Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Мышление. Основные психологические понятия по теме. Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия




Тема 14. Мышление

План

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

2. Виды мышления:

а) наглядно-действенное;

б) наглядно-образное;

в) словесно-логическое.

3. Мыслительные операции.

4. Формы мышления.


Основные психологические понятия по теме

МЫШЛЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
ОБОБЩЕННОЕ ОТРАЖЕННОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ ПОЗНАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ   РЕШЕНИЕ КОНКТЕТНОЙ ЗАДАЧИ   СВЯЗЬ С РЕЧЬЮ  
    ПОНЯТИЕ   СУЖДЕНИЕ   УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ   АНАЛОГИЯ
АНАЛИЗ   СИНТЕЗ   СРАВНЕНИЕ   АБСТРАГИРОВАНИЕ   ОБОЩЕНИЕ   КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Гипотеза – предположение, проект решения задачи.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Разум (ум) – высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить.

Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

 

Вопросы для обсуждения

1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных?

2. Чем отличается наглядно-действенное мышление от наглядно-образного?

3. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны?

4. На примере изучения школьниками одного из разделов преподаваемого вами предмета установите, как происходит у них процесс формирования понятий. Подумайте и дайте ответы на следующие вопросы.

· Какие понятия необходимо усвоить детям при изучении этого раздела?

· С чего надо начинать работу по формированию у них понятий?

· Как организовать работу по выделению их существенных признаков?

· Какую роль при усвоении учениками новых понятий сыграли ранее сформированные представления и понятия? Каковы этапы усвоения новых понятий?

· Какие мыслительные операции будут способствовать усвоению школьниками изучаемых понятий?

 

Практический материал для семинарского занятия

Задание №1. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

 

1. Образец: восприятие – чувственный образ.

Понятие: ... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).


2. Образец: ощущение – живое созерцание.

Понятие: ... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).

 

3. Образец: представление – активное отражение.

 Мышление – (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).

 

Задание №2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

 

1. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам это:

а) абстрагирование;

б) синтез;

в) сравнение;

г) обобщение.

 

2. Особенность мышления, проявляющаяся в возможности привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей, – это:

а) быстрота мышления;

б) глубина мышления;

в) критичность мышления;

г) широта мышления.

 

3. Мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами, называется:

а) сравнением;

б) абстрагированием;

в) анализом;

г) обобщением.

 

4. Что из перечисленного не является формой мышления?

а) суждение;

б) обобщение;

в) умозаключение;

г) понятие.

 

5. С развитием понятий идет и становление…

а) анализа;

б) синтеза;

в) суждения;

г) обобщения.

 

6. Представления о себе и уровне интеллекта:

а) связаны, влияют друг на друга;

б) уровень интеллекта определяет образ себя, Я-концепцию;

в) представление о себе влияет на уровень достижений в мыслительных задачах;

г) все ответы верны.


7. Индивидуальными особенностями мыслительной деятельности являются (выберите правильные ответы):

а) широта;

б) абстрагирование;

в) гибкость;

г) дедукция;

д) критичность.

 

Задание №3. Дополните высказывание.

1. Мгновенное осознание решения некоторой проблемы – …

2. Мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому – …

3. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо – …

4. Умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий называется …

5. Умение человека объективно оценивать других и себя – …

6. Умение проникать в сущность сложных вопросов – …

 

Задание №4. Установите соответствие между типом обучения и формирующимся в ходе него видом мышления.

 

1. Описательно-объяснительное обучение.

2. Алгоритмическое обучение.

3. Проблемно-поисковое обучение.

 

а) продуктивное мышление;

б) репродуктивно-стандартное мышление;

в) репродуктивно-вариативное мышление.

 

Задание №5. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

 

1. Мышление – процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

2. Мышление – это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление – это процесс переработки информации.

6. Мысль – это биотоки мозга.


Задание №6. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:

 

Алиса спрашивает Чеширского кота:

– А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

– Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

– Допустим, – согласилась Алиса.

– Дальше, – сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус». Приведите другие примеры ложных аналогий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...