Глава II. Реализация оценочности в произведениях рок-поэтов
Реализация эмоциональной оценки
Специфика рок-поэзии связана с психологическими особенностями личностей рок-поэтов, предопределившими искренность выражения, а также творческий максимализм и установку на тотальное противостояние обществу. При этом поиски собственной идентичности и стратегия самоопределения в рок-поэзии концептуально важны в связи с желанием рок-поэтов обозначить свои жизненные и творческие принципы. Разнонаправленный протест составляет основу концепции рок-поэзии и имеет несколько форм выражения: открытое противостояние (бунт, агрессия, вызов), ирония как способ выразить комически свое неприятие явлений действительности. Эмоциональная оценка есть отражение положительных или отрицательных чувств говорящего, вызванныхобъектом, его действиями, эмоциональным состоянием. Русская рок-поэзия являет собой пример выразительной эмоциональности и экспрессии. В ней слово приобретает особую ёмкость именно благодаря тому, что оно несёт в себе авторскую оценку означаемого им факта, реалии, явления. Для всех рассмотренных нами авторов характерна оценка таких объектов действительности, как сражение, борьба (война, революция). Например:
Я пророчить не берусь, Но точно знаю, что вернусь, Пусть даже через сто веков, В страну не дураков, а гениев. И, поверженный в бою, Я воскресну и спою На первом дне рождения страны, Вернувшейся с войны. [И. Тальков, «Я вернусь»]
В данном случае эмоциональная оценка реализуется не только посредством лексем дурак, гений, но и с помощью установления системных отношений между ними, а именно - использования их общеязыковой антонимии: дурак - гений.
Слова, семантически родственные с понятиями боевых действий: бой, война - не обязательно описывают собственно войну или сражение. В данном тексте автор передаёт ощущение «военного» состояния в мирное время: не рвутся снаряды, но жизнь изменилась не в лучшую сторону для живущих в ней. Таким образом, лексемы бой и война выступают здесь в качестве метафор, а метафоры, как известно, содержат в себе эмоциональный оценочный компонент. При этом Игорь Тальков все же говорит с надеждой о завтрашнем дне, что вербализуется посредством сочетания день рождения. Данное устойчивое сочетание ассоциируется с праздником, то есть несет в себе положительную эмоцию. Таким образом, наблюдается здесь своеобразное «эмоциональное столкновение» положительной и отрицательной оценочности в пределах контекста. В результате реализуется одна из ярких особенностей произведений данного автора: жёсткая прямолинейность по отношению к прошлому и настоящему, но вместе с тем надежда и вера в светлое будущее. В текстах Виктора Цоя лексема война также используется с индивидуально-авторскими приращениями смысла: война как столкновение «антагонистических» объектов, в частности, земли и неба. И в этом ключе само слово земля несёт в себе оценку всего мирского, суетного, а лексема небо, наоборот, служит мерилом высокого, духовного. Посредством антонимии земля - небо реализуется оценочное противопоставление «духовное - бездуховное»:
Земля. Небо. Между землей и небом - война. И где бы ты ни был, Что б ты ни делал, Между землей и небом - война. [В. Цой, «Война»]
Результат войны - это боль, нарушение гармонии мира, то есть война оценивается как боль, гнев, борьба, переживание. И несмотря на то, что в поэзии В. Цоя, казалось бы, нет яркой политической составляющей, в его творчестве прослеживается постоянное противостояние между внутренним миром героя (автора) и социумом. И противопоставление лексем земля - небо усиливает авторскую эмоциональную оценку общественной жизни в целом.
В своем одном из самых популярнейших текстов Виктор Цой также говорит о войне:
И две тысячи лет - война, Война без особых причин. Война - дело молодых, Лекарство против морщин. [В. Цой, «Звезда по имени солнце»] Посредством метафоры войны автором оценивается конфликт поколений: деятельность, борьба (+) - бездеятельность, пассивность (-). Следовательно, метафора война соотносится здесь с оценкой бытия, как постоянное существование в борьбе, противление всему косному. Как видим, в индивидуальной картине мира даже привычные метафоры (такие, как война) могут приобретать авторские оценочные компоненты. И если в тексте И. Талькова этот компонент вполне совпадает с общепринятым, то есть высвечивает отрицательную оценочность, реализуя переносное значение ‘борьба, враждебные отношения с кем-чем-н.' [Ожегов, 1991, 97], то в произведениях В. Цоя то же метафорическое значение репрезентирует положительную оценку, выдвигая на передний план значение ‘борьба’ с семантическим приращением ‘деятельность, действие, дело’, что обозначено в самом контексте: война - дело молодых. Общая направленность рок-поэзии обусловливает активность метафор борьбы в целом и метафоризацию лексемы революция - в частности. Данная метафора также отражает индивидуальные установки авторов и проявляет специфику на уровне оценочного компонента. Так, И. Тальков и Ю. Шевчук оценивают революцию как явление положительное, воспринимают её с восхищением, связывая с ней надежды на будущее:
Революция, ты научила нас Верить в несправедливость добра. Сколько миров мы сжигаем в час Во имя твоего святого костра. [ДДТ, «Революция»]
Стоп господа! Это что ламбада? Да! Ламбада, но революционная! Вихри враждебные веют над нами. Не даром! Не даром! Не даром! Да!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|