Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Н. С. Автономова (Постструктурализм // Соврем/чтиц западная философия: Словарь)





А.И. Копытин

 

Теория

И практика

АРТ-ТЕРАПИИ

 

 

«Питер»

Санкт-Петербург

Москва Харьков Минск

2002
Содержание

Введение........................................................................................... ………9

Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Глава 1. Определение арт-терапии............................................... ……….14

Заключение..................................................................................... ……….20

Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое образование 21

Предшественники и пионеры арт-терапии................................. ……….22

Создание первых профессиональных объединений.................. ……….31

Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения

в условиях и оплате труда арт-терапевтов.................................. ……….34

Арт-терапевтическое образование............................................... ……….37

Заключение..................................................................................... ……….43

Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия

в арт-терапии................................................................................. ……….45

Фактор художественной экспрессии.......................................... ……….45

Резюме............................................................................................ ……….53

Фактор психотерапевтических отношений............................... ……….54

Резюме............................................................................................ ……….62

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.............. ……….62

Резюме............................................................................................ ……….66

Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание……67

Подготовительный этап............................................................... ……….70

Этап формирования системы психотерапевтических

отношений и начала изобразительной деятельности клиента…………74

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений

и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента……79

Завершающий этап (терминация)................................................... ……..87

Заключение....................................................................................... ……..92

Часть II. ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ



Глава 5. Формы групповой арт-терапии....................................... ……..96

Студийная открытая группа........................................................... ……..98

Динамическая (аналитическая) закрытая группа....................... ………102

Тематическая группа..................................................................... ………105

Заключение.................................................................................... ………108

Глава 6. Факторы психотерапевтического воздействия

в групповой арт-терапии............................................................. ……….109

Фактор художественной экспрессии.......................................... ……….109

Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений.130

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи............. ………..138

Заключение................................................................................... ………..153

Глава 7. Описание процесса групповой арт-терапии.............. ……….154

Бикини, богини и Микки Рурк................................................... ………..155

Град земной и небесный.............................................................. ………..163

Глава 8. Невербальная коммуникация и разные формы творческого

самовыражения в групповой арт-терапии................................ ………..174

Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого

самовыражения в арт-терапии................................................... ……….174

Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой

экспрессии с групповыми процессами..................................... ………. 177

Мультимодальный подход в арт-терапии и роль психотерапевта

в невербальной коммуникации................................................. ………. 186

Перформанс, инсталляция, работа с объектами и лэндарт..... ………..196

Заключение.................................................................................. ………..217

Часть III. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ АРТ-ТЕРАПИИ

Глава 9. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами……..221

Краткий обзор истории и основных подходов к использованию

арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами........ …………221

Основные проблемы использования арт-терапии в работе

с психиатрическими пациентами............................................. …………223

Исследование эффектов применения арт-терапии в работе

с психиатрическими пациентами: основные задачи.............. ………….230

Выбор моделей арт-терапии..................................................... ………….231

Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность, структура

и содержание сессий………………………………………………………233

Состав групп и порядок направления на арт-терапию………………….235

Задачи арт-терапевтической работы.................................. ……………..237

Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической

работы и ее результатов....................................................... ……………...238

Клиническое описание групповой арт-терапевтической работы ………240

Пример1................................................................................. ……………..240

Пример 2................................................................................ ……………..261

Механизмы и процессы, связанные с достижением положительных

эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими

пациентами…………………………………………………………………268

Фактор художественной экспрессии……………………………………..270

Фактор психотерапевтических и внутригрупповых коммуникативных

процессов и отношений……………………………………………………274

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи …………………279

Условия поддержания положительных эффектов

применения арт-терапии во времени……………………………………..282

Заключение............................................................................. …………….287

274 279

Глава 10. Интеркультуральные исследования в арт-терапии

и российская стандартизация рисуночного теста Сильвер…………….289

Цели и задачи исследования.................................................. ……………291

Краткое описание рисуночного теста Сильвер....................... …………292

Когнитивный аспект.................................................................. …………293

Задание на прогнозирование..................................................... …………293

Задание на рисование с натуры................................................. …………293

Задание на воображение............................................................. …………293

Эмоциональный аспект.............................................................. …………294

Шкала оценки эмоционального содержания рисунков.......... …………295

Шкала оценки образа «Я»........................................................... …………296

Характеристика респондентов................................................... …………296

Результаты и их обсуждение...................................................... …………299

Выводы.......................................................................................... …………310

Заключение…………………………………………………………………312


 

Введение

Последние годы стали в нашей стране временем бурного развития психотерапии и активного освоения ее новых форм и моделей. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия — метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Впрочем, вплоть до последнего вре­мени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении бы­ло известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его тол­кований. Появилось немало людей, которые без всяких на то оснований именуют себя арт-терапевтами.

