Оценочность как текстовая категория
Категория Оценки является важной текстообразующей категорией. Оценка - это непосредственная или опосредованная реакция говорящего (субъекта) на наблюдаемые, воображаемые, воспринимаемые органами его чувств действия, признаки, признаки признаков реальных объектов, объектов внутреннего и внешнего мира говорящего. Н. Д. Арутюнова отмечает: «Связь оценочного значения с автором речи многогранна. Оценка выражает личные мнения и вкусы говорящего, а они различны у разных людей…оценка, порождённая желанием, отлична и от оценки, вытекающей из долга, и от оценки, вызванной нуждой. Оценка социально обусловлена. Ее интерпретация зависит от норм, принятых в том или другом обществе…» [Арутюнова Н.Д.,1997, 6]. Ученый подчеркивает роль адресата речи адресата речи, на которого может оказывать воздействие оценочное высказывание: оно может побуждать слушателя к действию, высказывать ему похвалу или осуждать чьи-то поступки. Анализ значений оценочных слов приводит к выводу о том, что для адресата важно не понимание значения слов оценки, а её интерпретация, т.к. при этом должны быть учтены «многочисленные прагматические импликации», т.е. добавочная информация, основанная на жизненном опыте адресата, который интерпретирует оценку, пытаясь истолковать её. Каким бы важным ни являлось восприятие оценки адресатом, тем не менее, Н.Д. Арутюнова указывает на особую роль говорящего или группы говорящих, чьими «интересами, взглядами (социальными, этническими, эстетическими)» обусловлена оценка «и только по отношению к ним оценочное высказывание может рассматриваться как истинное или ложное. Оно лишено параметра объективной истинности» [Арутюнова Н.Д. Там же, 51].
Категория оценки формируется на широком фоне нейтральной лексики. При этом слова называют предмет, его действия, состояния и признаки, не определяя ценности названного явления, не задавая вопрос: хорошо или плохо? Однако в контексте с противопоставлением, сопоставлением, в сочетании с другими предметными словами и относительные прилагательные могут получить значение оценки. Если вывести мотивы (основания) оценки за пределы ее значения, то оценочные предикаты не оставляют места для семантического анализа. Однако их содержание постоянно является точкой приложения аналитических усилий философов, логиков и лингвистов. Смыслом оценочных слов в случаях их конкретного употребления интересуются и сами говорящие. Их интерес вызван неясностью критериев оценки. Между тем сами принципы выбора критериев могут быть установлены с достаточной степенью определённости. Они в большей степени зависят от принципов выделения классов объектов. Определяя критерии (основания, мотивы) применения оценок к тем или другим классам объектов, исследователь осуществляет концептуальный анализ. Последний неотделим от таксономии оценок. Эта мысль была высказана финским логиком фон-Вригтом в его исследовании форм «добра» [Wright, 1963]. Фон-Вригт распределяет аксиологические концепты между тремя основными категориями: 1) собственно оценка: хорошее и плохое, добро и зло, 2) нормативные концепты (обязанность, дозволенность, разреженность, право), 3) концепты, относящиеся к человеческим действиям, поступкам: практическое рассуждение, намерение, мотив, воля, желание, цель, необходимость, потребность [Wright, 1963, 6-7]. Существует целый ряд способов выражения оценки. При этом могут быть использованы единицы всех языковых уровней: лексико-семантического; фразеологического; морфологического и словообразовательного. Отметим прежде всего предметные слова, обозначенные существительными Существительные выражают оценку также в составе словосочетаний или при помощи аффиксов разного рода.
