Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

346  Раздел 111. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




346  Раздел 111. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса


 


рушением процесса преобразования информации, но также и интенсивная рабочая нагрузка, неудовлетворительная органи­зация в предъявлении информации, технические сбои в работе и т. д. По своей роли в формировании состояния стресса все информационные причины можно разделить на а) семанти­ческие — высокая субъективная сложность и ответственность задания, опасность, неопределенность и непредсказуемость развития ситуации, противоречивость информации и т. п.; б) операциональные — дефицит или избыточность информации, большой объем и нарушение ритма поступления информа­ции и т. п.; в) временные — дефицит времени, аритмичность поступления или высокий темп предъявления информации, неопределенность времени поступления сигнала и т. п.; г) организационные — низкая вероятность и неопределенность момента предъявления информации, отвлечение внимания, совмещенная деятельность и т. п.; д) технические — отказ системы, блокировка и маскировка сигнала, ложная информа­ция, интерференция сигналов, недостаточный привлекающий эффект сигналов и т. п. [29].

Информационные причины развития психологического стресса заключаются не только в непосредственном влиянии перечисленных факторов, но и в нарушении функционального состояния специалиста и в опосредованном воздействии на его работоспособность. Установлено, что главные причины аварийности в авиации связаны с личным фактором в области профессиональной подготовки, организации управления и обеспечения полетов. Среди причин ошибок отмечаются не­достатки восприятия (40—70%) и переработки информации (19—40%), неправильное принятие решения (12—20%). Оши­бочные действия в процессе эксплуатации техники привели к предпосылкам летных происшествий в 8% случаев, ошибки в технике пилотирования — в 20%. По данным мировой стати­стики, среди причин ошибочных действий снижение работо­способности вследствие заболевания и утомления отмечается не более чем в 2—4% случаев, в виду чрезмерной эмоциональ­ной напряженности (стресса) — в 10—15% случаев, в связи с неблагоприятными индивидуально-психологическими осо­бенностями — в 9—12% случаев [27, 174].

Приведенные данные свидетельствуют, что снижение про-


фессиональной и функциональной надежности человека, ко­торое проявляется в увеличении количества ошибочных дей­ствий и развитии состояния стресса, может быть следствием многочисленных причин. Это прежде всего непосредственные причины, которые связаны с неблагоприятными факторами информационного взаимодействия человека с окружающим миром и семантической (смысловой), процессуальной, про­странственно-временной и организационно-технической экстремальности трудовой деятельности. Главной причиной воз­никновения стресса являются индивидуальные особенности человека (субъекта труда), а именно его морально-нравствен­ные качества (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т. п. ), профессиональные (низкий уровень знаний, навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т. п. ), психологические (низкое развитие профессионально важных качеств, неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т. п. ), физиологические качества (снижение резервов организма, неблагоприятные функци­ональные состояния, низкие адаптационные возможности, недостаточный уровень чувствительности анализаторов и т. п. ). Сопутствующие причины способствуют проявлению не­посредственных и главных причин, а также предрасполагают к развитию стресса — это нарушения в организации труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка, контроль за резуль­татами деятельности, охрана труда и техника безопасности и т. п. ), недостатки в конструкции и компоновке приборов, в устройстве и загрузке органов управления, светотехнических характеристиках приборов и т. п. ), неблагоприятные условия труда (микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте, шум, освещенность, конструкция рабочего места, пси­хологический климат, совместимость, сплоченность в коллек­тиве, социально-ролевой статус и т. п. ). Указанное разделение причин развития стресса в известной степени условное, и в ряде профессий при определенных обстоятельствах (напри­мер, какие характеристики деятельности являются предметом основного изучения и рекомендации какого рода предпо­лагается обосновать) некоторые сопутствующие причины могут рассматриваться как составная часть непосредственных причин [29].


348  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

Характер причин развития стресса определяет основные направления в обеспечении его преодоления. Одним из про­филактических направлений предупреждения состояния стресса является эргономическое обеспечение проектирования и создание системы деятельности, в которой каждый ее ком­понент (субъект, содержание, средства, условия, организация) соответствовал функциональным особенностям, возможно­стям человека, в том числе по переносимости экстремальных воздействий и проявлении устойчивости к стрессу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...