Задачи физической культуры в школе
Особенность проблемы внедрения физической культуры и спорта в повседневный быт населения Российской Федерации состоит в том, что необходимо первоначально сформировать у граждан, особенно в детском возрасте, осознанную потребность в физическом совершенстве. Культурная привычка к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, являющаяся основой здорового образа жизни, должна вырабатывается в раннем дошкольном возрасте, и закрепляться в школе, других учебных заведениях. Стратегические задачи развития образования в России, Развития Физической культуры и здорового образа жизни конкретизированы в ФГОС. Если мы конкретизируем и постараемся выделить из ФГОС, то что касается непосредственно учителя физкультуры то в результате обучения в средней школе мы должны получить следующие результаты. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: · принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Предметный уровень. Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности: · сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; · знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; · владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;
· умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях. "Физическая культура" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны отражать: 1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); 2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; 3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; 4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; 5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. В 2008 г. были приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего (полного) общего образования для начального, общего и среднего образования. Стандарты были написаны в соответствии с современными требованиями, ориентированность на результат, формирование компетентностей (УУД), системно деятельностный подход. Вследствие ориентации Стандарта на результат и деятельностный подход ключевым его понятием является результат образования, а основной результат - освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей).
В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений. Структура стандартов схематично можно представить так Требования к результатам освоения основной образовательной программы, разработанные группой авторов под руководством А.Г. Асмолова, представлены на рисунке 1.
Рис 1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы В системно-деятельностном подходе определяющим понятием является «деятельность». В понятии «система» в данном подходе определяющим является положение о том, что в процессе обучения в школе формируются все универсальные учебные действия.
Общая теория деятельности
Деятельностный подход в образовательных технологиях. Различие традиционного (объяснительного) и деятельностного способа обучения представлено в таблице 1. Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения Таблица 1
При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий. Выше отмечалось, что нет учебной деятельности там, где нет цепи самостоятельно пройденных школьником шести этапов: цель – мотив –средство – действие – результат – оценка. Однако следует добавить ещё рефлексию, которая должна стать спутником обучающегося на каждом этапе организации деятельности и применяться в случае возникновения затруднений, ибо без самостоятельного выявления ошибок и их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения цели. Рефлексия в образовании
Рефлексия – размышление, полное противоречий, сомнений и колебаний; анализ своих мыслей и переживаний [16]. Рефлексивность является одной из важнейших характеристик развитых форм мышления. В психологии явления рефлексии связывают с процессом осмысления и означивания человеком своих действий, когда он отдаёт себе ясный отчёт в том, что и как он делает, стремится осознать основания, цели, планы, схемы, правила, согласно которым он реализует свою деятельность. О явлениях рефлексии в психологии говорят также в том случае, когда субъект пытается разобраться в своих переживаниях и их причинах. В широком значении рефлексия есть процесс и результат выяснения субъектом разнообразных особенностей и оснований своих действий и своих переживаний. Значение рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний о себе, о своих возможностях и способностях, в выяснении оснований своих знаний о предметном мире, в установлении того, как у него самого вырабатывались те или иные знания и представления, умения и способности, отношения и оценки. В деятельности человека рефлексия обеспечивает преднамеренные действия и самоконтроль за протеканием разнообразных действий [12].
Уясним значимость рефлексии для человека: без самостоятельного выявления ошибок и их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения цели. В основе деятельностного способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. Деятельностный подход, таким образом, составляет исходную методологическую установку теории обучения. Из исследований психологов и педагогов вытекают следующие положения: · в деятельности не только проявляются способности обучаемых, но в ней они и создаются; · при организации определённого вида образовательной деятельности обучаемых формируются соответствующие этому виду способности и качества личности. В Стандартах нового поколения идеи развивающего обучения нашли своё воплощение. Учебная задача должна соответствовать требованиям зоны ближайшего и зоны актуального развития, т.е. с одной стороны, она должна быть настолько сложна, чтобы ученики не могли её решить известным способом, но и не настолько сложна, чтобы они не могли её решить вместе, а с другой стороны, решение этой учебной задачи должно стать актуальным для учеников. Учебная задача, таким образом, неотъемлемый атрибут учебной деятельности. Общие положения и понятия системно-деятельностного подхода
Схематично основные положения модернизации общего образования представим следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Основные положения модернизации школьного образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|