Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Позиционирование товара на рынке




 

Позиционирование – определение места конкретного товара по отношению к товарам конкурентов в сознании потребителей. Позиционирование необходимо для обеспечения преимущественного положения товара на рынке. Оно исходит из реального восприятия товаров потребителем и их предложений, основывается на оценке потребительских достоинств товара, возможностях расширения круга потенциальных потребителей, фактора престижности товара, выделение его сильных сторон по отношению к товарам конкурентов. Позиционирование определяет характер восприятия фирмы целевыми покупателями.

Типичные вопросы, возникающие в процессе позиционирования

1. Каковы отличительные свойства или выгоды, действительные или воспринимаемые, на которые благоприятно реагируют покупатели?

2. Как воспринимаются позиции конкурирующих марок и фирм в отношении этих свойств или выгод?

3. Какую позицию лучше всего занять в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных покупателей и позиций, уже занятых конкурентами?

4. Какие маркетинговые средства лучше всего подходят для того, чтобы занять и защитить выбранную позицию?

Позиционирование представляет собой два взаимосвязанных процесса: работа с сознанием потенциальных потребителей и работа с товаром. Первая позволяет оценить, как реально потребитель воспринимает товар. Вторая, какие действия необходимо предпринять, чтобы данный товар занял определенное место среди товаров-конкурентов, из числа которых потребители делают свой выбор.

Позиционирование само по себе не имеет смысла, если оно не связано с сегментацией рынка. И наоборот, сегментация нецелесообразна, если не завершается позиционированием. Поэтому сегментирование и позиционирование рассматриваются как две стороны единого процесса, связанного с выделением целевого рынка и эффективной деятельности на нем.

Процедура позиционирования – это сложный мно­гоэтапный процесс, состоящий из следующих этапов:

1) выбор критериев позиционирования,

2) определение показателей по выбранным критериям,

3) построение карты восприятия,

4) перепозиционирование.

Результат позиционирования часто представлен в графической форме. Пример карты позиционирования для промышленной упаковки можно увидеть на рис.12.

Правильный выбор позиционирования требует соблюдения нескольких условий:

1) иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой предприятием (маркой) в сознании покупателей на основе исследования имиджа предприятия;

2) знать позиционирование конкурирующих предприятий (марок), особенно главных конкурентов;

3) выбрать собственную позицию и самые убедительные аргументы для ее обоснования;

4) оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции;

5) иметь возможность провести выбранное позиционирование, для этого необходимо убедиться, что предприятие (марка) обладает достаточным потенциалом, чтобы достичь необходимого позиционирования в сознании покупателей;

6) оценить, достаточно ли ресурсов, чтобы занять и защитить выбранную позицию;

7) убедиться в согласованности выбранного позиционирования с другими маркетинговыми факторами – ценой, коммуникацией и сбытом.

 

 

Высокая надежность

упаковки

 
 

 


 

Низкая стоимость Высокая стоимость

упаковки упаковки

       
 
 
   

 


Низкая надежность

упаковки

 

 

Рис. 12 – Методика позиционирования для промышленной упаковки

 

Если имеется четкое определение избранного позиционирования, для менеджеров операционного маркетинга становится сравнительно просто перевести позиционирование в эффективную и последовательную маркетинговую программу.

В сознании потребителей хорошо известные продукты обычно занимают четко обособленные позиции, конкурентам очень непросто повлиять на устоявшееся мнение потребителей, и соперничающие компании имеют возможность использовать только одну из трех возможных стратегий.

Стратегия позиционирования – это инструмент реализации стратегии дифференциации.

Первая стратегия состоит в упрочении своего текущего положения в сознании потребителей.

Вторая стратегия состоит в том, чтобы найти и занять свободную позицию, которую признало бы достаточное количество покупателей.

Третья стратегия заключается в депозиционировании конкурента или репозиционировании.

Выделяют четыре основные ошибки позиционирования.

1. Недопозиционирование. Некоторые компании осознают, что покупатели имеют смутное представление об их торговой марке, не имеют связанных с ней устойчивых ассоциаций, когда марка рассматривается лишь как одна из многих.

2. Сверхпозиционирование. Покупатели могут иметь слишком узкие представления о марке.

3. Расплывчатое позиционирование. У потребителей может сложиться нечеткий образ марки потому, что поставщик делает слишком много заявлений о свойствах продукта или слишком часто изменяет стратегию позиционирования.

4. Сомнительное позиционирование. Иногда потребители с трудом верят в заявления о высоких качествах продукта в свете его реальных характеристик, цены иди репутации производителя.

Важным инструментом позиционирования является дифференцирование товара.

Дифференцирование – процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров-конкурентов.

