Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи подразделений службы маркетинга




 

1. Задачи отдела конъюнктуры рынка, спроса и рекла­мы продукции.

1.1. Разработка краткосрочных, среднесрочных и долго срочных прогнозов и стратегии маркетинга.

1.2. Исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса.

1.3. Исследование потребительских свойств производи­мой продукции и предъявляемых к ней требований со сто­роны потребителей.

1.4. Ориентация разработчиков и производства на вы­полнение требований потребителей к выпускаемой продук­ции.

1.5. Организация рекламы и стимулирование сбыта продукции.

Задачи отдела сбыта.

2.1. Подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции.

2.2. Составление планов поставок продукции в соответ­ствии с заключенными договорами.

2.3. Анализ выполнения плана поставок и принятие мер ликвидации цехами задолженности по продукции.

2.4. Организация оптовой торговли продукцией.

2.5. Составление заявок на необходимые материалы.

Задачи отдела технического обслуживания выпускаемой продукции.

3.1. Организация опорных баз по эксплуатации и ре­монту выпускаемой продукции.

3.2. Проведение работ по досборке, регулировке, обработке, предпродажному сервису и поставке потребителям продукции в собранном виде.

3.3. Проведение работ по внедрению прогрессивных технологий ремонта и восстановления узлов и деталей.

3.4. Информационное обеспечение по внедрению и использованию новой техники.

4. Задачи отдела прогнозирования и планирования маркетинга

4.1. Разработка прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспособного спроса, перспектив развития предприятия, номенклатуры продукции, планируемой к постановке на производство, и цен.

4.2. Разработка стратегии маркетинга.

4.3. Выработка рекомендаций по формированию npoизводственных мощностей и плана производства.

Задачи отдела изучения рынка сбыта и спроса.

5.1.Исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия.

5.2. Изучение спроса на продукцию предприятия и разработка прогнозов потребности в выпускаемой продукции.

5.3. Определение конкурентоспособности продукции предприятия.

5.4. Исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ним потребительских требований.

5.5. Ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.

Задачи отдела рекламы.

6.1. Определение наиболее эффективных направлений организации рекламы с учетом особенностей выпускаемой продукции и конъюнктуры рынка.

6.2. Организация всех необходимых видов рекламы продукции и формирование доверия и уважения к предприятию-изготовителю.

6.3. Определение объектов рекламы и сегментов на которых необходимо рекламировать продукцию.

6.4. Организация выставок-продаж на предприятии.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Назвать основные этапы управления маркетингом.

2. Цель сегментирования рынка.

3. Дать определение комплекса маркетинга и раскрыть содержание его основных составляющих.

4. Укажите виды организационных структур маркетинга.

5. Сформулируйте особенности каждого вида организационных структур маркетинга.

6. В чем состоит содержание стратегического плана маркетинга.

7. Приведите примерную структуру тактического плана маркетинга на предприятии.

8. Поясните понятие: «гибкая» структура маркетинга.

9. Какие показатели включает «бюджет маркетинга»?

10. Дайте определение целевого рынка предприятия.

Проверочные тесты

 

1.Заполнить схему этапов управления маркетингом:

1 – разработка комплекса маркетинга;

2 – анализ рыночных возможностей;

3 – практическая реализация маркетинга;

4 – отбор целевых рынков.

 

? ? ? ?

 

2. Заполнить схему этапов отбора целевых рынков:

1 – позиционирование товара на рынке;

2 – сегментирование рынка;

3 – отбор целевых сегментов рынка;

4 – замер и прогнозирование спроса на товар.

 

? ? ? ?

 

3. Правильно отобрать способы целевого сегментирования:

1 – дифференцированный учет мнений потребителей;

2 – концентрация внимания на одном сегменте;

3 – ориентация на группу потребителей;

4 – ориентация на группу производителей;

5 – ориентация на покупательскую способность;

6 – обслуживание национальных рынков;

7 – обслуживание нескольких не связанных между собой групп;

8 – охват всего рынка;

9 – охват нескольких территориальных регионов.

 

4. Что является действительной целью управления маркетингом?

а) изучение потребителей;

б) наиболее эффективное использование всех ресурсов предприятия;

в) определение объема продаж товаров;

г) определение конъюнктура рынка.

