Н. С. Автономова (Постструктурализм // Соврем/чтиц западная философия: Словарь)
Стр 1 из 29Следующая ⇒ А.И. Копытин
Теория И практика АРТ-ТЕРАПИИ
«Питер» Санкт-Петербург Москва Харьков Минск 2002 Введение........................................................................................... ………9 Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ Глава 1. Определение арт-терапии............................................... ……….14 Заключение..................................................................................... ……….20 Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое образование 21 Предшественники и пионеры арт-терапии................................. ……….22 Создание первых профессиональных объединений.................. ……….31 Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения в условиях и оплате труда арт-терапевтов.................................. ……….34 Арт-терапевтическое образование............................................... ……….37 Заключение..................................................................................... ……….43 Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии................................................................................. ……….45 Фактор художественной экспрессии.......................................... ……….45 Резюме............................................................................................ ……….53 Фактор психотерапевтических отношений............................... ……….54 Резюме............................................................................................ ……….62 Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.............. ……….62 Резюме............................................................................................ ……….66 Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание……67 Подготовительный этап............................................................... ……….70 Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности клиента…………74
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента……79 Завершающий этап (терминация)................................................... ……..87 Заключение....................................................................................... ……..92 Часть II. ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ Глава 5. Формы групповой арт-терапии....................................... ……..96 Студийная открытая группа........................................................... ……..98 Динамическая (аналитическая) закрытая группа....................... ………102 Тематическая группа..................................................................... ………105 Заключение.................................................................................... ………108 Глава 6. Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии............................................................. ……….109 Фактор художественной экспрессии.......................................... ……….109 Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений.130 Фактор интерпретации и вербальной обратной связи............. ………..138 Заключение................................................................................... ………..153 Глава 7. Описание процесса групповой арт-терапии.............. ……….154 Бикини, богини и Микки Рурк................................................... ………..155 Град земной и небесный.............................................................. ………..163 Глава 8. Невербальная коммуникация и разные формы творческого самовыражения в групповой арт-терапии................................ ………..174 Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого самовыражения в арт-терапии................................................... ……….174 Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой экспрессии с групповыми процессами..................................... ………. 177 Мультимодальный подход в арт-терапии и роль психотерапевта в невербальной коммуникации................................................. ………. 186 Перформанс, инсталляция, работа с объектами и лэндарт..... ………..196 Заключение.................................................................................. ………..217
Часть III. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ АРТ-ТЕРАПИИ Глава 9. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами……..221 Краткий обзор истории и основных подходов к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами........ …………221 Основные проблемы использования арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами............................................. …………223 Исследование эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами: основные задачи.............. ………….230 Выбор моделей арт-терапии..................................................... ………….231 Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность, структура и содержание сессий………………………………………………………233 Состав групп и порядок направления на арт-терапию………………….235 Задачи арт-терапевтической работы.................................. ……………..237 Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее результатов....................................................... ……………...238 Клиническое описание групповой арт-терапевтической работы ………240 Пример1................................................................................. ……………..240 Пример 2................................................................................ ……………..261 Механизмы и процессы, связанные с достижением положительных эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами…………………………………………………………………268 Фактор художественной экспрессии……………………………………..270 Фактор психотерапевтических и внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений……………………………………………………274 Фактор интерпретации и вербальной обратной связи …………………279 Условия поддержания положительных эффектов применения арт-терапии во времени……………………………………..282 Заключение............................................................................. …………….287
