Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовая характеристика




 

Торговая компания «ДиК» – закрытое акционерное общество. Деятельность данного предприятия заключается в оптовой торговле продуктами питания. Торговая компания «ДиК» занимает одно из ведущих мест в республике по поставкам продуктов питания в торговые точки Ижевска, Воткинска, Сарапула, Чайковского, Глазова, а также в соседние республики.

«ДиК» – дистрибьютор таких крупных фирм, как «Марс», «Стиморол», «Нестле», «Штольверк», «Макфа», «Чака», «Кэдбэри». Эта компания была основана в 1994 году и с тех пор она успешно реализует свои товары на рынке продуктов питания. Потребителями являются:

- предприятия с различной организационно-правовой формой деятельности, занимающиеся торговой и торгово-посреднической деятельностью (юридические лица);

- частные предприниматели;

-

 

физические лица.

 

Рис.1. Организационная структура предприятия

 

Торговая фирма «ДиК» имеет головное отделение, которое занимается продажей товаров крупным оптом, а также филиал от головной фирмы – мелкооптовый склад, отпускающий продукцию мелким оптом. Кроме этого, отпуск товаров оформляется необходимыми документами.

Учредители – вносят определенную долю средств в организацию торговой компании.

Коммерческий директор – контролирует деятельность торговой компании, управляет ее делами, издает приказы.

Бухгалтер – ведет бухгалтерию, готовит бухгалтерские и финансовые отчеты, начисляет зарплату.

Менеджеры – руководят работой в своем подразделении, контролируют работу подчиненных, осуществляют торгово-закупочную деятельность. О своей работе отчитываются перед коммерческим директором. Заключают договора с поставщиками и потребителями, контролируют процесс товародвижения на складе.

Торговые агенты – занимаются поиском новых клиентов, формированием спроса, ведут рекламную кампанию фирмы.

Кассир – осуществляет расчет с клиентами через контрольно-кассовые машины.

Кладовщики – помогают менеджеру контролировать процесс товародвижения на складе, контролируют работу грузчиков, ведут учет товаров на складе.

Операционисты – заносят информацию о клиенте в компьютер, оформляют документы, необходимые для получения и провоза товара.

Водители – доставляют товар в разные пункты назначения, а также на наш склад от поставщиков.

 

Отдел доставки – заключает договора о доставке товара потребителю, производит необходимые расчеты.

 

Рис.2. Структура оптового склада

 

Грузчики – набирают товар для клиентов на тележки и поддоны.

Структура управления на мелкооптовом складе

 

Анализ технико-экономических показателей

Товарооборот

 

Анализ товарооборота позволяет определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.

Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

Анализ товарооборота проводится отдельно по его элементам в их взаимосвязи — общий объем продажи (товарооборота), товарная структура оборота, товарное обеспечение, включая движение товарных запасов.

Анализ общего объема продажи (товарооборота) начинается с установления степени выполнения торговым предприятием годового плана путем сравнения ожидаемого оборота за текущий год с суммой продажи товаров по плану. Установленный на основе такого сравнения процент выполнения годового плана является важным исходным показателем для оценки работы предприятия.

Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перспективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.

Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработки прогноза продажи товаров.

Анализ товарооборота базируется главным образом на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Бухгалтерская отчетность позволяет установить общий объем продажи, товарных запасов и поступления товаров по торговому предприятию. Статистическая отчетность (в частности, форма № З-торг) дает возможность рассмотреть эти же показатели по отдельным товарным группам.

Анализируя общий объем товарооборота, необходимо установить выполнение плана по отдельным кварталам, а внутри каждого квартала — по месяцам. Квартальные и месячные планы товарооборота, установленные исходя из годового плана, отражают специфику внутригодового развития товарооборота, обусловленную прежде всего особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года.

Важным моментом анализа товарооборота является изучение его динамики, для чего рассчитываются среднегодовые темпы товарооборота по формуле средней геометрической:

,

где Т — среднегеометрический темп роста;

Ук — конечный показатель динамического ряда;

Уо — начальный показатель динамического ряда;

n — число показателей в динамическом ряду.

