Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Категория оценки в лингвистической науке




КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ В РОК-ПОЭЗИИ

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ

§1. Оценочность как текстовая категория

§2. Типы оценок

Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОК-ПОЭТОВ

§1. Реализация эмоциональной оценки

§2. Реализация эстетической оценки

§3. Реализация этической оценки

§4. Реализация сенсорной оценки

§5. Реализация рациональной оценки

Заключение

Список использованной литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Оценка - это одна из важнейших сторон интеллектуальной деятельности человека. Она находит свое отражение в языке и является одной из основополагающих категорий действительности, ведь анализ окружающего мира и самого себя является неотъемлемой частью духовного бытия человека. Фактически человек познает окружающий мир через оценку, и практически все предметы могут стать объектами оценки.

Изучение категории оценки связано с обращением к аксиологии. В аксиологических концепциях считается первичным концепт ценности. [Арутюнова Н.Д., 1988] Ценности представляют собой «...социальные, социально-психо-логические идеи и взгляды, разделяемые и наследуемые каждым новым поколением» [Стернин И.А., 1996]. И ценностные представления присущи каждой культуре. Ценности приписываются человеком миру и в то же время пребывают вне его. Ценностная картина мира социума включает определенный набор и иерархию ценностей, которые выражаются в оценках. «Процесс оценки - это способ реализации ценности объекта, осознание субъектом ценностной предметности объекта, реализующееся в виде суждения о той ценностной предметности, которая стала предметом оценки» [Богуславский В.М., 1994]. В основе факта оценивания, в значимости того или иного объекта для человека, в ориентированности на его потребности и интересы заключается принцип антропометричности, т.е. соизмерения сущностей «в соответствии с собственно человеческим масштабом знаний и представлений, а вместе с тем и с системой национально-культурных стереотипов» [Телия В.Н., 1988].

Показательным для современной лингвистики является повышенный интерес к коммуникативной стороне языковых явлений, к исследованию их речевой актуализации. Помимо конкретно референтной прикрепленности у слова появляются дополнительные функции - сообщать персонологическую, межличностную, этическую, социально и художественно значимую информацию. Слово начинает определенным образом окрашивать весь текст, выступать колоризатором, выявителем установок, оценок, вкусов, настроений говорящего [Девкин В.Д., 1986, 13].

В словаре лингвистических терминов понятие «оценка» - это суждение говорящего, его отношение - одобрение или неодобрение, желание, поощрение и т.п. - как одна из основных частей стилистической коннотации [Ахманова О.С., 1969, 305]. Кроме того в данном словаре выделяется категория субъективной оценки, что значит "семантико-синтаксическая категория, выражаемая соответствующим синтаксическим употреблением разных частей речи: существительного, качественного прилагательного и наречия - и выражающая отношение говорящего к предмету речи" [Ахманова О.С., 1969, 193].

Широкий функциональный диапазон и сложное отражение оценки языковой структурой представляет одновременно и интерес, и сложность для исследования. Диалектическое единство языка и мышления не означает их абсолютного совпадения. Несовпадение языка и мышления проявляется в рассмотрении структуры оценки с точки зрения логики и языка. Логическая структура оценки константна. Она характерна для любых языковых воплощений. В абстрактном виде безотносительно к языковой реализации основные элементы логической структуры оценки включают в себя: объект, подвергаемый сравнению; объект, с которым производится сравнение; основание сравнения - общее свойство, с точки зрения которого производится оценка; субъект (субъекты) оценки [Ивин А.А., 1970, 21].

С этой точки зрения представляется актуальным изучение оценочности как текстовой категории, поскольку именно в дискурсе в полной мере субъект проявляется как языковая личность, порождающая особое, индивидуальное видение, находящее отражение в авторской языковой картине мира. Познавая реальный мир, человек не может отражать его равнодушно. Наделенный эмоционально-психическими способностями, он переживает процесс познания, выражает своё отношение к познаваемому миру, тем самым, способствуя формированию большого пласта оценочно нагруженной лексики.

По ряду причин (богатая литературная, фольклорная, песенная традиции, «голод» по Слову, связанный с особенностями эпохи «застоя») языковая, текстовая сторона отечественных рок - произведений обозначилась как доминанта. В научных и публицистических статьях по русской рок-поэзии общим местом стало выражение: «Русская рок-поэзия - культура текста по преимуществу». Особое внимание к слову есть главное отличие национального рока от западного (даже учитывая поэтическое наследство таких рокеров, как Боб Дилан и Джим Моррисон).

Другая важная характеристика рок - поэзии - ее искренность, исповедальность, отражение не только эпохи, но и личностного пути автора. Это свойство рок-поэзии связано как с психологическими особенностями человека, желающего выразить и обозначить себя, так и с чертами русского менталитета, среди которых - потребность души раскрыться, в том числе через слово.

В рок-поэзии запечатлены исторические реалии времени, а также мироощущение рок-поколения, их надежды, жажда духовного саморазвития. В этом плане рок-поэзия интересна как источник культурологических, социологических и психологических открытий. Однако в поэзии таких авторов, как О. Арефьева, А. Башлачёв, В. Бутусов, Б. Гребенщиков, И. Кормильцев, А. Макаревич, Д. Ревякин, А. Романов, В. Цой, Ю. Шевчук, обнаруживается выход за исторические и злободневно-социальные рамки. Их произведения могут быть вполне соизмеримыми с текстами классической литературы, осмысляющими вечные вопросы индивидуального и общечеловеческого бытия.

