Формы групповой арт-терапии
Различные формы групповой арт-терапии широко используются в настоящее время, что связано с их «экономичностью», возможностью проведения работы со значительно более широким, чем в индивидуальной арт-терапии, кругом клиентов, а также наличием целого ряда дополнительных, действующих лишь в условиях группы механизмов лечебно-коррекционных воздействий. М. Либманн (1987), например, подчеркивает следующие достоинства групповой арт-терапии: • она развивает ценные социальные навыки; • учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем; • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; • позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окружающих; • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; • развивает навыки принятия решений. Основные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она: • предполагает особую, «демократичную» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы, а также их меньшей зависимости от психотерапевта; • в большинстве случаев требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам; • характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобразительной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом. Все вышеперечисленные достоинства групповой арт-терапии свойственны также большинству форм вербальной групповой психотерапии. Основные же различия между групповой арт-терапией и вербальной групповой психотерапией заключаются в том, что первая предполагает не только взаимодействие с другими участниками группы, но и самостоятельную изобразительную работу, а также использование иных, отсутствующих в групповой вербальной психотерапии способов коммуникации и форм экспрессивного поведения. Групповая арт-терапия позволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы к слиянию с ней и сохранению групповой идентичности и, с другой стороны, удовлетворить их потребность в независимости. Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по своим возможностям. Она опирается на использование как методов и теории групповой вербальной психотерапии, так и тех представлений и приемов работы, которые характерны для индивидуальной арт-терапии. Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии, так и индивидуальной арт-терапии.
На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-терапии: 1) студийная открытая группа; 2) динамическая (аналитическая) группа; 3) тематическая группа. Существуют также такие виды групповой арт-терапии, которые сочетают в себе признаки разных основных ее форм. Так, например, студийная работа может иногда дополняться проведением обсуждений изобразительной продукции, а работа тематической группы на определенных этапах может предполагать использование элементов динамического подхода. Одним из критериев, позволяющих дифференцировать разные формы групповой арт-терапии, является степень их структурированности. С учетом разной структурированности арт-терапевтических групп М. Либманн (ЫеЬтапп, 1987) приводит следующую их классификацию (см. табл. 1).
По мнению М. Либманн, члены неструктурированной группы, находясь в общем помещении, работают в основном самостоятельно. Им не предлагается ни каких-либо тем, ни инструкций по выполнению работы. Структурирование, по определению Либманн, предполагает наличие определенных инструкций или правил, которые придают изобразительной работе членов группы определенную направленность. Инструкции или правила могут различаться по степени своей «жесткости». В одних случаях они могут сводиться к требованию изображать что хочется, по пользоваться при этом каким-то конкретным материалом (например, глиной).
Таблица 1 Классификация арт-терапевтических групп и их признаки
В других случаях изначально определяется тема. Причем она может предполагать разную свободу выбора тех или иных образов. Несмотря на то что предлагаемый Либманн критерий дифференциации арт-терапевтических групп по степени их структурированности достаточно корректен применительно к тематическим и студийным группам, он не может применяться в отношении аналитической группы. Это связано с тем, что Либманн не учитывает динамических характеристик группы и наличия в ней как явных, так и скрытых мотиваций (Вюп, 1960). Участники аналитических групп, например, могут работать и совместно, но в то же время их деятельность не будет структурирована ни какой-либо темой, ни способами художественной экспрессии. При этом их деятельность все же будет носить взаимосвязанный характер и подчиняться определенным закономерностям групповой динамики в связи с общими для всех членов группы базисными потребностями.
Студийная открытая группа
Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не имеет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться новые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекратить свои посещения. «Студийной» такая группа называется потому, что изобразительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную».
