Транспортное обеспечение закупок
В современном мире выделяют шесть видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются как для перевозки грузов, так и пассажиров. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов. В частности, особенностями морского транспорта являются: - низкая по сравнению с большинством других видов транспорта стоимость перевозок, особенно если речь идет о значительных расстояниях; - мобильность, т.е. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой; - большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза; •неограниченная пропускная способность морских путей (при ограниченной пропускной способности портов и каналов); - незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли. Некоторые технико-экономические особенности ограничивают использование морского транспорта: - зависимость от работы портов; небольшая скорость перевозок (по сравнению с наземными и воздушным видами); - сезонность морских перевозок в северных районах плавания. Особенностями железнодорожного транспорта являются: - высокие материальные затраты при строительстве железных дорог и затраты, связанные с их эксплуатацией и содержанием станционных сооружений; - наибольшая эффективность в использовании этого вида транспорта достигается при перевозках на расстояние более 200 км;
- относительная дешевизна перевозок (но отношению к автомобильному и воздушному транспорту); - возможность доставки "от двери до двери" за счет строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий; - способность перевозить самую широкую гамму различных грузов; - независимость от климатических условий. Особенностями автомобильного транспорта являются: - возможность доставки грузов по варианту "от двери до двери"; - обеспечение высокой сохранности груза; - большая мобильность и скорость перевозки; - экономичность при перевозке грузов на небольшие расстояния (до 200 км.); - использование автотранспорта снимает необходимость накопления груза, позволяет организовать ритмичность отправок. В то же время для автомобильного транспорта характерна ограниченность его использования на большие расстояния перевозок, при перевозках значительных партий груза, особенно массовых. Автотранспорт во многом зависит от дорожной сети, является дорогим видом транспорта. Особенностями речного транспорта являются: - высокая провозная способность по рекам; - невысокая стоимость перевозки, особенно массовых грузов и грузов не требующих срочной доставки; - возможность перевозить крупные по объему партии грузов; - возможность использования в районах, где не развита железнодорожная и автомобильная сеть. В то же время ряд ниже перечисленных технико-экономических особенностей сдерживает его использование: - необходимость в строительстве гидротехнических сооружений; - сезонность работы на большинстве рек России; - неоднородность судоходных условий на разных реках и на отдельных участках одних и тех же рек; - необходимость считаться с естественными географическим расположением водных путей и частым их несовпадением с направлениями грузопотоков. Особенностями воздушного транспорта являются:
- высокая скорость доставки; - сокращение (спрямление) пути (самолет летит фактически по прямой); - высокая сохранность груза в пути; - возможность перевозки в отдаленные районы, где невозможно использовать другие виды транспорта; Но в то же время авиатранспорт является самым дорогим видом транспорта и чаще всего применяется при перевозках дорогостоящих грузов. Этот вид транспорта отличается ограниченной грузоподъемностью и невозможностью перевозки широкой номенклатуры грузов (массовых, навалочных); зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов. Особенностями трубопроводного транспорта являются: - низкая себестоимость транспортировки; - герметичность труб, что, фактически, исключает потери грузов; - высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива; - независимость от окружающей среды и отсутствие ее воздействия на процесс транспортировки: - обеспечение непрерывности подачи и транспортировки груза. В то же время строительство трубопроводов достаточно трудоемко и окупает себя лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем используется трубопровод только в одном направлении. Кроме того объемы транспортировки по трубам жестко ограничены их пропускной способностью и потому их увеличение невозможно (если только не строить еще один трубопровод). В случае, если месторождение иссякает, либо в использовании трубопровода нет больше необходимости, - вся эта структура становиться бесполезной, т.к. не может быть использована для чего-либо другого. Основным критерием выбора того или иного вида транспорта является экономическая целесообразность и его техническая возможность обеспечить, транспортировку конкретного груза в срок и без потерь. В то же время различные виды транспорта взаимозаменяемы и здесь уже все зависит от выбора грузовладельца. Тем не менее, сферы использования различных видов транспорта не могут быть однозначны из-за огромного количества разнообразных факторов, влияющих на проблему их использования: - географические и сезонные условия; степень разновидности инфраструктуры: возможность соблюдения требуемых сроков перевозки и обеспечения сохранности груза в пути;
- политика государства; политическая ситуация в регионе; - наличие нормативной и законодательной базы и множество других. Кроме того, на выбор использования того или иного вида транспорта накладывает свой отпечаток проблема альтернативности маршрута доставки, а, следовательно, использование прямого или смешанного сообщений. На выбор транспорта большое влияние оказывает транспортная характеристика перевозимых грузов - совокупность его физических и химических свойств, определяющих условия и технику его перевозки, погрузки, выгрузки, перегрузки, хранения, складирования и т.д. “Логистика (logistics) — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производства, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации” — с таким определением мы сталкиваемся, приступая к изучению логистики. Мы видим, что одной из основных функциональных областей является транспортировка продукции. Иначе говоря, потребителю нужен качественный товар в нужном количестве, в нужном месте, в нужное время и доставленный с минимальными затратами. Все перечисленные выше моменты указывают на значимость критерия логистической системы “точно в срок” (“just in time”). Данный критерий предполагает оптимальный выбор вида транспорта и составление графика обслуживания потребителей, что позволяет успешно выполнять задачи снабжения точно в срок. Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, речные и морские судоходные пути, автомобильные дороги и трубопроводы для транспортировки нефти и газа, сеть воздушных линий. Каждый из этих видов представляет совокупность средств и путей сообщения, различных технических устройств и сооружений для обеспечения эффективной работы.