 

5. Когда необходим маркетинговый контроль на предприятии?

а) при определении эффективности деятельности предприятия;

б) в целях установления расходов на маркетинг;

в) при возникновении различных отклонений от плана маркетинга в процессе его выполнения;

г) в целях определения доли предприятия на рынке.

 

6. Когда приемлема функциональная маркетинговая структура?

а) постоянно изменяется конъюнктура рынка;

б) конъюнктура рынка стабильна;

в) разработка и внедрение новой продукции;

г) большая номенклатура выпускаемой продукции.

 

7. Для какого предприятия целесообразна региональная структура маркетинга?

а) выпускающего продукцию широкой номенклатуры;

б) производящего дорогую продукцию производственно-технического назначения;

в) выпускающего продукцию, покупаемую во многих областях страны, в каждой из которых целесообразно учитывать специфику потребления этой продукции;

г) изготовляющего и продающего продукцию массового спроса.

 

8. В каком случае могут быть достижимы маркетинговые цели предприятия?

а) когда они соответствуют внутренним возможностям предприятия;

б) если они скоординированы с задачами правительства;

в) отражены в плане реконструкции;

г) если существующий рынок не насыщен.

 

9. Укажите функцию руководителя службы маркетинга предприятия

а) установление цен на изготавливаемую товарную продукцию;

б) разработка технологии складской переработки товаров;

в) выбор целей и стратегий маркетинговой деятельности;

г) контроль бухгалтерской и статистической отчетности службы маркетинга.

 

10. Можно ли считать совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности комплексом маркетинга?

а) да;

б) нет.

ГЛАВА 13. СТРАТЕГИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ МАРКЕТИНГА

13.1. Стратегическое планирование

Постоянное принятие разного рода решений не заменяет собой планирование. Планирование для фирмы – это деятельность высшего порядка, обеспечивающая прирост сбыта товаров и увеличение прибыли предприятий. Планирование бывает двух видов: стратегическое планирование и планирование маркетинга. Разработкой планов занимается служба маркетинга. Существует тесная связь между планированием, контролем и организацией маркетинговой деятельности (рис. 24).

 

Планирование Организация Контроль

Разработка стратегических планов
 
 

 

 


Разработка планов маркетинга

    Претворение в жизнь   Результаты   Анализ результатов
 
 


Корректирующие действия

   
   
   
   
   

 

Рис.24. Связь между планированием, организацией маркетинга и системой контроля

 

Многие фирмы работают, не имея официально принятых планов. В фирмах-новичках управляющие оказываются настолько занятыми, что у них просто нет времени заниматься планированием. В зрелых фирмах многие управляющие заявляют, что до сих пор они прекрасно обходились и без формального планирования, а стало быть, оно не может иметь существенного значения. Они не хотят тратить время на подготовку плана в письменном виде. По их словам, ситуация на рынке меняется слишком стремительно, чтобы от плана была какая-то польза, и в конце концов он будет просто пылиться на полке. Именно по этим и ряду других причин многие фирмы и не применяют у себя формального планирования, а ведь формальное планирование сулит немало выгод:

– планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;

– оно ведет к более четкой координации предпринимаемых фирмой усилий, установлению показателей деятельности для последующего контроля;

– заставляет фирму четче определять свои задачи и политические установки;

– делает фирму более подготовленной к внезапным переменам;

– позволяет устанавливать показатели деятельности фирмы для последующего контроля;

– более наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Стратегическое планирование специалисты рынка рассматривают как основу любого другого планирования в рамках фирмы. Стратегическое планирование – это процесс создания и поддержания соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и планами в сфере маркетинга.

Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста. Этапы стратегического планирования представлены на рис. 25.

 

Программа фирмы Задачи и цели фирмы Планы развития хозяйственного портфеля Стратегия роста фирмы

 

Рис. 25. Этапы стратегического планирования

Программа фирмы. Организация существует для того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей ее среды. Конкретная цель или программа фирмы обычно ясна с самого начала. Однако с течением времени по мере роста организации и появления у нее новых товаров и рынков программа может потерять свою четкость. Возможно, программа останется четкой, но перестанет интересовать часть руководства, а может, сохранив четкость, она перестанет соответствовать новым условиям среды.