Уровень информированности об этом направлении психотерапии даже в ака­демических кругах, увы, пока еще оставляет желать лучшего. Несмотря на стрем­ление составителей «Психотерапевтической энциклопедии» (Карвасарский, 2000) «с максимальной полнотой и объективностью» представить «все основные сведе­ния о психотерапии и ее методах» (с. 9), приводимую в ней информацию об арт-терапии вряд ли можно назвать полной и объективной. Большая ее часть почерп­нута из зарубежных изданий 25-30-летней давности. При описании же отечест­венных достижений в этой области ничего не говорится о существовании в нашей стране арт-терапевтической ассоциации, издаваемом ею журнале «Исцеляющее искусство», о проведении курсов базовой арт-терапевтической подготовки и суще­ствовании весьма интересных практических центров, использующих методы арт-терапии.

Не упомянуты и появившиеся в последние годы книги по арт-терапии на рус­ском языке (Копытин, 1999; Копытин, 2000), благодаря которым многие впервые узнали о реальной арт-терапии. Их, конечно же, явно недостаточно, и существует настоятельная потребность в ознакомлении отечественных читателей с историей развития, теоретическими основами и методами арт-терапии в рамках ее всесто­роннего, системного описания.

На наш взгляд, такое системное описание должно было бы включать:

• характеристику арт-терапии в качестве самостоятельного психотерапевти­ческого направления, органически связанного с социальным, культурным, политическим и институциональным контекстами;

• представление об арт-терапии как о профессиональном движении, связан­ном с сообществом специалистов, объединенных на основе определенной системы теоретических взглядов и эмпирически наработанных приемов;

• анализ разнообразных лечебно-коррекционных факторов арт-терапии;

• описание арт-терапевтического процесса как ряда закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии, поведения клиента и его отношений с психотерапевтом;

• характеристику особенностей групповой арт-терапии и арт-терапевтической группы.

Данная книга представляет собой попытку подобного системного описания арт-терапии. Поскольку оно включает в себя несколько аспектов системного анализа, было бы ошибочно рассматривать используемое нами понятие «системная арт-те­рапия» в качестве прямого аналога системной семейной психотерапии. Стремясь к наиболее полному и всестороннему анализу арт-терапии как метода с характер­ными для него факторами лечебно-коррекционного воздействия и динамикой раз­нообразных происходящих в процессе работы изменений, автор использовал различные теоретические модели. Поэтому его подход можно было бы также назвать эклектическим. Автор считает использование этого подхода наиболее оправданным, с учетом как особенностей самого метода, появившегося на стыке различных дисциплин и форм праксиса, так и современного этапа развития арт-терапии.

В последние годы активно разрабатываются новые оригинальные концепции арт-терапии, которые дополняют традиционные психодинамические, бихевиоральные и гуманистические представления о природе и механизмах исцеляющего воздействия занятий художественным творчеством. При их разработке широко привлекаются элементы общей теории систем, социальных теорий и теории культуры. Так, например, в значительной мере благодаря использованию представлений общей теории систем и постмодернистских концепций в арт-терпевтической среде растет осознание ограниченности любых «зонтичных» теорий ортодоксальной психологии и психиатрии с их стремлением объяснять человеческое поведе­те и опыт в рамках какой-либо одной теоретической модели. Методологический плюрализм при анализе проблем современного человека и определении подходов их решению оказывается более адекватным существующим реалиям жизни и способствует развитию таких форм арт-терапии, которые учитывают пол и возраст, расовую и этническую принадлежность, культурный и социальный опыт и иные особенности пациентов. Эта тенденция связана с пересмотром традиционных понятий здоровья и болезни и признанием того, что содержание этих понятий в значительной мере определяется социальными институтами, дискурсивными мо­лями культуры, системой ценностей и установок представителей различных профессиональных групп. Современная арт-терапевтическая теория, а также эф­фективное использование методов практической работы и исследований невоз­можны без критического изучения социальных структур и принятых в обществе способов репрезентации психического опыта. Это, в свою очередь, требует освое­ния арт-терапевтами тех «территорий», которые традиционно занимали социоло­ги и теоретики культуры, а также всестороннего анализа языковых и невербаль­ных (в частности, визуальных) дискурсивных моделей.