Приведем примеры других частей речи, обозначающих оценку: имя прилагательное, как и причастие, называя оценку, может выполнять роль определений, именной части составного сказуемого со значением квалификации, характеризации. Имя прилагательное может быть использовано как в полной, так и в краткой форме; в положительной, сравнительной, превосходной степени и элативе. причастие. Его полная и краткая форма оценочны. имя числительное; - местоимения; глагол; - деепричастия; инфинитив; наречия; слова категории состояния [в безличных предложениях]. В составе оценочных слов находятся слова, словосочетания и предложения, занимающие автономную синтаксическую позицию: это вводные и вставные структуры, выражающие экспрессивно-эмоциональную оценку типа. Они положительно или отрицательно оценивают всё предложение. Междометные предложения, примыкая к базовому предложению, также вносят определённую оценку сообщению. Оценка может быть оформлена синтаксически: путём изменения порядка слов и введения особой экспрессивной интонации, также может быть выражена при помощи сращений. Типы оценок языковой семантический морфологический фразеологический Существует целый ряд классификаций типов оценок. К наиболее известным классификациям относится типология объективных оценок, которые Шарль Балли называет «диктумом». Диктум связан с синтаксическим и морфологическим способом формирования предиката предложения. Роль диктума при этом заключена в выражении отношения говорящего к действительности с точки зрения реальности или нереальности происходящего. Поэтому наиболее существенной категорией является наклонение: реальное - изъявительное, нереальные - это повелительное и сослагательное, не обладающие категорией времени. Вторая группа оценок является субъективной. Её Ш. Балли назвал «модусом». Субъективная оценка включает рациональную, т. е. логическую, интеллектуальную оценку говорящим высказывания в его соотношении с действительностью. Эта оценка выражает реакцию не чувства, а разума, логики рассуждений говорящего. (Рациональную оценку рассмотрим позднее).
К субъективным оценкам относятся также аксиологические общеоценочные и частнооценочные типы (по классификациям Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф и др.). Термин «аксиологическая оценка» образован от греческого ахга - «ценность». Поэтому общеоценочные слова содержат операторы (маркеры) - «хороший - плохой», и на их основе формируют градуальные синонимические ряды, например: хороший - отличный, прекрасный, замечательный, великолепный. Второй синонимический ряд антонимичен первому. Его доминантой является слово плохой - нехороший, скверный, дрянной и др. [Арутюнова Н.Д., 1999, 198]. К частнооценочным относят слова, выражающие следующие оценки: Эмоциональная оценка. Термин образован от лат. emovere - «возбуждать, волновать чувства». Эмоциональная оценка репрезентирует положительные и отрицательные чувства говорящего, вызванные объектом, его действиями, состоянием и т.д., например: радость, удивление, гнев, досада, недоумение и др. Слова положительной и отрицательной оценки чаще всего составляют антонимические пары: хороший - плохой, любимый - ненавистный и т.д. Положительные и отрицательные оценки со значением эмоции могут быть выражены абсолютной (хорошо - плохо) и сравнительной формами: хуже - лучше; модальными словами: рад, обязан; вводными словами, логическим ударением и порядком слов. Эстетическая оценка. Термин «эстетический» восходит к греческому слову «аistesis» - «ощущение, чувство прекрасного, изящного», «связанное с удовлетворением прекрасного». Говоря об эстетическом чувствовании, как и об этическом, Н.Д. Арутюнова отмечает: «Эти два вида чувствований составляют ядро духовного начала человека, моделируемого по вертикали». Н.Д. Арутюнова подчёркивает то, что «высоту» и «низость» эстетической оценки усиливают метафоры и интенсификаторы типа: высокохудожественный, низкопробный, уродливый [Арутюнова Н.Д., 1999, 198-199]. Эстетическая оценка отражает непосредственную реакцию говорящего на различные стимулы объективной действительности. В процессе восприятия картины мира практически любой объект может быть осмыслен при помощи операторов: прекрасное - безобразное. При этом реакция говорящего может быть передана и метафорически.