Почувствовав, что фирма начинает плыть по воле волн, руководство должно вновь заняться поисками цели. Пора спросить себя: «Что представляет собой наше предприятие? Кто наши клиенты? Что ценно для этих клиентов? Каким будет наше предприятие? Каким оно должно быть?» Эти простые на вид вопросы относятся к числу самых трудных, на которые когда-либо придется отвечать фирме. Преуспевающие фирмы постоянно ставят их перед собой и дают вдумчивые, обстоятельные ответы.

Многие фирмы в качестве ответа на эти вопросы разрабатывают официальные программные заявления в письменном виде. Хорошо проработанное программное заявление позволяет сотрудникам фирмы почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижения.

В программном заявлении должна быть четко указана сфера (или сферы) деятельности фирмы. Определителями границ сфер деятельности могут служить товары, технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание нескольких факторов. Фирмы обычно характеризуют сферы своей деятельности с точки зрения производимых товаров. Программное заявление с позиций рыночной ориентации определяет предприятие с точки зрения его деятельности по обслуживанию конкретных групп потребителей и/или удовлетворению конкретных нужд и запросов.

При разработке программного заявления рыночной ориентации руководство должно стремиться, чтобы программа не получилась слишком узкой или слишком широкой. Полезно оттолкнуться от существующего товара в сторону коммерческих возможностей более высокого уровня и решить, какие из них практически подходят для фирмы. Каждый этап расширительного представления предполагает открытие новых возможностей, но может также толкнуть фирму на оторванные от реальности рискованные шаги, не подкрепленные ее возможностями.

Задачи и цели фирмы. Программу фирмы необходимо развернуть в подробный перечень вспомогательных целей и задач для каждого эшелона руководства. Перед каждым управляющим должны быть поставлены задачи, за решение которых он несет ответственность. Система эта известна под названием «управление методом решения задач».

Программная установка на борьбу с голодом в мире означает, что задача фирмы состоит в обеспечении роста продуктивности сельского хозяйства, а продуктивность сельского хозяйства можно повысить благодаря созданию новых удобрений, сулящих увеличение выхода продукции. Однако исследования стоят дорого и требуют роста прибылей, отчисления от которых пошли бы на дополнительное финансирование изыскательских работ. Таким образом, основной задачей становится обеспечение роста прибылей.

Прибыль можно поднять с помощью увеличения роста сбыта существующих товаров, снижения текущих издержек или того и другого вместе. Сбыт можно увеличить благодаря завоеванию большей доли отечественного рынка или выходу на новые зарубежные рынки. Именно это и становится текущими задачами фирмы в сфере маркетинга.

Для решения этих маркетинговых задач необходимо разработать соответствующие стратегии маркетинга. Для увеличения своей доли отечественного рынка фирма обеспечит большую доступность своего товара и займется более интенсивным стимулированием. Для выхода на новые зарубежные рынки она снизит цены и сосредоточит свои усилия на крупных фирмах. Так будут выглядеть ее маркетинговые стратегии в широком смысле.

Каждую маркетинговую стратегию необходимо будет подробнейшим образом расписать. Например, усиление стимулирования сбыта товара потребует роста численности продавцов и интенсификации рекламы. И для того, и для другого должны быть разработаны отдельные детализированные стратегии. Вот так программа фирмы трансформируется в перечень конкретных задач на текущий период.

Сами же задачи предстоит по возможности превратить в конкретно поставленные, поддающиеся последующему замеру цели. Задача «Увеличить долю рынка» звучит менее конкретно, чем цель «К концу второго года увеличить долю рынка на 15%». Управляющие пользуются термином «цель» для обозначения задач, конкретизированных по показателям величины и времени. Превращение задач в цели облегчает последующее планирование и контроль.

План развития хозяйственного портфеля. Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ хозяйственного портфеля фирмы. Речь идет об оценке руководством состояния этого портфеля, т. е. об оценке положения всех входящих в состав фирмы производств. Под производством может иметься в виду отделение фирмы, товарный ассортимент, а то и один простой или марочный товар.

