13.4. Методика исследования образной памяти «Узнавание фигур»
13. 4. Методика исследования образной памяти «Узнавание фигур» Ход выполнения задания Экспериментатор использует наглядный материал, подготовленный для данной методики, и в течение 10 секунд показывает испытуемому рис. 1а установкой запомнить предъявленные фигуры (на рис. IV. 18а даны девять различных фигур). Затем испытуемому немедленно предъявляют рис. IV. 18б, где виденные им 9 фигур разбросаны среди других двадцати пяти. На рис. IV. 18б испытуемый должен найти те фигуры, которые он видел в первом случае. Обработка результатов Экспериментатор отмечает и подсчитывает число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е. где «М» – число правильно узнанных фигур, «N» – число неправильно узнанных фигур. Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала (например, буквенного, цифрового, словесного). Рис. IV. 18а. Набор фигур к методике «Узнавание фигур»
Рис. IV. 18б. Фигуры к методике «Узнавание фигур»
Темы для рефератов 1. Теории памяти в психологии. 2. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека. 3. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти. 4. Индивидуальные особенности памяти и способности человека. Литература 1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М., 1980. 2. Вейн, А. М.,. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. – М., 1973.
3. Лапп, Д. Искусство помнить и забывать / Д. Лапп. ─ СПб.: Питер, 1995. 4. Лурия, А. Р. Нейропсихология памяти / А. Р. Лурия. – М., 1974. 5. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В. Я Ляудис. – М., 1976. 6. Норманн, Д. А. Память и научение / Д. А. Норманн. – М., 1985. 7. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. – М.: Просвещение, 1966. 8. Хофман, И. Активная память / И. Хофман. ─ М.: Медицина, 1986.
Материал для самостоятельной работы по теме 13. Память
Феномены памяти [2]
Человеческий мозг является совершенным устройством, возможности которого оценены в настоящее время лишь весьма приблизительно. Тем не менее, уже имеющиеся оценки поражают воображение. Известный американский математик фон Нейман, который придумал используемую и поныне структуру компьютеров, рассчитал количество информации, которую способен запомнить человеческий мозг. Это количество огромно – около 1020 бит, т. е. элементарных единиц информации. Столько информации не содержат даже крупнейшие библиотеки мира. К сожалению, свойство мозга запоминать весьма избирательно. Информация может быть представлена во многих видах, но с теми из них, с которыми мы сталкиваемся в сознательной жизни, человеческий мозг работает хуже всего. Вероятно, в ходе эволюции способность человека запоминать будет развиваться, и в далеком будущем любой из наших потомков сможет хранить в памяти тексты целых книг и множество больших чисел. Пока же такие люди встречаются настолько редко, что являются феноменами. Примеры феноменальной памяти существовали во все времена. Как известно из истории, Юлий Цезарь, Александр Македонский, царь Кир знали по имени и в лицо всех своих солдат (не менее 30000 человек), Фемистокл знал, узнавал по имени и в лицо 20000 своих соотечественников. Сенека мог повторить 2000 не связанных логически слов. Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста (кстати, это всего 500 чисел, которые сможете запомнить и Вы, если освоите метод, предлагаемый в этом пособии). Э. Гаон помнил наизусть 2500 книг. Японец Хидаки Таойро знал наизусть число пи до 15151-го знака после запятой. Шеришевский и вовсе ни чего раз услышанного или увиденного никогда не забывал. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз. А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами.
Некто Э. Гаси заучил наизусть все 2500 книг, которые прочитал за свою жизнь. Мало того. Он мог, не задумываясь, вспомнить из них любой отрывок. Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, но и все подробности игр клуба. Однажды во время телевизионной передачи комментатор спросил Хелда: «Чем кончился матч «Гурника» и «Одра» из Опале четыре года назад? » Ответ последовал моментально: «Мы выиграли 4: 0, встреча состоялась 18 августа, было 27 тысяч болельщиков, общая сумма дохода 235 тысяч злотых. Три гола забил Поль и один Цзолтисик... ». Кроме примеров запоминания каких-то фактов и другой упорядоченной информации, имеется немалое число свидетельств другого рода. Великому французскому художнику Гюставу Доре, создателю гениальных гравюр, издатель однажды поручил сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского вида. Доре ушел, забыв взять с собой фотографию. На следующий день он принес совершенно точную копию. Самый удачный портрет президента Линкольна нарисовал его провинциальный почитатель, неизвестный художник из штата Нью-Джерси. Восторженный поклонник видел президента всего один раз в жизни. Узнав об убийстве Линкольна, он был охвачен горем и нашел утешение, нарисовав по памяти портрет. Память гениев искусства способна на чудеса. Как известно, оглохший Бетховен писал музыку, а русский актер Остужев, потеряв слух, остался на сцене, и его помнят как выдающегося актера. Скульптор Лина По, умершая в 1948 году, продолжала создавать скульптуры, даже ослепнув. Полностью потеряв зрение, Лина По лепила замечательные портреты, статуэтки, создала более ста скульптур. А музыканты? Моцарт мог точно записать большую, сложную пьесу, слышанную лишь однажды. Композитор А. К. Глазунов легко восстанавливал утраченные партитуры музыкальных произведений. Известен интересный случай из биографии замечательного русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате студента консерватории Рахманинова. Через некоторое время после того, как Глазунов окончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и, к величайшему удивлению Глазунова, повторил полностью его сочинение.
