Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса_____________________. Приемы групповой профилактики. Приемы групповой профилактики




I


Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса_____________________

ления стресса свидетельствует о том, что их выбор и эффектив­ность применения определяются рядом факторов: во-первых, индивидуальными особенностями субъекта, в частности, его психическим статусом, состоянием здоровья, возрастом, осо­бенностями анамнеза (переживания в прошлом); во-вторых, индивидуальным стилем жизни (формы активности, нагруз­ки), эмоциональными реакциями (раздражительность, апатия, радость и т. п. ), связанными с выполнением домашней работы, учебой, профессиональной деятельностью, проведением до­суга и т. д.; в-третьих, использованием процедур объективного и субъективного контроля за функциональным состоянием; в-четвертых, целями коррекции состояния стресса (снижение эмоциональных проявлений, ликвидация объективных на­рушений психического статуса, межличностных отношений в трудовой деятельности).

Содержанию конкретных методических приемов преодо­ления стресса посвящены 13—16 главы этой книги.


Глава 13

Приемы групповой профилактики

стресса

Одним из направлений профилактики развития стресса явля­ется совершенствование трудовой деятельности человека на основе изучения и учета ее психологических закономерностей, роли психических, психофизиологических, физиологических функций и их индивидуальных и общих особенностей в ре­ализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека к деятельности. Изучение психологических аспектов различных видов трудовой деятельности человека, со­вершенствование и проектирование новых ее видов основано на достижениях различных отраслей психологии (инженерной, социальной, дифференциальной, когнитивной психологии, психофизиологии, психологии труда, личности и т. д. ), а также на использовании теоретических и методических материалов из ряда других наук о человеке — социологии, педагогики, физио­логии и гигиены труда, медицины, системотехники и т. д.

Профилактика стресса актуальна для всех видов жизне­деятельности человека, его индивидуальной и общественной активности, и в каждой из них методы и средства превентив­ных мероприятий, рекомендаций имеют свои особенности, прежде всего, в связи со своеобразием причин и последствий возникновения и проявления состояния стресса. Наиболее ярко эти особенности проявляются в сложных, ответственных, опасных профессиях (космонавты, летчики, авиадиспетчеры, операторы АЭС и др. ), где роль человека («человеческого фактора») особенно велика с точки зрения эффективности, надежности, безопасности труда, а также работоспособности, профпригодности, состояния здоровья, профессионального долголетия самого работника.


Деятельность человека в современных системах управ­ления производством, транспортом, энергетикой является стрессогенной, и поэтому актуальны вопросы ее совершен­ствования на основе учета «человеческого фактора» как на этапах проектирования и создания новых видов техники и рабочих мест, так и путем профессионального отбора наиболее пригодных и стрессоустойчивых специалистов, их подготовка к действиям в условиях вероятного развития стресса. Научно-практическое направление работ в этой области связано с ре­шением задач эргономического обеспечения проектирования, создания, испытания и реализации трудовой деятельности человека в системах «человек—машина—среда».

Одной из главных задач эргономики (от греч. ergon — ра­бота, потов — закон) является разработка методов и требо­ваний по учету «человеческого фактора» при модернизации действующей и создании новой техники, технологии и деятельности в целом. Человеческий фактор — это инди­видуальные характеристики человека (профессиональные, психологические, физиологические, физические и др. ), проявляющиеся в конкретных условиях взаимодействия с объектами управления. Возникновение эргономики связано со значительной ролью «человеческого фактора» в трудовой деятельности, недостаточный учет которого, в частности, определяет функциональное перенапряжение организма и психики, развитие психологического стресса, а следователь­но, и снижение эффективности, надежности и безопасности труда, развитие психосоматических расстройств и профессио­нальных заболеваний.

Психологические особенности трудовой деятельности, содержание практических рекомендаций по обеспечению высокой работоспособности и стрессоустойчивости челове­ка являются в определенной степени специфическими для каждой профессии, которая определяется конкретными ее особенностями с точки зрения процессов, орудий, условий, организации, а также требований к субъекту труда. Однако направления изучения особенностей деятельности и основ­ные пути, методы и средства ее оптимизации, в том числе для профилактики стресса, можно считать достаточно общими, едиными для различных профессий и видов деятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...