Глава 10. Интеркультуральные исследования в арт-терапии и российская стандартизация рисуночного теста Сильвер…………….289 Цели и задачи исследования.................................................. ……………291 Краткое описание рисуночного теста Сильвер....................... …………292 Когнитивный аспект.................................................................. …………293 Задание на прогнозирование..................................................... …………293 Задание на рисование с натуры................................................. …………293
Задание на воображение............................................................. …………293 Эмоциональный аспект.............................................................. …………294 Шкала оценки эмоционального содержания рисунков.......... …………295 Шкала оценки образа «Я»........................................................... …………296 Характеристика респондентов................................................... …………296 Результаты и их обсуждение...................................................... …………299 Выводы.......................................................................................... …………310 Заключение…………………………………………………………………312
Введение Последние годы стали в нашей стране временем бурного развития психотерапии и активного освоения ее новых форм и моделей. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия — метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. Появилось немало людей, которые без всяких на то оснований именуют себя арт-терапевтами. Уровень информированности об этом направлении психотерапии даже в академических кругах, увы, пока еще оставляет желать лучшего. Несмотря на стремление составителей «Психотерапевтической энциклопедии» (Карвасарский, 2000) «с максимальной полнотой и объективностью» представить «все основные сведения о психотерапии и ее методах» (с. 9), приводимую в ней информацию об арт-терапии вряд ли можно назвать полной и объективной. Большая ее часть почерпнута из зарубежных изданий 25-30-летней давности. При описании же отечественных достижений в этой области ничего не говорится о существовании в нашей стране арт-терапевтической ассоциации, издаваемом ею журнале «Исцеляющее искусство», о проведении курсов базовой арт-терапевтической подготовки и существовании весьма интересных практических центров, использующих методы арт-терапии. Не упомянуты и появившиеся в последние годы книги по арт-терапии на русском языке (Копытин, 1999; Копытин, 2000), благодаря которым многие впервые узнали о реальной арт-терапии. Их, конечно же, явно недостаточно, и существует настоятельная потребность в ознакомлении отечественных читателей с историей развития, теоретическими основами и методами арт-терапии в рамках ее всестороннего, системного описания.
На наш взгляд, такое системное описание должно было бы включать: • характеристику арт-терапии в качестве самостоятельного психотерапевтического направления, органически связанного с социальным, культурным, политическим и институциональным контекстами; • представление об арт-терапии как о профессиональном движении, связанном с сообществом специалистов, объединенных на основе определенной системы теоретических взглядов и эмпирически наработанных приемов; • анализ разнообразных лечебно-коррекционных факторов арт-терапии; • описание арт-терапевтического процесса как ряда закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии, поведения клиента и его отношений с психотерапевтом; • характеристику особенностей групповой арт-терапии и арт-терапевтической группы. Данная книга представляет собой попытку подобного системного описания арт-терапии. Поскольку оно включает в себя несколько аспектов системного анализа, было бы ошибочно рассматривать используемое нами понятие «системная арт-терапия» в качестве прямого аналога системной семейной психотерапии. Стремясь к наиболее полному и всестороннему анализу арт-терапии как метода с характерными для него факторами лечебно-коррекционного воздействия и динамикой разнообразных происходящих в процессе работы изменений, автор использовал различные теоретические модели. Поэтому его подход можно было бы также назвать эклектическим. Автор считает использование этого подхода наиболее оправданным, с учетом как особенностей самого метода, появившегося на стыке различных дисциплин и форм праксиса, так и современного этапа развития арт-терапии. В последние годы активно разрабатываются новые оригинальные концепции арт-терапии, которые дополняют традиционные психодинамические, бихевиоральные и гуманистические представления о природе и механизмах исцеляющего воздействия занятий художественным творчеством. При их разработке широко привлекаются элементы общей теории систем, социальных теорий и теории культуры. Так, например, в значительной мере благодаря использованию представлений общей теории систем и постмодернистских концепций в арт-терпевтической среде растет осознание ограниченности любых «зонтичных» теорий ортодоксальной психологии и психиатрии с их стремлением объяснять человеческое поведете и опыт в рамках какой-либо одной теоретической модели. Методологический плюрализм при анализе проблем современного человека и определении подходов их решению оказывается более адекватным существующим реалиям жизни и способствует развитию таких форм арт-терапии, которые учитывают пол и возраст, расовую и этническую принадлежность, культурный и социальный опыт и иные особенности пациентов. Эта тенденция связана с пересмотром традиционных понятий здоровья и болезни и признанием того, что содержание этих понятий в значительной мере определяется социальными институтами, дискурсивными молями культуры, системой ценностей и установок представителей различных профессиональных групп. Современная арт-терапевтическая теория, а также эффективное использование методов практической работы и исследований невозможны без критического изучения социальных структур и принятых в обществе способов репрезентации психического опыта. Это, в свою очередь, требует освоения арт-терапевтами тех «территорий», которые традиционно занимали социологи и теоретики культуры, а также всестороннего анализа языковых и невербальных (в частности, визуальных) дискурсивных моделей.
