Империя рушилась, резали власть
Тайны дворцовых теней, Но земля победила, не позволив пропасть, Превратила нас в стаю камней. [ДДТ, 180 см]
Эстетическую оценку несут здесь как отдельные лексемы: анабиоз, халдей, за пятак, рушиться, резать; так и сочетания, среди которых - устойчивые, традиционные, закрепленные в узусе и индивидуально-авторские: доживать век, идти с молотка, Люциферова звезда. При этом для творчества Игоря Талькова и Юрия Шевчука в особой степени характерна оценка политической ситуации в стране. И здесь в некоторых текстах эстетическая оценка пересекается с этической, потому как реализация системных отношений может касаться самых нравственно-значимых элементов жизни: смеяться над гордостью. Одним из самых значимых лексических элементов в контексте реализации эстетической и этической оценок является слово Бог (бог):
Твоя сажал сад, сансемилья, бананы, Твоя улыбчив как юный бог, Твоя не слушал советов сбоку, И вот твой бананы зачах. [В. Цой, «Сельва»]
Здесь одна из основных смысловых доминант эстетической оценки (ср.: красив как бог) - понятие «бог» - обыгрывается Виктором Цоем с шутливой иронией, но сохраняет общую направленность эстетической оценки слова с положительной коннотацией. Таким образом, проанализировав реализацию эстетической оценки в текстах рок-поэтов, мы пришли к следующим выводам. Одна из особенностей рок-поэзии - преобладание элементов, разрушающих эстетику бытия: гнилой, пыльный и т.п., в силу того, что ведущей является установка на выявление безобразного в мире, авторы нередко используют пейоративны: урод, сволочь и подоб. - и просторечную лексику: поди, в лом и т.д. Поэтам свойственно стремление показать мир неглиже, в всёй его неприглядности, без прикрас, что является общей тенденцией для рок-культуры в целом.
Реализация этической оценки
Этическая оценка - это показатель нравственного уровня человека, репрезентирующий его зависимость от определённых заповедей, норм морали и нравственности. В силу этого этическая оценка небезразлична к понятию архетипа - нормы, образца, примера, потенциальных требований, предъявляемых к объекту, а потому лексика со значением этической оценки (герой, предатель, ложь и подоб.) в текстах рок-поэтов оказывается вполне традиционной:
Ты мог быть героем, Но не было повода быть. Ты мог бы предать, Но некого было предать … [В. Цой, «Подросток»]
И когда нам так хочется громко и долго кричать, Вся огромная наша родня умоляет молчать. И частенько, не веря уже в одряхлевших богов, Сыновья пропивают награды примерных отцов. [ДДТ, «Я получил эту роль»]
Господин президент, назревает инцидент: Мы устали от вранья, в небе - тучи воронья. Хватит! [Тальков, «Господин президент»]
В исследуемых нами текстах этическая оценка выражена по преимуществу на лексическом уровне, при этом используются слова, называющие или характеризующие такие качества, как патриотизм, вера, любовь:
Прекрасная любовь, там ждут тебя живые, Позволь себя увидеть тем, кого ведут на смерть Там по уши в грязи, но все же не слепые, Дай разуму свободы, дай чувствам не истлеть [ДДТ, «Прекрасная любовь»]
В творчестве поэтов любовь традиционно выступает как высшее чувство. Но при этом у каждого автора это любовь своя, особенная. Так, Ю. Шевчук, будучи лириком, олицетворяет любовь, наделяя ее почти физической способностью спасать людей. Высокая прекрасная любовь в тексте рок-поэта аллюзивно связывается с блоковской Прекрасной Дамой, что, как нам думается, отнюдь не случайно и является здесь авторской реминисценцией.
