Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итория появления и распространения кофе, открытие первых кофеен




 

Первыми из арабов начали пить кофе пращуры жителей Арабских Эмиратов. Родиной кофе была Эфиопия, где пастухи заметили, что козы, поедая плоды этого кустарника из семейства мареновых, приходят в возбуждение. Арабы, перенявшие у эфиопов обычай пить кофе, познакомили с ним Европу.

Слово «кофе» происходит от арабского «кахва», а название лучшему сорту зерен «мокко» дал йеменский порт Моха, куда привозили кофе из Эфиопии. Однако первыми из аравийцев начали пить кофе не йеменцы, а жители исчезнувшего города Джульфара на территории эмирата Рас эль-Хаймы [11].

При раскопках легендарного города археологи нашли, как считается, самые древние на полуострове кофейные зерна, которые относятся к началу 12-го века нашей эры. Предки эмиратцев готовили его не так, как в наше время, а варили листья и высушенные зерна. Древний способ приготовления любимого напитка населения Аравии сохранился и по сей день.

Бедуинский светлый кофе «далля», по названию медного кофейника с длинным изогнутым носиком, необычайно крепок и пьют его из крошечных - на пару глотков - специальных чашечек. «Далля» и финики - бедуинский хлеб-соль, которыми встречают желанных гостей у входа в дом. Этот обычай можно встретить при посещении любой гостиницы в странах Аравии [13].

Кофейни, придающие живописный и экзотический вид восточным городам, и изящные кафе, оживляющие центры Западной Европы, существуют сравнительно недавно.

В Аравии в незапамятные времена кофе уже употребляли в качестве напитка, но затем наступили века, когда кофейное дерево подверглось забвению.

В XII в., после долгого перерыва, в Аравии вновь заговорили о кофе. Один дервиш-отшельник, питавшийся случайными продуктами окружающего его растительного мира, попробовал употреблять в пищу плоды кофейного дерева. Он с изумлением заметил его чудодейственные свойства и, если не открыл кофе, то вновь напомнил миру о его существовании [11].

Но сначала распространение кофе шло медленными шагами. В основном его пили в частных домах. Главным образом кофе использовали как целительное средство при слабости и упадке сил.

В середине XVI в. предприимчивый аравиец Шемза, уроженец Алеппо, переплывает море с большим запасом коричневых зерен и основывает первую кофейню на берегах Босфора. Предприятие его увенчалось неожиданным успехом. С одной стороны, ароматный напиток понравился туркам - гастрономам и лакомкам по природе. С другой, - учреждение общественной кофейни как нельзя более соответствовало заложенному в душе человека инстинкту общественности, единения с себе подобными.

Но успех порождает врагов! Вся оттоманская столица разделилась на 2 лагеря - одни стали горячими сторонниками кофе, другие яростно кричали о греховности новшества, ссылаясь на то, что Коран указывает только на мечеть как на сборный пункт правоверных [11].

Писатели примкнули к этому расколу. Одни восхваляли чудесные свойства «Ахва», дающего размах мысли, другие кричали, что напиток - это дар дьявола и являет собою возбуждающее средство, запрещенное пророком. «Черный враг сна и любви - коварное исчадие ада!» - восклицает в своем стихотворении один поэт той эпохи.

Вся эта полемика была на руку хитрому сирийцу, усердно набивавшему карман дукатами под шумок споров и ссор. Но через 3 года вражда между кофеистами и антикофеистами разрослась до таких пределов, что приняла характер народного волнения. Шемза в спешке покинул беспокойные берега Босфора с капиталом в 5 000 дукатов [11].

Султан Сулейман Великолепный отнесся равнодушно к спорам и волнениям из-за кофеен. Но его преемники - главным образом Мурад IV - явились суровыми гонителями кофеен.

Все кофейни были закрыты. Их посетителям угрожала смертная казнь. Однако мировая история показала, что гонения не могут пресечь и изгнать явление, вошедшее в обиход народа. То же повторялось и с кофейнями.

В течение двух веков они продолжали существовать тайно в подвалах и в задних комнатах лавчонок. С XVIII в. гонения прекратились. Восточные кофейни сразу расцвели, приобретя характер общественных клубов, где за чашкой ароматного кофе, в клубах дыма «наргиле», правоверные обсуждают вопросы внутренней и внешней политики [11].

Несколько иначе произошло завоевание Западной Европы «черным врагом сна и любви». Венецианцы - эти исконные торговые посредники между Востоком и Западом - ввезли в 1624 г. большую партию кофе в Европу и начали пропагандировать устройство общественных кофеен в Италии.

