Опыт 8. Двойные соли. Опыт 9. Гидратная изомерия аквакомплексов хрома (III). Лабораторная работа № 7 Свойства s-элементов II группы Периодической системы Д.И. Менделеева – бериллий и магний
Опыт 8. Двойные соли Выполнение работы. В 2 пробирках приготовить раствор двойной соли (NH4)2SO4·FeSO4·6H2O (соли Мора), внеся в каждую по 6–8 капель дистиллированной воды и по 1/4 шпателю соли. В одну пробирку к раствору соли Мора добавить 5-6 капель раствора сульфида аммония, в другую – столько же раствора хлорида бария. Выпавший черный осадок представляет собой сульфид железа (II). Отметить цвет осадков и написать ионные уравнения реакций их образования. На присутствие каких ионов в растворе двойной соли указывают эти реакции? В третью пробирку добавить 7–8 капель 2 н. раствора гидроксида натрия и, укрепив в штативе, опустить ее в водяную баню, нагретую почти до кипения. Подержать над пробиркой красную лакмусовую бумажку, смоченную водой. По изменению окраски лакмуса и по запаху определить, какой газ выделяется из пробирки. Написать ионное уравнение протекающей реакции его образования. На присутствие каких ионов в растворе двойной соли указывает эта реакция? Учитывая результаты опыта, написать уравнение электролитической диссоциации соли Мора. Проверить действием раствора сульфида аммония, обнаруживаются ли ионы Fe2+ в растворе K4[Fe(CN)6]. Наблюдается ли выпадение черного осадка FeS? Почему? Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления. Ответить на вопросы, поставленные по ходу работы, и написать уравнения соответ-ствующих реакций. Написать уравнение электролитической диссоциации К4[Fe(CN)6]. Чем отличается электролитическая диссоциация двойной соли от диссоциации соли, содержащей устойчивый комплексный ион?
Опыт 9. Гидратная изомерия аквакомплексов хрома (III) Хлорид хрома СrСl3·6Н2О образует изомеры различного цвета:
[Сr(Н2О)6]С13 – сине-фиолетовый; [Сr(Н2О)5С1]С12× Н2О – темно-зеленый; [Сr(Н2О)3С13]·3Н2О – светло-зеленый. В растворах все три изомера находятся в равновесии, состояние которого зависит от различных факторов, в частности, сильно зависит от температуры. Выполнение работы. В 2 пробирки поместить по несколько кристалликов хлорида хрома СrСl3·6Н2О и по 10 капель дистиллированной воды. Одну пробирку оставить в качестве контрольной, вторую – нагреть на кипящей водяной бане и наблюдать изменение окраски. Какой изомер аквакомплекса хрома (III) преимущественно устойчив при комнатной тем-пературе? При высокой температуре? Дать рациональные названия всех трех приведенных изомеров.
Лабораторная работа № 7 Свойства s-элементов II группы Периодической системы Д. И. Менделеева – бериллий и магний
Приборы и реактивы: микроскоп, тигель, пинцет, наждачная бумага, стеклянные пробирки, стеклянные палочки. Сухие вещества: магний (лента); гидрофосфат натрия. Растворы: лакмуса (нейтрального); фенолфталеина; хлороводородной кислоты (2 н. ); азотной кислоты (2 н. ); гидроксида натрия (2 н. ); гидроксида аммония (1 н.; 1 н., насыщенный хлоридом аммония); хлорида бериллия
Опыт 1. Взаимодействие магния с водой Выполнение работы. Взять кусочек (1–2 см) магниевой ленты и очистить ее поверхность наждачной бумагой от налета оксида. В пробирку внести 6–7 капель дистиллированной воды и опустить в нее очищенный магний. Отметить отсутствие реакции при комнатной температуре. Нагреть пробирку небольшим пламенем горелки. Что наблюдается? Прибавить к полученному раствору одну каплю фенолфталеина. На образование каких ионов в растворе указывает появление окраски фенолфталеина? Описать наблюдаемое. Ответить на вопросы. Написать уравнение реакции взаимо-действия магния с водой при нагревании.
Опыт 2. Взаимодействие магния с кислотами Выполнение работы. В 2 пробирки опустить по небольшому кусочку магниевой ленты. В одну пробирку добавить несколько капель 2 н. раствора хлороводородной кислоты, в другую – такое же количество 2 н. раствора азотной кислоты. Запись данных опыта. Что происходит с магнием? Какой газ вы-деляется: а) при взаимодействии магния с хлороводородной кислотой; б) с азотной кислотой? Написать уравнения реакций. Опыт 3. Получение оксида магния и взаимодействие его с водой Выполнение работы. Взять пинцетом 2–3 см магниевой ленты и под-жечь ее в пламени горелки. Как только магний загорится, вынуть его из пламени и держать над тиглем. Образовавшийся оксид магния сбросить в ти-гель, прибавить туда же несколько капель дистиллированной воды, размешать все стеклянной палочкой и перелить содержимое тигля в пробирку. Почему жидкость мутная? Доказать образование в растворе Mg(OH)2, добавив 1 каплю фенолфталеина. Написать уравнения реакций: образования оксида магния при его горении и взаимодействии оксида магния с водой. Опыт 4. Получение гидроксида магния и его растворение в кислоте и в солях аммония Выполнение работы. Внести в 2 пробирки по 3 капли раствора соли магния и в каждую из них добавить по 4 капли раствора гидроксида натрия. В одну из пробирок, помешивая содержимое стеклянной палочкой, прибавить по каплям 2 н. раствор хлороводородной кислоты до полного растворения осадка. Прибавляя кислоту, отсчитывать число добавляемых капель. В другой пробирке таким же способом (помешивая стеклянной палочкой и считая добавляемые капли) растворить осадок гидроксида магния в 2 н. растворе хлорида аммония. В каком случае для растворения осадка потребовалось большее количество реактива? Запись данных опыта. Написать уравнения реакций: получения гидроксида магния и его растворения в кислоте и в растворе соли аммония растворение гидроксида магния в хлориде аммония и в хлороводородной кислоте. В каком реактиве растворение гидроксида магния идет легче: в хлороводородной кислоте или в растворе хлорида аммония? Почему? Растворится ли гидроксид магния при добавлении: a) (NH4)2SO4; б) КСl?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|