Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Империя рушилась, резали власть




Тайны дворцовых теней,

Но земля победила, не позволив пропасть,

Превратила нас в стаю камней.

[ДДТ, 180 см]

 

Эстетическую оценку несут здесь как отдельные лексемы: анабиоз, халдей, за пятак, рушиться, резать; так и сочетания, среди которых - устойчивые, традиционные, закрепленные в узусе и индивидуально-авторские: доживать век, идти с молотка, Люциферова звезда.

При этом для творчества Игоря Талькова и Юрия Шевчука в особой степени характерна оценка политической ситуации в стране. И здесь в некоторых текстах эстетическая оценка пересекается с этической, потому как реализация системных отношений может касаться самых нравственно-значимых элементов жизни: смеяться над гордостью.

Одним из самых значимых лексических элементов в контексте реализации эстетической и этической оценок является слово Бог (бог):

 

Твоя сажал сад, сансемилья, бананы,

Твоя улыбчив как юный бог,

Твоя не слушал советов сбоку,

И вот твой бананы зачах.

[В. Цой, «Сельва»]

 

Здесь одна из основных смысловых доминант эстетической оценки (ср.: красив как бог) - понятие «бог» - обыгрывается Виктором Цоем с шутливой иронией, но сохраняет общую направленность эстетической оценки слова с положительной коннотацией.

Таким образом, проанализировав реализацию эстетической оценки в текстах рок-поэтов, мы пришли к следующим выводам. Одна из особенностей рок-поэзии - преобладание элементов, разрушающих эстетику бытия: гнилой, пыльный и т.п., в силу того, что ведущей является установка на выявление безобразного в мире, авторы нередко используют пейоративны: урод, сволочь и подоб. - и просторечную лексику: поди, в лом и т.д. Поэтам свойственно стремление показать мир неглиже, в всёй его неприглядности, без прикрас, что является общей тенденцией для рок-культуры в целом.

 


Реализация этической оценки

 

Этическая оценка - это показатель нравственного уровня человека, репрезентирующий его зависимость от определённых заповедей, норм морали и нравственности. В силу этого этическая оценка небезразлична к понятию архетипа - нормы, образца, примера, потенциальных требований, предъявляемых к объекту, а потому лексика со значением этической оценки (герой, предатель, ложь и подоб.) в текстах рок-поэтов оказывается вполне традиционной:

 

Ты мог быть героем,

Но не было повода быть.

Ты мог бы предать,

Но некого было предать

[В. Цой, «Подросток»]

 

И когда нам так хочется громко и долго кричать,

Вся огромная наша родня умоляет молчать.

И частенько, не веря уже в одряхлевших богов,

Сыновья пропивают награды примерных отцов.

[ДДТ, «Я получил эту роль»]

 

Господин президент, назревает инцидент:

Мы устали от вранья, в небе - тучи воронья.

Хватит!

[Тальков, «Господин президент»]

 

В исследуемых нами текстах этическая оценка выражена по преимуществу на лексическом уровне, при этом используются слова, называющие или характеризующие такие качества, как патриотизм, вера, любовь:

 

Прекрасная любовь, там ждут тебя живые,

Позволь себя увидеть тем, кого ведут на смерть

Там по уши в грязи, но все же не слепые,

Дай разуму свободы, дай чувствам не истлеть

[ДДТ, «Прекрасная любовь»]

 

В творчестве поэтов любовь традиционно выступает как высшее чувство. Но при этом у каждого автора это любовь своя, особенная. Так, Ю. Шевчук, будучи лириком, олицетворяет любовь, наделяя ее почти физической способностью спасать людей. Высокая прекрасная любовь в тексте рок-поэта аллюзивно связывается с блоковской Прекрасной Дамой, что, как нам думается, отнюдь не случайно и является здесь авторской реминисценцией.

В картине мира В. Цоя любовь есть чувство естественное, простое и понятное, но от этого не менее высокое. Автор не использует стилистических приемов и фигур, оперируя только прямыми номинациями:

 

Ты часто проходишь мимо, не видя меня,

С кем-то другим, я стою не дыша.

Я знаю, что ты живешь в соседнем дворе,

Ты идешь не спеша, не спеша...

О, но это не любовь...

[В. Цой, «Это не любовь»]

 

В свою очередь, Игорь Тальков в своем творчестве говорит о любви как о сильном чувстве, которое может быть внезапным, запретным, терзающим. При этом данное чувство даётся человеку от Бога - неслучайно лексемы любить (любя) и Бог обнаруживаются в одном и том же контексте:

 

Да я бы мог, конечно, отпустить

Тебя, но это не поможет

Чужому горю, ведь простить

Меня мой дом уже не сможет;

Расстаться можно и любя,

Боль рассосется понемногу,

Но только, обманув себя,

Мы обмануть не сможем Бога.

