Цель: выявление общего личностного потенциала, способность человека к саморазвитию, самореализация сильных сторон личности.
Инструкция: из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваше мнение. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дан по первому побуждению.
№
| Вариант а
| Вариант б
| Ключ
| Шкала
|
| Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас.
| Я уверен, что живу по настоящему уже сейчас.
| Б
|
|
| Я очень увлечен своим профессиональным делом (у меня есть серьезные увлечения в жизни).
| Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.
| А
|
|
| Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным.
| Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему.
| Б
|
|
| Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах.
| Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.
| Б
|
|
| Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации.
| Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение.
| Б
|
|
| Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
| Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
| Б
|
|
| Способность к творчеству – природное свойство человека.
| Далеко не все люди оделены способностью к творчеству.
| А
| 3,7
|
| Я меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новинками литературы и искусства.
| Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства
| Б
|
|
| Я часто принимаю рискованные решения.
| Мне трудно принимать рискованные решения.
| А
| 5,6
|
| Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным.
| Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он кажется мне глупым и неинтересным.
| А
| 6,10,11
|
| Я люблю оставлять приятное «на потом».
| Я не оставляю приятное «на потом».
| А
|
|
| Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику.
| Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.
| Б
|
|
| Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии.
| Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.
| А
| 5,8
|
| Не могу сказать, что я себе нравлюсь.
| Я себе нравлюсь.
| Б
|
|
| Я думаю, что большинству людей можно доверять.
| Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
| А
|
|
| Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.
| Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда.
| Б
| 2,5
|
| Довольно часто мне бывает скучно.
| Мне никогда не бывает скучно.
| Б
|
|
| Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность.
| Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.
| а
|
|
| Иногда мне трудно быть искренним.
| Мне всегда удается быть искренним.
| Б
|
|
| Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим.
| Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.
| Б
|
|
| Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
| Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.
| А
| 7,9
|
| Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.
| Я не слишком расстраиваюсь, если мне не удается добиваться совершенства во всем, что я делаю.
| Б
|
|
| Эгоизм – естественное свойство любого человека.
| Большинству людей эгоизм не свойственен.
| Б
|
|
| Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время.
| Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос не считаясь с затратами времени.
| Б
| 1,4
|
| Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги.
| Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.
| А
| 2,5
|
| Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие.
| Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие.
| Б
| 1,6
|
| Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым.
| Думаю, что мое настоящее не очень-то связано с прошлым или с будущим.
| А
|
|
| Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.
| Лишь немногие из моих занятий по настоящему меня радуют.
| А
| 2,5
|
| Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактны.
| Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно, и оправдывает некоторую бестактность.
| Б
| 4,10,11
|
| Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие – нет.
| Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.
| А
|
|
| Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю.
| Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
| Б
| 6,7,8
|
| Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других.
| Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.
| А
| 6,9,11
|
| Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу.
| Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.
| Б
| 4,5
|
| В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами – это гарантирует успех.
| В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.
| Б
|
|
| Люди редко раздражают меня.
| Люди часто раздражают меня.
| А
|
|
| Если бы была возможность вернуться в прошлое, я бы там многое изменил.
| Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.
| Б
|
|
| Главное в жизни – приносить пользу и нравиться людям.
| Главное в жизни – делать добро и служить истине.
| Б
| 2,6
|
| Иногда я боюсь показаться слишком нежным.
| Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
| Б
| 7,8
|
| Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию.
| Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.
| А
|
|
| Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной.
| Я верю в себя, даже тогда, когда не способен справиться со своими проблемами.
| Б
|
|
| Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами.
| По своей природе люди склонны заботится лишь о собственных интересах.
| А
|
|
| Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере (меня интересует новый материал в школе)
| Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессии (ко всему новому).
| А
|
|
| Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям.
| Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.
| Б
|
|
| У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам.
| Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.
| А
|
|
| Секс без любви не является ценностью.
| Даже без любви секс – очень значимая ценность.
| А
|
|
| Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника.
| Я не чувствую себя ответственным за настроение собеседника.
| Б
| 10,11
|
| Я легко мирюсь со своими слабостями.
| Смирится со своими слабостями мне нелегко.
| А
|
|
| Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому.
| Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки.
| А
| 7,10,11
|
| Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.
| Мое самоуважение не зависит от моих достижений.
| Б
|
|
| Большинство людей привыкли действовать по линии наименьшего сопротивления.
| Большинство людей не склонны действовать по линии наименьшего сопротивления.
| Б
|
|
| Узкая специализация необходима для настоящего ученого.
| Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.
| Б
|
|
| Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества.
