Основы конституционного строя зарубежных стран.
Конст-ный строй –гос. устройство соотв-ющее действующей К. или определенная форма (способ) организации гос-ва, закрепленный в его К. Конст-ное гос-во определяется пол-кой, эконом-кой и соц-ной сферой. Конст-ный строй обеспечивает гос-ву подчинение праву (правовое гос-во). Основы конст. строя –главные устои гос-ва, его основные принципы, обеспечивающие конст. хар-р данного гос-ва. К основам КС м. отнести: демократизм, выражающийся в народном суверенитете; единое эконом-кое пространство; разделение властей; идеологическое и политич-кое многообразие; признание и гарантированность МСУ; правовое; соц-ное гос-во, признание гос-вом чел-ка, его прав и свобод высшей ценностью. Доп-ные (свойст-ные не всем гос-вам): федерализм, суверенность, республиканская форма правления. Современное гос-во хар-зуется след. осн-ыми хар-ками: 1.демократическое гос-во; 2.правовое; 3.соц-ное; 4.светское, теократическое, либо клерикальное гос-во; 5.по форме правления–монархическое либо республиканское; 6.по форме гос.устройства–унитарное или федеративное; 6.в завис-ти от отношения гос-ва к экономике–гос-во с рыночной экон-кой, с плановой экон-кой, с экон-кой смешанного типа.
10.Политические права и свободы граждан зарубежных стран. П олит.права РФ: 1.право участвовать в управлении делами гос-ва; 2.право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов; 3.право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования (ст.31); 4.право искать и получать информацию, а также ее производить, передавать и распространять законным способом; 5. свободу массовой информации; 6.право на равный доступ к гос. службе; 7.право на участие в отправлении правосудия.
Полит. правами и свободами гражданин гос-ва наделяется как член полит. общности. Они определяют его правовое положение в системе общ-ных отношений, возникающих в процессе осуществления гос.власти. Современные К-ции признают за всеми гражданами равный полит. статус, что нашло свое выражение в принципе «равенство всех перед законом». Г раждане наделяются широким кругом полит. прав и свобод. Важнейшим полит. правом явл. избират. правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избират. права, открывающая для граждан не только возможность участвовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей. Особое значение имеет группа прав, обеспечивающих свободу выражения мнений. В эту группу входит свобода слова, печати, право на получение информации, а также свобода распространения информации. Общим правилом является то, что свобода выражения мнений отнюдь не рассматривается как абсолютное право. Верховный суд США в 1931г. в решении по делу Неар против штата Миннесоты постановил: «Свобода слова и свобода прессы... не являются абсолютными правами, и гос-во м. наказывать за злоупотребление ими». Зак-ство США предусматривает наказание за след. виды злоупотреблений свободой выражения мнений: за клевету и оскорбление, за непристойность, за подстрекательство к совершению преступления или правонарушения, за оскорбление суда, за мятежные призывы. Шведский Акт о свободе печати 1974 г. (с изменениями 1976г.) содержит весьма подробный перечень «преступлений против свободы печати», наказуемых согласно закону в суд. порядке: «высказывания в печатном произведении», содержащие в себе подстрекательства к совершению гос. измены, измены родине, подстрекательство к войне, уг. преступлению, невыполнению гражд. обяз-стей и нектрх других. Одной из важных свобод явл. свобода союзов и свобода ассоциаций, ктрые в современную эпоху провозглашаются К-циями всех демократических гос-ств. Свобода союзов означает зак-ное признание за всеми гражданами права на создание профсоюзов д/защиты своих интересов. Профсоюзы создаются явочным порядком. Они наделяются правами юр. лица, а их уставы подлежат регистрации в компетентных гос. органах. Провозглашаемая К-циями ЗС свобода ассоциаций означает предоставление гражданам права на создание полит.партий и иных общ-ных организаций. К числу иных прав и свобод полит. характера относятся свобода шествий и свобода собраний.
