Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы групповой арт-терапии




Различные формы групповой арт-терапии широко используются в настоящее вре­мя, что связано с их «экономичностью», возможностью проведения работы со зна­чительно более широким, чем в индивидуальной арт-терапии, кругом клиентов, а также наличием целого ряда дополнительных, действующих лишь в условиях группы механизмов лечебно-коррекционных воздействий. М. Либманн (1987), например, подчеркивает следующие достоинства групповой арт-терапии:

• она развивает ценные социальные навыки;

• учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем;

• дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

• позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окру­жающих;

• повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

• развивает навыки принятия решений.

Основные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она:

• предполагает особую, «демократичную» атмосферу, связанную с равенст­вом прав и ответственности участников группы, а также их меньшей зависи­мости от психотерапевта;

• в большинстве случаев требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам;

• характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобрази­тельной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом.

Все вышеперечисленные достоинства групповой арт-терапии свойственны так­же большинству форм вербальной групповой психотерапии. Основные же различия между групповой арт-терапией и вербальной групповой психотерапией за­ключаются в том, что первая предполагает не только взаимодействие с другими участниками группы, но и самостоятельную изобразительную работу, а также ис­пользование иных, отсутствующих в групповой вербальной психотерапии спосо­бов коммуникации и форм экспрессивного поведения. Групповая арт-терапия по­зволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы к слиянию с ней и сохранению групповой идентичности и, с другой стороны, удовлетворить их по­требность в независимости. Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по сво­им возможностям. Она опирается на использование как методов и теории группо­вой вербальной психотерапии, так и тех представлений и приемов работы, кото­рые характерны для индивидуальной арт-терапии. Вместе с тем процессы и психо­терапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии, так и индивидуальной арт-терапии.

На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-те­рапии:

1) студийная открытая группа;

2) динамическая (аналитическая) группа;

3) тематическая группа.

Существуют также такие виды групповой арт-терапии, которые сочетают в себе признаки разных основных ее форм. Так, например, студийная работа может иног­да дополняться проведением обсуждений изобразительной продукции, а работа те­матической группы на определенных этапах может предполагать использование элементов динамического подхода. Одним из критериев, позволяющих дифферен­цировать разные формы групповой арт-терапии, является степень их структури­рованности. С учетом разной структурированности арт-терапевтических групп М. Либманн (ЫеЬтапп, 1987) приводит следующую их классификацию (см. табл. 1).

По мнению М. Либманн, члены неструктурированной группы, находясь в общем помещении, работают в основном самостоятельно. Им не предлагается ни ка­ких-либо тем, ни инструкций по выполнению работы. Структурирование, по определению Либманн, предполагает наличие определенных инструкций или правил, которые придают изобразительной работе членов группы определенную направленность. Инструкции или правила могут различаться по степени своей «жестко­сти». В одних случаях они могут сводиться к требованию изображать что хочется, по пользоваться при этом каким-то конкретным материалом (например, глиной).

 

Таблица 1

Классификация арт-терапевтических групп и их признаки

А Всегда структурирована   Имеется четко определенная цель работы
В Обычно структурирована     Аналогична А, но иногда члены группы работают само­стоятельно
С Всегда неструктурирована     Аналогична Д, но иногда в процессе работы возникают общие темы
Д Обычно неструктурирована Участники группы находятся в одном «пространстве», но каждый работает самостоятельно, имея собственную цель

 

В других случаях изначально определяется тема. Причем она может предполагать разную свободу выбора тех или иных образов.

Несмотря на то что предлагаемый Либманн критерий дифференциации арт-те­рапевтических групп по степени их структурированности достаточно корректен применительно к тематическим и студийным группам, он не может применяться в отношении аналитической группы. Это связано с тем, что Либманн не учитывает динамических характеристик группы и наличия в ней как явных, так и скрытых мотиваций (Вюп, 1960). Участники аналитических групп, например, могут рабо­тать и совместно, но в то же время их деятельность не будет структурирована ни какой-либо темой, ни способами художественной экспрессии. При этом их дея­тельность все же будет носить взаимосвязанный характер и подчиняться опреде­ленным закономерностям групповой динамики в связи с общими для всех членов группы базисными потребностями.

