Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса




Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

Более подробно эргономические требования к проекти­руемой профессиональной деятельности и ее компонентам изложены в ряде специальных работ [60, 89, 91, 96, 112, 134, 227 и др. ]. Следует еще раз отметить, что соблюдение эргоно­мических требований обеспечивает адекватность рабочей на­грузки функциональным возможностям человека, снижение экстремальности воздействующих на него факторов деятель­ности, поддержание работоспособности на заданном уровне, сохранение допустимого функционального состояния и тем самым предупреждение развития состояния психологического стресса.

13. 3. Оценка и формирование профессиональной

пригодности субъекта труда

13. 3. 1. Личность в экстремальных условиях

Причины психологического стресса в значительной мере определяются индивидуальными особенностями субъекта труда, поэтому выявление неблагоприятного состояния про­фессионально важных качеств личности и их развитие до уров­ня требований профессии являются одним из направлений предупреждения стресса. Исследованиями установлено, что некоторые из этих качеств (например, профессиональные) формируются в процессе специальной подготовки, другие (физические и физиологические) достигают необходимого уровня функционирования в ходе адаптации к деятельности, третьи (ряд личностных черт) компенсируются особенностями организации и управления деятельностью и т. п. Однако прак­тика обеспечения профессиональной деятельности позволяет утверждать, что нарушения ее эффективности и надежности, развитие неблагоприятных функциональных состояний (психической напряженности, стресса) довольно часто обу­словливаются неблагоприятными особенностями некоторых индивидуальных характеристик человека, коррекция которых невозможна или малоэффективна.

В этой связи для разработки действенных путей обеспе­чения соответствия человека требованиям конкретных видов


Г


352   Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

деятельности, особенно экстремальных, необходимо опреде­ление его профессиональной пригодности.

Психологической основой профессиональной пригод­ности является проблема индивидуально-психологических различий людей, а также оценки и развития индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности.

Специфичность реагирования и проявления стресса зави­сит не только от характера внешней стимуляции, но и от пси­хологических особенностей субъекта. Проблема личностной детерминации процесса зарождения, развития, проявления и преодоления стресса — тема многочисленных исследова­ний феноменов личностной дифференциации в зависимо­сти от степени выраженности и, особенно, устойчивости уровня психофизиологической активации или психической напряженности в экстремальных условиях деятельности. Полученные результаты позволяют считать, что реакции человека на экстремальное воздействие, его восприятие и оценка как неблагоприятного (вредного, опасного) фактора обусловливается совокупностью свойств и качеств индивида, от которых зависят тип психологической реакции человека, характер доминирующей поведенческой (рабочей) активно­сти в этих условиях [16, 29, 139, 437, 470, 508]. Установлены выраженные индивидуально-психологические различия в характере реагирования и поведения индивидов при воздей­ствии одного и того же стрессора. Обращено внимание на то, что эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим его психическую дея­тельность. Именно поэтому так велика роль индивидуальной, личностной реакции на внешнее воздействие в процессе ор­ганизации и развития стресса. Личность отвечает на внешние воздействия через структуру своей психики и, в частности, через ее эмоциональность.

Изучение проблемы психической регуляции поведения личности в экстремальных условиях деятельности прово­дится в направлении определения а) основных черт и свойств личности, характеризующих поведение в этих условиях; б) влияния особенностей экстремальных ситуаций на личност­ный статус; в) значения тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах; г) роли личности в преодолении


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...