Большое внимание уделяется в последнее время изучению невербальной ком­муникации, в связи с чем в поле зрения специалистов включаются различные фор­мы творческой экспрессии участников арт-терапевтического процесса. Есть вес­кие основания считать, что более глубокое понимание ими механизмов невербаль­ной коммуникации и разных форм творческого самовыражения позволит сделать арт-терапевтическую работу более эффективной. Этому может способствовать освоение арт-терапевтами некоторых форм и стратегий современного искусства, в частности таких как инсталляция, перформанс, работа с объектами и др. К со­жалению, в современной арт-терапевтической литературе всем этим вопросам уде­ляется явно недостаточное внимание. С учетом этого одна из глав книги целиком посвящена их обсуждению и содержит многочисленные примеры, иллюстрирую­щие особенности невербальной коммуникации в арт-терапии и использование ин­новационных форм работы мультимодального характера.

Книга отражает теоретические взгляды, клинический и исследовательский опыт автора. В первых двух ее частях изложены исходные арт-терапевтические представления и авторская концепция арт-терапии, а третья часть посвящена результатам клинического применения этой концепции и исследованию по стан­дартизации рисуночного теста Сильвер. В главе 9 приводится описание арт-тера­певтической работы в клинических условиях, начиная с этапа ее планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов и выработкой рекомендаций по дальнейшему совершенствованию избранных форм арт-терапевтической работы, а также расширению ее клинической и социальной базы. Этот материал отражает проделанную автором книги работу по практической реализации системного под­хода и связанных с ним моделей научных исследований в арт-терапии. Так, напри­мер, при изучении эффектов применения арт-терапии в работе с душевнобольны­ми автор стремился учесть особенности институциональной культуры и полити­ки государственного психиатрического учреждения, систему отношений и опыт пациентов, имеющиеся в их распоряжении культурные, социальные, микросоци­альные и экономические ресурсы, а также множество других факторов контексту­ального характера.

При проведении российской стандартизации рисуночного теста Сильвер осо­бое внимание обращалось на изучение культурно-зависимых и культурно-незави­симых переменных графической продукции. Результаты этого исследования ука­зывают на значительные различия между рисунками респондентов разного пола, возраста и культурной принадлежности и подтверждают то, насколько важным для любого современного исследования является сохранение «постмодернистской сенсибильности», связанной с пристальным вниманием к различным системным п внесистемным феноменам.

В последние годы заметно активизировались контакты между представителя­ми арт-терапевтических сообществ разных стран. Осуществление международных образовательных и исследовательских проектов, интенсивный обмен информаци­ей в этой области диктуют необходимость в выработке единых принципов и стан­дартов арт-терапевтической деятельности и такой системы теоретических пред­ставлений, которая обладала бы высокой «конвертируемостью». Автор книги убежден в том, что теоретическая «нейтральность» системного подхода в сочета­ли с постмодернистской «интертекстуальностью» могла бы служить основой профессиональной коммуникации и использования стратегии «метаописаний» в современной арт-терапии.

Данные особенности системного подхода и постмодернистской парадигмы выступают в качестве предпосылки интерактивности арт-терапии, а также высокой самокритичности, мобильности и профессионализма специалистов и их способности к эффективной работе в условиях современного мультикультурного общества. В качестве самостоятельного направления в психотерапевтической работе и вида профессиональной деятельности арт-терапия стала развиваться сравнительно недавно. Чутко реагируя на происходящие в обществе в последние несколько десятилетий изменения, представители арт-терапевтического направления смогли создать не только определенную систему теоретических представлений, но и раз­ную сеть услуг, предлагаемую представителям самых разных социальных групп, а современном этапе развития арт-терапии для нее характерно признание многообразия форм человеческого опыта и способов его отражения в различных мо­лях культурного и профессионального дискурса. В контексте постмодернизма г одна из существующих ныне теорий психологии или психотерапии не может считаться достаточной и более «истинной», чем другие. А потому автор книги надеется, что, воспользовавшись его опытом и мыслями, читатели будут искать свои ответы на вопросы, что такое арт-терапия и как ее можно было бы использовать.