Дифференцировать рыночное предложение компании может по пяти направлениям:

– по продукту (форма, свойства, эффективность использования, комфортность, долговечность, надежность, ремонтопригодность, стилистические решения и дизайн);

– по услугам (простота оформления заказа, доставка, установка, обучение и консультирование потребителей, обслуживание и ремонт);

– по персоналу (компетентность (необходимые знания и навыки), обходительность (дружелюбие, уважительность, тактичность), надежность (ему можно доверять), самостоятельность (способность действовать без стороннего руководства), быстрая реакция (мгновенный отклик на запросы и проблемы клиента) и коммуникабельность (стремление понять клиента и способность донести до него собственные идеи);

– по маркетинговым каналам (охватываемые территории, эффективность и профессионализм сотрудников на местах);

– по имиджу (символы, СМИ, аудио- и видеоролики, атмосфера и поведение компании).

Контрольные вопросы и задания

 

1. С какой целью фирма проводит сегментирование рынка?

2. Назовите признаки сегментирования на рынке потребительских товаров.

3. В чем заключаются основные требования к рыночному сегменту?

4. Перечислите критерии оценки сегмента рынка.

5. Раскройте процедуру позиционирования.

6. Как осуществляется сегментирование ранка товаров промышленного назначения?

7. В чем заключается специфика концентрированного маркетинга?

8. Назовите основные ошибки позиционирования.

9. Посмотрев рекламу товаров и сами товары, мы можем понять, каким образом маркетологи пытаются позиционировать свои товары и какой целевой рынок они пытаются завоевать. Определите способ позиционирования и целевые рынки для таких товаров, как: шоколадные изделия «Сникерс»; автомобиль «Вольво», жевательная резинка «Стиморол».

10. Проведите сегментацию рынка массового питания в вашем городе:

1) выберите наиболее важные признаки и обоснуйте их выбор;

2) сегментируйте рынок;

3) опишите профили сегментов.

11. Вы собираетесь открыть небольшой семейный ресторан. Обоснуйте выбор целевого рынка. Исходя из результатов предложите элементы маркетинга-микс, соответствующие данному рынку и особенностям вашего ресторана.

 

Проверочные тесты

 

1. Какое из ниже перечисленных утверждений неверно:

а) сегментирование рынка означает деление на однородные группы потребителей;

б) сегментирование рынка – это логическое следствие концепции маркетинга;

в) следствием сегментирования рынка является то, что для каждого сегмента рынка должен быть разработан специальный комплекс маркетинга;

г) сегментирование рынка – это обязательное условие массового маркетинга.

 

2. Позиционирование товара – это:

а) определение основных потребительских свойств товара и их сравнение с аналогичными свойствами товара-конкурента для уточнения места товара на рынке;

б) анализ всего комплекса рыночной политики предприятия в отношении товара;

в) определение потенциальных потребителей товара;

г) все ответы верны.

 

3. Какова связь между такими понятиями как «сегментирование» и «позиционирование»? Выберите правильный ответ:

а) продукт позиционируется на выбранном сегменте;

б) сегментирование и позиционирование – это практически идентичные понятия;

в) продукт позиционируется на рынке в целом, а сегментирование направлено на разделение рынка;

г) сначала продукт позиционируется, потом осуществляется сегментирование рынка.

 

4. Какую стратегию охвата рынка целесообразно применить предприятию с ограниченными ресурсами и в условиях высокой требовательности покупателей?

а) массового маркетинга;

б) недифференцированного маркетинга;

в) целевого маркетинга;

г) дифференцированного маркетинга.

 

5. Сегментирование рынков товаров промышленного назначения:

а) проводится по тем же характеристикам, что и потребительских рынков;

б) может использовать только свои характеристики;

в) может использовать отдельные признаки сегментирования потребительского рынка.

 

6. Сегментирование рынка по параметрам продукции используется:

а) при выпуске новой продукции;

б) при отсутствии информации о потребителях;

в) для позиционирования товара на рынке;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

 

7. Какие из признаков сегментирования, приведенных ниже, являются демографическими:

а) страна, провинция, муниципальный округ;

б) фаза жизненного цикла семьи, пол, возраст;

в) социальный слой, образ жизни.

 

8. Фирма сегментирует потребителей по психографическому принципу. Ей можно использовать следующие признаки:

а) род занятий;

б) тип личности;

в) статус пользователя;

г) все ответы верны.

 

9. Критерии оценки сегментов необходимы для:

а) определения емкости рынка;

б) обоснования целевого рынка;

в) формирования предложения для сегмента;

г) все ответы верны.

 

10. Дифференцированный маркетинг можно охарактеризовать как:

а) дифференциацию своих товаров от товаров конкурентов;

б) разграничение товаров с помощью дифференциации комплекса маркетинга;

в) нацеливание на различные сегменты рынка с помощью различных комплексов маркетинга;

г) все ответы правильные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...