Занятия с открытой студийной группой проводятся в специально оборудованных кабинетах-студиях, в которых имеется определенное количество мест для художественной работы с индивидуальными наборами материалов. Кабинет-студия также обычно имеет зону отдыха с креслами и столом для чая и кофе, где посетители студии могут проводить время, не мешая другим, если им необходимо сделать перерыв в работе. Перед началом работы группы психотерапевт (или иной работающий с такой группой специалист) объясняет общие правила поведения и задачи группы. Поскольку глубокая психотерапевтическая работа при использовании студийного подхода не проводится, заключение контракта не предусматривается. Вместе с тем психотерапевт может в некоторых случаях подчеркнуть отличия этой работы от деятельности традиционных художественных студий, указав, в частности, на то, что обшей целью работы будет «свободное творческое самовыражение» и проявление членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыслей и фантазий. Кроме того, в некоторых случаях, особенно когда психотерапевт предполагает установление с членами группы индивидуального раппорта и использование определенных интервенций и вербальной обратной связи, в том числе в форме групповых обсуждений, он может подчеркнуть «психотерапевтическую направленность» деятельности группы, то есть то, что занятия посетителей студии изобразительным творчеством и выражение ими своих чувств, мыслей и фантазий в художественной форме будут способствовать достижению лечебного эффекта или способствовать решению имеющихся у членов группы психологических проблем и стабилизации их эмоционального состояния.
Объясняя общие правила поведения членов группы, психотерапевт подчеркивает необходимость соблюдения тишины и уважения «личного пространства» других. Это означает, что они не должны вмешиваться в процесс художественного творчества других, находящихся рядом с ними людей и не пытаться давать свои оценки их работам, если, конечно же, не будут организованы групповые обсуждения. Психотерапевт также может сказать о том, что он будет находиться рядом с членами группы и оказывать им в случае необходимости ту или иную помощь. После этого он приглашает посетителей студии к работе. Поскольку они работают в разном темпе и отличаются разной степенью готовности к «свободному художественному самовыражению», психотерапевт должен проявлять достаточную гибкость, оказывая в случае необходимости членам группы индивидуальную помощь, которая может выражаться в структурировании их действий, фасилитации эмоциональной экспрессии, эмоциональной поддержке и т. д. Все это помогает членам группы ощутить себя в безопасности, справиться с тревогой и неуверенностью и перейти к изобразительной работе. С учетом особых показаний для отбора клиентов в данную группу, задач и условий ее деятельности и правил поведения ее участников подготовительный этап работы по сравнению с индивидуальной арт-терапией бывает менее продолжительным, а непосредственное отреагирование членами группы своих чувств, потребностей и фантазий в поведении проявляется в значительно меньшей степени. Психотерапевт контролирует поведение членов группы и при наличии у кого-либо из них слишком ярких, мешающих работе других эмоциональных проявлений, делает этому человеку замечание либо даже удаляет из группы. Во всем остальном студийная работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование психотерапевтом недирективного подхода. Он, в частности, не стремится слишком настойчиво побуждать членов группы к изобразительной работе, понимая, что для некоторых из них может быть полезным и приятным даже простое пребывание в атмосфере студии с минимальным включением изобразительную деятельность. Несмотря на то, что вербальный контакт между членами группы в ходе изобразительной работы минимален, а группа является открытой, через некоторое время в ней формируется определенная культура. Это происходит главным образом за счет общения членов группы на символическом уровне — посредством создаваемых ими художественных образов, а также благодаря невербальной экспрессии и общения во время перерывов.