Признавая относительность любой системы взглядов, он также надеется на то, что читатели смогут выходить за пределы существующих теоретических и идеологических схем и обращаться к практике как основному средству проверки эффективности выбранных ими методов. В этом смысле позицию автора можно было назвать прагматичной и открытой для освоения новых представлений и форм опыта. «Самое важное в структуре — не структура, а то, что выводит за ее пределы... За пределы структуры как закона сообразности выходят случай, шанс, событие, свобода» (Автономова, 1991). Для автора этой книги арт-терапия как раз является таким случаем, шансом, событием и свободой, и он хотел бы, чтобы она стала тем же самым для многих других — клиентов и тех специалистов, которые осваивают или уже используют арт-терапевтические методы.

 

Часть I

Основные понятия.

Концепция системной арт-терапии

 

Глава1 Определение арт-терапии

 

...Коль скоро нечто важное, однако, совершается... значит, самое главное в структуре — не структура, а то, что вы­водит за ее пределы.

Н. С. Автономова (Постструктурализм // Соврем/чтиц западная философия: Словарь)

 

 

Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практиче­ской деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моде­лей арт-терапии и степени их «зрелости».

Можно привести примеры различного понимания арт-терапии представителя­ми ее различных школ и направлений. Одна из родоначальниц американской арт-терапии — Маргарет Наумбург — подчеркивала, что «арт-терапсвтическая прак­тика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, явля­ющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее и виде образов, чем в словах... Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена спо­собность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах...» .

М. Наумбург имела психологическое образование и прошла затем подготовку в области психоанализа. Начав использовать в своей психоаналитической работе с детьми рисуночные техники, она рассматривала их главным образом в качестве инструмента исследования бессознательных процессов. Наумбург полагала, что, когда клиент в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии в рисунках, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, клиент постепенно двигается к их осознанию. Развивая концепцию динамически-ориентированной арт -терапии. Наумбург подчеркивает значимость отношении клиента и психотерапев­та. Достижение в ходе арт-терапии сколь-нибудь значимых и устойчивых лечеб­ных аффектов, по ее мнению, вне психотерапевтических отношений было бы вряд ли возможно.

Несколько иного взгляда на арт-терапию и связанные с ней факторы лечебно­го воздействия придерживалась соотечественница М. Наумбург - Эдит Крамер. Она считала возможным достижение положительных аффектов арт-терапии прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художествен­ного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Она отмечает, в частности, что «художественное творчество является средством обогащения субъективного опыта за счет того, что оно способно быть его эквивалентом. Благодаря этому человек может выбирать, варьировать и вос­производить заново по своему желанию разные виды опыта. В процессе творче­ского акта внутренние конфликты переживаются вновь и в конечном счете разре­шаются».

В отличие от М. Наумбург, Э. Крамер не придает большого значения связан­ному с психотерапевтическими отношениями переносу и считает, что художест­венный образ сам по себе обладает достаточными возможностями для «удержива­ния» переживаний клиента и трансформации характерных для пето деструктив­ных проявлений в более сложные чувства.

Весьма показательно то, как трактует лечебное воздействие художественного творчества другой пионер арт-терапевтического направления — британец Адриан Хилл. Он первым в Европе стал использовать термин «арт-терапия» в своих пуб­ликациях, однако, в отличие от Наумбург и Крамер, связывал исцеляющие воз­можности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлече­ния пациента от «болезненных переживаний». «Побуждая больного человека вы­ражать своп переживания в визуальной форме, можно «вылечи п.» его душевные, связанные с патологической интроспекцией раны. В других случаях это приводит к снижению тревоги и напряжения и формированию более оптимистического взгляда на мир. Благодаря созданию новых образов и целой серии художествен­ных работ человек <...> отвлекается от своих физических недостатков и концент­рирует внимание на том, что помотает ему освободиться от страданий» (Хилл 1945 p33).

