Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

336  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




336  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса


Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса


337


 


S

S


Как уже отмечалось, средства и методы эргономического обеспечения процесса создания (проектирования) новых и со­вершенствование существующих видов деятельности направ­лены на снижение их сложности, вредности, стрессогенности за счет учета психологических, физиологических и других особенностей человека, его возможностей и ограничений: 1) в содержании трудовых процессов (сложность задач, алгоритмы их решения, потоки информации, построение психических образов и т. д. ); 2) в конструкции орудий труда (адекватность средств отображения информации и органов управления, их компоновка на рабочем месте, формы кодирования инфор­мации и т. д. ); 3) в характеристиках санитарно-гигиенических и социально-психологических условий (микроклимат, шум, освещенность, газовый состав, межличностные отношения, групповые процессы и т. д. ) и 4) в организации деятельности (рациональный режим труда, отдыха и питания, регламента­ция рабочей нагрузки, организация психологической под­держки, обеспечение безопасности труда).

Оценка и формирование профессиональной пригодности предусматривают разработку и проведение мероприятий, в частности, по 1) профессиональному психологическому от­бору специалистов (оценка степени соответствия психических возможностей, способностей, личностных свойств требовани­ям конкретной деятельности и прогнозирование профпригод­ности); 2) психологической подготовке к деятельности в экс­тремальных условиях; 3) оценке уровня стрессоустойчивости и ее формированию; 4) развитию профессионально важных качеств личности; 5) психологической экспертизе причин аварийности, низкой эффективности подготовки к реальной деятельности; 6) клинико-психологической экспертизе лиц с нарушениями психического и физического здоровья, с явле­ниями нервно-психической неустойчивости и т. д.

Профилактические мероприятия и методы индивидуаль­ного воздействия предусматривают, прежде всего, пропаганду и обеспечение здорового образа жизни, и в частности, рацио­нальное питание (его состав, режим и т. д. ), занятия физи­ческими упражнениями, борьба с вредными привычками, а также адаптацию к экстремальным условиям жизнедеятель­ности (закаливание, приспособление к воздействию высоких


338   Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

и низких температур и другим экстремальным факторам), управленческие воздействия (материальные и моральные по­ощрения, карьерные продвижения, рабочее инструктирование и т. д. ), социальное и медицинское обеспечение (предостав­ление работы и жилья, повышение зарплаты, забота о детях, диспансеризация, санаторно-курортное лечение, организация отдыха и т. д. ).

Мероприятия по коррекции состояния стресса, то есть снижение его эффектов и восстановление функционального состояния, обеспечивают, во-первых, внешние (индивиду­альные) воздействия на конкретного человека с помощью методов и средств 1) психической и психофизиологической регуляции — рефлексотерапия, функциональная музыка, библио-, аромато-, ландшафтотерапия; 2) электрофизиологи­ческой регуляции — электростимуляция нервно-мышечного аппарата, электростимуляция ЦНС, магнитотерапия и т. д.; 3) физиолого-гигиеническая регуляция — дыхание чистым кис­лородом, гипербарическая оксигенация и т. д.; 4) физическая регуляция — массаж, сауна, баня, душ; 5) фармакологическая регуляция — седативные препараты, транквилизаторы, адап-тогены и т. д.

Методы психической саморегуляции включают: 1) приемы формирования начальных навыков самоконтроля, управления мышечным тонусом и ритмом дыхания, самоконтроля, регу­ляции внимания и т. д.; 2) аутогенную тренировку (приемы самовнушения для достижения глубоких степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий); 3) приемы медитации (умственные действия по приведению психики в состояние углубленной сосредоточенности, концен­трации и, как следствие, устранение крайних эмоциональных проявлений, понижением реактивности); 4) приемы дисенси-билизации (снижение крайней степени тревоги и специфи­ческих страхов (фобий); 5) когнитивное реструктурирование (изменение способов мышления для повышения самооценки, самоутверждения); 6) метод биологической обратной связи (регуляции функционального состояния путем контроля и самоуправления его физиологическими и психофизиологиче­скими параметрами).

Опыт использования различных методов и средств преодо-


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...