Частота и продолжительность сессий при использовании этой формы групповой арт-терапии могут быть различными, так же как и длительность цикла. Гибкость временных границ при этой форме групповой арт-терапии позволяет наряду с долгосрочной работой применять ее в виде краткосрочных курсов. Чаще всего, однако, срок посещения клиентами такой группы заранее не оговаривается. Многое зависит от условий проведения работы (стационар, психотерапевтическое сообщество на базе социального центра и т. д.) и наличия у членов группы интереса к продолжению занятий художественным творчеством. Кроме того, с учетом гетерогенного состава многих открытых групп и разной способности их членов к самостоятельной художественной деятельности по мере достижения тех или иных результатов они могут постепенно выбывать из группы. В то же время нередки случаи многолетнего посещения клиентами таких групп. Открытые студийные группы в их традиционном виде имели наибольшее распространение на заре развития арт-терапии и были связаны с деятельностью пионеров арт-терапевтического направления, таких как, например, А. Хилл или И. Чампернон. В последующем, однако, эта форма групповой арт-терапии была в значительной степени вытеснена другими, связанными с использованием динамического подхода, принципов гуманистической и семейной психотерапии и т. д., с тем чтобы задействовать в ходе групповой арт-терапевтической работы дополнительные факторы психотерапевтического воздействия. Тем не менее данная форма групповой арт-терапии может быть с успехом использована в работе с определенными категориями клиентов, главным образом с теми, для которых участие в других арт-терапевтических группах, предполагающих более тесное взаимодействие между их участниками, связано со слишком большой нагрузкой (например, для пациентов с хроническими психическими расстройствами), либо с теми клиентами, в работе с которыми на первый план выходит развитие у них навыков творческого использования различных материалов, проявление ими индивидуального художественного стиля и в других случаях. К. Кейз и Т. Делли (Сазе & Ва11еу, 1992) отмечают, что студийная арт-терапевтическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми. Они, в частности, пишут, что «с детьми можно работать весьма успешно, используя возможности студии для художественных занятий и игр. Дети быстро идентифицируют себя с группой, приходя сюда в определенный день и час, однако вскоре каждый погружается в индивидуальную работу над своей, отражающей его проблемы темой. Арт-терапевт перемещается от одного ребенка к другому, останавливаясь и разговаривая с детьми. Иногда дети сами к нему обращаются. Дети могут образовывать пары и мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой терпимости к каждому, что позволяет большинству из них успешно завершать свою работу без каких-либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту модель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт-терапевт. Дети также получают очень много — благодаря тому, что каждый имеет возможность выразить свои проблемы и переживания в безопасной атмосфере группы. То высокое доверие, которое при этом формируется, позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу» (Сазе & Оа11еу. 1992, р.199). Судя по приводимому Кейз и Делли описанию, работа такой группы включает в себя определенные элементы закрытой динамической группы. Сочетание студийного подхода с элементами динамической группы и взаимодействия пациентов посредством коротких, проводимых в свободной форме обсуждений описывает П. Луззатто (ЬиггаНо, 1998), использующая такой вид работы на базе психиатрической палаты для больных с острыми состояниями. В качестве основных достоинств студийного подхода, дополняемого элементами динамической группы она, в частности, называет гибкость пространственно-временных границ. Именно эта гибкость позволяет проводить такую работу в очень сжатые сроки в малоподготовленном для занятий помещении. Кроме того, очень важна возможность получения участниками опыта художественного творчества, а также учета их разнообразных потребностей и коммуникативных возможностей в условиях смешанной группы, включающей в себя пациентов с самыми разными видами психических нарушений, наличие у них права самим определять степень своей вовлеченности в работу; подчеркивание ее спонтанного характера, а также учет групповой динамики и возможности коммуникации на символическом уровне. В целом, однако, возможности открытой студийной группы, в особенности если она не дополняется элементами тематического или динамического подхода, относительно ограниченны. Основным фактором психотерапевтического воздействия в данном случае является художественная экспрессия; факторы психотерапевтических отношений и вербальной обратной связи используются при этом виде работы в значительно меньшей степени, что отражается на