Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ ассортимента товаров




 

Сычужные сыры — основная масса сыров, вырабатываемых в нашей стране. В процессе их приготовления свертывание молока проводится с помощью сычужного фермента, извлекаемого из желудка ягнят и телят, не получавших другой пищи, кроме молока. Одновременно в молоко вводят закваски молочнокислых бактерий, которые в дальнейшем играют важную роль при созревании сыров. Сычужные сыры делят на твердые, мягкие и рассольные. К твердым сырам, вырабатываемым из коровьего молока, относятся швейцарский, советский, голландский, костромской, пошехонский, латвийский, эстонский, чеддер, российский, пикантный и др.

Из овечьего молока вырабатывают твердые сыры — арагацкий, южный и др. Мягкие сычужные сыры из коровьего молока — дорогобужский, закусочный, любительский, русский камамбер, рокфор — реализуются созревшими, а сыры “моале”. домашний и чайный — без созревания. Сыр рокфор вырабатывают как из коровьего. так и из овечьего молока. Из пастеризованного молока в Молдавии вырабатывают сыр “моале”, ставший очень популярным.

Рассольные сыры после формования и прессования помещают в раствор соли, в котором они хранятся и созревают. Их готовят из овечьего, козьего, коровьего молока. Они имеют острый соленый вкус. плотную ломкую консистенцию. К ним относятся буджакский, буковинский и др. Типичный рассольный сыр — брынза. Созревает и хранится в крепком рассоле. Вырабатывается в Молдавии с давних времен — вначале из овечьего, а затем и из коровьего молока. Предприятия молочной промышленности вырабатывают сыр молдавский, к-рый характеризуется умеренной просоленностью и выраженным кисломолочным вкусом. Созревает и хранится в кислосывороточном рассоле.

Кисломолочные сыры - сыры, при производстве которых молоко подвергают сбраживанию молочнокислыми бактериями. К ним относятся: зеленый терочный, кофейный и др. Кроме того, вырабатывают сливочные сыры - сычужно-кисломолочные, при изготовлении которых применяют сливки. К переработанным сырам относят плавленые сыры разных видовых групп. Сырьем для производства переработанных сыров служат сыры различной степени зрелости, молочные продукты (творог, сухое молоко. сливочное масло, сливки, сметана), вкусовые наполнители (кофе, какао, соки, сахар, соль, пряности и т.д.). Вырабатывают их путем тепловой обработки с избавлением специальных солей плавителей. К ним относятся советский, костромской, городской, колбасный. новый и др. сыры.

Сыры со специями и наполнителями — острый с перцем, сыр с мясокопченостями и др. Сыры пастообразные имеют мажущуюся консистенцию, повышенное содержание жира (50— 60%). К ним относят сыры: Янтарь, Дружба, Лето, Волна, Коралл и др. Сыры пластические гладкие вырабатывают из творога и сливочного масла с добавлением сахара и вкусовых наполнителей (лимонный, апельсиновый, фруктовый, шоколадный и др.). При изготовлении плавленых консервов горячую массу герметично укупоривают, затем стерилизуют при темп-ре 100—150°С или пастеризуют при температуре 75—90°С. Выпускают: сыр пастеризованный с ветчиной и сыр стерилизованный.

Сыры крупные – к этой группе относятся советский, швейцарский, алтайский, кубанский, карпатский сыры. Все они со сладковатым (пряным) привкусом, тонким сырным вкусом и ароматом. На разрезе сыров рисунок, состоящий из крупных глазков круглой или овальной формы. Сыры советский, кубанский, карпатский вырабатывают из пастеризованного молока с применением бактериальных заквасок, сыры швейцарский и алтайский – из высококачественного сырого молока.