 

Студийная открытая группа

 

Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не име­ет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться но­вые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекра­тить свои посещения. «Студийной» такая группа называется потому, что изоб­разительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную».

Занятия с открытой студийной группой проводятся в специально оборудован­ных кабинетах-студиях, в которых имеется определенное количество мест для ху­дожественной работы с индивидуальными наборами материалов. Кабинет-студия также обычно имеет зону отдыха с креслами и столом для чая и кофе, где посети­тели студии могут проводить время, не мешая другим, если им необходимо сделать перерыв в работе.

Перед началом работы группы психотерапевт (или иной работающий с такой группой специалист) объясняет общие правила поведения и задачи группы. По­скольку глубокая психотерапевтическая работа при использовании студийного подхода не проводится, заключение контракта не предусматривается. Вместе с тем психотерапевт может в некоторых случаях подчеркнуть отличия этой работы от деятельности традиционных художественных студий, указав, в частности, на то, что обшей целью работы будет «свободное творческое самовыражение» и проявление членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыс­лей и фантазий.

Кроме того, в некоторых случаях, особенно когда психотерапевт предполагает установление с членами группы индивидуального раппорта и использование опре­деленных интервенций и вербальной обратной связи, в том числе в форме группо­вых обсуждений, он может подчеркнуть «психотерапевтическую направленность» деятельности группы, то есть то, что занятия посетителей студии изобразительным творчеством и выражение ими своих чувств, мыслей и фантазий в художествен­ной форме будут способствовать достижению лечебного эффекта или способство­вать решению имеющихся у членов группы психологических проблем и стабили­зации их эмоционального состояния.

Объясняя общие правила поведения членов группы, психотерапевт подчерки­вает необходимость соблюдения тишины и уважения «личного пространства» дру­гих. Это означает, что они не должны вмешиваться в процесс художественного творчества других, находящихся рядом с ними людей и не пытаться давать свои оценки их работам, если, конечно же, не будут организованы групповые обсужде­ния. Психотерапевт также может сказать о том, что он будет находиться рядом с членами группы и оказывать им в случае необходимости ту или иную помощь.

После этого он приглашает посетителей студии к работе. Поскольку они рабо­тают в разном темпе и отличаются разной степенью готовности к «свободному ху­дожественному самовыражению», психотерапевт должен проявлять достаточную гибкость, оказывая в случае необходимости членам группы индивидуальную по­мощь, которая может выражаться в структурировании их действий, фасилитации эмоциональной экспрессии, эмоциональной поддержке и т. д. Все это помогает членам группы ощутить себя в безопасности, справиться с тревогой и неуверенно­стью и перейти к изобразительной работе. С учетом особых показаний для отбора клиентов в данную группу, задач и условий ее деятельности и правил поведения ее участников подготовительный этап работы по сравнению с индивидуальной арт-терапией бывает менее продолжительным, а непосредственное отреагирование членами группы своих чувств, потребностей и фантазий в поведении проявляется в значительно меньшей степени. Психотерапевт контролирует поведение членов группы и при наличии у кого-либо из них слишком ярких, мешающих работе дру­гих эмоциональных проявлений, делает этому человеку замечание либо даже уда­ляет из группы.

Во всем остальном студийная работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование психотерапевтом недирективного подхода. Он, в част­ности, не стремится слишком настойчиво побуждать членов группы к изобразительной работе, понимая, что для некоторых из них может быть полезным и при­ятным даже простое пребывание в атмосфере студии с минимальным включением изобразительную деятельность. Несмотря на то, что вербальный контакт между членами группы в ходе изобразительной работы минимален, а группа является от­крытой, через некоторое время в ней формируется определенная культура. Это происходит главным образом за счет общения членов группы на символическом уровне — посредством создаваемых ими художественных образов, а также благодаря невербальной экспрессии и общения во время перерывов.