Большое внимание уделяется в последнее время изучению невербальной коммуникации, в связи с чем в поле зрения специалистов включаются различные формы творческой экспрессии участников арт-терапевтического процесса. Есть веские основания считать, что более глубокое понимание ими механизмов невербальной коммуникации и разных форм творческого самовыражения позволит сделать арт-терапевтическую работу более эффективной. Этому может способствовать освоение арт-терапевтами некоторых форм и стратегий современного искусства, в частности таких как инсталляция, перформанс, работа с объектами и др. К сожалению, в современной арт-терапевтической литературе всем этим вопросам уделяется явно недостаточное внимание. С учетом этого одна из глав книги целиком посвящена их обсуждению и содержит многочисленные примеры, иллюстрирующие особенности невербальной коммуникации в арт-терапии и использование инновационных форм работы мультимодального характера. Книга отражает теоретические взгляды, клинический и исследовательский опыт автора. В первых двух ее частях изложены исходные арт-терапевтические представления и авторская концепция арт-терапии, а третья часть посвящена результатам клинического применения этой концепции и исследованию по стандартизации рисуночного теста Сильвер. В главе 9 приводится описание арт-терапевтической работы в клинических условиях, начиная с этапа ее планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов и выработкой рекомендаций по дальнейшему совершенствованию избранных форм арт-терапевтической работы, а также расширению ее клинической и социальной базы. Этот материал отражает проделанную автором книги работу по практической реализации системного подхода и связанных с ним моделей научных исследований в арт-терапии. Так, например, при изучении эффектов применения арт-терапии в работе с душевнобольными автор стремился учесть особенности институциональной культуры и политики государственного психиатрического учреждения, систему отношений и опыт пациентов, имеющиеся в их распоряжении культурные, социальные, микросоциальные и экономические ресурсы, а также множество других факторов контекстуального характера. При проведении российской стандартизации рисуночного теста Сильвер особое внимание обращалось на изучение культурно-зависимых и культурно-независимых переменных графической продукции. Результаты этого исследования указывают на значительные различия между рисунками респондентов разного пола, возраста и культурной принадлежности и подтверждают то, насколько важным для любого современного исследования является сохранение «постмодернистской сенсибильности», связанной с пристальным вниманием к различным системным п внесистемным феноменам. В последние годы заметно активизировались контакты между представителями арт-терапевтических сообществ разных стран. Осуществление международных образовательных и исследовательских проектов, интенсивный обмен информацией в этой области диктуют необходимость в выработке единых принципов и стандартов арт-терапевтической деятельности и такой системы теоретических представлений, которая обладала бы высокой «конвертируемостью». Автор книги убежден в том, что теоретическая «нейтральность» системного подхода в сочетали с постмодернистской «интертекстуальностью» могла бы служить основой профессиональной коммуникации и использования стратегии «метаописаний» в современной арт-терапии. Данные особенности системного подхода и постмодернистской парадигмы выступают в качестве предпосылки интерактивности арт-терапии, а также высокой самокритичности, мобильности и профессионализма специалистов и их способности к эффективной работе в условиях современного мультикультурного общества. В качестве самостоятельного направления в психотерапевтической работе и вида профессиональной деятельности арт-терапия стала развиваться сравнительно недавно. Чутко реагируя на происходящие в обществе в последние несколько десятилетий изменения, представители арт-терапевтического направления смогли создать не только определенную систему теоретических представлений, но и разную сеть услуг, предлагаемую представителям самых разных социальных групп, а современном этапе развития арт-терапии для нее характерно признание многообразия форм человеческого опыта и способов его отражения в различных молях культурного и профессионального дискурса. В контексте постмодернизма г одна из существующих ныне теорий психологии или психотерапии не может считаться достаточной и более «истинной», чем другие. А потому автор книги надеется, что, воспользовавшись его опытом и мыслями, читатели будут искать свои ответы на вопросы, что такое арт-терапия и как ее можно было бы использовать. Признавая относительность любой системы взглядов, он также надеется на то, что читатели смогут выходить за пределы существующих теоретических и идеологических схем и обращаться к практике как основному средству проверки эффективности выбранных ими методов. В этом смысле позицию автора можно было назвать прагматичной и открытой для освоения новых представлений и форм опыта. «Самое важное в структуре — не структура, а то, что выводит за ее пределы... За пределы структуры как закона сообразности выходят случай, шанс, событие, свобода» (Автономова, 1991). Для автора этой книги арт-терапия как раз является таким случаем, шансом, событием и свободой, и он хотел бы, чтобы она стала тем же самым для многих других — клиентов и тех специалистов, которые осваивают или уже используют арт-терапевтические методы.