Особенностями выработки крупных сыров является применение высокой температуры нагревания (54-58 градусов), продолжительная обсушка зерна, месячная выдержка сыра в помещении при температуре 20-25 градусов и более длительный срок созревания (4-6 месяцев при температуре 10-12 градусов). Все крупные сыры, за исключением швейцарского, покрываются парафиновым сплавом, а кубанский сыр дополнительно завертывают в целлофан или пленку. Хранятся зрелые сыры в сырохранилищах и на базах при температуре +6+10 градусов.

Сыры с повышенным уровнем молочнокислого брожения. Основной представитель – российский сыр. Вырабатывается он из пастеризованного молока с применением бактериальной закваски. Уже в процессе выработки и прессования сыра создаются условия для повышения уровня молочнокислого брожения и оптимального содержания влаги 43%. Типичными представителями этой группы являются также сыры чеддер и горный алтай. Характерная особенность их технологии: повышенная зрелость молока, применение увеличенных доз бактериальной закваски, выдержка сырной массы для развития молочнокислой микрофлоры до получения нужного значения рН=5,2-5,4, дробление массы, посолка ее и длительное прессование.

Сыры мелкие прессуемые. Наиболее распространенные: голландский круглый и брусковый, костромской, пошехонский, эстонский, степной, угличский. Сыры этой группы в возрасте 1,5-2,5 месяца имеют выраженный сырный вкус и аромат. Тесто пластичное, слегка ломкое при изгибе у голландского, угличского и степного сыров; и нежное, эластичное – у костромского и пошехонского сыров. На разрезе сыры имеют рисунок, состоящий из глазков круглой, немного сплюснутой или угловатой формы, равномерно расположенных по всей массе сыра. Сыры хорошо режутся на тонкие ломтики. Корка у сыров тонкая, ровная, без толстого подкоркового слоя.

По данным каталога Международной молочной федерации в мире насчитывается около 500 видов сыров. В мировом сыроделии до сих пор не сформировалась унифицированная классификация сырных продуктов. Основная причина заключается в том, что в разных странах производятся сыры с одинаковыми названиями, но отличающиеся технологией изготовления, и наоборот, сыры, сделанные по одной технологии, но имеющие разные названия. Исторически сложилось, что наиболее распространенной является французская классификация сыров.

В России также осуществлялись неоднократные попытки создать свою классификацию сыров по технологиям изготовления. Но вследствие того, что классификации подвергались в основном сыры отечественного производства, применение этих научных работ в наши дни, когда на рынке преобладает импортная продукция, затруднено. Поэтому недавно российскими специалистами была предложена усовершенствованная классификация, включающая и сыры иностранного производства. Хотя она и не охватывает весь импортный ассортимент, зато в нее входят такие группы, как, например, сыры из буйволиного молока, отсутствующие во французской классификации.

Таблица 12

Сравнительная классификация марок сыра

Французская Марки Российская
Свежие сыры Fromage blanc, Petit Suisse, Cottage cheese, Любительский Мягкие/свежие
Сыры с плесневой корочкой Camambert, Brie, Chaorce, Blanchette, Белый Десертный Мягкие с плесенью на поверхности
Сыры с промытой плесн. корочкой Maroilles, Mont d’Or, Romadur, Limburger, Дорогобужский Мягкие/слизневые сыры
Сыры из козьего молока Crottin de Chavignol, Saite-Maure, Picodon Сыры из козьего молока
Голубые сыры Roquefort, Brue de Brisse, Saint Agur, Dorblu Мягкие/с плесенью во всей массе сыра
Прессованные вареные сыры Emmental, Comte, Beaufort, Maasdam, Советский, Швейцарский Твердые сычужные/ с низкой t 2-го нагревания
Прессованные невареные сыры Cantal, Edam, Gouda, Palet d’Or, Oltermanni, Российский, Угличский, Голландский, Костромской Твердые сычужные/ с низкой t 2-го нагревания
Плавленые сыры Rambol, La vache qui rit, President, Viola, Янтарь, Волна Плавленые сыры

 

Сыры можно также поделить на группы в зависимости от объемов продаж:

1. Основная группа (базовый ассортимент). Она включает сыры, пользующиеся повышенным спросом и наиболее часто покупаемые. Данные марки характеризуются высоким оборотом, но имеют небольшую торговую наценку.