Темп роста товарооборота, рассчитанный на основе сравнения сумм продажи товаров в ценах соответствующих лет, не характеризует в полной мере действительного роста объема товарооборота (роста его физического объема).

Наряду с сопоставлением оборота в сложившихся ценах необходимо проанализировать сумму продаж в сравнимых неизменных ценах, используя для этого индексы цен.

Важное значение имеет изучение состава розничного товарооборота (по организационным формам, методам торговли, товарному составу).

Анализ товарооборота по организационным формам предполагает определение долевого участия в товарообороте стационарных предприятий и мелкой розницы (палатки, разносная торговля и т.д.).

Анализ товарооборота по методам торговли (самообслуживание, автоматы, обычным методом и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товарного обращения. Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет.

Анализ ритмичности товарооборота позволяет установить
степень и равномерность продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить сезонные особенности торговли.

Ритмичность продаж рассчитывают по формулам

 или ,

где — среднее квадратичное отклонение;

 — коэффициент вариации;

 — процент выполнения плана за каждый месяц;

 — средний процент выполнения плана за год;

 — количество месяцев.

Анализ товарной структуры оборота является дальнейшей
конкретизацией анализа товарооборота торгового предприятия и его важнейшим этапом. Цель анализа товарной структуры оборота заключается в установлении удовлетворения спроса населения на отдельные товары в отчетном периоде, изучении сдвигов в структуре товарооборота по сравнению с предыдущим периодом. В процессе такого анализа ожидаемые показатели за отчетный год сравниваются с соответствующими показателями прошлого периода.

Сравниваются абсолютные суммы оборота по отдельным товарным группам, а также удельный вес товарных групп в общем товарообороте. Такое сравнение позволяет установить, насколько увеличилась продажа населению отдельных товаров, какие сдвиги произошли в структуре товарооборота за истекший период, в какой мере возросла реализация наиболее ценных видов товаров и изменился их удельный вес в общем товарообороте.

Анализ товарной структуры оборота требует, кроме того, рассмотрения внутригруппового ассортимента реализованных товаров.

В отдельные периоды года продажа ряда товаров имеет особенности и обнаруживает значительные колебания в реализации, обусловленные характером спроса и предложения этих товаров.

Влияние на объем реализации товаров слагаемых товарного баланса можно рассчитать методом цепной подстановки или методом исчисления разницы между фактическими и плановыми величинами либо фактическими величинами в динамике.

На объем товарооборота непосредственное влияние оказывают также факторы, связанные с численностью работников, организацией и производительностью труда, а также с использованием основных средств.

Начнем с установления степени выполнения торговым предприятием квартального плана путем сравнения ожидаемого оборота за текущий квартал с суммой продажи товаров по плану. В таблице 1 приведены планируемые и реальные значения товарооборота в анализируемом предприятии за I квартал 2003 года.

Таблица 1

Планируемые и реальные значения товарооборота за I квартал 2003 г.

  Январь Февраль Март Среднемесячный Итого за квартал
План 7720 8230 9100 8350 25050
Факт 7590 8320 9400 8440 25310
Процент выполнения 98,3 101,1 103,3 101,1  

 

Как видно из результатов таблицы, в течение I квартала планируемые показатели товарооборота в предприятии выполнялись, за исключением января месяца, некоторое невыполнение плана в котором связано, вероятно, с посленовогодним периодом, в течение которого наблюдалось некоторое снижение покупательской активности.

Для изучения динамики товарооборота, являющейся важным моментом анализа, рассчитаем среднеквартальные темпы товарооборота по формуле средней геометрической:

, = 1,11

Как видим, среднегеометрический темп роста товарооборота превышает единицу, что является положительным показателем деятельности предприятия. Однако, учитывая темпы инфляции, без анализа продажи товаров по товарным группам нельзя определенно сказать, произошел действительный рост объемов продажи товаров, или выручка выросла за счет роста цен на товары, поэтому необходимо рассчитать среднегеометрический темп роста в сравнимых неизменных ценах, используя для этого индексы цен. В этом случае

= 1,02

Как видим, среднегеометрический темп роста и в сравнимых неизменных ценах превышает единицу, однако несколько меньше, чем в сложившихся ценах. Следовательно, объем товарооборота вырос и за счет повышения цен на продукты, и, в некоторой мере, за счет реального увеличения объема продажи товаров.