Немалый вклад в изучение рок-культуры внесли публицисты и журналисты, либо сами участвовавшие в рок-движении, либо находившиеся в непосредственной близости от рок-фронта [Н. Барановская, В. Гаккель, А. Житинский, А. Матвеев, И. Смирнов, В. Соловьев-Спасский, А. Троицкий и др.]. Так, А. Троицкий в книге «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е...» (1991 г.) подробно описывает процесс возникновения русскою рока. Публицист называет и характеризует первые группы, запевшие на русском языке, первые композиции, взаимоотношения в рок-группах, отношения рокеров с обществом и властями. Информативна в историческом и культурологическом плане монография И. Смирнова «Время колокольчиков, или Жизнь и смерть русского рока» (1994 г.). Эта книга содержит уже не только описание, но и анализ рок-культуры. Мемуары В. Гаккеля «Аквариум, или способ ухода за теннисным столом» раскрывают историю группы «Аквариум» (В. Гаккель - виолончелист группы «Аквариум»). Дух эпохи передает «автобиографическая проза» А. Макаревича «Сам овца». В «Путешествии рок-дилетанта» А. Житинского обнаруживаем не только авторские воспоминания и взгляд на события, но и интервью с рок-музыкантами (с Б. Гребенщиковым, А. Макаревичем, М. Науменко, Г. Ордановским, В. Цоем).

Обилие статей, книг, подборок рок-стихов, антологий, публикаций, раскрывающих феномен рок-культуры и рок-поэзии с различных сторон, свидетельствует о значимости объекта исследования. Однако, несмотря на интерес к року со стороны представителей разных дисциплин, многие аспекты рок-культуры остаются малоизученными, Недостаточно исследована доминирующая составляющая рок-культуры - рок-поэзия. Существующие работы по поэтике русского рока (сосредоточенные в основном в сборниках «Русская рок-поэзия: текст и контекст») фокусируются преимущественно на частных проблемах либо на анализе отдельных аспектов. Масштабного исследования рок-поэзии как целостного феномена до сих пор не осуществлено.

Начало серьезных научных исследований русской рок-поэзии было положено только в конце 90-х годов прошедшего столетия работами С.А. Достая, В.А. Карпова, Т.Е. Логачевой, Н.К. Неждановой, А.И. Николаева, О.Ю. Суровой и др. Общей целью данных исследований является реконструкция особого типа мироощущения, выразителем которого стал рок. Но такая работа рассчитана на длительную перспективу, однако уже в настоящее время представляется возможным осмыслить и описать некоторые художественные принципы воплощения этого мироощущения.

При этом необходимо отметить, что лингвистические аспекты исследования русской рок-поэзии изучены в меньшей степени, чем литературоведческие. В настоящее время можно отметить только ряд работ, посвященных решению отдельных вопросов рок-лингвистики [С.В. Свиридов, А.В. Щербенок, Т.Г. Ивлева, С.Л. Константинова, А.В. Константинов, Д.А. Суховей, М.А. Солодова, Е.Н. Попова, B.C. Норлусенян, И.В. Нефёдов и др.]. Показательно, что русская рок-поэзия никогда не рассматривалась с точки зрения теории оценочности. В то же время такое исследование позволяет углубить существующие представления о названном феномене.

Объектом настоящего исследования послужили тексты произведений, созданных представителями рок-культуры. С эпохи своего возникновения и развития рок-культура играла и играет роль мировоззренческого и духовного стержня прежде всего для молодых творческих людей. Именно они оказались чутки к дисгармонии во всех жизненных областях: в области быта, социального устройства, в области идеологии и официальной культуры.

Языковую реализацию оценочности в авторском тексте мы считаем предметом настоящего исследования.

Исходя из этого, целью нашей работы является изучение оценочности как значимой текстовой категории в поэтическом дискурсе авторов - представителей рок-культуры.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

. Определить теоретическую базу и методику исследования оценочности в дискурсе русской рок-поэзии;

. Собрать и систематизировать фактический материал - языковые факты, посредством которых реализуется оценка;

. Выявить способы реализации оценки, характерные для дискурса русской рок-поэзии, и классифицировать их по степени продуктивности.

. Представить анализ типовых оценочных смыслов в дискурсе русской рок-поэзии.

Основные методы исследования, использованные в работе: описательный, метод анализа словарных дефиниций, элементы контекстуального анализа, а также общенаучные методы наблюдения, обобщения и сопоставления. Кроме того, в ходе работы нами привлекались не только собственно лингвистические, но и лингвокультурологические данные, что позволило представить анализируемые явления с учетом национального своеобразия русской культуры.

Материалом исследования послужили поэтические тексты известных и признанных представителей русской рок-поэзии (И. Тальков, В. Цой, Ю. Шевчук). В ходе исследования было рассмотрено около 400 поэтических текстов указанных авторов.

 


Глава I. КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...