Может быть, эта феноменальная способность связана с какими-либо особенностями мозга? Исследователи из Университетского колледжа Лондона, сделавшие это заключение, изучили с помощью магнитно-резонансной томографии головной мозг 8 человек, считавшихся чемпионами мира по способности к запоминанию информации. Они не обнаружили на томограммах признаков каких-либо необычных структур, которые могли бы «увеличить объем памяти». Единственное отличие от обычных людей заключалось в повышенной активности гиппокампа – области головного мозга, ответственной за запоминание. Оказалось, никаких особых секретов у этих людей нет, их головной мозг ничем не отличается от мозга человека с «нормальной забвычивостью», а феноменальная память – следствие умелого применения мнемотехники. Большинство обладателей сверхпамяти из тех, что прошли через руки учёных Университетского колледжа, признались, что целенаправленно развивали свои способности, используя метод, известный ещё в Древней Греции и Риме. Его обычно называют «методом Цицерона», «методом Римской комнаты» или «методом мест». Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.
По мнению авторов исследования, полученные данные однозначно подтверждают: для того, чтобы развить память, нужно просто длительно тренироваться. «Если вы умеете пользоваться методами мнемоники, то путем постоянных тренировок вы вполне можете развить свою память, - заявил в интервью доктор Джеймс Эландер, один из членов исследовательской группы. А особенности строения головного мозга здесь совершенно ни при чем».
Эйдетизм [3] Существование индивидуальных различий памяти человека является само собой разумеющимся фактом. Но на протяжении многих лет внимание психологов привлекали особенности памяти людей, не встречающиеся или очень редко встречающиеся у всех других, с которыми психологу приходилось сталкиваться в условиях экспериментального исследования. Это явление исключительной, феноменальной памяти получило название эйдетизм (от греч. слова «эйдос» - образ). Эйдетизм – способность некоторых людей к сохранению и воспроизведению детального образа воспринятых ранее предметов и явлений. До настоящего времени нет возможности дать объяснение механизму феноменальной памяти отдельных людей. В тех случаях, когда эйдетизм сочетается с вычислительными способностями, эйдетик получает возможность работать со скоростью, производя вычисления, на которые не способны компьютеры последних поколений (2002 г. ). К примеру, молодой инженер И. Шелушков некогда участвовал в «соревновании» с компьютером «3-го поколения» (IBM 386) и произвел вычисления, очень сложные, существенно обогнав ЭВМ. Однако феноменальная память не принадлежит к числу абсолютных условий успешности творческой деятельности человека. Память – лишь одно из них, но не единственное для осуществления продуктивного человеческого творчества. Конечно, если человек при прочих равных условиях обладает и редкой памятью, то это облегчает его путь к мастерству. По свидетельству современников, А. С. Пушкин особенно отличался необыкновенной памятью. Стоило ему два раза прочесть страницу какого-нибудь текста и он мог уже повторить его наизусть. Замечательной зрительной памятью обладал известный французский художник Густав Доре, великолепные иллюстрации которого к книгам Рабле, Сервантеса, Данте хорошо известны во всех странах. Удивительной памятью отличались многих писатели, художники, композиторы, политические деятели: Толстой, Левитан, Ге, Балакирев, Суворов (остальные названы выше). Этот список легко продолжить. Но можно назвать во много раз большее число людей, не менее известных и талантливых, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Не то чтобы у них была слабая память (хотя было и такое, например, у Фарадея), а просто и самых обычных «объемов» и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески успешно и оригинально выполнять какую-либо деятельность, отвечающую их способностям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|