Опыт 4. Внутрикомплексные соединения
Опыт 4. Внутрикомплексные соединения Выполнение работы. В 3 пробирки внести по 3 капли раствора хлорида железа (III). Одну оставить в качестве контрольной. В две другие добавить по Запись данных опыта. При растворении гидроксида железа (III) в ща-велевой и лимонной кислотах образуются внутрикомплексные соединения, в которых карбоксильные группы кислот присоединяются к комплексообразо-вателю. Моно- или полидентатным лигандом является остаток щавелевой кислоты? Написать аналогично формулу лимоннокислого (цитратного) ком-плекса. Обратить внимание на особую прочность внутрикомплексных соеди-нений. Для щавелевокислого комплекса формула имеет вид
Опыт 5. Комплексные соединения в реакциях обмена А. Взаимодействие тетрароданомеркурата аммония с солью кобальта Выполнение работы. Приготовить раствор тетрароданомеркурата аммо-ния. Для этого в пробирку внести 3–4 капли раствора нитрата ртути (II) и добавить насыщенный раствор роданида аммония до полного растворения выпадающего вначале осадка роданида ртути. В другую пробирку внести 4–5 капель раствора нитрата кобальта и добавить такой же объем полученного раствора тетрароданомеркурата ам-мония. Для ускорения образования осадка слегка встряхивать пробирку. Отметить цвет образующегося осадка тетрароданомеркурата кобальта.
Запись данных опыта. Написать уравнения реакций: а) образования роданида ртути; б) взаимодействия роданида ртути с избытком роданида аммония, учитывая, что при этом получается комплексная соль, в которой координа-ционное число ртути равно 4. в) образования тетрароданомеркурата кобальта (молекулярное и ионное уравнения).
Б. Взаимодействие гексацианоферрата (II) калия с сульфатом меди Выполнение работы. В пробирку к 4–5 каплям раствора сульфата меди добавить такой же объем раствора комплексной соли K4[Fe(CN)6]. Отметить цвет образовавшегося осадка гексацианоферрата меди. Написать молекулярное и ионное уравнения реакции.
Опыт 6. Комплексные соединения в окислительно-восстановительных реакциях а) Восстановление серебра из его комплексного соединения Выполнение работы. Добавить в пробирку к 5–6 каплям раствора нитрата серебра раствор хлорида натрия. Полученный осадок растворить в 25%-м растворе гидроксида аммония. Опустить в раствор кусочек гранули-рованного цинка. Что наблюдается? Запись данных опыта. Написать уравнения: получения осадка хлорида серебра, его растворения в аммиаке с образованием комплекса серебра и взаимодействия полученного комплексного соединения с цинком. Какой ион является окислителем в последней реакции? Написать уравнение электро-литической диссоциации комплексного иона и ионное уравнение окислительно-восстановительной реакции.
Б. Восстановление гексацианоферрата (III) калия Выполнение работы. В пробирку внести 8–10 капель 0, 1 н. раствора иодида калия, 6–8 капель 2 н. раствора хлороводородной кислоты и 5–6 капель бензола. Отметить, что бензол остается бесцветным. Добавить 1/4 шпателя кристаллов комплексной соли железа (III) K3[Fe(CN)6] и перемешать раствор стеклянной палочкой. По изменению окраски бензола убедиться в выделении свободного йода.
Запись данных опыта. Написать уравнение реакции взаимодействия гексацианоферрата (III) калия с иодидом калия, учитывая, что K3[Fe(CN)6] переходит при этом в K4[Fe(CN)6] (кислоту в уравнение реакции не вводить). Указать окислитель и восстановитель. В. Окисление гексацианоферрата (II) калия Выполнение работы. Поместить в пробирку 4–5 капель раствора перманганата калия, подкислить 2 н. серной кислотой и добавить по каплям раствор гексацианоферрата (II) калия до обесцвечивания раствора. Запись данных опыта. Написать уравнение реакции, учитывая, что комплекс железа (II) переходит в комплекс железа (III) с тем же коорди-национным числом, а перманганат калия в кислой среде восстанавливается до сульфата марганца (II).
Опыт 7. Прочность комплексных ионов. Разрушение комплексов А. Разрушение комплекса при разбавлении раствора Выполнение работы. Внести в пробирку 2 капли раствора нитрата серебра и добавлять 0, 1 н. раствор иодида калия по каплям, встряхивая пробирку после каждого добавления. Почему растворяется выпавший вначале осадок иодида серебра? К получившемуся раствору добавить 4–5 капель дистиллированной воды. Что наблюдается? Запись данных опыта. Описать наблюдаемые процессы. Написать урав-нения реакций образования иодида серебра, его перехода в комплексное соединение, диссоциации комплексного иона, выражение константы нестойкости. Какое влияние оказывает разбавление раствора на диссоциацию комплексного иона?
Б. Сравнительная устойчивость роданидного комплекса кобальта в воде и в спирте Выполнение работы. Получить в пробирке тетрароданокобальтат (II) аммония (NH4)2[Co(SCN)4], добавляя к 2–3 каплям насыщенного раствора хлорида кобальта (II) 8–10 капель насыщенного раствора роданида аммония. Наблюдать появление лиловой окраски комплексного соединения. Разделить раствор на 2 пробирки; в одну из них добавить амиловый спирт, в другую – 10 капель дистиллированной воды. Как изменяется окраска в каждой пробирке? Запись данных опыта. Написать уравнения реакций: образования комплексного соединения, его диссоциации и диссоциации комплексного иона. В воде или в спирте диссоциация комплексного иона протекает полнее? Чем это объясняется?
В. Разрушение комплекса при осаждении комплексообразователя Выполнение работы. В 2 пробирки с раствором сульфата меди добавить: в одну раствор оксалата аммония, в другую – сульфида аммония. Написать уравнения реакций и отметить цвета выпавших осадков. В двух других пробирках получить комплексное соединение меди, добавив к 4–5 каплям Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления. Ответить на поставленные по ходу работы вопросы. Написать уравнения проделанных реакций, уравнение электролитической диссоциации комплексной соли меди и ее комплексного иона. Как влияет добавление (NH4)2S на диссоциацию комплексного иона? Взять из справочника и сравнить произведение рас-творимости соответствующих солей меди, объяснить, почему одна из них не выпадает в осадок из комплексного соединения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|