динамике арт-терапевтического процесса и его результатах. Поскольку фактор художественной экспрессии при этой форме групповой арт-терапии оказывается ведущим, психотерапевтические эффекты связаны главным образом с отвлекающим, седативным, активизирующим или катарсическим воздействием художественного творчества. В тех же случаях, когда члены группы обладают способностью к созданию символических образов и рефлексии, они в какой-то мере могут приходить к осознанию содержания этих образов и их связи со своим внутренним миром и системой отношений. Для того чтобы помочь клиенту в осознании содержания своей изобразительной продукции, некоторые психотерапевты чередуют студийные групповые сессии с индивидуальными, что позволяет проводить обсуждение и анализ изобразительной продукции членов группы, либо периодически организуют общегрупповые обсуждения. Кроме того, при работе с открытой студийной группой, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей клиентов, психотерапевт может оказывать им индивидуальную помощь, выступая в роли «посредника» в «Диалоге» клиентов с создаваемыми ими образами и проводя с клиентами краткие обсуждения их изобразительной продукции. В тех случаях, когда эмоциональный резонанс психотерапевта с участниками группы достаточно высок и когда он вступает с ними в более тесный вербальный контакт, а его присутствие приобретает для них большую значимость, можно говорить о воздействии фактора психотерапевтических отношений. Однако даже в этих случаях групповая динамика оказывается минимальной, а потому на первый план выступают те проявления арт-терапевтического процесса, которые связаны с самостоятельной изобразительной работой участников группы, их индивидуальными отношениями с психотерапевтом, а также с той или иной степенью осознания ими содержания своей художественной продукции, происходящего либо спонтанно, либо в меру использования психотерапевтом интерпретаций и вербальной обратной связи.
Динамическая (аналитическая) закрытая группа
Слово «закрытая» в названии этой группы означает, что на протяжении всего процесса работы состав ее участников остается постоянным. Динамической же (или аналитической) она называется в связи с тем, что на развитие этой формы групповой арт-терапии большое влияние оказал психодинамический подход. Степень структурированности сессий при длинной форме работы невысока. Действия членов группы предполагают значительную спонтанность и минимум директивности со стороны психотерапевта. Динамическая группа является комплексной формой групповой работы, сочетающей в себе как индивидуальную, так и совместную изобразительную деятельность членов группы, а также их вербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и в ходе изобразительной работы и иных видов деятельности членов группы — игр, драматических постановок, ролевых диалогов, упражнений телесно-ориентированного характера и т. д. В ходе сессий члены группы могут неоднократно переходить от глубокого погружения в изобразительную и иные виды творческой деятельности к активному взаимодействию с ведущим и друг с другом. Ход сессий в целом не имеет какого-либо определенного плана и определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а также той атмосферой, которая складывается в ней в каждый конкретный момент времени. Это в значительной степени связано с тем, что данная группа, как никакая другая, представляет собой «открытую», «живую» систему с характерными для нее особенностями структурно-функциональной организации, динамикой развития и рядом факторов, детерминирующих поведение членов группы и системы в целом. Следует учесть то, что в силу особых условий, системных характеристик и задач работы такой группы в ходе сессий могут проявляться самые различные аспекты психического опыта ее участников, отражающие как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы. Одни из них могут быть отнесены преимущественно к внутриличностным процессам, другие — к межличностным, третьи — к обще-групповым. С учетом этого идентификация участников с группой, друг с другом и психотерапевтом отличается значительной подвижностью. В то же время участники такой группы характеризуются высоким уровнем независимости и умением сохранить собственную идентичность. Они имеют возможность самостоятельно управлять своими действиями и в какой-то мере ходом групповой работы. Они сами решают, в какой мере и в какой момент включаться в групповые процессы, поскольку им предоставлена значительная свобода поведения. эту форму групповой арт-терапии также отличает отсутствие жесткого ролевого распределения — участники группы могут свободно переходить от одной роли к другой, реагируя на действия, высказывания и изобразительную продукцию других и реализуя при этом различные стратегии и тактики поведения, в том числе те, которые отражают латентные или альтернативные качества