Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Методика диагностики личности «Несуществующее животное»




1. 3. Методика диагностики личности «Несуществующее животное»

Ход выполнения задания

Для изучения личности старшего школьника можно использовать проективную методику «Несуществующее животное».

Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите, где оно живет, чем питает­ся, к чему стремится (чего хочет).

Интерпретацию читайте после завершения рисунка.


Обработка результатов

Показатели и интерпретация признаков в тесте «Несуществующее животное».

Если рисунок в правой стороне вверху листа, то изображение связано с действительным моментом или с периодом будущего, с положительными эмоциями.

Если рисунок в левой стороне и внизу, то изображение связано с прошлыми моментами, с отрицательными эмоциями и пассивностью. В норме рисунок находится посередине листа. Чем ближе рисунок к верхне­му краю листа, тем выше самооценка и недовольство своим положе­нием в обществе, недостаточностью признания со стороны окружаю­щих, тем выше претензии на самоутверждение и продвижение.

Если рисунок в нижней части листа, то это свидетельствует о проявлении неуверенно­сти в себе, низкой самооценке, подавленности, нерешительности.

Если голова фигуры животного повернута вправо, – признак того, что почти все, что планирует человек, осуществляется или начинает осуществляться.

Если голова повернута влево, то человеку, сделавшему такой рисунок, присуща тенденция к размышлениям, и лишь малая часть замыслов реализуется, порой он просто проявляет боязнь перед ак­тивными действиями.

Положение «фас», т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

Значение деталей головы:

Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе, человек эмоционально реагирует на оценку себя окружающими, хотя порой и не изменяет своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком — признак болтливос­ти, а в сочетании с прорисовкой губ – чувственность. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерненный, – признак опасе­ния, страхов, недоверия. Рот с зубами — признак вербальной агрессии (огрызается, грубит, задирается).

Глаза. Если сильно выделены глаза, — это символ присущего человеку страха. Наличие ресниц – проявление истероидно-демонст­ративных черт в поведении, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

На голове животного могут быть дополнительные детали.

Рога – агрессия, в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами – определяется характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть – чувственность, подчеркивание своего пола, сексуальной роли.

Ноги, лапы животного . Если лапы «основательны» по отношению к размеру всей фигуры, – то основательность, обдуманность, рацио­нальность принятия решения. При отсутствии ног или хрупких но­гах – склонность к поверхностным суждениям, легкомыслию в выво­дах, импульсивности решений. Однотипность, повторяемость формы ног («многоножка») – конформность суждений, их стандартность, ба­нальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей ног, лап — проявление самостоятельности, небанальности, оригинальности, инако­мыслия, порой даже творческого начала.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Если эти части функциональные – крылья, щупальца и т. п. – проявление желания человека охватить разные области жизни, завоевать себе «место под солнцем», потеснив других, увлеченность, смелость, энергичность, уверенность в себе.

Украшающие детали: перья, бантики, кудри – проявление демонстративности, желания обратить на себя внимание, манерности.

Хвосты. Если хвост направлен вверх, – человек положительно оценивает свои действия, решения; хвост направлен вниз – недовольство собой, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Хвост, направленный вправо, выражает отношение человека к своим действиям или поведению, влево — к своим мыслям, решениям.

Контур фигуры. Наличие щитов, панцирей символизирует защиту от окружа­ющих; иглы, панцирь в виде острых углов – агрессию. Затемнение линии контура, удвоенные линии – проявление тревоги, страха, подо­зрительности.

Направленность такой защиты соответственно простран­ственному положению: верхний контур против вышестоящих (роди­телей, учителей, начальников); нижний контур – защита против насме­шек, боязнь осуждения, отсутствие авторитета у младших, подчинен­ных; боковые контуры – готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

Сильный нажим рисунка, линии, видимые даже с обратной сторо­ны листа (судорожный высокий тонус мышц рисующей руки), резкая тревожность (обратить внимание, какая деталь рисунка выполнена с сильным нажимом – т. е. к чему привязана тревога).

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, неже­ланию подвергаться тестированию.

Вмонтирование механических частей в живую ткань животного –постановка фигуры животного на танковые гусеницы, прикрепление к телу пропеллера, проводов, рукояток, антенн и т. п. – проявление шизоидности.

Названия. Если в названии рациональное соединение смысло­вых частей (бегекот, мухобык) — рациональность, способность к адап­тации. Названия с научным оттенком (ратолетиус, наплиолярия) –демонстративность своего интеллекта, эрудиции. Звуковые названия (лалио, шама) без всякого осмысления – проявления легкомысленнос­ти, неумения учитывать сигналы опасности. Иронические названия – проявление снисходительно-иронического отношения к окружающим. Удлиненные названия – проявление защитных тенденций, склонность к фантазированию защитного порядка.

Общая оценка животного . Угрожающее, угрожаемое и нейтраль­ное животное – это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификации себя по значимости (с зайцем, слоном, букашкой и т. п. нарисованным жи­вотным). В данном случае рисуемое животное – представитель само­го рисующего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...