Тема 14. Мышление. Основные психологические понятия по теме. Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия
Тема 14. Мышление План 1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. 2. Виды мышления: а) наглядно-действенное; б) наглядно-образное; в) словесно-логическое. 3. Мыслительные операции. 4. Формы мышления. Основные психологические понятия по теме
Абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Гипотеза – предположение, проект решения задачи. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Разум (ум) – высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
Вопросы для обсуждения 1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? 2. Чем отличается наглядно-действенное мышление от наглядно-образного? 3. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны? 4. На примере изучения школьниками одного из разделов преподаваемого вами предмета установите, как происходит у них процесс формирования понятий. Подумайте и дайте ответы на следующие вопросы. · Какие понятия необходимо усвоить детям при изучении этого раздела? · С чего надо начинать работу по формированию у них понятий? · Как организовать работу по выделению их существенных признаков? · Какую роль при усвоении учениками новых понятий сыграли ранее сформированные представления и понятия? Каковы этапы усвоения новых понятий? · Какие мыслительные операции будут способствовать усвоению школьниками изучаемых понятий?
Практический материал для семинарского занятия Задание №1. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
1. Образец: восприятие – чувственный образ. Понятие: ... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль). 2. Образец: ощущение – живое созерцание. Понятие: ... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).
3. Образец: представление – активное отражение. Мышление – (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).
Задание №2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам это: а) абстрагирование; б) синтез; в) сравнение; г) обобщение.
2. Особенность мышления, проявляющаяся в возможности привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей, – это: а) быстрота мышления; б) глубина мышления; в) критичность мышления; г) широта мышления.
3. Мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами, называется: а) сравнением; б) абстрагированием; в) анализом; г) обобщением.
4. Что из перечисленного не является формой мышления? а) суждение; б) обобщение; в) умозаключение; г) понятие.
5. С развитием понятий идет и становление… а) анализа; б) синтеза; в) суждения; г) обобщения.
6. Представления о себе и уровне интеллекта: а) связаны, влияют друг на друга; б) уровень интеллекта определяет образ себя, Я-концепцию; в) представление о себе влияет на уровень достижений в мыслительных задачах; г) все ответы верны. 7. Индивидуальными особенностями мыслительной деятельности являются (выберите правильные ответы): а) широта; б) абстрагирование; в) гибкость; г) дедукция; д) критичность.
Задание №3. Дополните высказывание. 1. Мгновенное осознание решения некоторой проблемы – … 2. Мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому – … 3. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо – … 4. Умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий называется …
5. Умение человека объективно оценивать других и себя – … 6. Умение проникать в сущность сложных вопросов – …
Задание №4. Установите соответствие между типом обучения и формирующимся в ходе него видом мышления.
1. Описательно-объяснительное обучение. 2. Алгоритмическое обучение. 3. Проблемно-поисковое обучение.
а) продуктивное мышление; б) репродуктивно-стандартное мышление; в) репродуктивно-вариативное мышление.
Задание №5. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.
1. Мышление – процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта. 2. Мышление – это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании. 3. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 4. Мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия. 5. Мышление – это процесс переработки информации. 6. Мысль – это биотоки мозга. Задание №6. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:
Алиса спрашивает Чеширского кота: – А откуда вы знаете, что вы не в своем уме? – Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна? – Допустим, – согласилась Алиса. – Дальше, – сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме. Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус». Приведите другие примеры ложных аналогий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|