Анализ товарной структуры оборота требует, кроме того, рассмотрения внутригруппового ассортимента реализованных товаров. Однако, учитывая очень большой ассортимент разнообразных товаров в каждой товарной группе, в ограниченных рамках данной курсовой работы подобный расчет не производится.

Произведем расчет показателей сезонности товарооборота за I квартал 2003 года. В таблице 2 приведен объем продажи товаров в течение анализируемого периода по месяцам и внутри каждого месяца по неделям.

Таблица 2

Объем продажи товаров в течение анализируемого периода

Недели

Объем продажи, тыс. руб.

Показатели сезонности, %

Январь Февраль Март в среднем за квартал Итого
1 1370 1910 1630 1640 4910 78
11 1210 1750 1540 1500 4500 71
111 2880 2580 3520 2990 8980 142
IV 213 2080 2710 2310 6920 109
Среднемесячный уровень 1900 2080 2350 2110 7230 100

 

Определим степень колебания продажи товаров в течение месяца по отдельным неделям на основе расчета среднего квадратического отклонения:

 

В данном случае

 59000 руб.

а коэффициент вариации () составит

,  = 28%

Итак, из полученного результата следует, что сезонные колебания спроса и предложения нельзя не учитывать, поэтому анализ товарной структуры оборота не может ограничиваться рассмотрением показателей по продаже товаров в целом за месяц; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения на конкретные товары в отдельные периоды месяца — недели.

Установив, какие изменения произошли в развитии товарооборота, необходимо выявить вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим моментом анализа товарооборота является анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения товарооборота.

Как видно из полученных результатов, основным фактором, вызвавшим увеличение абсолютного значения товарооборота в рассматриваемом периоде, является увеличение цен на продукты питания. В то же время реальный рост товарооборота связан с изменением в системе снабжения предприятия.

В целом по предприятию в годовом и в квартальном оборотах имеется некоторая стабильность. Однако при планировании товарооборота нельзя механически переносить в план сложившиеся в прошлом пропорции. Надо критически проанализировать результаты и выявить, под влиянием каких факторов сложились внутригодичные колебания розничного товарооборота и какова степень влияния этих факторов в плановом периоде с учетом изменений, происходящих в экономике района торговли.

Товарные запасы

 

Для осуществления непрерывного процесса товарного обращения необходимы определенные запасы товаров. Товарный запас - это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи.

При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах. Абсолютная величина товарных запасов не постоянна. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании важное значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определенную дату) на среднедневной товарооборот соответствующего периода:

Vз = З: (О:Т) или Vз = (ЗТ): О

где Vз — уровень товарных запасов, дни оборота;

3 — сумма товарных запасов;

О — объем товарооборота;

Т — число дней в периоде.

Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью.

Если товарные запасы в днях показывают, на сколько дней торговое предприятие обеспечено товарами на определенную дату, то оборачиваемость товаров отражает среднее время обращения товарного запаса за определенный период (квартал, год). Для предприятия оборачиваемость товаров в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента оплаты счета поставщиков до момента их продажи.

Для расчета оборачиваемости товаров в днях необходимо средний товарный запас за определенный период разделить на однодневный оборот по продаже товаров за этот же период:

Д = З: (О: Т) или Д = (ЗТ): О,

где Д — товарооборачиваемость, дни;

3 — средний товарный запас;

О — объем товарооборота;

Т — число дней в периоде.

Средний товарный запас (X) на практике исчисляется по средней хронологической:

,

где x1, x2, x3,..., xn - товарные запасы;

n - число членов динамического ряда.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, влияет на темпы воспроизводства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия.

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счет совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической работы предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формирование товарных запасов.

Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.

К основным факторам, влияющим на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.

1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучение спроса населения — одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов.

