всей перспективности указанных направлений профилактики нарушений функционального состояния и развития стресса в различных условиях жизни и деятельности периодически возникают стрессогенные ситуации, связанные с нарушениями привычного рационального организованного процесса межличностного общения, работы, финансового положения, личностной позиции и т. д. В силу их неожиданности, подчас непредсказуемости, высокой личностной значимости, они могут привести к развитию психической напряженности, психологического стресса и оказать влияние на самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Возможность возникновения таких функциональных расстройств требует использования других, оперативных способов и средств борьбы с явлениями стресса, которые должны быть ориентированы на особенности реакций конкретного человека с точки зрения ее интенсивности, индивидуальной чувствительности к различным способам регуляции состояния и т. п. В ряде случаев некоторые средства целесообразно использовать в стрессогенной ситуации для поддержания благоприятного самочувствия и работоспособности на должном уровне, повышения устойчивости организма и психики к воздействию неблагоприятных факторов, а также для ускоренного и полного восстановления функционального состояния или стимуляции повышения уровня функциональной надежности и работоспособности.
Известно довольно большое количество приемов оперативного, непосредственного управления функциональным
Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса состоянием человека, некоторые из которых успешно применяются или могут быть использованы для регуляции функционального состояния, и в частности преодоления стресса. Их содержание, способы и результаты использования изложены в ряде обзорных работ [47, 67, 69, 123, 124, 132, 141, 173, 191 и др. ]. Некоторые из них будут представлены в последующих главах настоящей книги. А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова [127] провели систематизацию основных способов оптимизации функционального состояния человека. При этом обращено внимание на значение в профилактике функциональных нарушений таких характеристик трудовой деятельности, как эргономичность орудий (средств) труда и рабочего места, рациональность содержания и способов трудового процесса, условий и организации деятельности. Отмечая важность профилактики стресса, авторы наибольшее внимание обращают на использование методов непосредственного воздействия на субъекта для управления развитием и проявлениями измененного функционального состояния. Данное положение обусловлено тем, что способы эргономического обеспечения трудовой деятельности, ориентированные на оптимизацию выполнения типовых и нештатных (аварийных) задач на основе учета «человеческого фактора» в системе «человек — трудовая деятельность», пока еще недостаточно активно внедряются в практику проектирования, создания и эксплуатации человеко-машинных систем в виду технических, технологических, экономических и других ограничений. К тому же эргономические требования к деятельности основаны на обобщенных (и усредненных) характеристиках функциональных возможностей, как правило, достаточно представительной совокупности людей и в них нивелируются, не отражаются в полной мере профессиональные, психологические, физиологические и другие особенности конкретного человека, индивидуальные характеристики его функционального состояния, когнитивных процессов и психомоторики, личностных свойств, чувствительности и реактивности систем организма и психики, профессиональной подготовленности и других компонентов «личного фактора» [37].
Среди способов непосредственного воздействия на функциональное состояние А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова выдели- 332 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса ли две группы способов внешнего воздействия и внутренней оптимизации состояния. К первой группе способов относятся: 1) нормализация режима питания и витаминотерапия; 2) фар В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов в своей работе [143] классифицировали методы регуляции психических состояний летного состава, и в частности коррекции функциональных нарушений и восстановления профессионального здоровья. Авторы разделяют эти методы на две группы: в первую вошли методы оперативного управления состоянием, во вторую — методы программного (заранее запланированного) воздействия и управления. В эти группы методов входят четыре класса методических приемов регуляции функционального состояния.
Первый класс (методы психической регуляции) — 1) аутогенная тренировка; 2) специальные приемы регуляции (идео-моторная тренировка, «эмпатийный» полет); 3) «самоконтроль—саморегуляция»; 4) музыкальное кондиционирование; 5) аромофитоэргономика. Второй класс (методы психофизиологической регуляции) — 1) физические упражнения в период профессиональной деятельности; 2) массаж; 3) рефлексотерапия, рефлексо-профилактика; 4) термо-восстановительные процедуры; 5) электростимуляция. Третий класс (физиолого-гигиенические методы) — 1) организация рационального режима труда, отдыха и питания; 2) активный отдых; 3) закаливание; 4) регуляция среды про
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|