2. Элитная группа. Она включает дорогие сыры, покупаемые в небольших объемах.

3. Дополнительная группа. Сорта этой группы занимают промежуточное положение по объему продаж между элитными и сортами базового ассортимента. Как правило, это сыры тех же групп, что и элитные, но по более низкой цене.

Существует также классификация, в основе которой лежит критерий потребления, таким образом сыры на российском рынке можно поделить на традиционные и экзотические.

Традиционными сырами являются привычные для вкуса россиян твердые и плавленые сорта. Экзотические – сыры не только непривычные по вкусу, но и по технологии изготовления, а также отличающиеся, как правило, высокой ценой.

По данным Госкомстата, выпуск сыров в России с 1990 года до настоящего времени драматически сокращался – с 439 до менее чем 200 тыс. тонн в год. И остановить спад производства в минувшем году российским предприятиям не удалось. Как свидетельствуют данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия, с января по август 2002 года объем выпуска жирных сыров в России составил 105 тыс. тонн, что меньше аналогичного показателя в 2001 году – 120,2 тыс. тонн.

В России на производстве масла и сыра специализируются немногим более 150 заводов, а около 100 выпускают только сыр. По оценке представителей Минсельхозпрода, производственные мощности отечественных сыроваренных предприятий сегодня используются, как максимум, на одну треть.

Среди проблем, с которыми по-прежнему не могут справиться российские сыровары, обычно называют недостаток, дороговизну и невысокое качество сырья, устаревание оборудования и нехватку оборотных средств. Сыр созревает в течение 2-3 месяцев (по меньшей мере), и на этот период средства сыроваренных заводов как бы замораживаются.

Импорт сыра в Россию, согласно различным оценкам западных производителей, в 2003 году составил от 75 до 100 тыс. тонн. Темпы роста импортного сегмента в 2004 году разные наблюдатели оценивают как 15-25% - поставки из-за рубежа заполняют то рыночное пространство, которое освобождается в результате кризиса отечественных предприятий.

Сезонность для импортеров определяется летним увеличением производства отечественных сыров, когда вырастают объемы надоев молока и у отечественных производителей появляется сырье. В холодное время года надои снижаются и российские сыровары отдают значительную часть рыночного пространства импортерам. Для последних колебания между летним спадом и зимним пиком продаж, в зависимости от группы и ценовой категории сыра, могут составлять от 20 до 100%.

Свою продукцию на российском рынке представили такие крупные компании, как немецкие Kaserei Champignon/Hofmeister, Bayernland, Hochland, Zott, MZO/Oldenburger, Kraft Jacobs Suchard, французские Bongrain, Bel и Besnier, финские Valio, Ingman, голландские Friesland Dairy Foods, Vonk, итальянская Parmalat и некоторые другие.

 Импортный сыр – часть бизнеса многих известных дистрибьюторских компаний: «Анстади», EWK, «М-Росс», «Эксимер», «Ричард», «Валдай», «Гек», «Арно», «Ступени», «Караван», «Малино Фудз», «Савва», «Европродсервис» и других.

Несмотря на очевидную экспансию иностранных производителей, в 2003 году отмечается некоторое оживление потребительского спроса на отечественные сыры.

Цены на сыры продолжают постепенно расти. Это вызвано как сокращением предложения недорогих сыров отечественного производства, так и увеличением отпускных цен иностранными производителями.

Однако, как показывают данные исследования рынка, дальнейший рост цен вызывает постепенное сокращение спроса со стороны конечных потребителей. В связи с этим можно предполагать, что рост цен на сыры в ближайшее время замедлиться или же прекратиться совсем. Конечно, если не произойдет кардинальных изменений условий торговли.