личности. Большое влияние на динамику групповых процессов при этом виде работы оказывает фактор художественной экспрессии. Он в значительной мере опосредует взаимодействие членов группы друг с другом и является инструментом выражения ими самых различных переживаний, потребностей и фантазий. С учетом этого изобразительная продукция может заключать в себе множество разнообразных смыслов, связанных внутриличностным, межличностным и групповым (социальным) опытом ее участников. Кроме того, в ходе работы члены группы могут использовать различные виды совместной художественной и иной творческой работы, вступая благодаря этому друг с другом в наиболее тесное взаимодействие. В динамической группе быстро формируется определенная культура, проявляющаяся не только в действиях и высказываниях ее участников, но и в создаваемых ими художественных образах. Каждый из них начинает ощущать эту культуру, реагируя на чужие работы и видя, как его работы влияют на других членов группы. Создаваемые в арт-терапевтическом процессе художественные образы превращаются в материальные и весьма красноречивые свидетельства их собственного и группового опыта. В художественной экспрессии членов группы при данной форме работы также хорошо заметен ее стадийный характер. Различные связанные с ней феномены в значительной мере опосредуются и усиливаются изобразительной деятельностью других, благодаря чему может иметь место «накопление» аффектов в изобразительной продукции группы, а в некоторых случаях — феномен коллективного отреагирования самых разнообразных чувств в совместных видах творчества или в экспрессивном поведении членов группы. Все это обусловливает необходимость в «удерживании» чувств участников группы в границах психотерапевтического пространства и соблюдении определенной «техники безопасности». Основными факторами «удерживания» при этом являются: • глубокая личная психологическая подготовка и высокий уровень профессионализма ведущего, позволяющие ему чутко реагировать на все происходящее, сохраняя при этом достаточный самоконтроль и объективность оценок; • достаточно высокий уровень коммуникативных, эмоционально-волевых и когнитивных возможностей членов группы, наличие у них достаточных механизмов психологической защиты и способности к сохранению личной идентичности; • закрытый характер группы; • четкие пространственно-временные границы сессий; • высокая степень личной ответственности членов группы за все происходящее в ходе сессий и хорошее понимание ими исходных правил групповой работы; • заключение психотерапевтического контракта. Наряду с этим в ходе работы динамической группы может возникать необходимость в использовании ведущим определенных интервенций или иных способов регулирования поведения членов группы и его удерживания в границах «психотерапевтического пространства». Такими интервенциями могут, в частности, являться: • использование психотерапевтом непосредственно в ходе художественной работы членов группы интерпретаций и вербальной обратной связи, а также проведение в конце сессий как планируемых, так и внеочередных обсуждений; • его эмоциональное присоединение в случае необходимости к тем или иным членам группы с целью их поддержки или фасилитации эмоциональной экспрессии; • структурирование психотерапевтом изобразительной деятельности и поведения того или иного участника группы в тех случаях, когда они приобретают неконтролируемый, импульсивный, хаотический или деструктивный характер; • формирование психотерапевтом определенных моделей поведения. Использование данной формы групповой арт-терапии требует от ведущего высокого профессионализма, гибкости и умения использовать широкий репертуар различных приемов. В то же время динамическая арт-терапевтическая группа воздействует на ее членов не столько через интервенции ведущего, сколько через групповой процесс (МсКепг^е, 1994), а потому, обладая способностью видеть разнообразные индивидуальные реакции участников группы и понимать многообразные протекающие в динамической группе интерактивные процессы, психотерапевт должен уметь «уходить на задний план» и, не вмешиваясь в них, «идти вместе с ними». Как отмечают Рутан и Стоун (2001), «динамический психотерапевт стремится следовать групповому процессу, а не инициировать его. Он использует свой авторитет для создания границ психотерапевтического пространства и определенной системы правил. В то же время он исполняет недирективную лидерскую роль, способствуя регрессу и оживлению фантазий членов группы... Основная функция психотерапевта, таким образом, заключается в формировании и поддержании границ. Эти границы должны быть достаточно подвижны и проницаемы, но не настолько, чтобы нарушить структуру протекающих в группе процессов и ощущение безопасности... По мере "созревания" группы и изменения ее норм и ценностей отношение членов группы к границам становится более