Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия. Диагностический материал по теме 1. Человек и его познание. Предмет, задачи и методы современной психологии




Вопросы для обсуждения

1. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии – биологической и т. д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «психологическая картина мира»? Как может быть вписан в эту картину человек?

2. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологий? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления?

3. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе?

4. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же общего признания и уважения, как знание о природе и обществе?

5. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого метода для исследований в школе.

6. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?

7. В чем особенность теста как психологического метода исследования?

Практический материал для семинарского занятия

Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

 

1. Психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась:

а) в V в. до нашей эры;

б) в XVII в;

в) во второй половине XIX в.;

г) в XX в.

 

2. Первым этапом в становлении психологии как науки было:

а) изучение и объяснение феномена «души»;

б) применение метода интроспекции в психологии;

в) исследование сферы бессознательного;

г) исследование природы психического.

 

3. Предметом психологии является:

а) высшая нервная деятельность;

б) «душа»;

в) процесс активного отражения человеком объективной
реальности;

г) переживание человека.

 

4. Основным предметом изучения советской психологии выступает:

а) сознание;

б) психика;

в) «душа»;

г) поведение.

 

Задание №2. Проведите соответствие между авторами и их научными достижениями.

 

Становление отечественной психологии связано с именами ученых, которые были основоположниками:

а) метода естественного эксперимента;

б) экспериментальной психологии в России;

в) первого в России Психологического института;

г) культурно-исторической теории развития психики человека;

д) научных основ изучения темперамента.

 

1. Л. С. Выготский

2. А. Ф. Лазурский

3. Н. Н. Ланге

4. Б. М. Теплов

5. Г. И. Челпанов

Задание №3. Сопоставьте научные принципы отечественной психологии с их содержанием:

 

а) психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий;

б) сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности человека;

в) психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности;

г) необходимость исследования всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

 

1. Принцип личностного подхода.

2. Принцип единства сознания и деятельности.

3. Принцип детерминизма.

4. Принцип развития.

 

Задание №4. Определите, относительно каких методов справедливо данное высказывание.

 

И. П. Павлов писал о методе так: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».

 

Задание №5. Выберите правильный вариант ответа.

 

1. Гуманистическая психология:

а) является ветвью экзистенциализма;  

б) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;

в) сделала целью воспитания – личностный рост;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 

2. Классический психоанализ:

а) опирался на практику лечения истерических неврозов;

б) определил либидо как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности;

в) сделал предметом бессознательные влечения человека;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 


3. Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором:

а) предметом психологии являются образы восприятия;

б) гештальт выступает как форма, структура, целостная конфигурация;

в) интеллект трактуется как поведение;

г) гештальты выступают как элементы сознания;

д) все ответы верны.

 

4. Бихевиоризм – направление в психологии, при котором:

а) психология превратилась в «психологию без психики»;

б) была заложена идея программированного обучения;

в) была введена идея установки;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 

Диагностический материал по теме 1. Человек и его познание. Предмет, задачи и методы современной психологии

На семинарском занятии со студентами предлагается рассмотреть и изучить такие элементы экспериментальной психологии как проективные методы исследования. К проективным методикам в психологии относят все рисуночные тесты. Получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции.

Данный метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики ис­пользуется исследование состояния моторики (в частности, моторики рисующей руки). Согласно учению И. М. Сеченова, всякое представление, возникающее в психике, заканчивается движением, «всякая мысль заканчивается движением». Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в существующей группе мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения. Так, например, образы и мысли, вызываю­щие страх, вызывают в мышцах ног и рук напряжение, что оказывается необходимым в случае ответа на страх бегством либо защитой с помощью рук (заслоняться, ударить). При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует человека в пространстве, т. е. возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания (так, на листе бумаги – модели пространства – левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, с неуверенностью, пассивностью, а правая часть листа и верх – с поло­жительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретно­стью действий.

На этих закономерностях построены проективные тесты: «рисунок человека», «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», тест «Миокинетика» Мира и Лопеса, «Несуществующее животное» и др. Ри­сунки выполняются карандашом: ручкой и фломастером рисовать нельзя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...