2. Объем товарооборота. С увеличением товарооборота в магазинах товары оборачиваются, как правило, быстрее. Это объясняется тем, что в таких магазинах имеется возможность чаще завозить товар, причем нередко минуя посредников. Для торгового предприятия с большим объемом товарооборота при прочих равных условиях характерна ускоренная товарооборачиваемость.

3. Сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д.

4. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдаленные районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще производится завоз товаров, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

5. Потребительские свойства товаров. Они либо ограничивают, либо удлиняют время оборота.

6. Ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров. На оборачиваемость товаров влияет и множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасовки товаров и т.д. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация труда и т.п.

Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента.

Торговые предприятия разрабатывают нормативы товарных запасов для обоснования заказа на закупки товаров на предстоящий период.

Существуют различные методы нормирования товарных запасов: опытно-статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический. В зависимости от наличия экономической информации и других условий пользуются теми или иными методами.

Опытно-статистический метод основан на изучении сложившейся оборачиваемости отдельных групп товаров за прошлые годы, на учете влияния различных факторов на скорость обращения.

Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических товарных запасов текущего хранения и анализируется годовая товарооборачиваемость за 3—5 прошедших лет. Выявленные при анализе тенденции развития запасов экстраполируются с учетом объективных и субъективных факторов.

В результате анализа влияния этих факторов исчисляется расчетный норматив в днях оборота Для определения норматива товарных запасов в сумме на планируемый период необходимо среднедневной кредитуемый оборот по плану на квартал умножить на расчетный норматив товарных запасов в днях по отдельным товарным группам.

Таблица 3

Расчет норматива товарных запасов текущего хранения на I квартал 2003 года

Товарные группы

Фактические товарные запасы текущего хранения на конец года, дни

Действующий

норматив

Расчетный

норматив

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Кондитерские изделия 14 13 13 14 13 13 14
Макаронные изделия 12 12 11 11 10    
...              
...              
...              
Продовольственные товары 11 11 10 11 10 9 10

 

Установив норматив запасов по отдельным товарным группам, определяют сумму норматива запасов по группе продовольственных товаров. Затем эту сумму делят на среднедневной кредитуемый оборот по всем продовольственным товарам и в результате получают взвешенный норматив в днях для всей группы продовольственных товаров.

Таблица 4

Определение норматива товарных запасов текущего хранения.

Товарные группы

Среднедневной кредитуемый оборот на IV квартал планируемого года, тыс. руб.

Расчетный норматив на IV квартал планируемого года

Дни сумма, тыс. руб.
Кондитерские изделия 3 14 42
Макаронные изделия 1 10 10
...      
...      
...      
Продовольственные товары 30 15 450

Надо отметить, что опытно-статистический метод расчета товарных запасов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет. При этом в расчет переносятся в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объем товарных запасов, что приводит к необоснованности норматива.

Товарные запасы могут нормироваться также технико-экономическим методом. Суть его состоит в том, что расчет норм запаса товаров проводится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма товарных запасов включает следующие элементы: время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный запас (в случае неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе).

Составной частью общего норматива товарных запасов является время пребывания товаров в форме торгового запаса. Торговый запас состоит из двух частей:

- запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале для показа имеющихся в продаже товаров и непосредственного отпуска их покупателям;

- запас, предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления.

Для определения первой части торгового запаса по каждой группе товаров устанавливают количество ассортиментных разновидностей, которыми должно торговать предприятие, и среднюю цену единицы товара; затем к произведению этих двух величин прибавляют сумму среднедневного оборота. Для выражения этой части запаса в днях следует исчисленную сумму разделить на среднедневной оборот по данной группе товаров.

Вторую часть торгового запаса устанавливают по каждой группе товаров исходя из частоты завоза, которая характеризует периодичность поступления товара. Частота завоза определяется по договорам с поставщиками.

По товарным группам сложного ассортимента учитывают также комплектность поступления (среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии), так как весь ассортимент таких товаров не обновляется в каждом очередном поступлении.

Среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии, устанавливают на основе анализа фактических поступлений за ряд прошлых лет. Отношение количества разновидностей товаров, поступающих в одной партии, ко всему количеству разновидностей, которое постоянно должно быть в продаже, характеризует комплектность поставок.