гибким» (р. 31). Это, однако, связано с необходимостью «удерживания» и анализа психотерапевтом своих собственных, вызванных групповыми процессами и действиями членов группы чувств. Несомненно, что они могут быть как весьма чутким индикатором групповых процессов и состояния членов группы, так и одним из факторов негативного влияния на группу. Практика работы динамических арт-терапевтических групп допускает различную степень вовлеченности самого психотерапевта в групповые процессы, в том числе его непосредственное участие в изобразительной деятельности в форме создания индивидуальных и коллективных работ, в играх, драматических постановках и иных видах творческой деятельности. Во многих случаях это позволяет ему не только сформировать те или иные ролевые модели, но и почувствовать то, что происходит в группе и взаимодействовать с ее членами, используя как вербальную обратную связь, так и средства сенсомоторной, проективно-символической и драматической ролевой коммуникации. В ходе работы динамической арт-терапевтической группы проявляются все факторы психотерапевтического воздействия — фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений и фактор интерпретации и вербальной обратной связи, — однако их проявления в динамической арт-терапевтической группе во многом отличны от проявления этих факторов в индивидуальной арт-терапии. Работа динамической группы предполагает определенные условия, отличающиеся, например, от условий работы студийной группы. В отличие от студийной группы с рядом однотипных столов или мольбертов и отсутствием места для обсуждений, помещение для работы динамической группы должно по возможности иметь две зоны — «грязную», предназначенную для изобразительной работы, и «чистую» — для обсуждений или иных видов деятельности (например, физических упражнений). Если нет возможности для организации двух таких зон, то помещение должно допускать реорганизацию пространства, с тем чтобы использовать его для тех и для иных целей. Кроме того, помещение для работы динамической группы должно иметь по возможности больший, чем в студии, выбор различных мест с учетом того, что работа динамической группы часто предполагает совместную деятельность двух или более человек и их свободное перемещение в пределах всего пространства кабинета, использование разнообразных материалов и форм художественной и иной творческой экспрессии с нередким загрязнением территории и созданием «рабочего беспорядка», пол и стены должны иметь легко моющуюся поверхность. По крайней мере одна из стен должна быть свободна для развешивания на ней уже созданных работ либо размещения большого листа бумаги при использовании техник совместного рисования. Динамическая группа подходит главным образом для работы с клиентами с пограничными психическими расстройствами. В то же время, как было указано при описании студийной группы, элементы динамического подхода могут применяться и с другими категориями клиентов, в том числе с психиатрическими пациента ми, лицами с аддиктивными расстройствами, в семейной психотерапии и т. д.
Тематическая группа Тематическая группа предполагает большую степень структурированности ход сессий по сравнению как со студийной, так и с динамической группой. Это достигается главным образом за счет фокусировки внимания членов группы на какой - либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного характера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытым. Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая свойственна динамической группе. В то же время работа этой группы более динамична, чем работа студийной группы. Ее большая структурированность (по сравнению с динамической группой) оказывает тормозящее влияние на групповую динамику. Как правило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь па решение тех или иных конкретных проблем ее участников. Для обоснования деятельности тематической группы используется широкий набор различных теорий психологии и психотерапии. Большое влияние на появление этой формы групповой арт-терапии оказал, в частности, гуманистический подход. Это просматривается, например, в том, что сессии в ходе работы тематической группы имеют характерную для «групп встреч» трехчастную структуру, а внимание ее участников в основном ориентируется на контекст «здесь-и-сейчас». Кроме того, на теорию и практику тематических арт-терапевтических групп оказали влияние семейная, игровая, кризисная психотерапия и другие подходы. В то же время все эти влияния интегрируются в специфическом контексте групповой арт-терапевтической работы, что позволяет гибко сочетать связанную с индивидуальным художественным творчеством интраспективную ориентацию членов группы с их активным вербальным и игровым взаимодействием. Тематический подход к групповой арт-терапии может применяться в работе с весьма широким кругом клиентов, а это связано с