Темы для рефератов. Литература. Тема 2. Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека. Основные психологические понятия по теме
Темы для рефератов 1. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. 2. Научное и житейское понимание психологических явлений. 3. Моделирование как метод психологического исследования. 4. Проективные методы в психологии.
Литература 1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М., 1977. 2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – М.: Педагогика, 1982. 3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – М., 1984. 4. Мир философии: Книга для чтения. / Ч. 2. Раздел 5. «Человек и его место в мире». – М., 1991. 5. Ольшанский, В. Б. Практическая психология для учителей / В. Б. Ольшанский. – М., 1994. 6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. 7. Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. – М., 1980. 8. Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2-х т. / Б. М. Теплов. – М., 1985. 9. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – М., 1966. Тема 2. Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека План 1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных. а) стадия элементарной сенсорной психики; б) стадия перцептивной психики; в) отражение межпредметных связей (интеллектуальное 2. Сознание как философско-научная проблема. Бытие (онтология) сознания. 3. Сознание как осознанное социальное бытие. 4. Структура сознания. 5. Сознание и бессознательное.
Основные психологические понятия по теме
Активность – всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой. Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Инстинкт – наследственно заложенные формы поведения. Интеллектуальное поведение – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и, выражающийся, прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Навык – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Подсознательное – совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Раздражимость – свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей. Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Сенсорный уровень сознания – уровень сознания, связанный с работой органов чувств. Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Тропизмы – изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей. Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к биологически значимым раздражениям.
Вопросы для обсуждения 1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?
2. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? 3. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных? 4. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека? 5. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать 6. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? 7. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему? 8. Как соотносятся психика и сознание? 9. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.
Практический материал для семинарского занятия Задание №1. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.
1. Закрепившаяся система временных нервных связей, образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условий раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения, называется: а) акцептором результатов действия; б) функциональной системой психики; в) динамическим стереотипом; г) условным рефлексом. 2. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от периферии к центру, называются: а) афферентными; б) эфферентными; в) рефлекторными; г) функциональными.
3. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от центра к периферии, называются: а) функциональными; б) рефлекторными; в) эфферентными; г) афферентными.
Задание №2. Дайте ответы на вопросы и обоснуйте их.
1. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а енота «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных? 2. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать 3. В клетку с шимпанзе подвешивали банан, который невозможно было достать лапой; при этом в клетку клали две палки различной длины, ни одной из которых в отдельности приманку достать было невозможно. После незначительного количества проб и ошибок обезьяна составляла две палки вместе и доставала банан. Для какого уровня развития психики в животном мире характерно такое поведение?
4. Если поднести вибрирующий камертон к паутине, то он вызовет движение паука, в то время как вибрация движения крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосредственно к пауку, заставит его обратиться в бегство. О каком уровне психического отражения свидетельствует данный пример?
Задание №3. Сопоставьте следующие естественно-научные теории с именами их создателей:
а) учение о высшей нервной деятельности; б) естественно-научная теория психической регуляции; в) теория функциональных систем психики; г) теория системной динамической локализации.
1. П. К. Анохин 2. А. Р. Лурия 3. И. П. Павлов 4. И. М. Сеченов
Задание №4. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.
1. Для элементарного сенсорного уровня развития психики характерны следующие признаки: а) отражать предметы в целом; б) отражать связи и отношения между предметами; в) отражать отдельные свойства предметов; г) ставить цели и достигать их.
2. Признаком психической формы элементарного отражения в животном мире является: а) мыслительная деятельность; б) инстинкт; в) чувствительность; г) рефлекс.
3. Сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие, называют: а) рефлекторной деятельностью; б) динамическим стереотипом; в) акцептором результатов деятельности; г) функциональными системами психики.
4. Важнейшим условием развития сознания в онтогенезе является: а) развитие органов чувств; б) формирование прямохождения; в) общение с окружающими людьми; г) наследственные предпосылки.
5. Сознание как высшая форма психического отражения и высший уровень саморегуляции характеризуется: а) активностью; б) интенциональностью; в) критичностью; г) все ответы верны.
Задание №5. Имеет ли место в следующих примерах сознательная или бессознательная сторона активности?
1. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Он не мог выполнить это задание гипнотизера. В то время как другие указания: умыться, съесть яблоко и т. п. испытуемый выполнял.
2. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения. 3. Семиклассник, которого дразнили одноклассники, разорвал учебник и тетрадь, ударил одного из товарищей. 4. Выпускник школы свое поступление в педагогический вуз мотивировал тем, что любит детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|