Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №3. Мораль: сущность, происхождение и исторические типы.




Этика как наука о морали. Понятие морали. Роль морали в жизни человека и общества. Мораль как важный элемент социализации человека. Проблемы происхождения морали. Исторические типы морали. Развитие учений о сущности морали. Основные этические теории о происхождении морали. Религиозная, натуралистическая, социологическая трактовки происхождения морали. Важнейшие моральные и этические учения (Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед).

Структура морали. Уровни и основные элементы морального сознания. Нормы и принципы морали. Нравственное отношение и нравственная деятельность. Функции морали.

Понятие нравственной свободы и необходимости. Моральный выбор как условие целесообразной человеческой деятельности. Мораль как специфический вид социального регулирования.

Тема № 4. Категории этики.

 

Сущность этических категорий, их ценностно-ориентационный и нормативно-оценочный характер. Добро и зло как наиболее общие понятия морального сознания. Справедливость как категория этики. Совесть и долг. Природа совести и долга. Совесть и стыд, муки совести, чувство вины. Моральный долг как внутренняя потребность личности. Честь и достоинство - исходная моральная позиция личности. Права и свободы личности. Смысл жизни и цель жизни. Моральные ценности как ориентиры жизненного самоопределения. Взаимосвязь личного и общественного в ценностных ориентациях человека. Значение моральных ценностей и категорий этики в деятельности сотрудников судебной системы.

 

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

 

Тема №5. Мораль и право в деятельности сотрудников судебной системы.

Мораль и право как специфические формы социального регулирования. Оценочный и нормативный характер морали и права. Актуальность изучения проблемы взаимоотношений между моралью и правом. История становления нормативно-регулятивной сферы в обществе. Мораль и право: критерии сходства и различия. Оценка как форма выраженной моральной и правовой санкции. Мораль как ценностный критерий права, ее значение в специфической деятельности сотрудников судебной системы.

Тема 6. Юридическая этика как вид профессиональной этики.

Понятие юридической этики. Нравственное содержание конституционных норм о правоохранительной деятельности. Судебная этика, ее содержание и значение. Особенности судебной деятельности. Этические основы судебной деятельности. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии. Пределы этического в судебной деятельности. Этические границы судебных решений. Проблемы справедливого назначения наказания. Ответственность судьи за нарушение этических правил.

Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания. Этика предварительного следствия.

 

Тема № 7. Судейская деонтология.

Нравственно-психологические качества судьи. Этические категории, обеспечивающие нравственное содержание правосудия и поведения судьи. Соотношение этики и права в регулировании поведения судьи. Общая характеристика принципов и норм этики, применяемых судьей при осуществлении правосудия. Независимость и беспристрастность судей. Справедливость как категория правовая и этическая и критерии ее определения судьей. Гуманизм и милосердие. Механизм применения этических принципов и норм при осуществлении правосудия. Нормы нравственности и судейское усмотрение. Этические аспекты взаимодействия судьи и сторон в условиях состязательного правосудия. Процессуальные гарантии и этика судьи. Деонтология судьи. Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм. Ответственность судьи за нарушение этических правил. Федеральный закон РФ «О статусе судей».

 

Тема №8. Природа и сущность этики профессиональных отношений судьи с участниками судебного процесса.

 

Сущность и основные принципы этики профессиональных отношений. Этика и социальная ответственность организаций. Этические нормы в деятельности организаций. Коллизии выбора этических ориентиров. Коллизии взаимоотношений судьи с коллегами, представителями органов уголовного преследования. Взаимоотношения судей и адвокатов. Взаимоотношения с подсудимым, потерпевшим истцом и ответчиком. Ведение переговоров с представителями сторон. Взаимоотношения со вспомогательным персоналом. Взаимоотношения со свидетелями, специалистами, вспомогательным персоналом, экспертами, публикой.

 

Тема №9. Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики.

 

Особенности юридических профессий, обуславливающих возникновение профессиональной деформации. Судейский стресс. Сущность профессионально-нравственной деформации (ПНД). Уровни и факторы-показатели профессионально-нравственной деформации. Причины профессионально-нравственной деформации. Меры по профилактике ПНД.

 

 

Раздел 3. Этика профессионального общения

Тема №10. Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.

 

Сущность и структура этикета. История возникновения этикета. Основные принципы этикета. Сущность вежливости, скромности и тактичности. Доброжелательность и толерантность как сущностные характеристики современного этикета. Основные виды этикета. Служебный этикет в судебной системе.

Тема 11. Этические аспекты профессионального общения.

 

Профессиональное общение как социально-психологическая категория. Коммуникативная культура в профессиональном общении. Коммуникативная компетентность юриста. Управление профессиональным общением. Виды делового общения. Структура общения. Этико-психологические аспекты восприятия и понимания человека человеком. Особенности профессионального речевого поведения. Невербальный этикет. Культура установления психологического контакта с различными категориями участников судебного процесса. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Этика использования средств выразительности деловой речи. Культура дискуссии. Нравственное значение судебных прений. Этика обвинительной речи прокурора. Этика речи защитника.


