Основные факторы и элементы проектирования
Организационных структур Проектирование системы управления является постоянным поиском наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, носят ситуационный характер. Ситуационные факторы (рис. 7.2) могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию системы управления через те компоненты, которые заключены в каждом из них.
Рис. 7.2. Ситуационные факторы проектирования систем
Проектирование организационной структуры связано с принятием решений, касающихся таких элементов, как: - разделение труда и специализация; - департаментизация и кооперация; - связи организации и координация; - масштаб управляемости и контроля; - иерархия в организации и ее звенность; - распределение прав и ответственности; - централизация и децентрализация; - дифференциация и интеграция. Разделение труда и специализация. Работы могут специализироваться как по функциям, так и по конкретному приложению этих функций к решению отдельных задач. Разделение труда в организации происходит по двум направлениям: - постадийное разделение работ в организации (такое разделение определяет горизонтальную специализацию); - разделение работ по уровням иерархии в организации как в целом, так и в ее отдельных частях. Специализация способствует поиску путей совершенствования работы благодаря тому, что ее исполнитель имеет возможность до мельчайших деталей разобраться в сущности дела. Она ведет к выявлению наиболее важных, критических областей деятельности в организации, упрощает потребность коммуникации и процесс принятия решений. Однако сверхспециализация порождает такие негативные проявления, как усиление координационной деятельности, развивает внутриличностную ориентацию и порождает различия в микрокультуре труда, уводит общую цель организации от работника и служит причиной функционализма. Поэтому выбор уровня специализации в конкретной организации всегда будет индивидуальным, в соответствии со спецификой деятельности и рядом факторов внешнего и внутреннего характера.
Департаментизация и кооперация. Департаментизация представляет собой процесс формирования функциональных подразделений организации на основе процессов разделения и кооперации. В основе департаментизации лежит группирование работ вокруг ресурсов и вокруг результата деятельности (рис. 7.3). Для линейной департаментизации характерно отсутствие при группировании работ ярко выраженного предпочтения к их специализации. В основе департаментизации лежит принцип линейного деления организации: по численности; по времени; по территории или природным факторам. При функциональном делении организации на части специализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов по принципу их схожести. Разновидностями функциональной департаментизации является группирование работ по процессу (штучное, массовое и опытное производство), т.е. по типу производства, и по технологии (механизация, автоматизация и роботизация), т.е. по типу оборудования.
Рис. 7.3. Типы департаментизации, выделяемые на основе направления группирования работ в организации
Преимуществом данного подхода является возможность осуществления той или иной работы наиболее эффективным способом. Это достигается благодаря развитию функциональной специализации, которая экономит время, упрощает подготовку работника и, главное, позволяет квалифицированно обслуживать любую другую часть организации в области специализированной функции. Недостаток данного подхода заключается в функционализме, который создает непроницаемые перегородки между сгруппированными работами и ослабляет таким образом горизонтальные связи.
При продуктовой департаментизации принцип схожести остался, но теперь он стал не к работе с ресурсом, а к работе над получением результата. При департаментизации по потребителю группирование работ осуществляется вокруг конечного пользователя продукцией. Рыночная департаментизация строится в отношении географических и отраслевых рынков производства и продаж. Группирование работ вокруг результата разрешило ряд проблем, возникающих при ресурсном подходе: - отделение оперативного уровня управления, концентрирующегося на производстве конкретного продукта, от стратегического – отвечающего за рост и развитие организации в целом; - перенесение ответственности за прибыль на «продуктовый уровень»; - повышение ответственности «продуктового» руководителя способствует развитию децентрализации, инициативы и автономии. Недостатком продуктовой департаментизации является «продуктивизм», или противопоставление целей продукта общим организационным целям. Матричная департаментизация представляет собой сбалансированный компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата. Отличительная черта матричного подхода к департаментизации состоит в формальном наличии у работника одновременно двух начальников, обладающих равными правами. Эта система двойного подчинения базируется на комбинации двух начал – функционального и продуктового. Каждая матрица отношений включает в себя три типа ролей в организации: - главный руководитель, поддерживающий баланс в системе двойного подчинения; - руководители функциональных и продуктовых подразделений, «делящие» подчиненного в ячейке матрицы между собой; - руководители ячеек матрицы, равно отчитывающиеся и перед функциональным, и перед «продуктовым» руководителями. Основным преимуществом матричной департаментизации является заключенный в ней высокий потенциал адаптации к изменениям внешней среды путем простого изменения баланса между ресурсами и результатами, функциями и продуктом, техническими и административными целями.
