Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 10 «Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы»




Семинарское занятие

Цели занятия:

1.Раскрыть специфику служебной этики и этикета сотрудников судебной системы.

2.Показать способы овладения навыками этикетного поведения.

3.Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.

 

Учебные вопросы

1. История возникновения этикета

2. Базовые принципы этикета

3. Виды служебного этикета

Литература:

Основная:

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 224 с.

2. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 2005. – 524 с.

3. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др.; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М.: РАП, 2002. – 211 с.

Дополнительная:

4. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж: ВИ МВД России, 2005. – 156 с.

5. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.

6. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование)

7. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.

 

Перечень вопросов для закрепления пройденного материала:

 

1. Раскройте сущность этикета.

2.Приведите различные точки зрения по поводу возникновения этикета.

3. Каково соотношение этики и этикета?

4.Дайте определение понятию «вежливость». Перечислите различные «оттенки» вежливости.

5.Дайте определение понятию «скромность».

6.Дайте определение понятию «тактичность».

7. Перечислите виды этикета.

8. Перечислите виды служебного этикета.

9. Раскройте смысл субординационного этикета.

10. Раскройте смысл ритуального этикета.

11. Раскройте этикетные правила проведения деловых совещаний.

12. Каково значение знания этикета для современного юриста.

 

Задание для самостоятельного изучения:

 

1. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника “Этика сотрудников правоохранительных органов”. /Под ред. проф. Г.В. Дубова/ –М.: Издательство “Щит – М”,2002.

2. Прочитать книгу по общегражданскому этикету.

3. Подготовить письменный ответ (3-4 страницы) на тему «Культура внешнего вида юриста»

4. Изучить лекционный материал.

 

Тема №11 «Культура профессионального общения юриста»

Семинарское занятие

Цели занятия:

1.Раскрыть специфику профессионального общения юриста.

2.Показать взаимосвязь высокой культуры общения и профессиональной успешности юриста.

3.Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.

 

Учебные вопросы:

1.Понятия: общение и коммуникативная компетентность юриста

2.Этические аспекты перцепции.

3.Этические аспекты коммуникации.

4.Этические аспекты интеракции.

Литература:

Основная:

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 224 с.

2. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004. – 472 с.

3. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России / А.С. Кобликов; Российская академия правосудия. - М.: НОРМА, 2005. – 272 с.

4. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2005. – 176 с.

5. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с.

6. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 2005. – 524 с.

7. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др.; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М.: РАП, 2002. – 211 с.

Дополнительная:

8. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж: ВИ МВД России, 2005. – 156 с.

9. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование)

10. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.

11. Порубов Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 352 с.

12. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.

13. Скрипник А.П. Этика: учебник / А.П. Скрипник. – М.: Проект, 2004. – 352 с.

14. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.

15. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование)

16. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.

 

Перечень вопросов для закрепления пройденного материала:

 

1. Раскройте сущность понятий: общение и коммуникативная компетентность юриста.

2. В чем состоит культура восприятия и понимания человека человеком?

3. Раскройте этико-психологические аспекты социальной перцепции.

4.Перечислите требования, предъявляемые к речи юриста.

5. Сформулируйте базовые правила невербального этикета.

6.В чем состоит смысл активного слушания?

7. Раскройте этико-психологические аспекты интеракции.

8. В чем состоит культура установления психологического контакта?

9. Перечислите известные Вам приемы установления психологического контакта.

7. Каково значение этикетных навыков для современного юриста?

 

Задание на самоподготовку:

1. Изучить литературу: Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: ЛГУ, 1985. – 168.

2. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. -М., 1988. - 63 с.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: МГУ, 1990. -104 с.

4. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.,1989. - 55 с.

5. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995. - 108 с.

6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -СПб,1999.-207 с.

7. Лабунская В.А. Экспрессия человека. Ростов-на-Дону, 1999. –386 с.

8. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

9. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986. –365 с.

 

Задание для самостоятельного изучения:

 

1. Изучить соответствующие вопросам лекции главы учебника “Этика сотрудников правоохранительных органов”. /Под ред. проф. Г.В. Дубова/ –М.: Издательство “Щит – М”,2002.

2. Изучить лекционный материал.

 

 


Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Указанная дисциплина изучается на протяжении первого семестра, со сдачей зачета. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой. При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

––изучить предыдущий лекционный материал;

—изучить рекомендованную учебную литературу;

—дополнить конспекты лекций;

—изучить и законспектировать первоисточники по теме;

подготовить ответы на все вопросы семинара. Необходимо уяснить место изучаемой темы в общем курсе «Профессиональной этики», осмыслить те вопросы, которые раскрывают тему. Обращаясь к источникам, конспектам лекций, прочитанному по теме семинарского занятия, студенту следует обратить внимание на новые понятия, а так же на тот материал, который рекомендован для самостоятельного изучения.