К 1645 г. вся южная Италия была покрыта сетью этих «Воttega de cafe». В Венеции на площади Св.Марка, находилось знаменитое кафе «La Nave», славившееся на всю Италию. Там завсегдатаи могли получить кроме кофе еще и шоколад, и вина разных стран.

Таким образом, с первых дней существования «кафе» в Европе оно коренным образом изменило свое восточное назначение - быть местом, где можно получить кофе.

В 1669 г. во Франции впервые появляется турецкое посольство султана Магомета IV. В числе других подарков, оно привезло королю Людовику XIV большую партию кофе [13].

Серьезные и медлительные турки любезно согласились показать приготовление этого напитка дворцу короля-Солнца. И фривольные, разряженные царедворцы и дамы двора с жеманными ужимками пробовали густой черный напиток.

Пить кофе стало признаком «фешенебельности». Но в народе напиток появился только 2 года спустя, когда в 1671 г. в марсельском порту было открыто первое кафе по образцу итальянских. В следующем году кафе открыли и в Париже. Но сначала они не имели успеха [13].

В 1860 г. итальянец Прокопио Культелли - обедневший палермский дворянин, прибывший во Францию в свите Екатерины Медичи - решил открыть кафе для высшего общества и литераторов.

Прокопио Культелли нанял помещение напротив здания Французской Комедии на улице Fosses St.-Germain, и умелой рекламой сумел составить себе обширный круг клиентов.

Его кафе посещали артисты театра, художники, литераторы, придворные и, любопытная подробность,… дуэлянты.

Как известно, в ту эпоху, после усиленных гонений, дуэль была регламентирована. Местом встреч противников был назначен обширный пустырь Pres-aux-Cleres, находившийся недалеко от кафе Прокопио. И дуэлянты усвоили привычку заходить в кафе до и после дуэли.

Успех кафе Прокопио был так велик, что король Людовик XIV, много заботившийся об оживлении своей столицы, призвал жену итальянца и на частной аудиенции выразил ей благодарность за «привитие в Париже этого чудесного и полезного напитка». Он даже вручил женщине диплом за королевской печатью на право торговли [13].

Самые видные личности XVII и XVIII вв. посещали кафе Прокопио. Не раз стены оглашались яростными спорами между Вольтером, Дидро, Пироном и Руссо. В дни революции кафе Прокопио стало сборным пунктом патриотов. Звучный голос Дантона гремел здесь, призывая толпу идти на осаду Тюильри.

В 1798 г. неополитанед Веллони открыл другое великолепное кафе на Итальянском бульваре.

В дни революции кафе получили широкое распространение в Париже. Подъем духа, нервное напряжение настоятельно требовали пребывания «на людях». Дома оставаться было тягостно. Под аркадами Пале-Рояля вдоль улицы Риволи - главной артерии, по которой ежедневно сотни обреченных следовали на площадь Согласия в тележке палача - тянулся ряд кафе.

Клиенты приветствовали гиканьем, свистом и бранью рыцарей старого режима, ненавистных аристократов, направлявшихся к гильотине. Политики, артисты, журналисты и полководцы смешивались в этой шумной, нервно настроенной толпе.

Мирабо, Давид, Баррас и Наполеон сталкивались здесь ежедневно, вчерашние и завтрашние триумфаторы, выбрасываемые на вершину славы волнами народного мятежа!

В середине ХIХ века расцвели кафе Латинского квартала; вся богема встречалась здесь в кафе «Момус». У этой богемы часто не было средств заказать себе отдельный кофе за 5 су, и происходили любопытные явления. Предводителем богемы в то время был Анри Мюрже - известный французский писатель, который свои труды посвящал нравам высшего сословия [13].

Раньше всех входил Мюрже, - самый самостоятельный из всей компании, - и заказывал стакан кофе. Вслед за ним бомбой проникал Коллин и восклицал: «Здесь Мюрже?» Не успевал он сесть возле друга, как с порога раздавался громовой оклик Шонара: «Эй, Мюрже, ты здесь?»… И три друга дружно усаживались вокруг одного стакана кофе, мирно деля его по взаимному согласию.

Мюрже пил горький кофе. Коллин обмакивал сахар в кофе и сосал его, а Шонар потягивал «наперсток» коньяку. Немудрено, что с такой коммунистической клиентурой «Момус» вскоре прогорел и закрылся в 1860 г.

За 3 века своего существования кофейни крепко привились в Европе, но претерпели в то же время немало изменений, превращаясь то в рестораны, то в бары, то в пивные [13].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...