тем, что в зависимости от состава группы и задач работы могут применяться те или иные темы и виды деятельности, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, невербального мышления, памяти и внимания, либо исследование тех или иных аспектов опыта членов группы и системы их отношений. Тем не менее для работы в такой группе клиенты должны по меньшей мере понимать и соблюдать некие основные правила и обладать способностью к вербальному взаимодействию и фокусировке на определенных темах и заданиях. Тематический подход к групповой арт-терапии может сочетаться с динамическим или студийным, а также с различными видами вербальной групповой и семейной психотерапии. Либманн (1987) перечисляет следующие ситуации, когда использование тематического подхода наиболее оправдано: • когда члены группы испытывают нерешительность, особенно в начале работы; • когда они никогда раньше не занимались в арт-терапевтических группах и ориентируются главным образом на свои впечатления от школьных уроков рисования; • когда они чувствуют себя в группе слишком напряженно; • когда имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы (например, связанные с недолгим пребыванием больного в стационаре), заставляющие сфокусировать внимание на определенных темах и проблемах; • когда необходимо сплотить группу; • когда нужно предоставить членам группы выбор и дать возможность определить наиболее значимые для них вопросы; • когда требуется активизировать взаимодействие между членами группы; • когда необходимо вывести членов группы из их погружения в свой внутренний мир и побудить к более активным совместным действиям. В ходе работы тематической группы могут использоваться не только изобразительная деятельность и обсуждение рисунков, но и различные телесно-ориентированные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем как по отдельности, так и в сочетании. В целом значение фактора художественной экспрессии при использовании данного подхода несколько менее значимо, чем, например, при использовании студийного подхода. Все это делает данную форму групповой арт-терапии весьма доступной для использования разными специалистами — не только теми, кто имеет глубокую подготовку по арт-терапии, но и теми, кто применяет в основном вербальную или семейную психотерапию. Длительность существования тематических групп гораздо меньше, чем динамических или студийных. Иногда они даже организуются как группы однократных встреч, в частности «группы выходного дня». Тематические группы, так же как динамические, имеют определенную периодичность сессий (от одной в две недели до нескольких раз в неделю). Продолжительность сессий обычно составляет 1,5-2,5 часа, хотя иногда сессии могут длиться дольше. Оборудование помещения примерно такое же, как и при работе динамической группы. Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом ее участников, в частности их возрастом, интересами, культурным и социальным опытом, наиболее актуальными для них проблемами, типом психических расстройств, степенью физических, интеллектуальных и коммуникативных ограничений и другими факторами. При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную структуру и включают: вводную часть, связанную с подготовкой членов группы к изобразительной работе или более активному взаимодействию посредством художественной экспрессии, игр или телесных упражнений; основную часть, связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней чувств, мыслей и образов в визуальной форме; и завершающую часть, предполагающую обсуждение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и краткое подведение итогов сессии. С учетом условий и целей работы тематической группы, а также используемых в ходе ее психотерапевтических интервенций и форм взаимодействия участников она может предполагать проявление различных факторов психотерапевтического воздействия. В то же время в силу более значительной структурированности сессий, по сравнению с динамической или студийной группами, а также с индивидуальной арт-терапией, действия членов группы имеют менее спонтанный характер их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы главным образом на исследование вполне определенных аспектов их личного опыта и системы отношений. Поэтому действие фактора художественной экспрессии и разнообразные связанные с групповой динамикой феномены при этой форме групповой арт-терапии менее проявлены, чем при использовании динамического подхода. Менее значимым в деятельности тематических групп оказывается и фактор психотерапевтических отношений. Взаимоотношения членов группы друг с другом и с психотерапевтом более жестко регламентированы, чем при использовании динамического подхода, что не дает достаточной возможности для отреагирования членами группы неосознаваемых, латентных потребностей и пер
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|