Тема №3 «Мораль: сущность, происхождение и исторические типы»
Семинарское занятие Цели занятия: 1.Показать актуальность изучения морали, ее сущности, концепций происхождения и исторических типов 2.Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста. 3. Расширить материал, изложенный в лекции, освещающий специфику профессиональной этики юриста, раскрывающий ее значение, сущность, необходимость изучения. 4. Дать обзор историческому ходу становления и развития морали. 5. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассмотренной теме.
Учебные вопросы: 1. Понятие морали 2. Концепции происхождения морали 3. Структура и функции морали
Литература: Основная: 1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 224 с. 2. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004. – 472 с. 3. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России / А.С. Кобликов; Российская академия правосудия. - М.: НОРМА, 2005. – 272 с. 4. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2005. – 176 с. 5. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с. 6. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 2005. – 524 с. 7. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др.; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М.: РАП, 2002. – 211 с.
Дополнительная: 8. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж: ВИ МВД России, 2005. – 156 с. 9. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование) 10. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с. 11. Порубов Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 352 с. 12. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с. 13. Скрипник А.П. Этика: учебник / А.П. Скрипник. – М.: Проект, 2004. – 352 с. 14. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с. 15. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование) 16. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.
Перечень вопросов для закрепления пройденного материала:
1.Привести различные (обыденные и научные) определения морали. 2. Раскрыть специфику морального сознания современного человека. 3. Перечислите основные концепции происхождения морали. 4. В чем сущность религиозной трактовки происхождения морали? 5. Назовите имена представителей этико-филосовских учений, отстаивающих эту концепцию. 6. В чем сущность натуралистической трактовки морали? 7. Назовите имена представителей этико-филосовских учений, отстаивающих эту концепцию. 8. В чем сущность социологической трактовки морали? 9. Назовите имена представителей этико-филосовских учений, отстаивающих эту концепцию. 10. Какова структура морали и ее функции?
Тема научного сообщения: «Этический нигилизм Фридриха Ницше».
Задание для самостоятельного изучения:
1. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника “Этика сотрудников правоохранительных органов”. /Под ред. проф. Г.В. Дубова/ –М.: Издательство “Щит – М”,2002. С.15- 38. 2. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2001. – 472 с. 3. Изучить лекционный материал. Тема №4 «Категории этики» Семинарское занятие Цели занятия: 1.Показать актуальность изучения категорий этики. 2.Разъяснить обучаемым необходимость обращения к смысловому содержанию этических категорий. 3.Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.
Учебные вопросы: 1. Понятие и виды этических категорий. 2. Сущностные категории этики Литература: Основная: 1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 224 с. 2. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004. – 472 с. 3. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России / А.С. Кобликов; Российская академия правосудия. - М.: НОРМА, 2005. – 272 с. 4. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2005. – 176 с. 5. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с. 6. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 2005. – 524 с. 7. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др.; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М.: РАП, 2002. – 211 с. Дополнительная: 8. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж: ВИ МВД России, 2005. – 156 с. 9. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование) 10. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.
11. Порубов Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 352 с. 12. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с. 13. Скрипник А.П. Этика: учебник / А.П. Скрипник. – М.: Проект, 2004. – 352 с. 14. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с. 15. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование) 16. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.
Перечень вопросов для закрепления пройденного материала:
1.Что такое этическая категория? 2.В чем заключается отличие сущностных категорий этики от структурных? 3. В чем состоят трудности определения добра и зла? 4. Расскажите о религиозных, эвдемонистических и других учения о добре и зле. 5. Каковы средства утверждения добра? 6.В чем сущность понятия «справедливость»? 7.Приведите мнения мыслителей древности о справедливости. 8.Каковы принципы справедливости? 9.Дайте определение долга. 10.Определите роль сознания долга в жизни личности и общества? 11. Каково соотношение долга и личного интереса? 12. Определите происхождение долга и его структуру? 13. Приведите определение совести и покажите ее роль в жизни личности и общества. 14. Каково происхождение совести? 15. В чем состоит сущность счастья? 16.В чем состоит сущность сознания смысла жизни и его роли в жизни человека?
Задание для самостоятельного изучения к следующему занятию:
1. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника “Этика сотрудников правоохранительных органов”. /Под ред. проф. Г.В. Дубова/ – М.: Издательство “Щит – М”,2002. 2. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2001. – 472 с. 3. Подготовить высказывания философов прошлого и настоящего об этических категориях (о каждой из категорий не менее 4-х высказываний) 4. Изучить лекционный материал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|