Такой анализ требует выявить более и менее рентабельные производства и принять решение о том, что делать с каждым из них в отдельности. Фирме явно захочется вложить основные ресурсы в наиболее рентабельные производства и сократить или вообще прекратить вложения в слабые. Она может поддерживать свой хозяйственный портфель в боевой готовности, укрепляя или добавляя набирающие силу производства и избавляясь от стареющих. Для оценки привлекательности конкретной отрасли корпорация учитывает размеры рынка, темпы его роста, размеры получаемой на нем прибыли, интенсивность конкуренции, цикличность и сезонность деловой активности, а также возможности снижения себестоимости товарной единицы в условиях крупносерийного производства или за счет опыта, накопленного управляющими. Прочность коммерческого производства фирма оценивает по показателям его доли рынка, конкурентоспособности его цен, качества его товаров, знания им своего рынка, эффективности сбыта и имеющихся географических преимуществ. Лучшими считаются производства с добротными показателями по всем этим позициям, худшими – те, у которых показатели слабые. На основе этого анализа фирма производит затем распределение ресурсов среди отдельных производств.

Стратегия роста фирмы. Помимо оценки существующих производств стратегическое планирование должно выявить, какими производствами фирме желательно было бы обзавестись в будущем, в какие сферы направить свои усилия. Маркетинговая среда фирмы очень изменчива с точки зрения потребительских интересов, появления новых конкурентов и роста издательских издержек. Фирма пытается разработать комплексный план своего роста на ближайшее десятилетие. Стратегию роста можно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, которыми фирма может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (возможности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста).

Интенсивный рост целесообразен в тех случаях, когда фирма не до конца использовала возможности товара и рынка. К ним относятся:

– глубокое внедрение фирмы на рынок путем увеличения сбыта своих товаров с помощью более агрессивного маркетинга;

– расширение границ рынка благодаря внедрению существующих товаров на новые рынки;

– увеличение сбыта путем создания новых товаров или усовершенствования существующих.

Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда у сферы деятельности прочные позиции и/или когда фирма может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизонтали. Регрессивная интеграция заключается в попытках фирмы заполучить во владение или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках фирмы заполучить во владение или поставить под более жесткий контроль систему распределения. Горизонтальная интеграция заключается в попытках фирмы заполучить во владение или поставить под более жесткий контроль ряд предприятий – конкурентов.

Диверсификационный рост оправдан в тех случаях, когда отрасль не дает фирме возможностей для дальнейшего роста или когда возможности роста за пределами этой отрасли значительно привлекательнее. Диверсификация не означает, что фирме следует хвататься за любую подвернувшуюся возможность. Компания должна выявить для себя направления, где найдет применение накопленный ею опыт, или направления, которые будут содействовать устранению имеющихся у нее ныне недостатков. Существует три разновидности диверсификации:

1) концентрическая – пополнение своей номенклатуры изделиями, с технической и маркетинговой точек зрения похожими на существующие товары фирмы;

2) горизонтальная – пополнение своего ассортимента изделиями, не связанными с выпускаемыми, но вызывающими интерес клиентуры;

3) конгломератная – пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения к применяемой фирмой технологии, к товарам и рынкам.

В стратегическом плане маркетинга определяют, какими именно производствами фирма будет заниматься и каковы задачи этих производств. После разработки стратегического плана фирмы каждому производству предстоит разработать собственные детализированные планы маркетинга. Если производство включает в себя несколько ассортиментных групп, товаров, марок и рынков, на каждую из этих позиций должен быть разработан отдельный план. Именно поэтому существует план производства, план выпуска товара, выпуск марочного изделия и план рыночной деятельности. Все эти планы и составляют общий план маркетинга.

 

13.2. Маркетинговое планирование

Стратегический план фирмы определяет, какими именно производствами она будет заниматься, и излагает задачи этих производств. Теперь для каждого из них предстоит разработать собственные детализированные планы. Если производство включает в себя несколько ассортиментных групп, несколько товаров, марок и рынков, на каждую из этих позиций должен быть разработан отдельный план. Именно поэтому мы сталкиваемся с планами производства, планами выпуска товара, планами выпуска марочного изделия и планами рыночной деятельности. Все эти планы мы будем обозначать одним термином – «план маркетинга». Остановимся на основных разделах маркетинговых планов и на последовательных этапах разработки бюджета маркетинга. Как выглядит обычный план маркетинга? Речь пойдет главным образом о планах выпуска обычных или марочных товаров. План выпуска обычного или марочного изделия должен включать в себя следующие разделы: сводку, контрольных показателей, изложение текущей маркетинговой ситуации, перечень опасностей и возможностей, перечень задач и проблем, стратегии маркетинга, программы действий, бюджеты и порядок контроля за исполнением намеченного.

