Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На базе среднего (полного) общего образования




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Центральный филиал

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030501.65 Юриспруденция)

 

 

 

Воронеж

2011 г.

 

Автор: Остапенко В.С. д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия

Рецензенты:

 

1. Н.М. Морозова – профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, д.ф.н., доцент

2. Л.М. Савушкин – профессор кафедры кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, д.и.н., профессор

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № 11 от 29 июня 2011 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия «__» _________ 2011 г., протокол № ___

 

 

©Российская академия правосудия, 2011.

©Остапенко В.С., 2011.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины………….. 4

Введение…………………………………………………………………… …… 5

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………… 6

Тематические планы……………………………………………………………... 7

Программа курса……………….……………………………… …………. 17

Планы семинарских занятий…………………………………………………… 21

Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………… 39

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов очной и заочной форм обучения ……………………………….… 41

Примерный перечень вопросов для проведения рубежного контроля……… 42

Примеры тестовых заданий…………………………………………………….. 43

Литература………………………………………….…………………………… 46

Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………… 48

 


Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины*

 

Этика, мораль, нравственность в деятельности юриста; история этики; мораль как предмет изучения этики; концепции возникновения морали; категории этики; мораль и право в деятельности юриста; юридическая этика; судейская этика; деонтология; этические аспекты взаимоотношений судьи с участниками судебного процесса; служебный этикет и культура профессионального общения юриста.

 

 

Введение

 

Профессиональная этика - это раздел этики, формулирующий нравственные требования к поведению представителей профессий, объектом деятельности которых является человек, в частности, работников юридического профиля.

Учебный курс «Профессиональная этика» занимает важное место в становлении и развитии профессиональной культуры студентов юридических образовательных учреждений. Он объясняет и обосновывает роль моральных ценностей в жизни человека и общества, дает практические рекомендации нормативного регулирования общественных отношений. Значение курса обусловлено возрастающими требованиями к формированию гуманистических идеалов и убеждений, повышению роли нравственных начал в профессиональной деятельности сотрудников судебной системы.

Основная цель учебного курса - формирование высоконравственной личности, оценивающей факты и явления профессиональной деятельности в соответствии с нормами и принципами морали.

Достижению данной цели служат следующие задачи:

1) усвоение содержания и назначения норм и принципов морали, основных категорий этики;

2) глубокое осмысление и применение в профессиональной деятельности «Кодекса судейской этики»;

3) знание содержания служебного этикета сотрудников судебной системы и сознательное его исполнение.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен

знать:

- основные этические понятия и категории;

- содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;

- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- сущность профессионально- нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;

- понятие этикета, его роль в жизни общества;

- особенности этикета юриста, его основные нормы и функции.

уметь:

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

владеть:

- с навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

- навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами морали;

Структурно дисциплина состоит из трех разделов. В разделе первом раскрывается предмет этики, определяется ее место и роль в контексте культуры.

Второй раздел раскрывает содержание профессионального долга, чести и совести в судебной деятельности, решает проблему соотношения целей и средств в профессиональной деятельности сотрудников судебной системы, дает представление о нормативных основах профессиональной этики, закрепленных в международных документах. Третий раздел посвящен этическим нормам профессионального общения.

Изучение курса «Профессиональная этика» осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, при подготовке к которым дается список литературы для самостоятельного изучения. Опыт общения студентов на семинарских и практических занятиях позволяет приобрести навыки служебного этикета и предпочтение тех или иных моральных позиций при исполнении служебных обязанностей.

Изучение курса завершается сдачей зачета.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Форма обучения
Очная Заочная
на базе общего среднего (полного) образования на базе среднего профессионального юридического образования на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессионального юридического образования на базе высшего профессионального образования
Общая трудоемкость       (36ч. - перезачет)   (32ч. – перезачет)  
Аудиторные занятия            
Лекции            
Семинарские (практические) занятия       -  
Самостоятельная работа            
НИРС            
Форма итогового контроля Зачет

 

 


Тематические планы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины и темы занятий)

Для студентов очной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

Номера и наименование разделов и тем Общая трудоёмкость Аудиторные занятия Из них по видам учебных занятий НИРС
лекции семинары лабораторные работы практические занятия групповые занятия курсовые работы (проекты) контрольные работы теоретические конференции зачёты Самостоятельная работа
                           
I семестр
Раздел 1. Теоретические основы этики
Тема №1. Предмет, задачи и специфика курса «Профессиональная этика».                          
Тема №2. История этики.                          
Тема №3. Мораль: сущность, происхождение и исторические типы.                          
Тема №4. Категории этики.                          
Раздел 2. Нравственное содержание профессиональной деятельности сотрудников судебной системы
Тема №5. Мораль и право в деятельности сотрудников судебной системы.                          
Тема №6. Юридическая этика как вид профессиональной этики.                          
Тема № 7. Судейская деонтология.                          
Тема №8. Природа и сущность этики профессиональных отношений судьи с участниками судебного процесса.                          
                           
Тема №9. Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики.                          
Раздел 3. Этика профессионального общения.
Тема №10. Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.                          
Тема №11. Культура профессионального общения юриста.                          
Всего по курсу                          
Форма итогового контроля зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины и темы занятий)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...