4.Понятие и виды источников РП.
4. Понятие и виды источников РП. В юр. лит – ре выражение источник права употребляется в различных смыслах: в смысле источника содержания правовых норм (по содержанию); как способ, форма образования (возникновения) норм права; как источник познания права. Виды источников РП: ● обычное право-совокупность общеобязательных, опр. правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, т. к они не зафиксированы ни в одном официальном акте; ● закон-основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). (постановление народного собрания, сенатусконсульты, императорские конституции); ● эдикты магистратов-устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В РП различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты; ● деятельность юристов. 5. Обычное право и закон. Обычное право В «Институциях» Юстиниана сказано, что право существует либо в записанном виде (jus scriptum), либо в не записанном (jus non scriptum). Писаное право – это закон и др. нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право — это нормы, складывающиеся в самой практике и не имеющие определенной письменной редакции, но при этом защищаемые гос-венной властью. Если сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания от гос-во, то они остаются простыми обычаями. Если они получают поддержку гос-во, то становятся юр. обычаями и оформляются в виде законов. Само формирование обычаев в Др. Риме является следствием его неоднократного применения. В латинском языке для обозначения неписанных правил существовало несколько понятий, таких как mores majorum — нравы предков, usus — обыкновение, consuetudo —привычка поступать определенным образом. В архаическую эпоху обычаи предков помогали молодому гос-ву формулировать те или иные обязательные правила. Однако, с приобретением большего опыта государство постепенно перешло к самостоятельной выработке норм, которые оказывались более определенными и значительно более эффективными, чем архаичные и зачастую трудно установимые положения обычного права. Со временем область применения обычаев предков в римской правовой системе была сведена к минимуму. Но обычай продолжал оказывать непосредственное воздействие на эту систему еще очень долго — до 319 г. н. э., когда появился императорский указ, содержавший прямой запрет придерживаться обычая, прямо противоречащего закону.
В рамках нормативной сферы обычай выполняет двоякую роль: с одной стороны, «позитивную», а с другой — «негаторную». «Позитивная» функция состоит в том, что благодаря формированию новой поведенческой традиции, делового обыкновения или суд. практики нормативная система прирастает каким-то новым общеобязательным правилом. Негаторная функция. В Риме вместо прямой отмены законов, принятых предками, предпочитали не запускать законодательный механизм по изъятию из области действующего права устаревших норм, а как бы забывали о них. Преторы переставали давать иски, в которых требование основывалось на предписаниях такого закона. Это входило в привычку, складывалась своеобразная процессуальная практика, своего рода «отрицающий» обычай — не применять этот конкретный закон в подобного рода ситуациях. Это и есть desuetudo — правовой обычай в негаторной роли. Закон (lex) Обычное право уступало дорогу законам. Законы проходили через народные собрания, следовательно, они имели больший авторитет, чем обычаи. Но в то же время закон применялись очень редко, т. к. они мешали существованию господствующего класса.
В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского гос-во. Такими являлись:
Для принятия нового закона требовалось прохождение двух стадий: 1-я стадия: законодательная инициатива и создание законопроекта. Это могли сделать не все граждане Рима и даже не все должностные лица, а только магистрат с империем (консулы, преторы и диктаторы), либо народные трибуны; инициатор разрабатывал письменный проект, который у римлян назывался «испрошением закона», поскольку он не давался народу, а испрашивался у народа; текст законопроекта выставлялся на форуме для всеобщего ознакомления инициатор закона должен был его промульгировать не позднее чем за три недели до народного собрания, на котором предполагалось принять эту рогацию; выставленный на форуме текст был окончательным и никаким изменениям более не подлежал. 2-я стадия: голосование народа по куриям, центуриям либо трибам; рядовые члены народного собрания не могли принимать участие в обсуждении законопроекта; каждый голосующий должен был выразить свое решение предельно четко: либо в форме «как ты испрашиваешь, [пусть так и будет]», либо «стою на старом законе»; другими словами, рогация, предложенная магистратом, либо принималась, либо отвер- галась, но не изменялась на комициях. В формуле закона римляне различали три составные части:
Эти части закона существуют и ныне как структурные элементы современной правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). В зависимости от направляющего действия санкции как гарантии соблюдения закона различались законы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|