В зависимости от задач и стратегии компании осуществляется выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывается размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. На практике для транспортировки продукции можно применять не только один, но и несколько видов транспорта. Проблема смены видов транспорта решается с помощью интегрирующих систем. Одна из них предполагает, что оборудование, применяемое при перевозке на одном виде транспорта, является продолжением технологической линии обработки груза на другом виде транспорта. Это означает, что, например, контейнер, перевозимый грузовиком, может использоваться на железнодорожном терминале для дальнейшей транспортировки груза. Стандартизация размера и конструкции контейнеров позволяет применять их на многих видах транспорта. Контейнеры сами по себе имеют много преимуществ: они снижают погрузо-разгрузочные издержки, порчу груза и т.д. Но основное их преимущество — они позволяют интегрировать применение различных видов транспорта, хотя при их использовании повышается стоимость и вес единицы продукции, возникают проблемы с их возвратом или обратной загрузкой. Тем не менее, как показал анализ, в 1995-2002 гг. основным направлением логистики в сфере перевозок была маршрутизация. В этой области наметились три направления: совершенствование имеющихся алгоритмов, разработка новых экономико-математических моделей, которые лучше бы отражали продвижение материалопотока, слияние моделей маршрутизации с моделями других функций логистики, такими как управление запасами. Перспективной областью логистики считалась разработка эффективных методов оптимизации взаимодействия — человек/машина. Такие методы могут одновременно использовать интуицию человека и понимание проблемы и способность компьютеров быстро обрабатывать информацию. По мнению специалистов логистики компьютеры — один из факторов, который в значительной мере содействовал побуждению интереса к логистике. Нигде больше их влияние не оказывалось столь заметно, как в решении транспортных задач. Информационная система рассчитана на обработку информации о простоях транспорта, о возможностях загрузки при обратном пробеге, контроль движения груза в пути, его доставка потребителю, учет сбоев в транспортной системе. Информационные системы специализируются на решении проблем вывоза и доставки грузов в режиме реального времени, т.е. по графику доставки продукции потребителю с учетом его производственного процесса.
Интересная перспектива для будущих исследований в области логистики заключается в объединении экспертной системы с транспортно-маршрутной на базе взаимосвязанной оптимизации. Что касается цен, то в их структуре значительное место занимает стоимость обслуживания, что позволяет сделать выгодной перевозку мелких партий на небольшие расстояния. Кроме того, цены формируются в условиях конкуренции, поэтому они зависят от скорости, надежности, снижения потерь, сфер деятельности различных транспортных компаний, оказывающих услуги по упаковке, сортировке, контейнеризации, складированию и контролю над запасами. Решая транспортные проблемы, необходимо использовать теоретические и методологические достижения в этой области. Однако важно применять не только имеющиеся достижения, но и выработать свою транспортную стратегию и определить ее главные принципы. В основе логистической модели должны лежать проблемы транспортного процесса, которые включали бы в эту модель реалистические предложения. Важной областью является обработка аналитических результатов для распределения эвристики маршрутизации транспортных средств, изучение компромиссов между запасами ресурсов, их транспортировкой и размещением. Задачи, решаемые логистической системой, и выработка по ним стратегии можно разделить на три группы: 1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания, прогнозом материалопотока, его обработкой в обслуживающей системе (склад поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами по оперативному управлению и регулированию материального потока. 2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.). 3. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах, складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными средствами, информационными системами. Решение этих задач особенно актуально в условиях рынка. Оптимизация и решение этих задач зависит от конкретной ситуации, исходных данных, условий и требований к эффективной работе логистической системы, а также проблем, связанных с обеспечением производства сырьем и полуфабрикатами, с устранением узких мест в технологии доставки различных видов продукции в пункты производства, складирования и сбыта, Необходимо учитывать, что на предприятиях с конвейерной системой технологического процесса, установленный темп производства сохраняется при условии, если на входе сырье подается на поточную линию постоянно в нужном количестве и отсутствуют сбои в транспортировке, которые могут быть вызваны скоплением готовой продукции на выходе. Основой решения всех этих задач является разработка стратегии и логистической концепции построения модели транспортного обслуживания потребителей и фирм, которая основывается на рациональных маршрутах перевозки и составления графиков доставки продукции потребителям, т.е. маршрутизация перевозок. Маршрутизация перевозок — это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов с предприятий оптовой торговли, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при рациональном и эффективном его использовании. Создание маршрутов позволит точно определить объем перевозок грузов со снабженческо-сбытовых предприятий, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под загрузкой и разгрузкой, эффективному использования подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация позволяет повысить производительность автомобилей при одновременном снижении количества подвижного состава, поступающего на предприятие при том же объеме перевозок. Если маршруты созданы, определены и соблюдаются сроки поставки, то производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1.5-2 раза, снижая тем самым затраты на складирование. Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем, что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов перевозок. Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов перевозок будут способствовать своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции и эффективному взаимодействию снабсбытовых и автотранспортных организаций. Для разработки маршрутов используют экономические и математические методы, методы сетевого планирования, практические материалы и иные источники. Конечным результатом должен стать документ, характеризующий согласованный график работы снабсбытовых, транспортных организаций и предприятий. При составлении графика доставки необходимо учитывать следующие условия: 1. Наличие необходимой продукции на складских комплексах, предприятиях оптовой торговли. 2. Наличие транспортных средств для обслуживания складского комплекса, предприятий оптовой торговли с учетом перевозимой продукции и средней загрузки автомобиля. Расчет должен быть произведен не только на ходовое количество транспортных средств, а и на запас в случае поломок и других обстоятельств. 3. Потребители продукции должны обеспечивать своевременный прием продукции и разгрузочные работы. С практической точки зрения наши действия должны выглядеть следующим образом: 1. Производим анализ использования транспортных средств, обслуживающих предприятие. Здесь необходимо: - определим динамику изменения объема перевозок и удельный вес перевозок; - проанализируем технико-эксплуатационные показатели работы автотранспорта при перевозке продукции; - определим неравномерность вывоза и ввоза продукции на складской комплекс за определенный период времени (квартал, месяц); - определим возможности по погрузочным работам на складском комплексе и выгрузочным у потребителя. 2. Определяем потребителей продукции Здесь необходимо выделить постоянных потребителей, сезонных и временных. Составляем карточку потребителя, в которую заносим его данные. 3. Определяем суточный объем поставок продукции Суточная поставка определяется путем деления годовой потребности потребителей на число дней в году. После этого полученные данные согласовываем с потребителями. 4. Составляем карту дислокации потребителей, предприятий-производителей и автотранспортных предприятий Этот этап выполняем с помощью карты, на которую наносим координаты потребителей продукции, предприятие-производитель и обслуживающее его транспортное предприятие. 5. Определяем расстояния перевозки груза (с предприятия-производителя до потребителей) После нанесения на карту дислокации потребителей, предприятия оптовой торговли и автотранспортного предприятия, определяем расстояния перевозки с базы и складов потребителей. Обосновывают среднее расстояние перевозки продукции с предприятий оптовой торговли к потребителю. 6. Группируем потребителей по направлениям и величине поставок. Группировка по направлениям дает возможность определить грузопотоки в различные районы страны. Объемы перевозок в различные районы определяют составлением картограмм. 7. Обосновываем и выбираем тип подвижного состава для перевозки продукции Выбору типа подвижного состава должен предшествовать тщательный анализ характера и условий перевозок. В данном случае наша цель — обеспечение полного и качественного удовлетворения нужд фирм и снабженческо-сбытовых организаций в перевозках при наиболее эффективном типе подвижного состава. 8. Рассчитываем рациональный маршрут. Здесь мы делаем выбор в пользу маятниковой или кольцевой схемы движения. 9. Составляем согласованные графики доставки продукции потребителям и разрабатываем показатели экономического стимулирования работников, участвующих в транспортном процессе. Сбытовая функция в сфере логистики осуществляется посредством выполнения 6 условий: груз, качество, количество, время, затраты, пункт назначения. Это говорит нам о том, что мы имеем дело с управлением материальным потоком и связанным с ним потоком информации от ввода в систему до конечной продажи. Если рассматривать поставленную задачу с позиции критерия логистической системы “точно в срок”, то можно с уверенностью сказать, что мы ориентированы на удовлетворение потребностей потребителя, т.е. учитываем его запросы, ряд специальных условий, наличие продукции на рынке при заранее определенных затратах и параметрах обслуживания. Решая транспортные проблемы, необходимо использовать теоретические и методологические достижения в этой области. Однако важно применять не только имеющиеся достижения, но и выработать свою транспортную стратегию и определить главные ее принципы. В основе логистической модели должны лежать проблемы транспортного процесса, которые бы включали в эту модель реалистические предположения. Важной областью исследований является разработка аналитических результатов для распределения эвристики маршрутизации транспортных средств, изучение компромиссов между запасами ресурсов, их транспортировкой и размещением. Отсюда видно, что перспективным направлением исследований может послужить объединение экспертной системы с транспортно-маршрутной системой на основе взаимосвязанной оптимизации. К предложениям нужно также отнести компьютеризацию различных звеньев логистической системы, подключение их к единой информационной сети (обладающей высокой скоростью передачи данных и позволяющей эффективно работать с удаленными терминалами), что позволит отслеживать движение груза и контролировать транспортные потоки. Все эти меры призваны снизить величину транспортных расходов и доставить груз точно в срок. С уверенностью можно сказать, что рассмотренное в этой работе направление логистики позволяет снизить величину затрат на содержание запасов и транспортировку продукции к ее получателю при грамотном управлении материалопотоком и потоком продукции от источника до потребителя. Таблица 7 Оптимизация транспортных потоков при закупках товаров
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|