Глава I. Проблемы преподавания физической культуры в школе
Стр 1 из 7Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема современного состояния работы по физической культуре в школе состоит в том, что модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт, в процессе которого он овладевает действиями по его созданию [1, 2]. Вследствие этого сместились и акценты в преподавании учебных предметов: со знаниевого компонента образования на способы действий, умственные в том числе. Предпочтение отдаётся обучению, основанному на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский) [3]. Изменения коснулись и сферы физической культуры, но новые методы обучения большей частью относятся к проведению аудиторных занятий [5]. Инновации в физической культуре и спорте вводятся лишь в организационный компонент занятий, оставляя за кадром другие направления в образовании (развитие личности, интеллекта школьников). Тем не менее, требование ФГОС – универсальные учебные действия должны формироваться на всех предметах без исключения [22].
Далее, во-первых, в новых образовательных стандартах большое внимание уделяется развитию самостоятельности, умению работать с информацией без помощи учителя, умению работать в команде. Роль учителя на некоторых этапах второстепенна. Во-вторых, современное поколение все более независимо от влияния старшего поколения, все больше ценит самостоятельно принятые решения. В-третьих, в возрасте 13-14 лет у детей появляется осознание своей роли в команде и стремление проявить свои лидерские качества. В связи с этим мы считаем, что метод проекта полностью удовлетворяет и требованиям ФГОС, и основным тенденциям развития общества, и возрастным особенностям подростков. Исследовательский метод уже внедряется в учебный процесс школьников, а работ по проблеме разработки и внедрения проектного метода крайне мало и они не затрагивают основную школу. В связи с этим, появилась научная проблема в освоении программ по физической культуре, актуальность которой определяется возникновением противоречиймежду запросом школьной физической культуры и отсутствием теории и практики применения метода проекта в физкультурной работе в школе. Цель исследования – выявить возможности метода проекта во внеурочной деятельности школьников основной школы. Объект исследования – внеучебная деятельность школьников. Предмет исследования – возможности применения метода проекта (подготовка школьников к многоборным соревнованиям) для формирования универсальных учебных действий.
Гипотеза. Предполагалось, что, в процессе работы над проектом, который предполагает самостоятельную подготовку и участие группы детей старших классов в межшкольных соревнованиях, будут формироваться универсальные учебные действия (личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные и, касающиеся вида соревнований, – предметные). Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по проблеме преподавания физической культуры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. 2. Разработать проект подготовки школьников к соревнованиям. 3. Выявить возможности применения метода проекта в образовательном процессе школьников (формирование каких УУД возможно при осуществлении проекта, целью которого является подготовка к соревнованиям) 4. Дать предположения о возможности формирования универсальных учебных действий, основанных на наблюдении. Практическое значение заключается в том, что результаты исследования могут применяться во внеурочной работе с детьми в основной школе. Методологической основой исследования являются основные принципы отечественной педагогической психологии и педагогики: - теория современной дидактики, разработанная отечественными педагогами - В.П. Беспалько, А.В. Хуторским, М.Н. Скаткиным, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернером, М.А. Даниловым; - культурно-историческая теория и теория развития Л.С. Выготского; - теория деятельности, разработанная российскими психологами школ Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева; - теория учебной деятельности и её субъекта Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина; - теория общения в обучении Г.А. Цукерман; - теория построения движений, разработанная Н.А. Бернштейном, подготовленная идеями И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского; - основные положения теории и методики физической культуры (П.Н. Анохин, Б.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, М.М. Боген, И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев, Ю.М. Николаев). - основные положения теории и методики физкультурной деятельности (О.О. Волосатых, Д.Д. Кечкин, Т.А. Полякова, А.М. Тихонов)
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|