Вероятнее всего, в ближайшее время предложение отечественных сортов сыра еще сократиться из-за отсутствия сырья для их производства. Объемы надоев молока в России продолжают сокращаться, а следовательно, не следует ждать быстрого возрождения отечественной сыродельной промышленности.

Цены на сыры иностранного производства растут из-за изменения отпускных цен у фирм-производителей. Как уже отмечалось, в настоящее время рынок сыра сильно зависит от импортных поставок (доля отечественной продукции, например, в секторе твердых сыров не превышает 40-45%) и поэтому незамедлительно реагирует на изменения, происходящие на европейских рынках.

В настоящее время происходит достаточно интенсивное обновление ассортимента сырной продукции. Это касается не только сегмента твердых сыров, который ранее был наиболее распространенным в России, но и группы мягких и экзотических сортов сыра. Дело в том, что в России изначально мягких сыров как таковых не было, так как под этим наименованием продавался домашний творог и другие аналогичные продукты. А за рубежом этот вид молочной продукции имеет широкое распространение, и поэтому сейчас, в связи с резким увеличением импортных поставок, мы наблюдаем расширение ассортимента по мягким сырам.

Доля экзотических сыров также постепенно растет, учитывая некоторое повышение покупательской способности населения, особенно в Москве. Хотя некоторым компаниям все же удается утвердить свои марки в регионах.

Компания «ДиК» в 2003 году расширила свой ассортимент за счет 17 наименований деликатесных датских сыров компании Tholstrup, среди которых – редкие для российского рынка мягкие сыры с красной плесенью и свежие сыры с присыпками из различных специй.

Если в конце 2003 года компания «ДиК» ежемесячно ввозила 400-500 кг датского сыра, то на 2003 год планируется увеличение этого объема до 2 тонн.

Торговые компании готовы работать не только с импортными, но и с российскими сырами. Насыщенность рынка сыра продолжает расти. Сейчас наблюдается сдерживание потребления сыра из-за низкой покупательной способности российского населения, и поэтому проблема сокращения субсидий ЕС остается одной из важных для крупных западноевропейских экспортеров. Субсидии на сыр изменяются с примерной периодичностью раз в три месяца, и каждый раз их сокращение составляет 5-10%.

Интересно сложившееся в России мнение о том, что сыр – товар повседневного спроса, и поэтому в рекламе не нуждается. Компании-дистрибьюторы, работающие в этом сегменте рынка, по данным маркетингового агентства Gallup Adfact Rosmediamonitoring, предпочитают рекламу в прессе телевизионной и наружной. По данным того же агентства, на телевидении, в основном, представлена реклама продукции трех фирм: Новозеландские Молочные Продукты АО, Besnier, Valio. Кроме прямой рекламной поддержки производители используют также разнообразную фасовку и упаковку, нацеленную на привлечение потребителей. Как правило, это относиться к сырам элитной и дополнительной групп в маленькой штучной упаковке. Стоит такой товар недорого и предоставляет потребителю возможность знакомиться с новыми вкусами.

Еще одним способом является позиционирование некоторых марок сыра для конкретной потребительской группы. Оформление упаковки с использованием детской тематики приближает плавленые сыры к продуктам детского питания.

В ближайшее время не стоит ожидать увеличение производства отечественных видов сыра по уже перечисленным причинам: нехватка сырья (особенно в зимний период); недостаток оборотных средств, как по причине долгого созревания сыра, так и из-за опасений иностранных инвесторов вкладывать средства в российскую промышленность.

Зато можно с уверенностью сказать, что импорт сыров будет довольно быстро расти – в основном из-за недостаточной насыщенности рынка сыров, а также в связи с ростом объемов продаж у уже закрепившихся на российском рынке торговых фирм и компаний. Соответственно экспорт сыров пока невозможен, так как российские производители не могут обеспечить сырами даже свой рынок, а экспорт возможен только при условии наличия излишков.