В самом начале плана должна идти краткая сводка основных целей и рекомендаций, о которой пойдет речь в плане. Сводка контрольных показателей помогает высшему руководству быстро понять основную направленность плана. За сводкой следует поместить оглавление плана.

В первом основном разделе плана дается описание характера целевого рынка и положения фирмы на этом рынке, т. е. текущая маркетинговая ситуация. Составитель плана описывает рынок с точки зрения его величины, основных сегментов, нужд заказчиков и специфических факторов среды, делает обзор основных товаров, перечисляет конкурентов и указывает канал распределения.

Раздел опасности и возможности заставляет руководителей взглянуть на перспективу и представить опасности и возможности, которые могут возникнуть перед товаром. Цель всего этого – заставить руководство предвидеть важные события, которые могут сильно сказаться на фирме. Управляющие должны перечислить максимально возможное число опасностей и возможностей, которые они могут себе представить. Предположим, у управляющего табачной компанией получился такой перечень:

1. Врачи обращаются к правительству с просьбой принять закон, требующий, чтобы на лицевой стороне каждой пачки сигарет помещались изображение черепа и перекрещенных костей и предупреждение: «По данным науки, ежедневное курение сокращает жизнь в среднем на 7 лет».

2. Постоянно растет число общественных мест, где курение запрещено вообще или предусмотрены отдельные помещения для курящих и некурящих.

3. На посевы табака нападает новое вредное насекомое, и, если не будут найдены пути борьбы с ним, в будущем, вероятно, следует ожидать снижения урожайности и большого роста цен.

4. Лаборатория фирмы находится на пороге открытия, которое позволит превращать салат в безвредный табак. В случае успеха появится табак, доставляющий удовлетворение и не наносящий вреда здоровью.

5. Быстро растет потребление сигарет на зарубежных рынках, особенно в развивающихся странах. Каждое из этих положений имеет определенные последствия для производителя сигарет. Первые три можно считать опасностями. Опасность мы определяем следующим образом.

Опасность – осложнение, возникающее в связи с неблагоприятной тенденцией или конкретным событием, которое при отсутствии целенаправленных маркетинговых усилий может привести к подрыву живучести товара или его гибели.

Последние три положения можно считать маркетинговыми возможностями фирмы.

Маркетинговая возможность – привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества. Управляющий должен оценить вероятность возникновения каждой опасности и каждой возможности и их последствия для фирмы.

Изучив связанные с товаром опасности и возможности, управляющий в состоянии поставить задачи и очертить круг возникающих при этом проблем.Задачи должны быть сформулированы в виде целей, которых фирма стремится достичь за период действия плана. Например, управляющий захочет добиться завоевания 15%-ной доли рынка, 20%-ной прибыльности продаж до уплаты подоходного налога и 25%-ной прибыли до уплаты налога на вложенный капитал. Предположим, что нынешняя доля фирмы всего 10%. Тотчас возникает ключевая проблема, а именно: каким образом можно увеличить долю рынка? Управляющему наверняка захочется рассмотреть все основные проблемы, связанные с попытками такого увеличения. В разделе стратегия маркетингауправляющий излагает широкий маркетинговый подход (так называемый план игры) к решению поставленных задач. Мы определяем стратегию маркетинга следующим образом.

Стратегия маркетинга – рациональное, логическое построение, руководствуясь которым организационная единица рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. Она включает в себя конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на марке­тинг.

Целевые рынки. Стратегия маркетинга должна точно назвать сегменты рынка, на которых фирма сосредоточит свои основные усилия. Эти сегменты отличаются друг от друга по показателям предпочтительности, ответных реакций и доходности. Фирма поступит весьма разумно, сконцентрировав усилия и энергию на сегментах, которые она может обслужить лучше всего с конкурентной точки зрения. Для каждого из отобранных целевых сегментов нужно разработать отдельную стратегию маркетинга.