Эстетическая оценка, транслируемая прилагательными и наречиями, может обладать абсолютной или сравнительной формами. Она может выражаться всеми названными выше средствами и оперирует шкалой антонимов, содержащих положительную и отрицательную оценки. Однако эстетическая оценка в меньшей степени, чем эмоциональная, содержит симметричные способы отражения положительной и отрицательной разновидностей. Сравним: прекрасный - безобразный, красивый - некрасивый, удивительный - невыразительный, изумительный - уродливый, прелестный - ужасный и т.д. Этическая оценка. Человек является нравственной, духовной личностью. Поэтому жизнь человека подчинена определённым заповедям, нормам морали и нравственности. Сам термин ethika (греч.) был введён Аристотелем и буквально переводится как «привычка», «нрав». Нормативная этика предлагает идеальную модель поведения, межличностных отношений человека в обществе, определяет моральные принципы жизни, учит истине, вере добру и предостерегает от зла, предлагает жизненные идеалы, соотносит понятия «добра» и «счастья». Таким образом, этика создает нормы поведения, что отличает её от эстетики, хотя и этика, и эстетика - это учения о ценностях духовного мира человека. Н.Д. Арутюнова считает, что этическая оценка «применима ко всему, что устремлено к облагороженной модели малого и большого мира, то есть к тому, что человек считает «добром». Это высшее добро лингвистика определить не может. Она может лишь подтвердить, что употребление обще оценочных предикатов (хороший и хорошо, плохой и плохо) обусловлено отношением к идеализированной модели мира» [Арутюнова Н. Д., 1999, 181]. Лексика со значением этической оценки существовала в канонических церковных, священных книгах. Она называла явления, связанные с поведением человека, с его характером, поступками, которые оценивались положительно, например: трудолюбив, худогь (искусен), милосердъ, милостивъ и др. Слова со значением отрицательной оценки называли то, что включалось в понятие греховности поведения, например: неправда (несправедливость), завида (зависть), хула (наговор), лень (ленивый), тать (вор) и др. Этическая лексика современного русского языка также вводит положительные и отрицательные оценки, выраженные в абсолютной и сравнительной формах прилагательного и наречия. Этические оценки оформляются и при помощи других средств названных выше уровней языка и речи. С позиции говорящего, они оценивают поведение окружающих его людей, одушевлённые и неодушевлённые объекты (нередко в метафорической форме: лакейский характер, гуманный поступок, благородные гуси и др.).
Представим шкалу этических положительных и отрицательных оценок:
Таким образом, этические оценки удовлетворяют или не удовлетворяют нравственные чувства говорящего. Н.Д. Арутюнова пишет: «Не случайно в эти виды оценки вовлечены метафоры и интенсификаторы «высоты» и «низости» (сравните: высоконравственный человек, низкая личность, высокие порывы, низкие подозрения, высокий моральный дух, высокие идеалы и т. п.). Эта группа оценок небезразлична к понятию архетипа - нормы, образца, примера, потенциальных требований, предъявляемых и объекту» [Арутюнова Н. Д., 1999,199]. Положительная этическая оценка требует ориентации на этическую норму, соблюдение нравственного кодекса. «Требование уникальности, таким образом, не является необходимым условием моральности*, но оно необходимо предъявляется к произведениям подлинного искусства», т.е. является требованием эстетической, а не этической оценки [Арутюнова Н.Д., 1999,199]. Сенсорные оценки. К числу оценочных слов с аксиологическим значением Н.Д. Арутюнова относит и частично оценочные - сенсорно-вкусовые слова. Термин «сенсорный» восходит к латинскому sensus, что значит «чувство, ощущение». Ощущения могут являться основным источником познания, т. е. отражать объективную реальность, воспринимаемую говорящим. В этом случае сенсорная оценка творящего объективна. Однако ощущение может быть индивидуализированным, субъективным. Объективные и субъективные сенсорные оценки основаны на ощущениях, реакциях пяти органов чувств. «Живое созерцание объектов является, таким образом, моментом чувственно-практической деятельности. Оно осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление» [Философский словарь, 1991, 348]. В результате абстрагирующей деятельности мышления, «человек создает свои представления о вещах, об их свойствах и проявлениях» [Там же, 348]. Сенсорные оценки фиксируют реакции на различные объекты действительности пяти органов чувств человека: слуховых (звуковых), зрительных, органов осязания (тактильных), обоняния и вкуса.