Связи организации и координация. Связь является условием, определяющим возможность взаимодействия через каналы коммуникации. В организации выделяют различные типы связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные; формальные и неформальные; прямые и косвенные. Масштаб управляемости и контроля. Данный элемент проектирования характеризует, сколько людей или работ непосредственно может быть эффективно объединено под единым руководством. В настоящее время для определения оптимального масштаба управляемости широко используется ситуационный подход. Обычно выделяют два типа масштаба управляемости – узкий и широкий. Узкий масштаб управляемости характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя. В результате, чтобы соединить нижние звенья организации с высшим звеном, увеличивают количество иерархических уровней. Такое группирование людей и работ имеет следующее преимущество: при меньшем количестве подчиненных руководителю легче осуществлять контроль за их работой, и поэтому у него появляется возможность делать это более качественно. Однако при таком построении связей имеются и недостатки. У руководителя, очень загруженного контролем небольшого числа работников, может появиться стремление к вмешательству в их непосредственную работу. Кроме того, многоуровневость делает связи громоздкими, длинными и дорогими. Широкий масштаб управляемости имеет следующие характеристики, противоположные узкому: максимально возможное количество подчиненных у одного руководителя и минимальное количество уровней управляемости. Имея много полномочий, руководитель вынужден делегировать свои полномочия, чтобы всех подчиненных загрузить работой. Иерархия в организации и ее звенность. В общем виде иерархия означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации – это просто структура власти или звенность. Уровнем управления в организации считается та ее часть, в рамках и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижерасположенными частями. Количество уровней управления определяет «этажность» организации. При всех других условиях «этажность» организации обратно пропорциональна общей эффективности последней. В частности, при большом количестве уровней имеется опасность значительного искажения информации, передаваемой в организации сверху вниз и в обратном направлении.
Распределение прав и ответственности. В практике управления в организациях применяются две системы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии (рис. 7.4). Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чем-то похожа на елочку. Исходя из этого система «елочка» построена таким образом, что права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководителя. Такая система организации характеризуется высокой четкостью в фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Недостатком системы «елочка» является то, что в рамках распространенной функциональной департаментизации она ослабляет функциональные права. Рис. 7.4. Распределение в организации прав
Вторая система – система двойного или множественного подчинения («матрешка») – построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность всех нижестоящих руководителей. При такой системе права и ответственность распылены между многими уровнями организации, и здесь практически невозможно найти виновного за случившееся. Советская система управления также базировалась на этом принципе. Централизация и децентрализация. На практике дилемма централизации или децентрализации, в принципе, является серьезной проблемой проектирования организационной структуры. Централизация, или концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления. Децентрализация предполагает передачу или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передачу соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.
Степень централизации и децентрализации в организации или ее подразделениях может измеряться с помощью таких переменных, как: - число решений, принимаемых на каждом уровне управления; - важность решения для организации в целом; - последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях; - степень контроля за исполнением принятого решения. Понятия «централизация» и «децентрализация» вовсе не исключают друг друга. Они являются лишь разными способами решения проблемы искажения информации при перемещении ее с уровня на уровень, способами решения этой проблемы через разную степень распределения прав и ответственности по вертикали управления. При проектировании организации на выбор между централизацией и децентрализацией могут влиять следующие факторы: - капиталоемкость принимаемых решений; - единообразие политики; - размеры предприятия; - организационная культура; - философия управления; - стремление частей к самостоятельности; - наличие соответствующих кадров; - развитие техники контроля; - степень разделения труда; - тип предпринимательства; - изменения внешней среды. Дифференциация и интеграция. Важное место в проектировании организационной структуры организации занимает проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации. Интеграция означает сотрудничество, существующее между частями организации и обеспечивающее достижение их целей. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации. Различные комбинации рассматриваемых двух факторов влияют на отношения между частями или подразделениями организации, что имеет непосредственное применение в проектировании организационной структуры управления. Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подсистем (подразделений) организации для реализации ее целей и задач. Для достижения эффективных интеграционных процессов руководство высшего звена должно постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях. Руководство должно рассматривать организацию как открытую систему. Существует несколько методов эффективной интеграции
Таблица 7.1 Характеристика методов интеграции в организации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|