Хотелось бы также процитировать соотечественницу Хилла - Ирену Чампер­нон, позиция которой существенно отличается от позиции Хилла. Ее деятельность оказала заметное влияние на развитие британской арт-терапии и становление но­вых форм работы с психиатрическими пациентами. В отличие от художника А. Хилла, И. Чампернон получила психоаналитическое образование, и, хотя во время обучения на нее сильное впечатление произвел Адлер, влияние Юнга ока­залось наиболее значимым. Учась у Юнга и проходя личный анализ, она убедилась в значительных психотерапевтических возможностях художественного творче­ства. Для подхода Чампернон характерно сочетание аналитических процедур с со­зданием условий для самостоятельных занятий пациентов художественным твор­чеством, что было реализовано ею на базе частной клиники под названием Уитмид-центр. В своей статье «Арт-терапия в Уитмид-центре» она, в частности, пишет: «Более 25 лет назад я пришла к осознанию того факта, что слова, в особенности проза­ическая речь, являются слишком сложным инструментом для передачи наиболее глу­боких наших переживаний. Для меня стало ясно, что наш внутренний мир наполнен ви­зуальными, ауральными и телесными образами, являющимися наиболее подходящи­ми вместилищами для тех чувств и представлений, которые было бы невозможно выразить иначе. Эти образы являются не только средством коммуникации между людь­ми, хотя в нашей деятельности это проявляется весьма наглядно, но и средством ком­муникации между бессознательным и сознанием». Можно было бы привести еще немало примеров различного понимания арт-те­рапии и механизмов ее лечебного воздействия, однако приведенные цитаты из ра­бот основоположников арт-терапевтического направления на Западе свидетель­ствуют о том, что одни из них делали акцент на том, что художественное твор­чество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие — на том, что оно само по себе спо­собно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям, тре­тьи — на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается прежде всего благодаря отвлечению от «патологической интроспекции» и созда­нию положительного настроя. Несмотря на различие позиций, все они так или ина­че сочетаются в современном определении арт-терапии.

«Если говорить просто, — пишет Т, Делли, — то арт-терапия связана с использованием изобразительного творчества и иных форм визуальной экспрессии с психотерапев­тической или лечебной целью. Однако если учесть, что визуальная экспрессия может быть представлена и каракулями маленького ребенка, и глиняными поделками инва­лида, и графическими работами переживающей депрессию женщины, станет очевидно, что понятие арт-терапии является комплексным и многогранным. Вопрос заключается в том, всегда ли мы можем назвать визуальную экспрессию изобразительным искусст­вом, а также в какой мере оно является эффективным и почему» (Оа11еу, 1984, р. XII)

 

Анализируя различные точки зрения на арт-терапию и используя при этом со­циологические представления, Д. Уэллер (Ша11ег, 1991) предлагает использовать гак называемую «процессуальную» модель профессии, в соответствии с которой эти точки зрения и конфликты внутри сообщества использующих арт-терапевтические методы специалистов являются факторами осознания ими «социальной миссии» арт-терапии и того, что ее становление и развитие представляют собой слож­ный эволюционный процесс, тесно связанный с протекающими в обществе политическими, экономическими и культурными процессами. Процессуальная модель арт-терапии, по мнению Д. Уэллер, позволяет учитывать тот факт, что представители арт-терапевтического сообщества могут придерживаться различных взгля­дов, но именно благодаря этому в русле общего арт-терапевтического направле­ния могут формироваться новые школы, методы и сегменты. «Различные сегменты (профессиональные сообщества арт-терапевтов) могут обладать разной идентич­ностью и разным пониманием прошлого и целей дальнейшей работы, включаясь в то же время в разные виды организованной деятельности, помогающие им отстаи­вать свои институциональные позиции и реализовывать свою социальную миссию. Соревнование и конфликт между разными сегментами профессионального сооб­щества приводят к изменению профессиональных позиций. Благодаря исполь­зованию этой модели можно было бы показать, как конфликты в арт-терапевтическом движении, часто воспринимаемые как потенциально разрушительные, в конце концов могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на новый уровень его развития». Х1У-ХУ).

Процессуальная модель, предполагающая интеграцию самых разных точек зре­ния на арт-терапию и рассмотрение арт-терапевтического сообщества в качестве открытой динамической системы, в полной мере соответствует позиции автора книги, который в своем предисловии к книге А. Чепмена и М. Чепмен-Сантана (2001) писал, что «существование множества форм и направлений современной психотерапии с характерными для них и далеко не всегда согласующимися друг с другом системами представлений является вполне естественным и отвечающим культурным, социальным, экономическим и политическим реалиям современно­го общества» (Копытин, 2001).

В связи с этим было бы уместно процитировать Т. Слунеко, который в своей статье о различных направлениях современной психотерапии пишет: «Вплоть до настоящего времени немало говорится о существовании проблемы гетерогенно­сти психотерапевтических школ, которая рассматривается лишь как негативное явление, как отражение того парадоксального состояния, которое необходимо пре­одолеть. Однако можно привести веские эпистемологические и социологические аргументы в пользу того, что гетерогенность и определенные разногласия между отдельными школами являются необходимым условием существования и разви­тия психотерапии» (51ипеско, 1999, р. 133).

