Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

342 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




342   Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

13. 1. Деятельность человека в системах управления техникой и стресс

Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле связан с комплексной автомати­зацией работы систем управления, широким применением вычислительной техники, использованием информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, ин­тенсификацией труда. Коренным образом меняется характер труда — упрощаются жестко алгоритмизированные функции специалиста, но возрастают количество возможных проблем­ных ситуаций и темп работы, повышается значимость и ответ­ственность за результаты и последствия деятельности.

Проблема надежности, устойчивости человека в условиях воздействия экстремальных факторов и развития психологи­ческого стресса привлекла к себе повышенное внимание во многих сферах его трудовой деятельности. Известно, напри­мер, что наиболее характерной чертой операторской деятель­ности является опосредованное восприятие внешнего мира и управляемого объекта с помощью информационной модели. Кодирование информации на средствах ее отображения, ис­пользование средств автоматизации лишает человека целого ря­да существенных натуральных признаков объектов управления, затрудняет формирование адекватного психического образа объекта и ситуации. Передача ряда функций информационной подготовки решения и управления объектом автоматическим устройствам повышает значимость контроля за их работой, что обусловливает необходимость сохранения высокой бдительно­сти, готовности вмешательства в управление. Использование в системах управления разнокодовой информации, ее представ­ление на ограниченном пространстве приборов в дискретном или совмещенном режиме отражаются на процессах форми­рования и актуализации оперативных психических образов, их интерференции, взаимной индукции или дискоординации, что в конечном итоге определяет уровень устойчивости профессио­нально важных функций и работоспособности человека.

В системах управления информационные процессы яв­ляются основным содержанием профессиональной деятель­ности, а возникающие в ходе решения трудовых задач про-


I


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

блемные ситуации, отказы техники, критические режимы, ошибочные действия и другие нарушения, влекущие за собой неблагоприятные последствия вплоть до аварий и катастроф, развиваются на фоне воздействия объективно и субъективно чрезвычайно значимой сигнальной информации или иска­жения, нарушения информационного обеспечения процесса управления. Действия по разрешению проблемной ситуации в случае их ошибочности (несвоевременности, неточности) могут сами явиться причиной углубления этой проблемности, усиления отрицательных эффектов стрессогенной ситуации. Таким образом, в профессиональной деятельности сам про­цесс информационного обеспечения управления системой является основным источником сведений об угрозе неблаго­приятных воздействий или их последствий. Роль пережи­ваний, отрицательных эмоций, актуализации психических образов развития проблемных ситуаций и их исходов в этих условиях несомненно достаточно велика, но динамичность и оперативность протекания критических событий, необходи­мость напряженной деятельности, наличие информационных перегрузок, требующих значительных интеллектуальных усилий, проявляют наиболее специфические черты профес­сионального (психологического)стресса.

Следует отметить, что любая разновидность психологи­ческого стресса (внутри- и межличностного, семейного, про­фессионального, финансового и т. п. ) является в своей основе информационной, так как источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угроза или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений (или воспоминаний о прошлом), извлекаемых из памяти сведений о травмирующих психику событиях, ситу­ациях и их последствиях. Эти реакции, как правило, связаны с продуцированием негативных эмоций, развитием чувства тревоги на всем протяжении существования конфликтной ситуации (реальной или воображаемой) вплоть до разрешения или преодоления этого состояния. В любых видах психоло­гического стресса информация о неблагоприятном, опасном событии является пусковым моментом, определяющим угрозу его возникновения и формирующим чувство тревоги, функ-


344  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса


 


циональную напряженность на основе актуализации психи­ческого образа сложной, опасной, вредной, а следовательно, травмирующей, тревожной ситуации.

Психологические особенности человека и профессиональ­ной деятельности в системах управления техникой, особенно в экстремальных условиях, подчас приводят к возникнове­нию ошибочных действий, которые обусловливают отказы технических систем, аварии и катастрофы. Этим нарушениям предшествует или их сопровождает развитие состояния пси­хической напряженности и стресса, которые часто являются стойкими последствиями этих событий и приводят к сниже­нию работоспособности и профессиональной пригодности, возникновению болезненных состояний.

Обзор литературы свидетельствует о том, что число аварий в опасных сферах деятельности по причине ошибок человека за последние тридцать лет возросло в четыре раза, а именно с 20 до 80% от всех причин. Эти высокие цифры происше­ствий проявляются в процессе деятельности человека при эксплуатации техники, но их предпосылки зарождаются при ее проектировании, изготовлении и обслуживании. Из-за недостаточного учета психологических, психофизиологиче­ских, антропометрических и других возможностей человека в конструкции систем управления, в условиях и организации деятельности, в ее содержании и способах реализации проис­ходит около 30—40% всех ошибок человека в авиации, более 60% тяжелых транспортных происшествий, более 50% аварий в энергосистемах. Из-за ошибок человека вследствие его не­достаточной подготовленности, неблагоприятных психоло­гических особенностей, утомления, стресса и других причин индивидуального характера происходит 60—80% всех аварий и несчастных случаев в промышленности и на транспорте. До 90% дорожно-транспортных происшествий возникает в связи с ошибками водителей в прогнозах ситуации и при принятии решений [6, 37, 43, 86, 113, 187].

В проблеме профессиональной и функциональной на­дежности человека одним из основных направлений является изучение причин ошибочных действий в целях профилактики ошибок и возможных их последствий, в том числе развития неблагоприятных функциональных состояний (например,


стресса). Ошибки человека должны рассматриваться не только как причина осложнения, ухудшения профессиональной дея­тельности, нарушения состояния профессионально важных качеств человека и его функциональных расстройств, но и как следствие индивидуальных особенностей психических и физи­ологических функций, проявляющихся в данных условиях.

Возможность ошибочных действий человека может быть заложена в форме неоптимальных и даже неверных решений на стадиях разработки, создания, экспертизы, обслуживания не только орудий труда (техники), но и всех остальных ком­понентов системы деятельности (ее организации и условий, отбора и подготовки специалистов). Для многих видов дея­тельности особую важность представляет определение причин ошибочных действий, которые связаны с нарушением процес­сов преобразования рабочей информации. Знание этих причин определяет пути их предотвращения и тем самым профилакти­ки развития профессионального стресса. Анализ ошибочных действий свидетельствует о том, что основной их причиной является объективное отсутствие регулятивной информации, что всегда ведет к нарушениям структуры соответствующей деятельности. Довольно часто это связано с подпороговым характером подачи информации, с недостатками в обратной связи для регуляции процессов управления, со слабой диффе­ренциацией между параметрами различных сигналов. Широко распространен класс причин, связанный с неиспользованием предложенной информации в результате маскировки сигнала, отвлечении внимания, превышения значений и т. п. с не­преднамеренным пропуском отображенной информации, с потерей информации вследствие ее избыточности, с ложной идентификацией и интерпретацией информации, с ошибоч­ными суждениями, с неправильным построением программ действий, с несвоевременными и неточными действиями и т. д. В качестве причин возникновения ошибочных действий могут также выступать а) эмоции, ассоциирующиеся с кон­кретным событием, профессиональной ситуацией, трудовой задачей; б) неопределенность информации, если ее не хватает для оценки ситуации; в) значимость события [37, 216].

Информационными причинами развития психологиче­ского стресса являются не только ситуации, связанные с на-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...