11.Социальные функции конституции. Соц. функции– это общ-ное предназначение К. и способы его реализации. Ф-ции: 1. юр-кая–поскольку К. явл. основным законом страны и главным источником права; 2. полит-кая–К. определяет устройство гос-ва, К. регулирует отношения с отдельными людьми и группами и служит правовой основой полит. системы; 3. идеологическая (воспитательная)–К., как наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в общ-ве ценностям, ктрые находят своё подтверждение в текущем зак-стве и в суд. практике. Социальные функции конституции проявляются в:
3. Юридическом назначении конституции 4. Политическом назначении конституции
12.Характеристика института “государство” в конституциях зарубежных стран. Совр. гос-во хар-ризуется след. осн-ыми хар-ками: 1. демократическое гос-во; 2. правовое; 3. соц-ное; 4. светское, теократическое, либо клерикальное гос-во; 5. по форме правления –монархическое либо республиканское; 6. по форме гос.устройства – унитарное или федеративное; 7. в завис-ти от отношения гос-ва к экономике – гос-во с рыночной экономикой, с плановой экономикой, с экономикой смешанного типа. Правовое гос-во. Признаки: 1. господство права во всех сферах жизни общ-ва; 2. незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; 3. взаимная отв -сть личности и гос-ва; 4. принцип разделения властей. Соц-ное гос-во. Впервые конст-ное закрепление термина “соц-ное гос-во” получил в Основном законе ФРГ 1949г. в отношении S’ов федерации. В совр. мире выделяют 3 осн-ых модели соц-ного гос-ва: 1. либеральная модель –хар-на для англо-саксонских стран. Особенность: социальное расслоение в этих странах явл-ся значительным и помощь со стороны гос-ва оказывается только нуждающимся. Х ар-ки этой модели: 1) гос-ва в ограниченной мере вмешивается в соц-ные отношения; 2) как правило, отсутствуют многие соц-ные блага или права (н-р., бесплатность высшего образования); 3) осн-ой упор делается на развитие негос-ного, соц-ного и иного страхования;
2. соц.но-демократическая (скандинавская) модель – Швеция, Норвегия, Дания и т.д. О соб-сти: 1) сильное, избыточное вмешательство гос-ва в соц. сферу; 2) соц. помощь оказывается всем независимо от степени нуждаемости, поскольку обяз-сть подтверждать нуждаемость унижает человеческое достоинство; уровень, с ктрго начинаются выплаты устанавливается субъективно; люди, зная, что уровень доходов всегда проверяется, утрачивают желание предпринимать усилия к его повышению. 3. консервативная (корпоративная) модель –ФРГ, Италия, Испания. Х ар-ки: 1) умеренное вмешат -во гос-ва в соц-ные отношения; 2) соц. политика не должна снижать стимул чел-ку трудиться самому; 3) мероприятия д.б. направлены на создание условий для самообеспечения чел-ка; 4) помощь оказывается исключительно нуждающимся. Светское государство. Большинство конституционалистов считают важным признаком любого гос-ва –светский хар-р. Понятие светского гос-ва было введено для определения отношения гос-ва к религии. Соотвент-но, светским гос-вом признаётся такое гос-во, в ктрм гос-во и религия отделены друг от друга. С ветским считается такое гос-во, в ктрм: 1. отсутствует какая-либо церковная власть над органами гос-ва; 2. недопустимость исполнения церковью каких-либо гос. ф-ций; 3. отсутствие обязат-ного вероисповедания для госслужащих; 4. отказ гос-ва от финансирования любой церкви или религиозных организаций. Теократическое государство. С амо понятие теократическое гос-во в переводе с лат. “теос” – Бог, “кратос” – власть. Д анная хар-ка предполагает, что гос. власть находится непосредственно в руках духовенства и церкви и вся деят-сть ОГВ основывается на догмах соотв-ющей веры. П римеры: Монголия, Тибет, Ватикан. Клерикальное гос-во. Особенности клерикального гос-ва: в таком гос-ве религия и церковь оказывают сущее-ное влияние на гос. жизнь и в опред-ных правовых формах взаимодействуют с гос. властью. Н -р: Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ. Отношения гос-ва с экономикой. В наст. вр. в практике выделяют: 1. либеральную экономику, ктрая хар-на для демократических стран запада, 2. гос. экономику – хар-ную д/социалистических стран; 3. смешанный тип экономики, ктрый предполагает сочетание рыночной и гос. экономики со значительной долей гос. сектора (страны Азии и Ближнего Востока). Либеральная экономика: · многообразие форм собств -сти и её защита со стороны гос-ва; · свобода предпринимательской деят-сти; · поддержание конкуренции; · единство эконом-кого пространства. Гос. экономика (хар-на д/стран социалистического типа – Куба, Сев.Корея):
· огосударствление экономики, · отрицание частной собств-сти; · плановое хоз-во. Смешанный тип экономики (КНР):в Конст-ных поправках 1993 г. отмечается, что гос-во осуществляет социалистическое рыночное хоз-во, в то же время гос-во запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общ-ва.