| В жизни очень важно приносить пользу людям.
| А
|
|
| Мне нравится участвовать в жарких спорах.
| Я не люблю споров.
| А
| 4,10
|
| Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами.
| Подобные вещи меня не интересуют.
| Б
| 1,4
|
| Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи.
| Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.
| Б
| 2,5
|
| В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями.
| Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.
| Б
|
|
| Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства.
| Главное назначение воли – подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.
| Б
|
|
| Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями.
| Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.
| А
|
|
| Человеку свойственно стремление к новому.
| Люди стремятся к новому лишь по необходимости.
| А
|
|
| Я думаю, что неверно выражение «Век живи – век учись».
| Выражение «Век живи – век учись» я считаю правильным.
| Б
|
|
| Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве.
| Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.
| А
| 2,5
|
| Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен.
| Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.
| Б
|
|
| Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую.
| Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую.
| Б
|
|
| Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим долгом.
| Талант и способности значат больше, чем долг.
| Б
| 2,5
|
| Мне хорошо удается манипулировать людьми.
| Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.
| Б
|
|
| Я стараюсь избегать огорчений.
| Я делаю то, что считаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями.
| Б
| 6,8
|
| В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться.
| Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе подурачиться.
| Б
| 7,9
|
| Критика в мой адрес снижает мою самооценку.
| Критика практически не влияет на мою самооценку.
| Б
| 6,9
|
| Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли.
| Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.
| А
|
|
| Выбирая для себя занятия, человек должен учитывать его общественную значимость.
| Человек должен прежде всего заниматься тем, что ему интересно.
| Б
| 4,5
|
| Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области.
| Я думаю, что знания для творчества совсем необязательны.
| Б
|
|
| Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья.
| Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.
| А
|
|
| Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь.
| Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.
| А
|
|
| Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется.
| Я не ищу оснований для своих действий и поступков.
| Б
| 6,7
|
| Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется.
| Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как хотелось бы.
| А
|
|
| О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой.
| Обычно оценить человека очень легко.
| А
|
|
| Для творчества нужно очень много свободного времени.
| Мне кажется, в жизни всегда можно найти время для творчества.
| Б
|
|
| Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте.
| В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.
| Б
|
|
| Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко.
| Я не испытываю неловкости в такой ситуации.
| Б
| 8,9
|
| Я считаю себя творцом своего будущего.
| Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.
| А
|
|
| Выражение «Добро должно быть с кулаками» я считаю правильным.
| Вряд ли выражение «Добро должно быть с кулаками» можно считать правильным.
| Б
|
|
| По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.
| Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.
| Б
|
|
| Иногда я боюсь быть самим собой.
| Я никогда не боюсь быть самим собой.
| Б
|
|
| Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях.
| Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах.
| А
|
|
| Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное.
| Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть нечто значительное.
| А
|
|
| Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.
| Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.
| А
|
|
| Я стараюсь не быть «белой вороной».
| Я позволяю себе быть «белой вороной».
| Б
| 6,7
|
| В доверительной беседе люди обычно искренни.
| Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.
| А
|
|
| Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства.
| Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства.
| Б
| 7,9
|
| Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.
| Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.
| А
|
|
| Я проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.
| Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.
| А
|
|
| Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять недовольство другими.
| Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство
| А
| 6,7,10
|
| Я мирюсь с противоречиями в самом себе.
| Внутренние противоречия снижают мою самооценку.
| А
|
|
| Я стремлюсь открыто. выражать свои чувства.
| Думаю, что в открытом выражении чувств есть элемент несдержанности.
| А
|
|
| Я уверен в себе.
| Не могу сказать, что я уверен в себе.
| А
|
|
| Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.
| Достижение счастья – главная цель человеческих отношений.
| Б
|
|
| Меня любят потому, что я этого заслуживаю.
| Меня любят потому, что я сам способен любить.
| Б
|
|
| Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой.
| Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.
| Б
|
|
| Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному.
| Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника.
| А
|
|
| Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление.
| Люди видят меня таким, каков я есть на самом деле.
| Б
|
|
1. Ориентация во времени (способность жить настоящим) (*1,5).
2. Ценности (истина, добро, красота, целостность, справедливость, простота, легкость, игра, самодостаточность – ценности самоактуализирующейся личности).
3. Взгляд на природу человека (вера в человека) (*1,5).
4. Потребность в познании (*1,5).
5. Креативность.
6. Автономность.
7. Спонтанность.
8. Самопонимание (*1,5).
9. Аутосимпатия.
10. Контактность (*1,5).
11. Гибкость в общении (*1,5).