Частота и продолжительность сессий при использовании этой формы группо­вой арт-терапии могут быть различными, так же как и длительность цикла. Гиб­кость временных границ при этой форме групповой арт-терапии позволяет наря­ду с долгосрочной работой применять ее в виде краткосрочных курсов. Чаще все­го, однако, срок посещения клиентами такой группы заранее не оговаривается. Многое зависит от условий проведения работы (стационар, психотерапевтическое сообщество на базе социального центра и т. д.) и наличия у членов группы интере­са к продолжению занятий художественным творчеством. Кроме того, с учетом ге­терогенного состава многих открытых групп и разной способности их членов к са­мостоятельной художественной деятельности по мере достижения тех или иных результатов они могут постепенно выбывать из группы. В то же время нередки слу­чаи многолетнего посещения клиентами таких групп.

Открытые студийные группы в их традиционном виде имели наибольшее рас­пространение на заре развития арт-терапии и были связаны с деятельностью пи­онеров арт-терапевтического направления, таких как, например, А. Хилл или И. Чампернон. В последующем, однако, эта форма групповой арт-терапии была в значительной степени вытеснена другими, связанными с использованием дина­мического подхода, принципов гуманистической и семейной психотерапии и т. д., с тем чтобы задействовать в ходе групповой арт-терапевтической работы допол­нительные факторы психотерапевтического воздействия. Тем не менее данная форма групповой арт-терапии может быть с успехом использована в работе с опре­деленными категориями клиентов, главным образом с теми, для которых участие в других арт-терапевтических группах, предполагающих более тесное взаимодей­ствие между их участниками, связано со слишком большой нагрузкой (например, для пациентов с хроническими психическими расстройствами), либо с теми кли­ентами, в работе с которыми на первый план выходит развитие у них навыков твор­ческого использования различных материалов, проявление ими индивидуального художественного стиля и в других случаях.

К. Кейз и Т. Делли (Сазе & Ва11еу, 1992) отмечают, что студийная арт-терапевтическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми. Они, в част­ности, пишут, что «с детьми можно работать весьма успешно, используя возмож­ности студии для художественных занятий и игр. Дети быстро идентифицируют себя с группой, приходя сюда в определенный день и час, однако вскоре каждый погружается в индивидуальную работу над своей, отражающей его проблемы те­мой. Арт-терапевт перемещается от одного ребенка к другому, останавливаясь и разговаривая с детьми. Иногда дети сами к нему обращаются. Дети могут образо­вывать пары и мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой терпимости к каждому, что позволяет большинству из них успешно завершать свою работу без каких-либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту мо­дель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт-терапевт. Дети также получают очень много — благодаря тому, что каждый имеет возможность выразить свои проблемы и переживания в безопасной атмосфере группы. То высокое доверие, которое при этом формируется, позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу» (Сазе & Оа11еу. 1992, р.199).

Судя по приводимому Кейз и Делли описанию, работа такой группы включает в себя определенные элементы закрытой динамической группы. Сочетание сту­дийного подхода с элементами динамической группы и взаимодействия пациен­тов посредством коротких, проводимых в свободной форме обсуждений описыва­ет П. Луззатто (ЬиггаНо, 1998), использующая такой вид работы на базе психиат­рической палаты для больных с острыми состояниями. В качестве основных достоинств студийного подхода, дополняемого элементами динамической группы она, в частности, называет гибкость пространственно-временных границ. Именно эта гибкость позволяет проводить такую работу в очень сжатые сроки в малопод­готовленном для занятий помещении. Кроме того, очень важна возможность по­лучения участниками опыта художественного творчества, а также учета их разно­образных потребностей и коммуникативных возможностей в условиях смешанной группы, включающей в себя пациентов с самыми разными видами психических на­рушений, наличие у них права самим определять степень своей вовлеченности в работу; подчеркивание ее спонтанного характера, а также учет групповой динами­ки и возможности коммуникации на символическом уровне.