[И. Тальков, «Моя любовь»]

 

С ключевым этическим элементом Бог соотносятся слова семантического поля «Вера». Вера - чувство очень сложное, и для рок-авторов понимаемое не всегда однозначно. В первую очередь, лексемы вера, верить и т.д. характерны для произведений И. Талькова и Ю. Шевчука, чему имеются экстралингвистические объяснения: авторы являются сторонниками традиционно русских этических воззрений, а потому они нередко касаются вопросов религии, в частности - религиозных, христианских обычаев:

 

Я зажег в церквях все свечи, но одну - одну оставил,

Чтобы друг в осенний вечер да по мне ее поставил,

Чтобы дальняя дорога мне короче показалась,

Чтоб душа, вздремнув немного, снова к дому собиралась.

[ДДТ, «Я зажёг в церквях все свечи»]

 

Здесь находит отражение известная традиционная установка, которая вербализуется в общенародном языке устойчивыми сочетаниями жить по-божески, жить по-христиански.

Вера Бога выступает не только как показатель нравственности, но и как некое этическое мерило:

 

Верит в Вас как в Бога,

Измождённая страна,

Коммунизмом поражённая

Очнувшаяся от сна.

[И. Тальков, «Господин Президент»]

 

Этическая оценка, заключенная в устойчивом сравнении верить как в Бога здесь является, безусловно, положительной, при этом смысловая антонимия веры в Бога и коммунизма и, следовательно, атеизма усиливает эффект данной этической оценки, базирующейся на культурном архетипе. Таким образом, отношение к вере для представителей рок-поэзии выступает как высшее проявление этического начала.

В целом рок-поэзия - в её образцах, к которым можно отнести произведениях избранных нами авторов, - высоко этична. Неслучайно один из основных мотивов творчества рок-поэтов - мотив правды и честности, что является показателем человечности, гражданственности, ответственности перед миром и собой.

Неприятие лжи и её осуждение находит вербальное выражение в произведениях всех рассмотренных нами авторов:

 

Небеса на коне, на осеннем параде

Месят тесто из тех, кто представлен к награде,

А по ящику врут о войне...

[ДДТ, «Осенняя»]

 


Не та, конечно, правда,

Что в «можно» надо втиснуть,

А та - святая правда -

Без лжи и компромиссов.

И пусть твердят ублюдки,

Что истина опасна, -

Она не проститутка,

Чтоб быть всё время разной.

[И. Тальков, «Правда»]

 

Понимание правды и истины в авторских текстах - бескомпромиссное, что реализуется посредством лексем правда, истина, ложь, врать и т.п., при этом в ряде случаев имеет место контекстуальная антонимия: святая правда, истина - проститутка, где в каждом слове ярко появляется этическая оценочность: святой (+), правда (+), истина (+) - проститука (-).

Слово ложь, в свою очередь, нередко находится в отношениях синонимии с лексемой предательство, отражая авторский взгляд на вещи: тот, кто лжет, является предателем. По этому поводу уместно привести один фрагмент из интервью Игоря Талькова, которое он дал 10 февраля 1990 года, во время своих гастролей в Воронеже:

Вопрос журналиста:

Что Вы не приемлете в человеке, в человеческих отношениях между собой?

Ответ:

Лжи, предательства. Всё, пожалуй, на этом всё строится.

По большому счёту такая острота восприятия неправды, конечно, обусловлено временем, политической ситуацией в стране, и экстралингвистические социальные факторы здесь очень сильны, потому в произведениях автора ощутима эпоха и настроения, имевшие место в описываемый период. Возможно, со временем и мотивы творчества и общий настрой изменились бы, ведь мы говорим здесь об ушедшем поэте. Но, с другой стороны, анализируя тексты Юрия Шевчука широкого временного диапазона, можно с уверенностью говорить о сохранении основных этических доминант и мотивов. У всех рассмотренных нами авторов этические оценки, выраженные лексически и семантически, по своей сути совпадают и основываются на общечеловеческих нормах. Общие этические доминанты для авторов - это любовь, вера, правда, свобода. Для Игоря Талькова и Юрия Шевчука - это высшие этические доминанты. В то же время следует заметить, что в области этической оценочности может проявляться и индивидуально-авторская специфика. В частности, для творчества Виктора Цоя не свойственно использование слов религиозной тематики, чему мы находим экстралингвистическое объяснение: в силу своей национальной принадлежности поэт был носителем не только российской, но и восточной культуры, отсюда, вероятно, и особая значимость образа Солнца в его поэзии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...