Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и задачи административно-территориального устройства




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. 5

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА... 5

ГЛАВА II. 8

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА……………………………………………………………………………..…8

ГЛАВА III. 17

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ………………………………………………………………………………………17

ГЛАВА IV …………………………………………………………………………………… 34

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ………………………............... 34

ГЛАВА V... 40

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ РОССИИ……..40

ГЛАВА VI. 52

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РФ……………………………………….............................. 52

ГЛАВА V II. 59

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РФ... 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.... 63

ВВЕДЕНИЕ

Конец XX века стал временем пристального внимания к проблеме совершенствования административно-территориального деления России. Сформировавшаяся к этому периоду структура административно-территориального деления страны перестала восприниматься как оптимальная и устойчивая. Набор административно-политических проблем и противоречий в современной России на рубеже веков оказался настолько широк, что настоятельная необходимость в реформе основ территориального управления стала очевидной. Выстроенная на протяжении XX века под влиянием различных, зачастую, противоречивых факторов система административно-территориального управления Российской Федерацией не смогла полностью разрешить накопившиеся ранее проблемы и поставила новые. Характерные для неё особенности: излишняя дробность, неравноценность субъектов федерации по размерам территории, численности населения, природно-ресурсному и экономическому потенциалу, наличие «матрешечных» территориальных единиц, неравноправное положение субъектов федерации различного статуса (республик, краев, областей, автономных округов), несмотря на их равенство, декларируемое Конституцией - все это порождает серьезные проблемы в территориальном управлении страной. В условиях авторитаризма такая громоздкая и асимметричная система держалась на жесткой конструкции, сформированной на базе предельно централизованного партийно-государственного аппарата.

Постсоветский период в развитии России выдвинул новые ориентиры государственной региональной политики. Основными ее задачами являются, с одной стороны, стремление к сохранению единства и территориальной целостности российского государства, с другой, «осуществление мер экономического, административного и правового характера, обеспечивающих самостоятельность регионов, сочетание государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории России». Эти задачи начали осуществляться в условиях сложившейся еще при социализме территориальной организации страны с доставшимся от прежних времен административно-территориальным делением. Такая ситуация вызвала потребность в реконструкции административно-территориального деления России, начала которой были положены изменениями статуса российских регионов в 1990-х годах и принятием новой Российской Конституции 1993 г., продолжены с введением системы федеральных округов, предложениями по объединению ряда регионов. Волна публикаций в прессе на эту тему, появление разнообразных, порой противоречивых, проектов дальнейшего переустройства административно-территориального деления России - дополнительные свидетельства того, что данная проблема к настоящему времени не просто актуальна, а нуждается во всесторонне обдуманном и взвешенном решении. В то же время в России накоплен огромный исторический опыт преобразований системы административно-территориального деления, учет которого, может оказаться полезным не только в выработке перспективных решений, но, и позволит избежать допущенных ранее ошибок.
Особенную важность представляет опыт административно-территориальных преобразований России в XX веке, охватившем различные периоды государственного устройства страны: Российская Империя, РСФСР, Российская Федерация. Анализ этого опыта дает возможность сравнения систем государственного территориального устройства на разных этапах, выявления исторических корней трансформации административно-территориального деления, оценки эффективности предпринятых ранее шагов и выяснения причин допущенных ошибок.

Уже в 1819 году К.И. Арсеньев подчеркивал, что «безопасность внешняя и спокойствие народа внутри государства много зависят от правильного и с благоразумием устроенного разделения государства на части». Еще более обострилась проблема рационального административно-территориального устройства в связи с присоединением к Российской Империи новых территорий, потребностью выработки грамотной стратегии управления региональным развитием страны, тем более страны многонациональной.

Цель моей работы: рассмотреть, осветить и изучить административно-территориальное устройство РФ.

Для достижения выбранной цели я поставила следующие задачи: определить понятие и задачи административно-территориального устройства РФ, рассмотреть особенности административно-территориального устройства РФ и исторические условия территориального устройства, правовое обеспечение, совершенствование административно-территориального устройства РФ, изучить собственно административно-территориальные единицы РФ, рассмотреть федеральные округа РФ.

Данная работа построена на основании книг и сайтов:www.wikipedia.ru, http://www.terrus.ru/, Саломаткин А.С. «Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики)», Манускрипт, Москва, 1995г. и др.

 

I

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Административно-территориальное деление (устройство)—разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

В Российской Федерации не существует единой системы административно-территориального деления. Отсутствует и нормативное определение типологии населенных пунктов; используются преимущественно советские критерии и принципы административно-территориального деления. Федеральное законодательство относит вопрос об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации к компетенции представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации (подпункт «л» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. (ред. от 9 февраля 2009 г.) № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 г. № 289-О). При этом при определении административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации должны учитываться положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 131 региональные власти обладали более широкими полномочиями в формировании собственной системы административно-территориального деления и местного самоуправления.

Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.

Существуют государства, в которых отсутствует административно-территориальное деление. Например, Княжество Монако, хотя в административном отношении оно разделяется на 4квартала.

Административно-территориальное устройство — это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов.

Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы — территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении госу­дарственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходи­мых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

- единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего в различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

- тесная связь административно-территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами госу­дарственного, экономического, политического и социально-куль­турного развития;

- единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);

- равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

- единая сеть административно-территориальных единиц в субъ­ектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

- единые принципы, лежащие в основе всего административно-территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);

- единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

- автономность одних административно-территориальных обра­зований по отношению к другим.

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не ис­черпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рас­сматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

Под административно-территориальной единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов.

Всякая часть территории, будучи признана самостоятельной административно-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Последнее проявляется в ряде обязательных признаков. К их числу относится наличие ограниченной определенными пределами территории, что находит свое выражение в соответствующих правовых актах, которыми либо устанавливаются границы (районов, городов, поселков), либо перечисляются населенные пункты, находящихся на территориях местного самоуправления. Территория служит экономической и финансовой основой осуществления власти создаваемых на ней представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Признавая ту или иную территорию самостоятельной административно-территориальной единицей, соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления тем самым признают право населения данной территории на управление государственными и общественными делами.

Таким образом, административно-территориальная единица — компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства или органов местного самоуправления и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания административно-территориальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные административно-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений.

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей административно-территориальное деление (членение государственной территории по политическому признаку), ведомственно - территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории).

Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.

Составной частью административно – территориального устройства являются административно-территориальное деление, которое представляет собой систему объективно связанных друг с другом элементов - административно-территориальных единиц и субъектов административно-территориальных правоотношений в их организационном единстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...