В целом, однако, возможности открытой студийной группы, в особенности если она не дополняется элементами тематического или динамического подхода, отно­сительно ограниченны. Основным фактором психотерапевтического воздействия в данном случае является художественная экспрессия; факторы психотерапевти­ческих отношений и вербальной обратной связи используются при этом виде ра­боты в значительно меньшей степени, что отражается на динамике арт-терапев­тического процесса и его результатах. Поскольку фактор художественной экспрес­сии при этой форме групповой арт-терапии оказывается ведущим, психотерапев­тические эффекты связаны главным образом с отвлекающим, седативным, акти­визирующим или катарсическим воздействием художественного творчества. В тех же случаях, когда члены группы обладают способностью к созданию символиче­ских образов и рефлексии, они в какой-то мере могут приходить к осознанию со­держания этих образов и их связи со своим внутренним миром и системой отно­шений. Для того чтобы помочь клиенту в осознании содержания своей изобрази­тельной продукции, некоторые психотерапевты чередуют студийные групповые сессии с индивидуальными, что позволяет проводить обсуждение и анализ изоб­разительной продукции членов группы, либо периодически организуют общегруп­повые обсуждения. Кроме того, при работе с открытой студийной группой, с уче­том индивидуальных особенностей и потребностей клиентов, психотерапевт мо­жет оказывать им индивидуальную помощь, выступая в роли «посредника» в «Диалоге» клиентов с создаваемыми ими образами и проводя с клиентами крат­кие обсуждения их изобразительной продукции.

В тех случаях, когда эмоциональный резонанс психотерапевта с участниками группы достаточно высок и когда он вступает с ними в более тесный вербальный контакт, а его присутствие приобретает для них большую значимость, можно говорить о воздействии фактора психотерапевтических отношений. Однако даже в этих случаях групповая динамика оказывается минимальной, а потому на первый план выступают те проявления арт-терапевтического процесса, которые связаны с самостоятельной изобразительной работой участников группы, их индивидуаль­ными отношениями с психотерапевтом, а также с той или иной степенью осозна­ния ими содержания своей художественной продукции, происходящего либо спон­танно, либо в меру использования психотерапевтом интерпретаций и вербальной обратной связи.

 

Динамическая (аналитическая) закрытая группа

 

Слово «закрытая» в названии этой группы означает, что на протяжении всего про­цесса работы состав ее участников остается постоянным. Динамической же (или аналитической) она называется в связи с тем, что на развитие этой формы груп­повой арт-терапии большое влияние оказал психодинамический подход. Степень структурированности сессий при длинной форме работы невысока. Действия чле­нов группы предполагают значительную спонтанность и минимум директивности со стороны психотерапевта.

Динамическая группа является комплексной формой групповой работы, соче­тающей в себе как индивидуальную, так и совместную изобразительную деятель­ность членов группы, а также их вербальную коммуникацию. Вербальная комму­никация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и в ходе изобразительной работы и иных видов деятельности членов группы — игр, драма­тических постановок, ролевых диалогов, упражнений телесно-ориентированного характера и т. д. В ходе сессий члены группы могут неоднократно переходить от глубокого погружения в изобразительную и иные виды творческой деятельности к активному взаимодействию с ведущим и друг с другом.

Ход сессий в целом не имеет какого-либо определенного плана и определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а также той атмо­сферой, которая складывается в ней в каждый конкретный момент времени. Это в значительной степени связано с тем, что данная группа, как никакая другая, пред­ставляет собой «открытую», «живую» систему с характерными для нее особенно­стями структурно-функциональной организации, динамикой развития и рядом факторов, детерминирующих поведение членов группы и системы в целом. Сле­дует учесть то, что в силу особых условий, системных характеристик и задач рабо­ты такой группы в ходе сессий могут проявляться самые различные аспекты пси­хического опыта ее участников, отражающие как осознаваемые, так и неосознава­емые психические процессы. Одни из них могут быть отнесены преимущественно к внутриличностным процессам, другие — к межличностным, третьи — к обще-групповым. С учетом этого идентификация участников с группой, друг с другом и психотерапевтом отличается значительной подвижностью. В то же время участ­ники такой группы характеризуются высоким уровнем независимости и умением сохранить собственную идентичность. Они имеют возможность самостоятельно управлять своими действиями и в какой-то мере ходом групповой работы. Они сами решают, в какой мере и в какой момент включаться в групповые процессы, поскольку им предоставлена значительная свобода поведения.

эту форму групповой арт-терапии также отличает отсутствие жесткого роле­вого распределения — участники группы могут свободно переходить от одной роли к другой, реагируя на действия, высказывания и изобразительную продукцию дру­гих и реализуя при этом различные стратегии и тактики поведения, в том числе те, которые отражают латентные или альтернативные качества личности.