Часть I Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
Глава1 Определение арт-терапии
...Коль скоро нечто важное, однако, совершается... значит, самое главное в структуре — не структура, а то, что выводит за ее пределы. Н. С. Автономова (Постструктурализм // Соврем/чтиц западная философия: Словарь)
Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости». Можно привести примеры различного понимания арт-терапии представителями ее различных школ и направлений. Одна из родоначальниц американской арт-терапии — Маргарет Наумбург — подчеркивала, что «арт-терапсвтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее и виде образов, чем в словах... Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах...». М. Наумбург имела психологическое образование и прошла затем подготовку в области психоанализа. Начав использовать в своей психоаналитической работе с детьми рисуночные техники, она рассматривала их главным образом в качестве инструмента исследования бессознательных процессов. Наумбург полагала, что, когда клиент в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии в рисунках, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, клиент постепенно двигается к их осознанию. Развивая концепцию динамически-ориентированной арт -терапии. Наумбург подчеркивает значимость отношении клиента и психотерапевта. Достижение в ходе арт-терапии сколь-нибудь значимых и устойчивых лечебных аффектов, по ее мнению, вне психотерапевтических отношений было бы вряд ли возможно. Несколько иного взгляда на арт-терапию и связанные с ней факторы лечебного воздействия придерживалась соотечественница М. Наумбург - Эдит Крамер. Она считала возможным достижение положительных аффектов арт-терапии прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Она отмечает, в частности, что «художественное творчество является средством обогащения субъективного опыта за счет того, что оно способно быть его эквивалентом. Благодаря этому человек может выбирать, варьировать и воспроизводить заново по своему желанию разные виды опыта. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и в конечном счете разрешаются». В отличие от М. Наумбург, Э. Крамер не придает большого значения связанному с психотерапевтическими отношениями переносу и считает, что художественный образ сам по себе обладает достаточными возможностями для «удерживания» переживаний клиента и трансформации характерных для пето деструктивных проявлений в более сложные чувства. Весьма показательно то, как трактует лечебное воздействие художественного творчества другой пионер арт-терапевтического направления — британец Адриан Хилл. Он первым в Европе стал использовать термин «арт-терапия» в своих публикациях, однако, в отличие от Наумбург и Крамер, связывал исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний». «Побуждая больного человека выражать своп переживания в визуальной форме, можно «вылечи п.» его душевные, связанные с патологической интроспекцией раны. В других случаях это приводит к снижению тревоги и напряжения и формированию более оптимистического взгляда на мир. Благодаря созданию новых образов и целой серии художественных работ человек <...> отвлекается от своих физических недостатков и концентрирует внимание на том, что помотает ему освободиться от страданий» (Хилл 1945 p33). Хотелось бы также процитировать соотечественницу Хилла - Ирену Чампернон, позиция которой существенно отличается от позиции Хилла. Ее деятельность оказала заметное влияние на развитие британской арт-терапии и становление новых форм работы с психиатрическими пациентами. В отличие от художника А. Хилла, И. Чампернон получила психоаналитическое образование, и, хотя во время обучения на нее сильное впечатление произвел Адлер, влияние Юнга оказалось наиболее значимым. Учась у Юнга и проходя личный анализ, она убедилась в значительных психотерапевтических возможностях художественного творчества. Для подхода Чампернон характерно сочетание аналитических процедур с созданием условий для самостоятельных занятий пациентов художественным творчеством, что было реализовано ею на базе частной клиники под названием Уитмид-центр. В своей статье «Арт-терапия в Уитмид-центре» она, в частности, пишет: «Более 25 лет назад я пришла к осознанию того факта, что слова, в особенности прозаическая речь, являются слишком сложным инструментом для передачи наиболее глубоких наших переживаний. Для меня стало ясно, что наш внутренний мир наполнен визуальными, ауральными и телесными образами, являющимися наиболее подходящими вместилищами для тех чувств и представлений, которые было бы невозможно выразить иначе. Эти образы являются не только средством коммуникации между людьми, хотя в нашей деятельности это проявляется весьма наглядно, но и средством коммуникации между бессознательным и сознанием». Можно было бы привести еще немало примеров различного понимания арт-терапии и механизмов ее лечебного воздействия, однако приведенные