· Слуховая (звуковая) сенсорная оценка. В художественных текстах часто наблюдается использование слуховых сенсорных оценок, которые формируют градуальные ряды повышения или понижения звучания. Эти два синонимических ряда могут представлять собой шкалу положительных и отрицательных оценок (антонимов). Таким образом, для слуховой оценки характерно: . Описание разнообразных звуков, связанных с проявлениями деятельности человека, общества, природы. Звуки могут представлять собой градационные ряды, сочетающиеся с положительной или отрицательной оценкой Центральная часть шкалы положительной оценки может быть соотнесена с нормой: звуки гармоничны, не раздражают слух, звучат не очень громко и не очень тихо, например: звучащий, говорливый, нежный, мелодичный. гармоничный и др. Вершинная и конечная части шкалы положительной оценки отклоняются от нормы, т. к. обычно сочетаются с превышением или преуменьшением силы звука: громкий, шумный, ликующий, немой. Градационный ряд отрицательных оценок также отклоняется от нормы, т. к. в этом случае звук вызывает у адресата неприятное дисгармоничное ощущение: глухой, визгливый, пронзительный, орущий и др. . К числу слуховых оценок относят также слова, передающие полное молчание. Значение ‘молчание’ содержат слова разных частей речи, типа: тишина, безмолвие, молчалива, безмолвно и т.д. Слова с исключённым звуком, тем не менее, наделены целым рядом добавочных, коннотативных значений, способствующих изображению конфликтов внутреннего мира героя. Герой может молчать от ужаса, от восторга или укоризны. Народ молчит от растерянности, страха, ожидания беды. Ночная природа безмолвна, полна сонного молчанья. . Однако «тишина» метафорически может значить «мир», «покой», «мирное время». Следовательно, даже слова с исключённым звуком, приобретают свойство оценки (положительной или отрицательной). В.Н. Телия замечает: «В основе оценочных смыслов метафоры лежит ценностная картина мира» [Телия В.Н., 1988, 57]. Исследователь также подчёркивает важное свойство «семантики единиц языка в их взаимодействии» [Там же, 1988, 65], в их комбинаторике, в формировании устойчивых оборотов речи, преобразующих семантику слов. При этом может возникать ряд ассоциаций: синонимических, антонимических, полисемичных и т. д. В художественной речи большое значение приобретают индивидуально-авторские ассоциации, мотивированные не логикой синтактики, а логикой семантики и прагматики. В результате такого типа мотивированности в художественной речи возможна антропоморфная ассоциация слуховой оценки. Следует отметить важность в этом контексте такого художественного приема, как звукозапись. Существуют различные виды звукозаписи. Так, наряду с повторами ударных гласных (ассонансом), повтором одинаковых или близких по звучанию согласных (аллитерация), с рифмующимися концами строк, существуют и другие виды фоники поэтического текста. В художественной (поэтической) речи используются повторы конечных согласных ряда слов текста. Такой приём называют эпифорой (смежной или раздельной). Эпифора подчёркивает экспрессивность, выразительность текста, т.к. выделяет конец речевого такта и усиливает роль паузы между тактами речи. Кроме того, зачастую используется повторение одинаковых или близких по звучанию начальных согласных, сочетаний звуков и даже целых слов, называемое анафорой (смежной или раздельной). • Зрительная оценка (света - тьмы, цвета). Как отмечает Н.Д. Арутюнова, среди сенсорных значений «наиболее развиты и тонко дифференцированы понятийные эквиваленты зрительных ощущений» [Арутюнова Н.