Анализ качества

 

Причиной проведения экспертизы партии сыра в торговой компании «ДиК» может явиться ряд признаков, не свойственных доброкачественному сыру высшего сорта. Таковыми являются, например, привкус горечи и слабовыраженный вкус и запах, неоднородная окраска теста (должна быть однородная по всей массе), распределение глазков к периферии (глазки должны быть расположены равномерно по всей массе), осыпание защитного парафинового слоя (корка должна быть без повреждений). Все это, скорее всего, свидетельствует либо о нарушении технологии созревания сыра, либо нарушении его хранения и транспортировки.

На каждом сыре должны быть указаны: дата выработки (число, месяц), номер варки сыра (цифры располагаются в центре верхнего полотна головки сыра) и производственная марка, состоящая из следующих обозначений:

- массовой доли жира в сухом веществе;

- номера предприятия-изготовителя;

- сокращенного наименования области, в которой находится предприятие.

Производственная марка наносится на сыр несмываемой безвредной краской, разрешенной Минздравом, а дата выработки и номер варки – путем впрессовывания в тесто сыра казеиновых или пластмассовых цифр или оттиска металлических цифр.

Допускается, кроме указанной маркировки, наклеивать на сыр этикетку, утвержденную в установленном порядке. При упаковывании сыра в полимерную пленку производственную марку допускается наносить непосредственно на пленку. Кроме того, допускается наносить на пленку красочную этикетку с обозначениями:

- наименования сыра;

- массовой доли жира в сухом веществе сыра, в процентах.

Сыры должны быть упакованы в дощатые ящики по ГОСТ 13361-84 и деревянные барабаны – по ТУ 10-10-04-05-89. На одну из торцевых сторон тары с сыром несмываемой краской с помощью трафарета или путем наклеивания этикетки наносят маркировку с обозначением:

- товарного знака предприятия (объединения) и (или) наименования (номера) предприятия-изготовителя, базы, холодильника с индексом области;

- наименования сыра и сорта;

- номера варки и даты выработки;

- порядкового номера места с начала месяца;

- массы нетто, брутто, тары и количества упакованных сыров;

- массовой доли жира в сухом веществе сыра, в процентах;

- обозначения ГОСТ 7616-85;

- прейскурантного номера тары.

Транспортная маркировка с нанесением манипуляционного знака «Боится нагрева» – по ГОСТ 14192-77.

Методы отбора проб и подготовка их к анализу – по ГОСТ 26809-86. Контроль содержания токсичных элементов, микотоксинов, антибиотиков и пестицидов осуществляется в установленном порядке. Определение массовой доли поваренной соли в сыре проводят периодически не реже одного раза в месяц – по ГОСТ 3627-81. Определение массовой доли влаги – по ГОСТ 3626-73, жира – по ГОСТ 5867-90. Содержание токсичных элементов определяют по ГОСТ 26927-86, ГОСТ 26930-86 – ГОСТ 26934-86, микотоксинов и антибиотиков – по методам, утвержденным Минздравом, пестицидов – по методам, утвержденным Минздравом и ГОСТ 23452-79.

Органолептическую оценку сыра проводят при температуре продукта (18±2)°С.

Таблица 13

Органолептическая оценка качества сыра

 

Наименование и характеристика показателя Скидка, баллов Балльная оценка

Вкус и запах (45 баллов)

Удовлетворительный (слабо выраженный)    
Слабая горечь    

Консистенция (25 баллов)

Отличная    

Цвет (5 баллов)

Неравномерный    

Рисунок (10 баллов)

Неравномерный (по расположению)    

Внешний вид (10 баллов)

Поврежденное парафиновое покрытие    

Упаковка и маркировка (5 баллов)

Хорошая    
Итого    

 


Заключение

 

Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей; в свою очередь изготовитель сам подбирает потребителей.

Структурная реорганизация оптового звена должна разрабатываться с учётом необходимости углубления наметившейся в последние годы дифференциации оптовых структур, обслуживающих различные категории потребителей и предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых структур

Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности должны занять структуры, именуемые посредниками - предприятия-агенты, предприятия-брокеры.

Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.

Развитие инфраструктуры розничной торговли идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг.

Современное развитие многочисленных форм оптовой и розничной торговли формируется в крайне сложных и неблагоприятных условиях политической, экономической, и социальной нестабильности, практически прекратившихся инвестиций в объекты торговли, вымывание из отечественного ассортимента многочисленных важных видов средств производства и товаров народного потребления с заменой их на импортные. И главное, процесс российской торговли осуществляется в условиях криминального фона, когда любой торговец в обязательном порядке должен платить дань криминальным структурам, так называемой «крыше».

В свете изложенных проблем настоятельную необходимость в современных условиях приобрело более широкое использование внутренних резервов всех участников рыночного оборота, совершенствование налоговых и финансово-кредитных механизмов, всемерное ускорение решения задачи по формированию развитой рыночной инфраструктуры.

Оптовые торговые компании, в том числе и ТК «ДиК» является одним из самых необходимых предприятий как для Удмуртской Республики, так и для экономики России в целом. Они должны в первую очередь заботиться о реализации свойственного им ассортимента продовольственной продукции.

Торговой компании «ДиК» необходимо значительное внимание уделять проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции. Эти вопросы и возможные пути решения были рассмотрены в дипломной работе.

Главная цель, которая ставиться перед коммерческой деятельностью ТК «ДиК» - способствовать увеличению прибыли фирмы. Изучение рынков сбыта, определение номенклатуры выпускаемых изделий, установление цен и прочие вопросы маркетинговых исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализации товарной продукции.

Для повышения эффективности современной оптовой торговли необходим научный подход к организации работы по закупке товаров. Практически на любом торговом предприятии существуют значительные резервы повышения эффективности их деятельности именно за счет оптимизации закупок товаров.

 

 


Список литературы

 

1. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.: Экономика, 2002.

2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1993. - 288 с.

3. Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. - М.: Экономика. 2002.

4. Бриль. Функционально-стоимостной анализ. – СПб.: Издательство Петербургского университета, 2000.

5. Валаева Т.Ф., Коростелёва Е.М., Рабинович Б.Д., Хруцкий Е.А. Экономика, организация и планирование производства. - М: Экономика, 1999. 

6. Введение в рыночную экономику: / Под ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. - М.: Высш. шк., 1994.

7. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр, 2000.

8. Гришко Е.С., Парфентьева Т.Р. Товароведение продовольственных товаров. - М., Экономика 1978.

9. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова; Под ред. И.С.Минько. - М.: Высш. Шк., 1995.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург: АО "КОРУНА", АОЗТ "Литера плюс". 1994.

11. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. - М.: ФиС, 2001.

12. Панкратов А.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

13. Правила рынка / Под ред. проф. В.Д.Щетинина. - М.: Междунар. отношения. 2000.

14. Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований / Под ред.Голубкова Е.П. - М., Экономика, 1987 г.

15. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. – М.: Международные отношения 1993.

16. Речмен Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Д.В. Современный бизнес: Учебник в 2-х томах: Пер. с англ. - М.: Республика. 1995.

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск, ИП «Экоперспектива», 2001.

18. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. - М.: Экономика. 2001.

19. Семин О.А. Стандартизация и управление качеством продовольственных товаров. - М., Экономика, 1979.

20. Сопко В. В. Бухгалтерский учет в промышленности и других отраслях народного хозяйства: Учебное пособие - К.: Вища шк., 1992 - 43 с.

21. Справочник товароведа продовольственных товаров, М., Экономика, 1988.

22. Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред.Стояновой.-М.;Перспектива,1999-405с.

23. Хруцкий Е.А. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2001.

24. Экономика торговли: Б.А.Соловьев, Л.А.Алькевич, В.И.Андросов и др. - М.: Экономика, 1990.

25. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И.Гребнев, Ю.К.Баженов, О.А.Габриэлян и др. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...