цитаты из работ основоположников арт-терапевтического направления на Западе свидетельствуют о том, что одни из них делали акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие — на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям, третьи — на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается прежде всего благодаря отвлечению от «патологической интроспекции» и созданию положительного настроя. Несмотря на различие позиций, все они так или иначе сочетаются в современном определении арт-терапии. «Если говорить просто, — пишет Т, Делли, — то арт-терапия связана с использованием изобразительного творчества и иных форм визуальной экспрессии с психотерапевтической или лечебной целью. Однако если учесть, что визуальная экспрессия может быть представлена и каракулями маленького ребенка, и глиняными поделками инвалида, и графическими работами переживающей депрессию женщины, станет очевидно, что понятие арт-терапии является комплексным и многогранным. Вопрос заключается в том, всегда ли мы можем назвать визуальную экспрессию изобразительным искусством, а также в какой мере оно является эффективным и почему» (Оа11еу, 1984, р. XII) Анализируя различные точки зрения на арт-терапию и используя при этом социологические представления, Д. Уэллер (Ша11ег, 1991) предлагает использовать гак называемую «процессуальную» модель профессии, в соответствии с которой эти точки зрения и конфликты внутри сообщества использующих арт-терапевтические методы специалистов являются факторами осознания ими «социальной миссии» арт-терапии и того, что ее становление и развитие представляют собой сложный эволюционный процесс, тесно связанный с протекающими в обществе политическими, экономическими и культурными процессами. Процессуальная модель арт-терапии, по мнению Д. Уэллер, позволяет учитывать тот факт, что представители арт-терапевтического сообщества могут придерживаться различных взглядов, но именно благодаря этому в русле общего арт-терапевтического направления могут формироваться новые школы, методы и сегменты. «Различные сегменты (профессиональные сообщества арт-терапевтов) могут обладать разной идентичностью и разным пониманием прошлого и целей дальнейшей работы, включаясь в то же время в разные виды организованной деятельности, помогающие им отстаивать свои институциональные позиции и реализовывать свою социальную миссию. Соревнование и конфликт между разными сегментами профессионального сообщества приводят к изменению профессиональных позиций. Благодаря использованию этой модели можно было бы показать, как конфликты в арт-терапевтическом движении, часто воспринимаемые как потенциально разрушительные, в конце концов могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на новый уровень его развития». Х1У-ХУ). Процессуальная модель, предполагающая интеграцию самых разных точек зрения на арт-терапию и рассмотрение арт-терапевтического сообщества в качестве открытой динамической системы, в полной мере соответствует позиции автора книги, который в своем предисловии к книге А. Чепмена и М. Чепмен-Сантана (2001) писал, что «существование множества форм и направлений современной психотерапии с характерными для них и далеко не всегда согласующимися друг с другом системами представлений является вполне естественным и отвечающим культурным, социальным, экономическим и политическим реалиям современного общества» (Копытин, 2001). В связи с этим было бы уместно процитировать Т. Слунеко, который в своей статье о различных направлениях современной психотерапии пишет: «Вплоть до настоящего времени немало говорится о существовании проблемы гетерогенности психотерапевтических школ, которая рассматривается лишь как негативное явление, как отражение того парадоксального состояния, которое необходимо преодолеть. Однако можно привести веские эпистемологические и социологические аргументы в пользу того, что гетерогенность и определенные разногласия между отдельными школами являются необходимым условием существования и развития психотерапии» (51ипеско, 1999, р. 133). На современном этапе своего развития арт-терапия является одним из психотерапевтических направлений, оформившись в то же время в некоторых странах (США, Великобритания) в самостоятельную «парамедицинскую» специальность. Будучи органично связанной с разными течениями внутри самой психотерапии и с другими дисциплинами и сферами деятельности — в первую очередь с художественной практикой и арт-педагогикой, историей и теорией культуры и т. д., — арт-терапия представляет собой весьма сложное и внутренне противоречивое явление. Вместе с тем автор книги считает существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-терапия, вполне естественным и отвечающим плюралистическому контексту психотерапии, а в более широком смысле — и постмодернистскому контексту современного общества, который является основой Для диалога и синтеза самых различных систем взглядов. Это вполне отвечает тем