Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы для рефератов. Литература. Тема 2. Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека. Основные психологические понятия по теме




Темы для рефератов

1. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

2. Научное и житейское понимание психологических явлений.

3. Моделирование как метод психологического исследования.

4. Проективные методы в психологии.

 

Литература

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М., 1977.

2. Анастази,  А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – М.: Педагогика, 1982.

3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – М., 1984.

4. Мир философии: Книга для чтения. / Ч. 2. Раздел 5. «Человек и его место в мире». – М., 1991.

5. Ольшанский, В. Б. Практическая психология для учителей / В. Б. Ольшанский. – М., 1994.

6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

7. Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. – М., 1980.

8. Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2-х т. / Б. М. Теплов. – М., 1985.

9. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – М., 1966.


Тема 2. Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека

План

1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

а) стадия элементарной сенсорной психики;

б) стадия перцептивной психики;

в) отражение межпредметных связей (интеллектуальное
поведение).

2. Сознание как философско-научная проблема. Бытие (онтология) сознания.

3. Сознание как осознанное социальное бытие.

4. Структура сознания.

5. Сознание и бессознательное.

 

Основные психологические понятия по теме

Активность – всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой.

Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Инстинкт – наследственно заложенные формы поведения.

Интеллектуальное поведение – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и, выражающийся, прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Навык – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.

Подсознательное – совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания.

Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира.

Раздражимость – свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Сенсорный уровень сознания – уровень сознания, связанный с работой органов чувств.

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Тропизмы – изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей.

Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к биологически значимым раздражениям.

 

Вопросы для обсуждения

1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

2. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции?

3. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

4. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?

5. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать
трудом?

6. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

7. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?

8. Как соотносятся психика и сознание?

9. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.

 

Практический материал для семинарского занятия

Задание №1. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

 

1. Закрепившаяся система временных нервных связей, образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условий раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения, называется:

а) акцептором результатов действия;

б) функциональной системой психики;

в) динамическим стереотипом;

г) условным рефлексом.

2. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от периферии к центру, называются:

а) афферентными;

б) эфферентными;

в) рефлекторными;

г) функциональными.

 

3. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от центра к периферии, называются:

а) функциональными;

б) рефлекторными;

в) эфферентными;

г) афферентными.

 

Задание №2. Дайте ответы на вопросы и обоснуйте их.

 

1. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а енота «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

2. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать
трудом?

3. В клетку с шимпанзе подвешивали банан, который невозможно было достать лапой; при этом в клетку клали две палки различной длины, ни одной из которых в отдельности приманку достать было невозможно. После незначительного количества проб и ошибок обезьяна составляла две палки вместе и доставала банан. Для какого уровня развития психики в животном мире характерно такое поведение?

4. Если поднести вибрирующий камертон к паутине, то он вызовет движение паука, в то время как вибрация движения крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосредственно к пауку, заставит его обратиться в бегство. О каком уровне психического отражения свидетельствует данный пример?

 

Задание №3. Сопоставьте следующие естественно-научные теории с именами их создателей:

 

а) учение о высшей нервной деятельности;

б) естественно-научная теория психической регуляции;

в) теория функциональных систем психики;

г) теория системной динамической локализации.

 

1. П. К. Анохин

2. А. Р. Лурия

3. И. П. Павлов

4. И. М. Сеченов

 

Задание №4. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

 

1. Для элементарного сенсорного уровня развития психики характерны следующие признаки:

а) отражать предметы в целом;

б) отражать связи и отношения между предметами;

в) отражать отдельные свойства предметов;

г) ставить цели и достигать их.

 

2. Признаком психической формы элементарного отражения в животном мире является:

а) мыслительная деятельность;

б) инстинкт;

в) чувствительность;

г) рефлекс.

 

3. Сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие, называют:

а) рефлекторной деятельностью;

б) динамическим стереотипом;

в) акцептором результатов деятельности;

г) функциональными системами психики.

 

4. Важнейшим условием развития сознания в онтогенезе является:

а) развитие органов чувств;

б) формирование прямохождения;

в) общение с окружающими людьми;

г) наследственные предпосылки.

 

5. Сознание как высшая форма психического отражения и высший уровень саморегуляции характеризуется:

а) активностью;

б) интенциональностью;

в) критичностью;

г) все ответы верны.

 

Задание №5. Имеет ли место в следующих примерах сознательная или бессознательная сторона активности?

 

1. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Он не мог выполнить это задание гипнотизера. В то время как другие указания: умыться, съесть яблоко и т. п. испытуемый выполнял.

2. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

3. Семиклассник, которого дразнили одноклассники, разорвал учебник и тетрадь, ударил одного из товарищей.

4. Выпускник школы свое поступление в педагогический вуз мотивировал тем, что любит детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...