Основные психологические понятия по теме
Основные психологические понятия по теме Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленные вопросы. Антропология – научная дисциплина, изучающая происхождение человека, изменчивость строения тела человека в филогенезе и от зависимости от географических условий проживания; содержит три раздела: антропогенез (учение о происхождении человека), морфологию человека, этническую антропологию. Антропология педагогическая – комплекс наук, изучающих становление человека в образовании. Педагогическая антропология включает в себя совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и др. ). Антропология психологическая – психологическое видение человеческой реальности во всей её полноте; учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании и культуре. Беседа – метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам её биографии. Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Детерминизм – принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. Духовность –родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. Духовное бытие – высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех её областях.
Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Душевность – характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность. Единство сознания и деятельности – принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности. Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого. Инженерная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности. Интроспекция – самонаблюдение. Лабораторный эксперимент – метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов. Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Наблюдение – метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Обучающий, или формирующий эксперимент – метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности. Патопсихология – отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях. Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания. Психология изучает психику и психические явления. Психология антропологическая (психология человека) – отрасль психологии, изучающая субъективную реальность человека, принципы и законы её существования, организации и развития.
Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Системный подход (в психологии) – принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов. Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тест проективный – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. К основным направлениям в психологии относят следующие: Бихевиоризм – направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники – Д. Уотсон, Э. Торндайк. Гештальтпсихология – направление в психологии, возникшее в Германии в XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостностных структур – гештальтов. Основоположники М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер. Психоанализ (фрейдизм) – направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник З. Фрейд. Психология гуманистическая – направление в психологии, возникшее в 50-е годы XX в. в Америке. Предметом изучения выступает личность как уникальная целостная система, представляющая собой не нечто заранее данное, а открытую возможность для самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять её. Возникновение этого направления связано с именем А. Маслоу. Психология когнитивная – направление в психологии, возникшее в XX в. в США. Исходит из того, что решающую роль в поведении человека имеют знания, поэтому главной её задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследований составляют познавательные процессы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|