Комплекс маркетинга. Управляющий должен в общих чертах изложить конкретные стратегии в отношении таких элементов комплекса маркетинга, как новые товары, организация продажи на местах, реклама, стимулирование сбыта, цены и распределение товаров. Каждую стратегию необходимо обосновать с точки зрения того, каким образом учитывает она опасности, возможности и ключевые проблемы, изложенные в предыдущих разделах плана.

Уровень затрат на маркетинг. Одновременно управляющий должен точно указать размеры бюджета маркетинга, необходимого для претворения в жизнь всех ранее изложенных стратегий. Управляющий знает, что более высокий бюджет, вероятно, обеспечит и более высокий сбыт, однако ему нужно разработать бюджет, который обеспечил бы наивысшую рентабельность,

Стратегии маркетинга необходимо превратить в конкретные программы действий, дающие ответы на следующие вопросы:

- Что будет сделано?

- Когда это будет сделано?

- Кто это будет делать?

- Сколько это будет стоить?

Например, управляющий может захотеть усилить стимулирование сбыта, сделав его ключевой стратегией завоевания доли рынка. Для этого необходимо будет разработать план мероприятий по стимулированию сбыта с перечислением льготных предложений и сроков их действий, участия в специализированных выставках, устройства новых экспозиций в местах продажи и т. п. В течение года по мере возникновения новых проблем и появления новых возможностей в планы мероприятий вносят коррективы.

План мероприятий позволяет управляющему разработать соответствующий бюджет, являющийся, по сути дела, прогнозом прибылей и убытков. В графе «Поступления» дается прогноз относительно числа и средней цены-нетто товарных единиц, которые будут проданы, В графе «Расходы» указываются издержки производства, товародвижения и маркетинга. Их разность дает сумму ожидаемой прибыли. Высшее руководство рассматривает предлагаемый бюджет и утверждает или изменяет его. Будучи утвержденным, бюджет служит основой для закупки материалов, разработки графиков производства, планирования потребностей в рабочей силе и проведения маркетинговых мероприятий.

В последнем разделе плана излагается порядок контроля за ходом выполнения всего намеченного. Обычно цели и бюджетные ассигнования расписывают по месяцам или кварталам. Это означает, что высшее руководство может оценивать результаты, достигнутые в рамках каждого отдельного отрезка времени, и выявлять производства, не сумевшие добиться поставленных перед ними целевых показателей. Управляющим этих производств необходимо будет представить объяснения и указать, какие меры они собираются принимать для исправления положения.

 

 

Финансы маркетинга

Определение затрат на маркетинг представляет собой достаточно сложную задачу. Такая сложность обусловливается пониманием сущности затрат на маркетинг и способами их определения.

Сущность затрат на маркетинг выражается в следующем:

1. маркетинговые затраты представляют собой не накладные расходы, а являются затратами, обеспечивающими реализацию товаров;

2. маркетинговые затраты – это затраты, имеющие инвестиционный характер, которые в будущем могут принести немалые доходы;

3. финансовое планирование маркетинговых затрат осуществляется в виде разработки системы взаимосвязанных бюджетов.

Для определения общей величины затрат на осуществление маркетинговых мероприятий может быть использован один из способов: «сверху вниз» или «снизу вверх».

Метод «сверху вниз» предполагает сначала исчисление общей суммы затрат, а затем ее распределение на отдельные маркетинговые мероприятия. При таком подходе возможно использование следующих подходов:

1. Определение предельной прибыли или функции реакции сбыта (заданный уровень сбыта и прибыли при определенном уровне затрат на маркетинг».

2. Расчет процента от продаж (линейная зависимость).

3. Расчет процента от прибыли (линейная зависимость).

4. Определение затрат по целевой прибыли (доля от прибыли).

5. Оценка конкурентного паритета («затраты, как у конкурента»).

Метод «снизу вверх» предполагает сначала исчисление затрат на отдельные маркетинговые мероприятия, а затем суммирование всех затрат для определения общей их величины. При таком подходе используется методика калькуляции затрат по отдельным мероприятиям на основе принятых норм и нормативов расходов или на договорной основе (в случае привлечения внешних организаций).

Маркетинговые затраты можно разделить на постоянные и переменные.

