Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13.2. Эргономическое проектирование профессиональной деятельности




13. 2. Эргономическое проектирование профессиональной деятельности

Содержание процесса проектирования будущей или совершен­ствование существующей деятельности и отдельных ее компо­нентов (например, орудий или условий труда) заключается в обосновании требований к ней, в последующей их реализации на этапах проектирования и создания объекта и оценки, про­верки результатов разработки поставленным требованиям. Эргономическое проектирование является составной частью процедуры технического (конструкторского) проектирования объекта (деятельности) и представляет собой процедуру реали­зации эргономических (психологических, физиологических, гигиенических и др. ) требований к средствам, содержанию, условиям и организации деятельности на этапах разработки технического задания, технического предложения, эскизного и технического проектов, изготовления и испытания опытного образца средств деятельности, коррекции принятых решений, обоснования предложений по организации деятельности и т. д. [112, 134, 174, 189 и др. ].

Содержание эргономического проектирования деятель­ности предусматривает решение вопросов по включению человека в проектируемую деятельность и обеспечению не только ее эффективности и надежности, но также личной и коллективной безопасности человека, сохранения здоровья и функциональной устойчивости к воздействию экстремальных факторов деятельности. На этапах проектирования должны решаться такие вопросы, как распределение функций между


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

специалистами и между человеком и техникой, определение структуры, алгоритмов рабочего процесса, способов выполне­ния работы, требований к психологическим характеристикам человека, на этой основе — проектирование технических средств деятельности (средств отображения информации, органов управления, компоновки рабочего места). Решение перечисленных задач предусматривает создание рациональ­ных, с точки зрения функциональных возможностей человека обеспечения его работоспособности, условий для эффектив­ного выполнения трудовых задач.

На основании экспериментальных исследований и опыта трудовой деятельности в определенной области (профессии) формируются эргономические требования к вновь проек­тируемым видам орудий труда, содержанию трудового про­цесса, условиям и организации его реализации, а также к мероприятиям по профессиональному отбору и подготовке специалистов.

Исходя из своеобразия характеристик человека, лежащих в основе эргономических требований, последние классифи­цируются на следующие группы: 1) гигиенические, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятель­ности человека и ограничивают (в виде нормативов) воздей­ствие на него неблагоприятных факторов рабочей среды; 2) психологические, обусловленные особенностями психических процессов, свойств и состояний и определяющие особенности реализации функций по преобразованию информации и их устойчивой реализации при воздействии экстремальных фак­торов деятельности; 3) физиологические, отражающие энерге­тические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности, функциональные (адап­тационные) резервы организма и т. п.; 4) антропометрические, обусловленные размерными характеристиками человеческого тела (рук, ног, туловища) и определяющие пространственно-метрическую конфигурацию рабочего места специалиста.

Требования к средствам отображения информации (СОИ) заключаются в том, что они должны адекватно отображать объекты управления и окружающую среду; по количеству информации — обеспечивать рациональную информацион­ную нагрузку и не приводить к стрессогенным условиям ее


350  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

дефицита, избыточности и т. п., по форме и композиции СОИ должны соответствовать трудовым задачам и психологическим возможностям по преобразованию информации и т. д.

Требования к органам управления (ОУ) отражают необ­ходимость располагать их в соответствии с функциональной последовательностью рабочих действий с учетом сложивше­гося у человека стереотипа движений, обеспечивать равно­мерность загрузки обеих рук и ног специалиста и рациональ­ность (с точки зрения продолжительности работы, точности и координированное™ рабочих движений и т. д. ) мышечных усилий, кодировать ОУ формой и местоположением, чтобы не допускать перепутывания при их использовании без зритель­ного контроля, располагать ОУ с учетом принципа экономии движений и т. д.

Требования к рабочему месту определяют необходимость обеспечения зрительной и слуховой связи специалиста с обо­рудованием, а также между специалистами при совместной деятельности, использование средств защиты от опасных и вредных факторов внешней среды, создание рабочего про­странства для осуществления необходимых движений и пере­мещений в процессе выполнения трудовых задач, обеспечение соответствия конструкции рабочего места антропометриче­ским, психологическим и физиологическим характеристикам человека, выбор целесообразного рабочего положения (сидя, стоя) и т. д.

Требования к рабочей среде заключаются в том, что ее фак­торы (гигиенические, социальные, психологические) при их воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье, вызывать экстремальные состояния, психическое перенапряжение, стресс и снижать эффектив­ность и надежность профессиональной деятельности.

Требования к организации деятельности предусматривают рациональное планирование режима труда и отдыха, а также рабочей нагрузки в течение рабочего цикла (смена, день, неделя и т. д. ), восстановление работоспособности, распре­деление служебных обязанностей и расстановки кадров, сти­мулирование труда в целях обеспечения его эффективности и безопасности, сохранения профессионального здоровья и долголетия и т. д.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...