По частоте завоза с учетом комплектности поставок определяют время, необходимое для обновления ассортимента.

В процессе завоза запасы отдельных товаров будут колебаться от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза). Поэтому норма второй части торгового запаса принимается в размере половины частоты завоза товаров.

Гарантийный (страховой) запас устанавливается по каждой группе товаров по отношению к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса — в размере до 100% торгового запаса; по другим товарным группам (в зависимости от конкретных условий) — в размере до 50 % торгового запаса.

При определении потоварных норм не берут в расчет время нахождения товаров в пути. Его учитывают при нормировании товарных запасов в целом по торговому предприятию. Итак, формула потоварных норм запаса имеет вид

Н = П + Зр + 1/2 Тч + Г,

где Н — норма товарных запасов;

П — время на приемку и подготовку товаров к продаже;

Зр — рабочий запас;

Тч — запас до следующего завоза товаров;

Г — гарантийный запас.

Рассчитаем оптимальную частоту завоза макаронных изделий по анализируемому предприятию исходя из следующих данных: время на приемку и подготовку к продаже макаронных изделий — 0,5 дня; в магазине реализуется 20 разновидностей товаров. Это значит, что в торговом зале постоянно должно быть 20 сортов этих изделий. При средней цене одной разновидности товара 8 руб. и однодневном обороте по продаже макаронных изделий 160 руб. рабочий запас составит 1 день (80х20:160); частота завоза изделий — один раз в месяц. Среднее количество разновидностей, поступивших в одной партии — 5. Коэффициент комплектности поставок — 0,25 (5:20). Частота завоза с учетом комплектности поставок — 120 дней (30:0,25), т.е. весь ассортимент обновится только после четырех поставок макаронных изделий. Половина частоты завоза составит 60 дней.

Гарантийный запас принимается в размере 50 % торгового запаса, т.е. 30,5 дня. Норма запаса составит 92 дня (0,5+1+60+30,5).

В соответствии с нормой запаса в днях рассчитывают норматив товарных запасов в сумме путем умножения планового однодневного оборота по продаже на норму запасов в днях. В нашем случае однодневный оборот по продаже макаронных изделий составляет 160 руб., норматив запаса — 14720 руб. (160х92).

Аналогичные расчеты нормы и норматива запасов производятся и по всем остальным товарным группам предприятия. Норматив в целом по магазину является суммой соответствующих слагаемых по отдельным товарным группам.

Издержки обращения

 

Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами живого и овеществленного труда, выражаемыми в денежной форме, затраты на производство товаров (работ, услуг) представляют собой их фактическую себестоимость. Под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных товаров, понимаются издержки обращения по продаже товаров. Это — расходы на транспортирование, хранение, доработку, фасовку товаров, заработная плата торговых работников, отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизация основных фондов и нематериальных активов и др.

По экономическому содержанию не все расходы торгового предприятия включаются в издержки обращения. Так, платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством, учитываются в составе издержек обращения, а расходы по кредитам сверх ставки относятся на финансовые результаты и оплачиваются предприятием из чистой прибыли. За счет чистой прибыли уплачиваются штрафы, пени за несвоевременное перечисление налогов в бюджет, осуществляются обязательные платежи во внебюджетные фонды социального страхования.

В соответствии с Положением о составе затрат себестоимость продукции (в торговле — издержки обращения) представляет собой стоимостную оценку материальных, трудовых и других затрат, для целей налогообложения она корректируется с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

Главное отличие издержек обращения от себестоимости заключается в том, что в затратах торгового предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителей. Расходы, не включаемые в издержки торгового предприятия, оплачиваются из его прибыли.

Издержки обращения — один из важнейших оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяют определить эффективность и качество работы трудового коллектива. Их оптимизации уделяется большое внимание, так как соблюдение режима экономии, рост производительности труда, сокращение потерь непроизводительных расходов позволяют повысить рентабельность.

Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и уровнем.

Уровень издержек обращение, рассчитанный как процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота, является одним из важнейших оценочных показателей результатов деятельности торгового предприятия. Он служит ориентиром для установления размера торговой надбавки к цене реализуемого товара.