Постоянная часть затрат на маркетинг – это те затраты, которые необходимы для постоянного поддержания функционирования маркетинговой системы на предприятии. Сюда обычно относятся затраты на:

1) содержание работников службы маркетинга (включая заработную плату, командировки и др.);

2) регулярное проведение маркетинговых исследований и создание банка маркетинговых данных для управления предприятием;

3) финансирование работ по постоянному совершенствованию товарной продукции предприятия.

Поддержание существования маркетинговой системы на предприятии обходится дешевле, чем ее создание каждый раз заново (в зависимости от складывающихся благоприятных ситуаций). Такие затраты оправданы, поскольку способствуют постоянному получению сведений о рыночной конъюнктуре, действиях конкурентов, развитии спроса, а также позволяют следить за уровнем конкурентоспособности продукции предприятия на рынке и др.

Переменная часть маркетинговых затрат представляет собой затраты на маркетинг, вызванные изменениями рыночной ситуации и принятием новых стратегических и оперативных решений.

Чаще всего и постоянная, и переменная части затрат формируется при разработке перспективных и текущих планов маркетинговых мероприятий. Основой служат бюджеты, определяющие объемы ресурсов, и сметы, формирующие направления расходов.

Затраты на маркетинговые исследования содержат расходы, связанные с привлечением различных источников информации, абонированием информационных систем, привлечением специализированных организаций по разработке программ и проведению «полевых» исследований, оплатой консультантов и др.

Затраты на разработку новых товаров охватывают научно-технические и опытно-конструкторские работы, приобретение ноу-хау, закупку новых производственных материалов и оборудования, привлечение консультантов и экспертов и др.

Затраты на распределение предусматривают расходы по формированию дилерско-дистрибьюторских сетей, организации фирменной торговли, сервисному обслуживанию, обучению торгового персонала и др.

Затраты на продвижение представляют собой достаточно разнообразные расходы:

1) по проведению рекламных кампаний (разработка рекламных материалов, изготовление рекламной продукции, оплата услуг рекламных агентств и средств массовой информации, арендная плата и др.);

2) по содержанию торговых агентов (транспортные расходы, обучение, вознаграждения и др.);

3) по стимулированию продажи (образцы, купоны, скидки, премии, сувениры, совместная реклама и др.).

С планированием маркетинга тесно связана и разработка бюджета маркетинга, в котором представлены все статьи доходов и затрат на маркетинг.

Программа действий позволяет управляющему производством разработать бюджет маркетинга, являющийся по сути дела прогнозом получения прибылей и возможных убытков. В разделе бюджета «поступления» дается прогноз средней цены товара и его объема. В разделе бюджета «расходы» указываются издержки производства, издержки товародвижения и стоимость услуг маркетинга. Разность между поступлением и расходами дает сумму ожидаемой прибыли.

Бюджет служит основой для закупки материалов разработки графиков производства, планирования потребностей в рабочей силе и проведения маркетинговых мероприятий.

В плане маркетинга цели и бюджетные ассигнования обычно расписаны по месяцам или кварталам, отсюда руководство фирмы может дать оценку результатов в рамках каждого отдельного отрезка времени и выявить участки, не сумевшие добиться поставленных целевых показателей.

Разработка бюджета – один из самых ответственных этапов планирования маркетинга. Существуют различные варианты разработки бюджета, рассмотрим обоснование бюджета «на основе показателей целевой прибыли».

Планирование бюджета «на основе показателей целевой прибыли» производится в следующей последовательности (пример условный):

1) оценивают общий объем рынка по конкретному товару на следующий год путем сопоставления недавних темпов роста рынка (9%) с объемом рынка в текущем году (36 тыс. товарных единиц). Исходя из этого, расчетный объем рынка должен составить (36 · 109: 100) = 39,2 тыс. товарных единиц;

2) прогнозируют долю фирмы на рынке в будущем году, предполагая, что фирма сохранит часть этого рынка (18%), а также определяют объем продаж фирмы на предстоящий год. Исходя из общего объема рынка и сохранения существующей доли рынка, фирмы определяют расчетный объем продаж. В нашем примере он составит (39,2 · 18: 100) = 7,0 тыс. товарных единиц;

3) определяют цену, по которой товар бу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...