К семинару следует составлять план своего выступления по всем вопросам занятия. В плане должна найти свое отражение и информация, почерпнутая из монографической литературы и первоисточников. Выступление на семинаре может быть основным и дополнительным. Основное выступление раскрывает вопрос в общих чертах, а дополнительное выступление уточняет детали, раскрывает частные моменты. Во время выступления студентам разрешается пользоваться не только рабочим планом, но и первоисточниками, учебниками, учебными пособиями. Использование первоисточника не может превращаться в его сплошное чтение. Необходимо учиться свободно излагать материал своими словами. Оценка в журнале выставляется: за информативную насыщенность ответа и его логическую связанность, творческое видение проблемы, ее связь с предстоящей правоприменительной деятельностью, умение обосновывать собственное мнение, оригинальность мышления (основной ответ); уместное добавление, реплику, удачные примеры (дополнительный ответ).

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам связанным с профессиональной этикой судьи согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

 

 


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов очной и заочной форм обучения

 

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 89 % часов от объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) вопросы в ходе самостоятельной работы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

 

 


Примерный перечень вопросов для проведения рубежного контроля

1. Этика как учение о морали.

2. Понятие морали. Концепции происхождения

3. Содержание и структура морали.

4. Основные категории этики.

5. Мораль и право. Сходство и различие в социальных функциях.

6. Особенности профессиональной этики сотрудников судебной системы.

7. Основные требования служебного этикета для сотрудников судебной системы.

8. Содержание понятий честь, совесть и достоинство сотрудника судебной системы.

9. Становление этики в различные исторические периоды.

10. Основные системы религиозной этики.

11. Нравственно-политическая система Конфуция.

12. Этические основы буддизма.

13. Иисус Христос и его моральное учение.

14. Мухаммед и этические нормы ислама.

15. Юридическая этика как вид профессиональной этики.

16. Судебная этика, ее содержание и значение.

17. Проблемы справедливого назначения наказания.

18. Ответственность судьи за нарушение этических правил.

19. Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм.

20. Основные принципы и формы этикета.

21. Служебный этикет в судебной системе.

 

Примеры тестовых заданий

 

1. Наиболее полное и научно обоснованное определение этики звучит следующим образом…

А) этика – это знание о морали и нравственности, добре, справедливости, долге, чести и совести в отношениях и поведении людей, социальных групп

Б) этика – это область гуманитарного знания, которая занимается исследованием сущности добродетелей и пороков, нравственного и безнравственного смысла, заключенного в поступках людей

+В) этика - это наука, которая изучает проблемы возникновения, развития и функционирования морали в жизнедеятельности человека и общества

Г) этика это отрасль философии, изучающая специфику морально нравственных отношений между людьми

2. Составляющими понятие морали являются

+А) совокупность норм принципов, идеалов добродетельного поведения

Б) само поведение

В) отноше­ния между людьми.

Г) правила «хорошего тона»

3. Нравственностью может считаться

А) образ идеального поведения людей

+Б) реальное поведение людей на основе представления об идеальном образе поступков и действий

В) позитивные функции поступков

Г) социально одобряемое поведение человека

4. Натуралистическая концепция происхождения морали считает нормы человеческого поведения результатом

А) божественного провидения, откровения.

Б) экономического соглашения в целях взаимовыгодного существования

+В) эволюции природных, инстинктивных форм «доброго» поведения животных в человеческие «осознанные» нормы, стандарты.

Г) политического соглашения межу отдельными социальными группами

5. Мысль о том, что «Добро и зло - это две стороны одной медали» и то, что для одного человека считается добром для другого может оказаться злом высказывали

А) рационалисты

+Б) релятивисты

В) стоики

Г) аскеты

6. Высказывание: «Знание о том, как быть добродетельным является добродетелью» принадлежит сторонникам

А) релятивизма

Б) гедонизма

+В) рационализма

Г) эвдемонизма

7. Высказывание: «Мы не можем изменить окружающий мир, но мы можем изменить свое отношение к нему» принадлежит сторонникам

А) релятивизма

Б) гедонизма

+В) стоицизма

Г) эвдемонизма

8. В главе кодекса судейской этики о правилах поведения судьи во внеслужебной деятельности одним из пунктов является

+А) «Внеслужебная деятельность судьи не должна вы­зывать сомнений в его порядочности и честности»

Б) «Избегать любых контактов с представителями органов уголовного преследования во избежании возможного давления с их стороны на ход и результат процесса»

В) «Судья не может участвовать в общественной дея­тельности»

Г) «Судья не вправе заниматься любым видом коммерческой, научной и педагогической деятель­ности»

9. В главе кодекса судейской этики об особенностях поведения судьи при реа­лизации права на свободу самовыражения и свободу объединения

+А) Судья, как и другие граждане, пользуется свобо­дой слова, вероисповедания, участия в ассоциациях и собраниях; однако, пользуясь упомянутыми правами, судья должен всегда вести себя таким образом, чтобы не умалять уважения к своей должности и сохранять беспристрастность и независимость судебных органов.

Б) Судья не должен создавать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для за­щиты своих интересов, совершенствования профессио­нальной подготовки и сохранения своей судебной не­зависимости.