Большое влияние на динамику групповых процессов при этом виде работы ока­зывает фактор художественной экспрессии. Он в значительной мере опосредует взаимодействие членов группы друг с другом и является инструментом выраже­ния ими самых различных переживаний, потребностей и фантазий. С учетом это­го изобразительная продукция может заключать в себе множество разнообразных смыслов, связанных внутриличностным, межличностным и групповым (социаль­ным) опытом ее участников. Кроме того, в ходе работы члены группы могут ис­пользовать различные виды совместной художественной и иной творческой рабо­ты, вступая благодаря этому друг с другом в наиболее тесное взаимодействие.

В динамической группе быстро формируется определенная культура, проявля­ющаяся не только в действиях и высказываниях ее участников, но и в создаваемых ими художественных образах. Каждый из них начинает ощущать эту культуру, ре­агируя на чужие работы и видя, как его работы влияют на других членов группы. Создаваемые в арт-терапевтическом процессе художественные образы превраща­ются в материальные и весьма красноречивые свидетельства их собственного и группового опыта.

В художественной экспрессии членов группы при данной форме работы также хорошо заметен ее стадийный характер. Различные связанные с ней феномены в значительной мере опосредуются и усиливаются изобразительной деятельностью других, благодаря чему может иметь место «накопление» аффектов в изобрази­тельной продукции группы, а в некоторых случаях — феномен коллективного отреагирования самых разнообразных чувств в совместных видах творчества или в экспрессивном поведении членов группы. Все это обусловливает необходимость в «удерживании» чувств участников группы в границах психотерапевтического про­странства и соблюдении определенной «техники безопасности». Основными фак­торами «удерживания» при этом являются:

• глубокая личная психологическая подготовка и высокий уровень профес­сионализма ведущего, позволяющие ему чутко реагировать на все происхо­дящее, сохраняя при этом достаточный самоконтроль и объективность оце­нок;

• достаточно высокий уровень коммуникативных, эмоционально-волевых и когнитивных возможностей членов группы, наличие у них достаточных ме­ханизмов психологической защиты и способности к сохранению личной идентичности;

• закрытый характер группы;

• четкие пространственно-временные границы сессий;

• высокая степень личной ответственности членов группы за все происходя­щее в ходе сессий и хорошее понимание ими исходных правил групповой работы;

• заключение психотерапевтического контракта.

Наряду с этим в ходе работы динамической группы может возникать необхо­димость в использовании ведущим определенных интервенций или иных спосо­бов регулирования поведения членов группы и его удерживания в границах «пси­хотерапевтического пространства». Такими интервенциями могут, в частности, яв­ляться:

• использование психотерапевтом непосредственно в ходе художественной работы членов группы интерпретаций и вербальной обратной связи, а так­же проведение в конце сессий как планируемых, так и внеочередных обсуж­дений;

• его эмоциональное присоединение в случае необходимости к тем или иным членам группы с целью их поддержки или фасилитации эмоциональной эк­спрессии;

• структурирование психотерапевтом изобразительной деятельности и пове­дения того или иного участника группы в тех случаях, когда они приобре­тают неконтролируемый, импульсивный, хаотический или деструктивный характер;

• формирование психотерапевтом определенных моделей поведения.

