Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты организаторской деятельности




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совокупность методов, принципов, правил, приемов, используемых субъектом для выполнения организационных задач, называется организаторской деятельностью. Она предполагает создание или усовершенствование механизма организации в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность базируется на общей функции управления – организации.

Применительно к социальной системе под организаторской деятельностью подразумевается:

- объединение людей в группы;

- интеграция деятельности членов коллектива организации (люди работают вместе, сообща);

- интеграция целей всех членов коллектива (люди работают для достижения общей цели).

В зависимости от возложенных на них функциональных обязанностей члены коллектива могут быть как субъектами, так и объектами организаторской деятельности. Понятия «субъект» и «объект» являются относительными, а не абсолютными. Они характеризуют роль членов коллектива в разработке и принятии управленческих решений.

Субъект управления – это управляющая подсистема в системе управления или отдельный ее элемент. Субъектом является источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение. Лицо, принимающее решение, – понятие собирательное. Это может быть не только один человек, но и группа, коллектив организации.

Объект управления – это управляемая подсистема, то, что подвергается управлению со стороны субъекта. Другими словами, это приемник и исполнитель управляющего воздействия, представленного в виде набора функций или задач. В роли объекта может выступать как человек, так и машина. Состояние объекта управления зависит от управляющих воздействий со стороны субъекта управления.

Один и тот же человек может быть одновременно и субъектом (по отношению к непосредственным исполнителям или материальным объектам), и объектом (по отношению к вышестоящим должностным лицам). Организационная деятельность субъектов и объектов управления организацией регламентируется положениями об отделах и службах, а также должностными инструкциями.

Управленческая функция «организация» входит в состав всех конкретных функций управления. Эта весьма трудоемкая функция может быть разделена на ряд подфункций, обеспечивающих организацию общих функций управления (рис. 5.5).

 

Рис. 5.5. Взаимосвязь функций и подфункций управления

 

Активное участие в работе организации предусматривает анализ, творческое осмысление происходящих процессов и оказание воздействия на ее работу. С переходом к рыночной экономике произошло значительное расширение функций, которые необходимо выполнять любой деловой организации. Теперь организация должна сама определять свою цель на основе анализа потребностей общественного развития, выбирать стратегию действия, обеспечивающую выживаемость в условиях острой конкурентной борьбы, формировать свою структуру и отношения в коллективе, распоряжаться ресурсами и результатами своего труда.

Менеджер как субъект организационной деятельности должен уметь анализировать ситуацию и представлять свое дело с наиболее выгодной стороны. При этом он должен знать, как справиться с рисками, которые неизбежны при ведении любого дела.

Особое значение имеет творческий подход к решениям, принимаемым менеджером, поскольку управление – это не только наука, но и искусство. При принятии решений субъект организационной деятельности должен руководствоваться как рациональными принципами, основанными на расчете и математической логике, так и иррациональными (на основе опыта, интуиции, неформальной логики и даже предчувствий).

При этом менеджеру важно уметь классифицировать принимаемые решения по различным признакам (табл. 5.1).

 

Таблица 5.1

Классификация управленческих решений

Признаки решения Характеристика решения
Функциональная направленность Планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие
Форма принятия Индивидуальные, групповые, коллегиальные, корпоративные
Побудительные причины Ситуационные, сезонные, предписанные, програм- мные, инициативные
Повторяемость выполнения Регулярные, периодические, разнотипные, типовые
Масштабы воздействия Общие и частные
Способ действия Стратегические, тактические, оперативные, операционные
Ожидаемые результаты С определенным результатом, с вероятностным исходом
Характер разработки и реализации Уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные, взвешенные, скоропалительные
Методы обработки информации Алгоритмические, эвристические (логические приемы отыскания истины)
Число критериев Однокритериальные, многокритериальные
Направление воздействия Внутренние и внешние
Глубина воздействия Одноуровневые и многоуровневые
Ресурсы С ограничениями, без ограничений
Способ фиксации Устные, письменные, на магнитных носителях
Объект воздействия Один исполнитель, группа, машина, социотехническая система
Новизна Традиционные, аналогичные, перспективные, поисковые, фундаментальные, инновационные

В современных условиях успешное развитие организации и ее коммерческий успех целиком зависят от действий членов организации, что ведет к значительному увеличению числа субъектов организационного управления. В новых рыночных отношениях лозунг «Кадры решают все» становится все более и более актуальным.

Стремление органов государственного управления поставить перед субъектами экономической деятельности России социально значимые задачи органично сочетается с развертыванием процессов самоорганизации различных сфер экономической жизни и отдельных ее субъектов, в том числе и деловых организаций. Рыночное саморегулирование, осуществляемое на уровне государства и под контролем государства, должно дополняться саморегулированием деятельности самих организаций.

Процессы организации и самоорганизации в жизнедеятельности деловых организаций неразрывно связаны между собой. Многие достаточно серьезные проблемы экономического и социального характера решаются на уровне процессов самоорганизации гораздо быстрее и менее конфликтно, чем через управляющее воздействие «сверху».

Основной составляющей процессов самоорганизации является развитие у менеджеров всех уровней привычки оценивать полезность принимаемых управленческих решений с точки зрения всей организации, что способствует развитию самоконтроля отдельных людей, групп и подразделений.

Успешная реализация процессов самоорганизации в организации возможна, только члены ее коллектива обладают определенными психологическими и поведенческими качествами. Применительно к отдельной личности самоорганизация выражается в наличии (или отсутствии) у человека таких личных качеств, как: независимость, самооценка, самоконтроль, воля, социальная ответственность, коммуникабельность, интеллектуальный потенциал и интеллектуальная актив-ность, творческий склад, экстраверсия, альтруизм, лидерство и другие.

Кроме перечисленных личностных характеристик, к позитивным нормам проявления самоорганизации руководителя и специалиста относятся нацеленность на решение общих, а не личных проблем, стремление к повышению квалификации и образовательного уровня, способность к критическому осмыслению сложившейся ситуации, видение перспектив развития организации. В этом случае каждый член организации выступает как самоорганизующийся элемент системы управления, действия которого являются составляющими процесса глобальной самоорганизации системы.

Таким образом, роль субъекта организаторской деятельности трудно переоценить. Вовлечение всех сотрудников в организаторскую деятельность и в решение задач управления способствует повышению эффективности организации и ее выживанию в жестких условиях современного рынка.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7