Планы семинарских занятий

 

Тема №2 «История этики»

Семинарское занятие №1

Цели занятия:

1.Показать актуальность изучения истории этики как науки

2.Разъяснить обучаемым необходимость обращения к историческому контексту нравственности.

3.Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.

4. Расширить материал, изложенный в лекции, освещающий специфику профессиональной этики юриста, раскрывающий ее значение, сущность, необходимость изучения.

5.. Дать обзор историческому ходу становления и развития этической мысли. Определить основные этапы развития этики и подчеркнуть прикладной характер этического знания в истории человечества.

6. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассмотренной теме.

 

Учебные вопросы:

1. Статус этики как науки: исторический контекст.

2. Этапы исторического развития этики.

3. «Предэтика»

4. Этика Древнего Востока

 

Литература:

Основная:

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 224 с.

2. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004. – 472 с.

3. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России / А.С. Кобликов; Российская академия правосудия. - М.: НОРМА, 2005. – 272 с.

4. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с.

5. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 2005. – 524 с.

6. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др.; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М.: РАП, 2002. – 211 с.

Дополнительная:

7. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж: ВИ МВД России, 2005. – 156 с.

8. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.

9. Порубов Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 352 с.

10. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.

11. Скрипник А.П. Этика: учебник / А.П. Скрипник. – М.: Проект, 2004. – 352 с.

12. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.

 

Перечень вопросов для закрепления пройденного материала:

 

1.С какого времени следует понимать этическое знание как научное?

2. Какова роль И. Канта в оформлении этики в самостоятельную «автономную» область научного знания?

3. Перечислите периоды в историческом развитии этики как науки.

4. В чем состояла сущность процесса зарождения этического миропонимания у древних людей?

5. Каковы особенности этики Древнего Востока?

6.Жизнь и этическое наследие Гаутамы Сидхардхи.

7. Жизнь и этическое наследие Конфуция.

8.Этические аспекты Брахманизма, легизма, даосизма.

9. Каково значение знания исторического развития этики для современного человека и юриста.

Тема научного сообщения: «Этика ритуала Конфуция», «Этические аспекты буддизма».

 

Задание для самостоятельного изучения:

1. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника “Этика сотрудников правоохранительных органов”. /Под ред. проф. Г.В. Дубова/ –М.: Издательство “Щит – М”,2002.

2. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2001. – 472 с.

3. Изучить лекционный материал

 

 


Тема №2 «История этики»

Семинарское занятие № 2

Цели занятия:

1.Показать актуальность изучения истории этики как науки.

2.Разъяснить обучаемым необходимость обращения к историческому контексту нравственности.

3.Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.

4.Расширить материал, изложенный в лекции, освещающий специфику профессиональной этики юриста, раскрывающий ее значение, сущность, необходимость изучения.

5. Дать обзор историческому ходу становления и развития этической мысли. Определить основные этапы развития этики и подчеркнуть прикладной характер этического знания в истории человечества.

6. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассмотренной теме.

 

Учебные вопросы:

1. Античная этика

2. Средневековая этика

3. Этика Нового времени

4. Этика Современности

Литература:

Основная:

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 224 с.

2. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004. – 472 с.

3. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России / А.С. Кобликов; Российская академия правосудия. - М.: НОРМА, 2005. – 272 с.

4. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2005. – 176 с.

5. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с.

6. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 2005. – 524 с.

7. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др.; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М.: РАП, 2002. – 211 с.

Дополнительная:

8. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование)

9. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.

10. Порубов Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 352 с.

11. Скрипник А.П. Этика: учебник / А.П. Скрипник. – М.: Проект, 2004. – 352 с.

12. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.

 

Перечень вопросов для закрепления пройденного материала:

 

1. В чем состоял этический смысл гедонизма, рационализма, релятивизма, эвдемонизма, аскетизма, стоицизма?

2. Назовите имена представителей вышеуказанных этико-философских учений.

3. Приведите высказывания представителей вышеуказанных этико-философских учений, в которых выражен их основной нравственный смысл.

4.Перечислите основные достижения античных этиков.

5. В чем состояла сущность этического миропонимания философов-этиков эпохи средневековья?

6. Назовите основные задачи, которые решались средневековой этикой. В чем состоял этический смысл «теории естественного права», «теории разумного эгоизма», утилитаризма?

7. Назовите имена представителей вышеуказанных этико-философских учений.

8. Приведите высказывания представителей вышеуказанных этико-философских учений, в которых выражен их основной нравственный смысл.

9.Перечислите основные достижения этиков Нового времени.

10. В чем состояла сущность современного этического миропонимания?

11. Назовите основные задачи, которые решаются современной этикой.

12. Перечислите основные тенденции развития современной этики.

 

Тема научного сообщения: «Этика любви Иисуса Христа», «Нормативная этика ислама».

Задание для самостоятельного изучения:

1. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника “Этика сотрудников правоохранительных органов”. /Под ред. проф. Г.В. Дубова/ –М.: Издательство “Щит – М”,2002.

2. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2001. – 472 с.

3. Изучить лекционный материал

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...