В) Судья имеет право на сохранение своих полномочий в случае выдвижения кандида­том в депутаты в состав органа законодательной (пред­ставительной) власти Российской федерации, органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления либо на иную выборную должность.

Г) Судья вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и де­монстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях

10. Закон Талиона гласит

А) «нет такой тайны, которая не стала бы явью»

Б) «нет такого греха, за который бы не было воздаяния»

+В) «око за око, зуб за зуб»

Г) «единожды солгав, лжешь постоянно»

11. Золотое правило нравственности звучит следующим образом

А) Сдерживай себя во всем, чтобы соответствовать ожиданиям других

+Б) Не делай другим того, чего не пожелаешь себе

В) Относись к другим как к цели, но не как к средству

Г) Не делай добра, не получишь зла

 

 

Литература

Основная**:

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 224 с.

2. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004. – 472 с.

3. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М.: НОРМА, 2005. – 176 с.

4. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 2005. – 524 с.

5. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др.; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М.: РАП, 2002. – 211 с.

 

Дополнительная

 

6. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж: ВИ МВД России, 2005. – 156 с.

7. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование)

8. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – 208 с.. – (Профессиональное образование)

9. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.

10. Порубов Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 352 с.

11. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.

12. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЦЮЛ "Щит", 2001. – 384 с.

13. Скрипник А.П. Этика: учебник / А.П. Скрипник. – М.: Проект, 2004. – 352 с.

14. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.

15. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование)

16. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с.

17. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет, задачи и структура дисциплины «Этика», ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок, повышения уровня профессиональной и общей культуры людей.

2. Структура науки этики. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

3. Становление этики в различные исторические периоды. Этапы развития этики как науки.

4. Этика Древнего Востока (брахманизм, буддизм, конфуцианство).

5. Античная этика. Основные положения (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур).

6. Средневековая этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

7. Этика Нового времени и эпохи Просвещения (Г. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Ницше).

8. Современная этика: этика ненасилия (Л. Толстой), этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер).

9. Основные системы религиозной этики.

10. Нравственно-политическая система Конфуция. Этические основы буддизма.

11. Иисус Христос и Его моральное учение.

12. Мухаммед и этические нормы ислама.

13. Мораль: сущность, происхождение и исторические типы.

14. Структура морали. Уровни и основные элементы морального сознания. Функции морали.

15. Сущность этических категорий, их ценностно-ориентационный и нормативно-оценочный характер.

16. Добро и зло как наиболее общие понятия морального сознания.

17. Справедливость как категория этики.

18. Моральный долг как внутренняя потребность судьи.

19. Честь и достоинство - исходная моральная позиция судьи.

20. Смысл жизни и цель жизни. Моральные ценности как ориентиры жизненного самоопределения судьи.

21. Мораль и право как специфические формы социального регулирования.

22. История становления нормативно-регулятивной сферы в обществе.

23. Юридическая этика как вид профессиональной этики.

24. Судебная этика, ее содержание и значение.

25. Пределы этического в судебной деятельности.

26. Проблемы справедливого назначения наказания.

27. Ответственность судьи за нарушение этических правил.

28. Этика предварительного следствия.

29. Судейская деонтология.

30. Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм.

31. Сущность и основные принципы этики профессиональных отношений судьи.

32. Этические аспекты взаимоотношений судьи с коллегами, представителями органов уголовного преследования.

33. Этические аспекты взаимоотношений судей и адвокатов.

34. Этические аспекты взаимоотношений судьи с подсудимым, потерпевшим истцом и ответчиком.

35. Этические аспекты ведения переговоров с представителями сторон. Этические аспекты взаимоотношений судьи со свидетелями, специалистами, вспомогательным персоналом, экспертами, публикой.

36. Профессиональная деформация специалиста юридической профессии: факторы-показатели, способы профилактики.

37. Судейский стресс

38. Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.

39. Сущность и структура этикета. История возникновения этикета. Основные принципы этикета

40. Сущность вежливости, скромности и тактичности. Доброжелательность и толерантность как сущностные характеристики современного этикета.

41. Профессиональное общение как социально-психологическая категория.

42. Коммуникативная компетентность юриста. Управление профессиональным общением.

43. Виды делового общения. Структура общения. Этико-психологические аспекты восприятия и понимания человека человеком.

44. Особенности профессионального речевого поведения судьи.

45. Невербальный этикет. Культура установления психологического контакта с различными категориями участников судебного процесса.

46. Культура дискуссии.

47. Нравственное значение судебных прений. Этика обвинительной речи прокурора.

48. Этика речи защитника.


* В соответствии с требованиями к уровню подготовки специалистов и минимуму содержания дисциплин национально-регионального компонента, специализации и дисциплин по выбору студентов устанавливаемых вузом. Рекомендованные к изданию Учебно-методическим советом Академии протокол № 1 от 17 октября 2006 г.

* Литература, имеющаяся в фонде библиотеки Центрального филиала РАП.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...