На современном этапе своего развития арт-терапия является одним из психо­терапевтических направлений, оформившись в то же время в некоторых странах (США, Великобритания) в самостоятельную «парамедицинскую» специальность. Будучи органично связанной с разными течениями внутри самой психотерапии и с другими дисциплинами и сферами деятельности — в первую очередь с художест­венной практикой и арт-педагогикой, историей и теорией культуры и т. д., — арт-терапия представляет собой весьма сложное и внутренне противоречивое явление. Вместе с тем автор книги считает существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-терапия, вполне естественным и отвечающим плю­ралистическому контексту психотерапии, а в более широком смысле — и пост­модернистскому контексту современного общества, который является основой Для диалога и синтеза самых различных систем взглядов. Это вполне отвечает тем принципам, которые обозначены в Страсбургской декларации, где психотерапия рассматривается в качестве научной дисциплины (глава 1 Декларации), включающей в себя многообразие форм и методов, — глава 3. Многообразие точек зрения на арт-терапию и существование ее разнообразных форм и направлений сочетаются в то же время с наметившейся в последние годы тенденцией к выработке единой платформы арт-терапевтического образования и практики, о чем и свидетельствуют создание Европейского консорциума арт-те­рапевтического образования и деятельность национальных арт-терапевтических ассоциаций. Как указано в справочнике, эта организация является «средством развития и сохранения общих стандартов» в области арт-те­рапевтического образования для всех учебных заведений в рамках Европейского Сообщества, где существуют программы подготовки в области арт-терапии.

Выступая на одной из последних конференций, прошедшей в 1997 г. в Лондоне, ее председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция на­циональных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой кон­формизму и источником дивергентного мышления и поведения в сфере профес­сионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена.

Несмотря на разнообразие форм и сегментов внутри арт-терапевтического на­правления, на сегодняшний день оно представляет собой достаточно четко очер­ченную область деятельности, предполагающую использование комплекса профессиональных умений и определенной системы базисных теоретических представлений, без которых она превратилась бы в дилетантские забавы или, в лучшем случае, в одно из амплуа врача, психолога, художника или социального ра­ботника.

Нередко приходится сталкиваться с тем, что под вывеской «арт-терапевтической деятельности» скрывается посещение инвалидами музеев или концертов, занятия больных рукоделием, лечебной гимнастикой, надомным рисованием или «художественной самодеятельностью». Все это может быть составной частью арт-герапевтической работы, однако ни один из этих видов деятельности или досуга пациентов сам по себе арт-терапией, конечно же, не является. Чтобы разобраться, какие условия необходимы для отнесения того или иного вида деятельности к арт-терапии, хотелось бы привести цитату из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994). Что такое арт-терапия?

Арт-терапевты создают для клиента[1] безопасную среду, каковой могут являться каби­нет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стре­мясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными ма­териалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический прогресс представляет собой одну из форм диалога.

Несколько более развернутое и весьма точное определение арт-терапии содер­жится еще в одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавлен­ном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специ­альных школах и социальной сфере».

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает вза­имодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художествен­ной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психо­терапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор.

Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чув­ствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознава­емого психического материала посредством художественной экспрессии (ВААТ, 1989, цит. по: Ша11ег, 1991).

Весьма точное изложение основ арт-терапевтического метода содержится в ра­боте М. Бетенски; они, по ее мнению, заключаются в том, что в арт-терапии: 1) изобразительная деятельность является феноменом с определен­ной структурой; 2) клиент обучается видеть в своей изобразительной продукции некий смысл; 3) клиент обязательно дает своей изобразительной продукции точ­ное вербальное описание; 4) он учится определенным образом связывать свою изобразительную продукцию со своим внутренним опытом.

Таким образом, приведенные выше определения арт-терапии свидетельствуют о том, что, несмотря на определенные и порой весьма существенные различия в трактовках этого понятия представителями ее разных школ и направлений, суще­ствуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить о ней как о вполне определенной области психотерапевтической деятельности, а именно:

1. Арт-терапия связана с использованием клиентом разнообразных изобрази­тельных материалов с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира.

2. Изобразительная работа клиента с изобразительными материалами про­текает в определенных условиях — в арт-терапевтическом кабинете, худо­жественной студии, ином специально предназначенном для этого помеще­нии, — помогающих создать ощущение безопасности и способствовать сво­бодному выражению клиентом содержания собственного внутреннего мира.

3. Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего знанием природы и возможностей художествен­ного творчества и в то же время способного к оценке содержания изобрази­тельной продукции и поведения клиента. Кроме того, он выступает как по­средник в «диалоге» клиента с изобразительной продукцией.

4. Арт-терапия предполагает использование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его изобразительной





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.