В картине мира В. Цоя любовь есть чувство естественное, простое и понятное, но от этого не менее высокое. Автор не использует стилистических приемов и фигур, оперируя только прямыми номинациями:
Ты часто проходишь мимо, не видя меня, С кем-то другим, я стою не дыша. Я знаю, что ты живешь в соседнем дворе, Ты идешь не спеша, не спеша... О, но это не любовь... [В. Цой, «Это не любовь»]
В свою очередь, Игорь Тальков в своем творчестве говорит о любви как о сильном чувстве, которое может быть внезапным, запретным, терзающим. При этом данное чувство даётся человеку от Бога - неслучайно лексемы любить (любя) и Бог обнаруживаются в одном и том же контексте:
Да я бы мог, конечно, отпустить Тебя, но это не поможет Чужому горю, ведь простить Меня мой дом уже не сможет; Расстаться можно и любя, Боль рассосется понемногу, Но только, обманув себя, Мы обмануть не сможем Бога. [И. Тальков, «Моя любовь»]
С ключевым этическим элементом Бог соотносятся слова семантического поля «Вера». Вера - чувство очень сложное, и для рок-авторов понимаемое не всегда однозначно. В первую очередь, лексемы вера, верить и т.д. характерны для произведений И. Талькова и Ю. Шевчука, чему имеются экстралингвистические объяснения: авторы являются сторонниками традиционно русских этических воззрений, а потому они нередко касаются вопросов религии, в частности - религиозных, христианских обычаев:
Я зажег в церквях все свечи, но одну - одну оставил, Чтобы друг в осенний вечер да по мне ее поставил, Чтобы дальняя дорога мне короче показалась, Чтоб душа, вздремнув немного, снова к дому собиралась. [ДДТ, «Я зажёг в церквях все свечи»]
Здесь находит отражение известная традиционная установка, которая вербализуется в общенародном языке устойчивыми сочетаниями жить по-божески, жить по-христиански. Вера Бога выступает не только как показатель нравственности, но и как некое этическое мерило:
Верит в Вас как в Бога, Измождённая страна, Коммунизмом поражённая Очнувшаяся от сна. [И. Тальков, «Господин Президент»]
Этическая оценка, заключенная в устойчивом сравнении верить как в Бога здесь является, безусловно, положительной, при этом смысловая антонимия веры в Бога и коммунизма и, следовательно, атеизма усиливает эффект данной этической оценки, базирующейся на культурном архетипе. Таким образом, отношение к вере для представителей рок-поэзии выступает как высшее проявление этического начала.
В целом рок-поэзия - в её образцах, к которым можно отнести произведениях избранных нами авторов, - высоко этична. Неслучайно один из основных мотивов творчества рок-поэтов - мотив правды и честности, что является показателем человечности, гражданственности, ответственности перед миром и собой. Неприятие лжи и её осуждение находит вербальное выражение в произведениях всех рассмотренных нами авторов:
Небеса на коне, на осеннем параде Месят тесто из тех, кто представлен к награде, А по ящику врут о войне... [ДДТ, «Осенняя»]
Не та, конечно, правда, Что в «можно» надо втиснуть, А та - святая правда - Без лжи и компромиссов. И пусть твердят ублюдки, Что истина опасна, - Она не проститутка, Чтоб быть всё время разной. [И. Тальков, «Правда»]
Понимание правды и истины в авторских текстах - бескомпромиссное, что реализуется посредством лексем правда, истина, ложь, врать и т.п., при этом в ряде случаев имеет место контекстуальная антонимия: святая правда, истина - проститутка, где в каждом слове ярко появляется этическая оценочность: святой (+), правда (+), истина (+) - проститука (-). Слово ложь, в свою очередь, нередко находится в отношениях синонимии с лексемой предательство, отражая авторский взгляд на вещи: тот, кто лжет, является предателем. По этому поводу уместно привести один фрагмент из интервью Игоря Талькова, которое он дал 10 февраля 1990 года, во время своих гастролей в Воронеже: Вопрос журналиста: Что Вы не приемлете в человеке, в человеческих отношениях между собой? Ответ: Лжи, предательства. Всё, пожалуй, на этом всё строится. По большому счёту такая острота восприятия неправды, конечно, обусловлено временем, политической ситуацией в стране, и экстралингвистические социальные факторы здесь очень сильны, потому в произведениях автора ощутима эпоха и настроения, имевшие место в описываемый период. Возможно, со временем и мотивы творчества и общий настрой изменились бы, ведь мы говорим здесь об ушедшем поэте. Но, с другой стороны, анализируя тексты Юрия Шевчука широкого временного диапазона, можно с уверенностью говорить о сохранении основных этических доминант и мотивов. У всех рассмотренных нами авторов этические оценки, выраженные лексически и семантически, по своей сути совпадают и основываются на общечеловеческих нормах. Общие этические доминанты для авторов - это любовь, вера, правда, свобода. Для Игоря Талькова и Юрия Шевчука - это высшие этические доминанты. В то же время следует заметить, что в области этической оценочности может проявляться и индивидуально-авторская специфика. В частности, для творчества Виктора Цоя не свойственно использование слов религиозной тематики, чему мы находим экстралингвистическое объяснение: в силу своей национальной принадлежности поэт был носителем не только российской, но и восточной культуры, отсюда, вероятно, и особая значимость образа Солнца в его поэзии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|