Использование данной формы групповой арт-терапии требует от ведущего вы­сокого профессионализма, гибкости и умения использовать широкий репертуар различных приемов. В то же время динамическая арт-терапевтическая группа воз­действует на ее членов не столько через интервенции ведущего, сколько через груп­повой процесс (МсКепг^е, 1994), а потому, обладая способностью видеть разнооб­разные индивидуальные реакции участников группы и понимать многообразные протекающие в динамической группе интерактивные процессы, психотерапевт должен уметь «уходить на задний план» и, не вмешиваясь в них, «идти вместе с ними». Как отмечают Рутан и Стоун (2001), «динамический пси­хотерапевт стремится следовать групповому процессу, а не инициировать его. Он использует свой авторитет для создания границ психотерапевтического простран­ства и определенной системы правил. В то же время он исполняет недирективную лидерскую роль, способствуя регрессу и оживлению фантазий членов группы... Основная функция психотерапевта, таким образом, заключается в формировании и поддержании границ. Эти границы должны быть достаточно подвижны и про­ницаемы, но не настолько, чтобы нарушить структуру протекающих в группе про­цессов и ощущение безопасности... По мере "созревания" группы и изменения ее норм и ценностей отношение членов группы к границам становится более гибким» (р. 31). Это, однако, связано с необходимостью «удерживания» и анализа пси­хотерапевтом своих собственных, вызванных групповыми процессами и дейст­виями членов группы чувств. Несомненно, что они могут быть как весьма чутким индикатором групповых процессов и состояния членов группы, так и одним из факторов негативного влияния на группу. Практика работы динамических арт-терапевтических групп допускает различную степень вовлеченности самого психотерапевта в групповые процессы, в том числе его непосредственное участие в изобразительной деятельности в форме создания индивидуальных и коллективных работ, в играх, драматических постановках и иных видах творческой деятельно­сти. Во многих случаях это позволяет ему не только сформировать те или иные ролевые модели, но и почувствовать то, что происходит в группе и взаимодейство­вать с ее членами, используя как вербальную обратную связь, так и средства сенсомоторной, проективно-символической и драматической ролевой коммуникации. В ходе работы динамической арт-терапевтической группы проявляются все факторы психотерапевтического воздействия — фактор художественной экспрес­сии, фактор психотерапевтических отношений и фактор интерпретации и вербаль­ной обратной связи, — однако их проявления в динамической арт-терапевтической группе во многом отличны от проявления этих факторов в индивидуальной арт-терапии.

Работа динамической группы предполагает определенные условия, отличаю­щиеся, например, от условий работы студийной группы. В отличие от студийной группы с рядом однотипных столов или мольбертов и отсутствием места для об­суждений, помещение для работы динамической группы должно по возможности иметь две зоны — «грязную», предназначенную для изобразительной работы, и «чистую» — для обсуждений или иных видов деятельности (например, физических упражнений). Если нет возможности для организации двух таких зон, то помеще­ние должно допускать реорганизацию пространства, с тем чтобы использовать его для тех и для иных целей. Кроме того, помещение для работы динамической груп­пы должно иметь по возможности больший, чем в студии, выбор различных мест с учетом того, что работа динамической группы часто предполагает совместную деятельность двух или более человек и их свободное перемещение в пределах всего пространства кабинета, использование разнообразных материалов и форм художественной и иной творческой экспрессии с нередким загрязнением территории и созданием «рабочего беспорядка», пол и стены должны иметь легко моющуюся поверхность. По крайней мере одна из стен должна быть свободна для развешивания на ней уже созданных работ либо размещения большого листа бумаги при использовании техник совместного рисования.

Динамическая группа подходит главным образом для работы с клиентами с пограничными психическими расстройствами. В то же время, как было указано при описании студийной группы, элементы динамического подхода могут применяться и с другими категориями клиентов, в том числе с психиатрическими пациента ми, лицами с аддиктивными расстройствами, в семейной психотерапии и т. д.

 

Тематическая группа

Тематическая группа предполагает большую степень структурированности ход сессий по сравнению как со студийной, так и с динамической группой. Это достигается главным образом за счет фокусировки внимания членов группы на какой - либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного характера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытым.

Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая свойственна ди­намической группе. В то же время работа этой группы более динамична, чем рабо­та студийной группы. Ее большая структурированность (по сравнению с динами­ческой группой) оказывает тормозящее влияние на групповую динамику. Как пра­вило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь па решение тех или иных конкретных проблем ее участников.

Для обоснования деятельности тематической группы используется широкий набор различных теорий психологии и психотерапии. Большое влияние на появ­ление этой формы групповой арт-терапии оказал, в частности, гуманистический подход. Это просматривается, например, в том, что сессии в ходе работы темати­ческой группы имеют характерную для «групп встреч» трехчастную структуру, а внимание ее участников в основном ориентируется на контекст «здесь-и-сейчас». Кроме того, на теорию и практику тематических арт-терапевтических групп ока­зали влияние семейная, игровая, кризисная психотерапия и другие подходы. В то же время все эти влияния интегрируются в специфическом контексте групповой арт-терапевтической работы, что позволяет гибко сочетать связанную с индиви­дуальным художественным творчеством интраспективную ориентацию членов группы с их активным вербальным и игровым взаимодействием.