Д., 1999, 42]. Зрительную оценку среди сенсорных значений она выдвигает на первый план. Зрительная оценка в художественной речи обусловлена рядом показателей света и цвета: дихроматическая лексика двухцветна, связана с антонимией света и тьмы или контрастных цветов, например: белого и чёрного и др. Хроматическая лексика обозначает многоцветие, антонимия не является её парадигматическим признаком, хотя и не исключена. Ахроматическая лексика отражает бесцветные (серые) цвета предметов. Зрительная оценка объектов не всегда связана с показателями положительной и отрицательной оценки (они характерны, в основном, для группы лексики СП «свет - тьма»). Цветовая лексика отличается развитием определенной символики, ей свойственна индивидуальность отбора слов зрительной оценки в разных авторских системах. Произведения разных жанров одного и того же автора дифференцированы статистически: они различаются так называемым «цветовым спектровым числом», т.е. совокупностью цветовых обозначений, входящих в текст определённого произведения, в их процентном выражении по отношению к числу печатных знаков (лексем), например, на одной странице текста [Соловьёв С.М., 1975, 145]. Продолжая характеристику сенсорной оценки, обратимся к менее частотным оценкам: вкусовой, осязательной (тактильной) и оценке органов обоняния. Эту группу сенсорных значений Н.Д. Арутюнова описывает следующим образом: «Лексика, относящаяся к результатам незрительных восприятий, сравнительно бедна. Ее «богатство» окказионально и переменно. Оно взято взаймы у конкретной лексики - более всего у имён естественных реалий: вкус вишни, запах сирени» [Арутюнова Н. Д., 1999, 42]. Оценки не зрительных восприятий отличаются субъективными вкусами автора, персонажей произведения.. Их переменчивое значение обуславливает у каждой лексемы как положительную, так и отрицательную оценку, т.к. слово «лишено параметра объективной истинности» [Арутюнова Н.Д. Там же, 51]. Как утверждает Н.Д Арутюнова, «...для прилагательных, обозначающих вкус и особенно запах, очень важна «вкусовая» оценка, разделяющая приятое и неприятное; дня «осязательных» прилагательных <...> существенна обнаружение внутренних свойств предиката (твердый, мягкий, плотный)» [Там же, 40]. Рассмотрим данные три сенсорных оценки в последовательности. Знак [+/-] обозначает субъективную оценку, зависимую от контекста, от вкуса говорящего.
Вкусовая оценка
Оценка органов обоняния (запах)
Осязательная (тактильная) оценка
Количественная оценка. Помимо аксиологической, качественной оценки, в русской речи, как и в других языках, существует количественная оценка, характеризующая меру, объем, величину описываемого предмета (маленький - большой ребёнок), указывающая на признак действия (бегает быстро - медленно), на признак признака (чересчур, слишком, достаточно, слегка, очень и др.). Количественная оценка может иметь абсолютную форму с оператором: много - мало и сравнительную форму: больше - меньше и др. Количественная оценка включает превосходную степень сравнения, выделяя один предмет среди многих: преогромный, высочайший; а также использует форму элатива, называя исключительный, предельный признак, например: наивысший, самый большой, в сто (миллион) раз больше. Количественная оценка характеризует величину, длину, высоту, рост, ширину, глубину, вес (тяжесть) описываемого явления. Названные величины представляют собой антонимические пары с положительной и отрицательной оценкой, выраженной прилагательными, причастиями, наречиями, существительными.