В настоящее время средний уровень издержек обращения в розничной торговле страны составляет 18—20% при рентабельности в пределах 4—6%.

Общий уровень расходов торгового предприятия на предстоящий период (квартал, год) определяется как разность между ожидаемым валовым доходом и предполагаемой прибылью, которая затем исчисляется в процентах к планируемому (проектируемому) объему товарооборота.

Если по результатам анализа за последние три года выявлены различные тенденции изменения издержек обращения, зависимых и независимых от товарооборота, то затраты рассчитываются отдельно по каждой из этих двух групп. При этом проектируемую величину прибыли издержек обращения, зависимых от товарооборота, на предстоящий год целесообразно рассчитывать путем умножения проектируемого объема товарооборота на среднегодовой уровень данной группы издержек, сложившийся в анализируемом периоде.

Пример. Среднегодовой уровень издержек обращения, зависимых от товарооборота, за последние три года составил 14,82 %. Объем товарооборота на предстоящий год планируется на сумму 15000 тыс.руб. Отсюда величина затрат, зависимых от товарооборота, составит 2223 тыс.руб. (15 • 14,82: 100).

Если уровень издержек обращения, зависимых от товарооборота, имеет четкую тенденцию к росту (снижению), то расчет можно выполнить по формуле

И1n = И1(n-1) * [1+(Dtn * j)],

где И1n — издержки обращения, зависимые от товарооборота, в предстоящем году;

И1(п-1) — издержки обращения, зависимые от товарооборота, за отчетный (базисный) год;

Dtn — темп прироста товарооборота в предстоящем году;

j — индекс соотношения среднегодовых темпов прироста издержек обращения, зависимых от товарооборота, и товарооборота за предшествующие годы.

Для расчета суммы издержек обращения, независимых от товарооборота, может быть использована следующая формула:

И2n = И2n-1 * Dt,

где И2n— издержки обращения, независимые от товарооборота, в предстоящем году;

И2n-1— издержки обращения, независимые от товарооборота, в отчетном (базисном) году;

Dt — среднегодовой темп роста издержек обращения, независимых от товарооборота, за предшествующие годы.

Абсолютное значение общих издержек обращения (И) определяется путем суммирования величин издержек, зависимых (И1n) и независимых (И2n) от товарооборота:

И = И1n + И2n.

Общий размер издержек обращения на предстоящий год может быть определен методом прямых расчетов отдельных статей затрат. Вначале следует выполнить расчет суммы затрат по элементу "Амортизация основных фондов", так как средства, учитываемые по данному элементу, не только формируют абсолютную величину издержек обращения, но и выделяются строкой в расчете общих доходов предприятия.

Как правило, торговые предприятия, достигшие хороших результатов хозяйственной деятельности, используют ускоренную амортизацию, стремясь быстрее заменить активную часть основных средств. Это означает, что они ускоряют темп износа объектов основных средств путем включения в издержки обращения увеличенной суммы амортизационных отчислений.

И, наоборот, на предприятиях с худшими финансово-экономическими показателями может возникнуть необходимость снижения издержек обращения за счет уменьшения величины амортизационных отчислений. Хотя при этом темпы морального износа объектов не замедляются, износ начисляют исходя из принятого на предприятии понижающего коэффициента.

Малым торговым предприятиям (в розничной торговле — с численностью до 15 чел., в оптовой торговле — до 30 чел.) предоставлены дополнительные возможности по увеличению амортизационных отчислений. В первый год функционирования малого торгового предприятия можно списывать до 50 % первоначальной стоимости объектов основных фондов сроком службы свыше 3 лет.

Перечень торгово-технологического оборудования и машин для применения метода ускоренной амортизации активной части основных производственных средств утверждается Комитетом РФ по торговле.

В экономически развитых странах широко используют методы ускоренной амортизации. Суть ускоренной амортизации заключается в том, что в первые годы введения в действие объекта, относящегося к основным фондам, возрастают издержки и уменьшается налогооблагаемая прибыль, но уже в послед

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...