Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия. Диагностический материал по теме 1. Человек и его познание. Предмет, задачи и методы современной психологии
Вопросы для обсуждения 1. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии – биологической и т. д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «психологическая картина мира»? Как может быть вписан в эту картину человек? 2. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологий? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления? 3. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе? 4. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же общего признания и уважения, как знание о природе и обществе? 5. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого метода для исследований в школе. 6. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования? 7. В чем особенность теста как психологического метода исследования? Практический материал для семинарского занятия Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась: а) в V в. до нашей эры; б) в XVII в; в) во второй половине XIX в.; г) в XX в.
2. Первым этапом в становлении психологии как науки было: а) изучение и объяснение феномена «души»; б) применение метода интроспекции в психологии; в) исследование сферы бессознательного; г) исследование природы психического.
3. Предметом психологии является: а) высшая нервная деятельность; б) «душа»; в) процесс активного отражения человеком объективной г) переживание человека.
4. Основным предметом изучения советской психологии выступает: а) сознание; б) психика; в) «душа»; г) поведение.
Задание №2. Проведите соответствие между авторами и их научными достижениями.
Становление отечественной психологии связано с именами ученых, которые были основоположниками: а) метода естественного эксперимента; б) экспериментальной психологии в России; в) первого в России Психологического института; г) культурно-исторической теории развития психики человека; д) научных основ изучения темперамента.
1. Л. С. Выготский 2. А. Ф. Лазурский 3. Н. Н. Ланге 4. Б. М. Теплов 5. Г. И. Челпанов Задание №3. Сопоставьте научные принципы отечественной психологии с их содержанием:
а) психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий; б) сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности человека; в) психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности; г) необходимость исследования всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.
1. Принцип личностного подхода. 2. Принцип единства сознания и деятельности. 3. Принцип детерминизма. 4. Принцип развития.
Задание №4. Определите, относительно каких методов справедливо данное высказывание.
И. П. Павлов писал о методе так: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».
Задание №5. Выберите правильный вариант ответа.
1. Гуманистическая психология: а) является ветвью экзистенциализма; б) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека; в) сделала целью воспитания – личностный рост; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. Классический психоанализ: а) опирался на практику лечения истерических неврозов; б) определил либидо как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности; в) сделал предметом бессознательные влечения человека; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
3. Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором: а) предметом психологии являются образы восприятия; б) гештальт выступает как форма, структура, целостная конфигурация; в) интеллект трактуется как поведение; г) гештальты выступают как элементы сознания; д) все ответы верны.
4. Бихевиоризм – направление в психологии, при котором: а) психология превратилась в «психологию без психики»; б) была заложена идея программированного обучения; в) была введена идея установки; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Диагностический материал по теме 1. Человек и его познание. Предмет, задачи и методы современной психологии На семинарском занятии со студентами предлагается рассмотреть и изучить такие элементы экспериментальной психологии как проективные методы исследования. К проективным методикам в психологии относят все рисуночные тесты. Получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции. Данный метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики рисующей руки). Согласно учению И. М. Сеченова, всякое представление, возникающее в психике, заканчивается движением, «всякая мысль заканчивается движением». Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в существующей группе мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения. Так, например, образы и мысли, вызывающие страх, вызывают в мышцах ног и рук напряжение, что оказывается необходимым в случае ответа на страх бегством либо защитой с помощью рук (заслоняться, ударить). При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует человека в пространстве, т. е. возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания (так, на листе бумаги – модели пространства – левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, с неуверенностью, пассивностью, а правая часть листа и верх – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий.
На этих закономерностях построены проективные тесты: «рисунок человека», «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», тест «Миокинетика» Мира и Лопеса, «Несуществующее животное» и др. Рисунки выполняются карандашом: ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|