Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Реализация оценочности в произведениях рок-поэтов




Реализация эмоциональной оценки

 

Специфика рок-поэзии связана с психологическими особенностями личностей рок-поэтов, предопределившими искренность выражения, а также творческий максимализм и установку на тотальное противостояние обществу. При этом поиски собственной идентичности и стратегия самоопределения в рок-поэзии концептуально важны в связи с желанием рок-поэтов обозначить свои жизненные и творческие принципы.

Разнонаправленный протест составляет основу концепции рок-поэзии и имеет несколько форм выражения: открытое противостояние (бунт, агрессия, вызов), ирония как способ выразить комически свое неприятие явлений действительности.

Эмоциональная оценка есть отражение положительных или отрицательных чувств говорящего, вызванныхобъектом, его действиями, эмоциональным состоянием.

Русская рок-поэзия являет собой пример выразительной эмоциональности и экспрессии. В ней слово приобретает особую ёмкость именно благодаря тому, что оно несёт в себе авторскую оценку означаемого им факта, реалии, явления.

Для всех рассмотренных нами авторов характерна оценка таких объектов действительности, как сражение, борьба (война, революция).

Например:

 


Я пророчить не берусь,

Но точно знаю, что вернусь,

Пусть даже через сто веков,

В страну не дураков, а гениев.

И, поверженный в бою,

Я воскресну и спою

На первом дне рождения страны,

Вернувшейся с войны.

[И. Тальков, «Я вернусь»]

 

В данном случае эмоциональная оценка реализуется не только посредством лексем дурак, гений, но и с помощью установления системных отношений между ними, а именно - использования их общеязыковой антонимии: дурак - гений.

Слова, семантически родственные с понятиями боевых действий: бой, война - не обязательно описывают собственно войну или сражение. В данном тексте автор передаёт ощущение «военного» состояния в мирное время: не рвутся снаряды, но жизнь изменилась не в лучшую сторону для живущих в ней. Таким образом, лексемы бой и война выступают здесь в качестве метафор, а метафоры, как известно, содержат в себе эмоциональный оценочный компонент. При этом Игорь Тальков все же говорит с надеждой о завтрашнем дне, что вербализуется посредством сочетания день рождения. Данное устойчивое сочетание ассоциируется с праздником, то есть несет в себе положительную эмоцию. Таким образом, наблюдается здесь своеобразное «эмоциональное столкновение» положительной и отрицательной оценочности в пределах контекста. В результате реализуется одна из ярких особенностей произведений данного автора: жёсткая прямолинейность по отношению к прошлому и настоящему, но вместе с тем надежда и вера в светлое будущее.

В текстах Виктора Цоя лексема война также используется с индивидуально-авторскими приращениями смысла: война как столкновение «антагонистических» объектов, в частности, земли и неба. И в этом ключе само слово земля несёт в себе оценку всего мирского, суетного, а лексема небо, наоборот, служит мерилом высокого, духовного. Посредством антонимии земля - небо реализуется оценочное противопоставление «духовное - бездуховное»:

 

Земля. Небо.

Между землей и небом - война.

И где бы ты ни был,

Что б ты ни делал,

Между землей и небом - война. [В. Цой, «Война»]

 

Результат войны - это боль, нарушение гармонии мира, то есть война оценивается как боль, гнев, борьба, переживание. И несмотря на то, что в поэзии В. Цоя, казалось бы, нет яркой политической составляющей, в его творчестве прослеживается постоянное противостояние между внутренним миром героя (автора) и социумом. И противопоставление лексем земля - небо усиливает авторскую эмоциональную оценку общественной жизни в целом.

В своем одном из самых популярнейших текстов Виктор Цой также говорит о войне:

 

И две тысячи лет - война,

Война без особых причин.

Война - дело молодых,

Лекарство против морщин.

[В. Цой, «Звезда по имени солнце»]


Посредством метафоры войны автором оценивается конфликт поколений: деятельность, борьба (+) - бездеятельность, пассивность (-). Следовательно, метафора война соотносится здесь с оценкой бытия, как постоянное существование в борьбе, противление всему косному.

Как видим, в индивидуальной картине мира даже привычные метафоры (такие, как война) могут приобретать авторские оценочные компоненты. И если в тексте И. Талькова этот компонент вполне совпадает с общепринятым, то есть высвечивает отрицательную оценочность, реализуя переносное значение ‘борьба, враждебные отношения с кем-чем-н.' [Ожегов, 1991, 97], то в произведениях В. Цоя то же метафорическое значение репрезентирует положительную оценку, выдвигая на передний план значение ‘борьба’ с семантическим приращением ‘деятельность, действие, дело’, что обозначено в самом контексте: война - дело молодых.

Общая направленность рок-поэзии обусловливает активность метафор борьбы в целом и метафоризацию лексемы революция - в частности. Данная метафора также отражает индивидуальные установки авторов и проявляет специфику на уровне оценочного компонента. Так, И. Тальков и Ю. Шевчук оценивают революцию как явление положительное, воспринимают её с восхищением, связывая с ней надежды на будущее:

 

Революция, ты научила нас

Верить в несправедливость добра.

Сколько миров мы сжигаем в час

Во имя твоего святого костра.

[ДДТ, «Революция»]

 


Стоп господа! Это что ламбада?

Да! Ламбада, но революционная!

Вихри враждебные веют над нами.

Не даром! Не даром! Не даром! Да!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...