Н. Д. Арутюнова называет механизмы, вводящие градацию антонимов и изменяющую их соотношения. К такого рода механизмам она относит: · использование слов экспрессивной лексики, выражающей впечатление и эмотивной лексики, передающей чувства: огромный, летящий ввысь и др.; · введение частицы не в один из членов антонимии или в состав интенсификатора может несколько затемнять контраст между словами и нарушает их положение в градационном ряду. В этом случае возникает, по мнению Н.Д. Арутюновой, «слабая синонимия», например: совсем не плохой - довольно хороший; совсем не глуп - очень даже не глуп; большая комната - комната не мала (но меньше большой); · «наличие отрицания при обоих антонимах (сравните: не худ и не толст, не слишком худ и не очень толст» [Арутюнова, 248]) сохраняет их некоторое различие, т.к. человек скорее толст, чем худ; · полярность антонимов изменяется при использовании различных интенсификаторов: слишком широкое отверстие - недостаточно широкое отверстие. Таким образом, интенсификаторы являются принадлежностью количественной оценки. Н.Д. Арутюнова, вслед за Д. Болинджером, перечисляет группы интенсификаторов, распределяющих количественное значение на градуальной шкале. К ним относятся: • усилители, указывающие на возрастание признака к максимуму, высшему пределу: всех выше, самый большой, предлинный; • усреднители, продвигающие признак к центру шкалы: более низкий, сравнительно короткий, достаточно узкий; • уменьшители, указывающие на уменьшение признака, постепенное или быстрое его убывание: уменьшающийся, убывающий, значительно меньше, ещё ниже, поменьше, потоньше; • минимализа горы, продвигающие значение признака к нижнему пределу и граничащие с отрицанием: совсем низенький, очень маленький, уже незаметный, почти невесомый [Арутюнова Н.Д., 1997, 246]. К числу наиболее активных интенсификаторов количественной оценки в художественной речи следует отнести квантор всё, а также ещё, уже, еле. Рациональная оценка. Термин «рациональная оценка» восходит к лат. «разумный». Логические признаки данной оценки связаны с ментальностью, поскольку понятия присущи разуму. Они связаны с относительной устойчивостью норм, стандартов, духовной и материальной деятельности, с ценностями общепринятыми и равнозначно понимаемыми всеми членами данного сообщества [Философский словарь, 1991, 384-385]. Учёные-лингвисты выделяют несколько типов рациональной оценки. Е.М. Вольф, Н.Д. Арутюнова рациональные оценки связывают с практической деятельностью человека и называют такие их виды [Вольф Е.М, 1985,27]: · утилитарные, или прагматические оценки, характеризующие свойства и значимость знания человека и практические последствия этого знания. Например: полезный - вредный, благоприятный - неблагоприятный. · нормативные оценки, связанные с нормой, с её одобрений или одобрением, осуждением явлений: правильный - неправильный, нормальный - аномальный, здоровый - нездоровый, стандартный - нестандартный, бракованный и др. · телеологические оценки указывают на то, что развитие действия позволяет достичь цели: эффективно - неэффективно, удачно. · Логические оценки (логическая модальность). · Эпистемическая модальность - оценка знания / незнания, полагания. · Оценка достоверности/недостоверности сообщаемого. Эта оценка может быть оформлена при помощи вводных слов, типа: правда, истинно, верно, действительно, точно, кажется, а также при помощи модальных частиц: якобы. · Оценка сообщения с точки зрения его вероятности / невероятности. Эту оценку выражают обычно вводные слова: возможно, вероятно, может быть, должно быть. · Деонтическая модальность. Термин произведен от греч. deon - долг. Слова этой оценки характеризуют отношения между говорящим и адресатом. При этом говорящий выражает согласие/несогласие, желание/нежелание в выполнении просьбы. Средствами оформления таких положительных или отрицательных ответов являются слова деонтической оценки: да, точно, правда, нет, не. Функцию этой оценки выполняют также наречия типа: хорошо, ладно, так, а также синтаксические структуры: так и быть, посмотрим, подумаем или обстоятельственные оценочные обороты: с охотой, с неохотой, под нажимом, под натиском, с особым удовольствием, при наличии времени и др. Таким образом, средства аксиологической и рациональной оценки выполняют существенную роль в тексте. Они являются одним из способов оформления синтактики и прагматики, т.е. в закреплении в слове, звуке, словосочетании и, в целом, в тексте отношения говорящего к реальности, к сказанному и к адресату. Это отношение выражается в различного рода выдвижениях отдельных экспрессивных, эмоциональных, сенсорных лексем, «подчёркиваниях» важных для автора звуковых знаков и символов, в сочетаниях слов, формирующих различные фигуры речи и поэтические тропы. Слова аксиологической и рациональной оценки осуществляют также текстообразующую функцию, соединяя текст в синтаксическое целое. Рациональные оценки, связанные с практической деятельностью человека, создают объективный и субъективный континуум, устанавливающий условия реализации процесса коммуникации в тексте, отмечают отношения говорящего к сообщаемому, указывая на его знания/незнания, на соответствие явления норме, на достоверность, вероятность действительности, на сомнения, желание / нежелание говорящего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|