Тематический подход к групповой арт-терапии может применяться в работе с весьма широким кругом клиентов, а это связано с тем, что в зависимости от соста­ва группы и задач работы могут применяться те или иные темы и виды деятель­ности, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, невербального мышления, памяти и внимания, либо исследование тех или иных аспектов опыта членов группы и системы их отношений. Тем не менее для работы в такой группе клиенты должны по меньшей мере понимать и соблюдать некие основные правила и обладать способностью к вербальному взаимодействию и фокусировке на опре­деленных темах и заданиях.

Тематический подход к групповой арт-терапии может сочетаться с динамиче­ским или студийным, а также с различными видами вербальной групповой и се­мейной психотерапии. Либманн (1987) перечисляет следующие ситуа­ции, когда использование тематического подхода наиболее оправдано:

• когда члены группы испытывают нерешительность, особенно в начале ра­боты;

• когда они никогда раньше не занимались в арт-терапевтических группах и ориентируются главным образом на свои впечатления от школьных уроков рисования;

• когда они чувствуют себя в группе слишком напряженно;

• когда имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы (например, связанные с недолгим пребыванием больного в стационаре), за­ставляющие сфокусировать внимание на определенных темах и проблемах;

• когда необходимо сплотить группу;

• когда нужно предоставить членам группы выбор и дать возможность опре­делить наиболее значимые для них вопросы;

• когда требуется активизировать взаимодействие между членами группы;

• когда необходимо вывести членов группы из их погружения в свой внут­ренний мир и побудить к более активным совместным действиям.

В ходе работы тематической группы могут использоваться не только изобрази­тельная деятельность и обсуждение рисунков, но и различные телесно-ориенти­рованные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем как по отдельности, так и в сочетании. В целом значение фактора художественной экс­прессии при использовании данного подхода несколько менее значимо, чем, напри­мер, при использовании студийного подхода. Все это делает данную форму груп­повой арт-терапии весьма доступной для использования разными специалиста­ми — не только теми, кто имеет глубокую подготовку по арт-терапии, но и теми, кто применяет в основном вербальную или семейную психотерапию.

Длительность существования тематических групп гораздо меньше, чем дина­мических или студийных. Иногда они даже организуются как группы однократ­ных встреч, в частности «группы выходного дня». Тематические группы, так же как динамические, имеют определенную периодичность сессий (от одной в две неде­ли до нескольких раз в неделю). Продолжительность сессий обычно составляет 1,5-2,5 часа, хотя иногда сессии могут длиться дольше. Оборудование помещения примерно такое же, как и при работе динамической группы.

Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом ее уча­стников, в частности их возрастом, интересами, культурным и социальным опы­том, наиболее актуальными для них проблемами, типом психических расстройств, степенью физических, интеллектуальных и коммуникативных ограничений и дру­гими факторами.

При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную струк­туру и включают: вводную часть, связанную с подготовкой членов группы к изоб­разительной работе или более активному взаимодействию посредством художе­ственной экспрессии, игр или телесных упражнений; основную часть, связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней чувств, мыс­лей и образов в визуальной форме; и завершающую часть, предполагающую обсуж­дение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и краткое подведение итогов сессии.

С учетом условий и целей работы тематической группы, а также используемых в ходе ее психотерапевтических интервенций и форм взаимодействия участников она может предполагать проявление различных факторов психотерапевтического воздействия. В то же время в силу более значительной структурированности сес­сий, по сравнению с динамической или студийной группами, а также с индивиду­альной арт-терапией, действия членов группы имеют менее спонтанный характер их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы главным образом на исследование вполне определенных аспектов их личного опыта и системы отношений. Поэтому действие фактора художественной экспрессии и разнообраз­ные связанные с групповой динамикой феномены при этой форме групповой арт-терапии менее проявлены, чем при использовании динамического подхода. Менее значимым в деятельности тематических групп оказывается и фактор психотера­певтических отношений. Взаимоотношения членов группы друг с другом и с психотерапевтом более жестко регламентированы, чем при использовании динамиче­ского подхода, что не дает достаточной возможности для отреагирования членами группы неосознаваемых, латентных потребностей и пер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...