принципам, которые обозначены в Страсбургской декларации, где психотерапия рассматривается в качестве научной дисциплины (глава 1 Декларации), включающей в себя многообразие форм и методов, — глава 3. Многообразие точек зрения на арт-терапию и существование ее разнообразных форм и направлений сочетаются в то же время с наметившейся в последние годы тенденцией к выработке единой платформы арт-терапевтического образования и практики, о чем и свидетельствуют создание Европейского консорциума арт-терапевтического образования и деятельность национальных арт-терапевтических ассоциаций. Как указано в справочнике, эта организация является «средством развития и сохранения общих стандартов» в области арт-терапевтического образования для всех учебных заведений в рамках Европейского Сообщества, где существуют программы подготовки в области арт-терапии. Выступая на одной из последних конференций, прошедшей в 1997 г. в Лондоне, ее председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция национальных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой конформизму и источником дивергентного мышления и поведения в сфере профессионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена. Несмотря на разнообразие форм и сегментов внутри арт-терапевтического направления, на сегодняшний день оно представляет собой достаточно четко очерченную область деятельности, предполагающую использование комплекса профессиональных умений и определенной системы базисных теоретических представлений, без которых она превратилась бы в дилетантские забавы или, в лучшем случае, в одно из амплуа врача, психолога, художника или социального работника. Нередко приходится сталкиваться с тем, что под вывеской «арт-терапевтической деятельности» скрывается посещение инвалидами музеев или концертов, занятия больных рукоделием, лечебной гимнастикой, надомным рисованием или «художественной самодеятельностью». Все это может быть составной частью арт-герапевтической работы, однако ни один из этих видов деятельности или досуга пациентов сам по себе арт-терапией, конечно же, не является. Чтобы разобраться, какие условия необходимы для отнесения того или иного вида деятельности к арт-терапии, хотелось бы привести цитату из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994). Что такое арт-терапия? Арт-терапевты создают для клиента[1] безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический прогресс представляет собой одну из форм диалога. Несколько более развернутое и весьма точное определение арт-терапии содержится еще в одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере». Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством художественной экспрессии (ВААТ, 1989, цит. по: Ша11ег, 1991). Весьма точное изложение основ арт-терапевтического метода содержится в работе М. Бетенски; они, по ее мнению, заключаются в том, что в арт-терапии: 1) изобразительная деятельность является феноменом с определенной структурой; 2) клиент обучается видеть в своей изобразительной продукции некий смысл; 3) клиент обязательно дает своей изобразительной продукции точное вербальное описание; 4) он учится определенным образом связывать свою изобразительную продукцию со своим внутренним опытом. Таким образом, приведенные выше определения арт-терапии свидетельствуют о том, что, несмотря на определенные и порой весьма существенные различия в трактовках этого понятия представителями ее разных школ и направлений, существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить о ней как о вполне определенной области психотерапевтической деятельности, а именно: 1. Арт-терапия связана с использованием клиентом разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира. 2. Изобразительная работа клиента с изобразительными материалами протекает в определенных условиях — в арт-терапевтическом кабинете, художественной студии, ином специально предназначенном для этого помещении, — помогающих создать ощущение безопасности и способствовать свободному выражению клиентом содержания собственного внутреннего мира. 3. Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего знанием природы и возможностей художественного творчества и в то же время способного к оценке содержания изобразительной продукции и поведения клиента. Кроме того, он выступает как посредник в «диалоге» клиента с изобразительной продукцией. 4. Арт-терапия предполагает использование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его изобразительной При всем этом конкретные формы и методы арт-терапевтической работы могут значительно различаться по способам вовлечения клиента в изобразительную деятельность; ее структурированности и управляемости со стороны арт-терапевта; способам осуществления им функции «посредника» в диалоге клиента со своей изобразительной продукцией; степени использования им вербальных интерпретаций и иных форм психотерапевтических ин<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|