13.Принятие, изменение и отмена конституций. К. явл. основным законом любого гос-ва, принимается и изменяется в особом порядке, и в науке КП различают учредительную и зак-ную власть. Необходимость принятия новой К. возникает в 3х основных случаях: 1. при образовании нового гос-ва; 2. при смене полит. режима (в резуль-те соц. революции, ктрая м.б. либо мирной, либо насильственной); 3. если действующая К. не м.б. приведена в соответствие путём частичного изменения с учётом тех перемен, ктрые произошли в экон-кой, соц-ной и полит-кой жизни. Способы принятия К.: 1) референдум; 2) Учредительное собрание; 3) октроированная (дарованная); 4) Парламент; 5) договор. Учредительное Собрание – это выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия К. Виды Учредит. Собрания: 1. по способу создания: 1) Учред. Собрание формируемое путём всеобщих и прямых выборов; 2) Учред. Собрание, часть членов ктрых избирается, оставшаяся часть – назначается, либо делегируется. 2. по компетенции: 1) суверенные – это учред. собрание, ктрое не только разрабатывает, но и принимает новую К.; 2) несуверенные – только разрабатывает проект К., а окончательное решение принимают либо избиратели, либо другим гос. органом (К. Франции 1958 г.) 3. Учред. Собрание с ограниченными полномочиями – такое УС, единственной ф-цией ктрго явл. разработка и принятие новой К.; 4. Учред. Собрание с неограниченными полномочиями – ктрое одновременно с учредительной властью осуществляет ф-ции Парламента (К. Франции 1946, К. Италии 1947 г.). Отмена К.: 1.в резул-те соц. революции; 2.смена общ-ного строя; 3.временная К.
14.Пропорциональная избирательная система. избирательная система в лит-ре рассматривается в 2х значениях: 1. в широком смысле избират. система – вся совокупность общ-ных отношений, ктрая возникает в процессе выборов (избират. процесса); 2. в узком смысле избират. система –порядок определения результатов голосования, либо порядок распределения мандатов м/у кандидатами в завис-ти от результатов голосований избирателей. пропорциональная избират. система (ПИС)–полит. партия получает в представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за неё голосов избирателей. Избират. метр (квота) –наименьшее число голосов, ктрое необходимо получить д/наделения одним мандатом. Впервые избират. метр предложил в 1855 г. Томас Хэйр = кол-во голосов/кол-во избирателей. Заградительный барьер (пункт)–определ. % голосов, ктрый позволяет партии участвовать в распределении мандатов (Германия 5%, Израиль – 1,5%, Россия – 7%, Италия – 3%). З ак-ство устанавливает 2 осн-ых правила распределения мест по партийным спискам: 1. правило связанных списков, т.е. места распределяются в строгой последоват-сти; 2. правило свободных списков (по выбору). П ИС – избиратель голосует за избират.объединение (за партийные списки), более точно отражает реальную расстановку полит. сил. Особая разновидность ПИС–система голосования по преференциям (избиратель внутри списка распределяет кандидатов в порядке – 1, 2, 3 и т.д.). Панаширование –голосование за кандидатов из разных списков (Швейцария), сильно искажает ПИС.
15.Организация государственной власти в субъектах зарубежных федераций. Вопросы организации власти получают закрепление как в Федеральной К., так и в К’ях S’ов. К ак правило, принципы, закреплённые на федерал. уровне, реализуются и на уровне S’а. США –федеративное гос-во, К. 1787 г. 1. на уровне S’ов получает принцип разделения властей, зак-ную власть на уровне штата осуществляет легислатура, ктрая избирается населением на срок 4-5 лет. 2. исп. власть осущес-ет губернатор, избирается путём всеобщих выборов на срок 4-5 лет. 3. суд.власть 2хуровневая: федеральная суд. система и 50 федеральных систем штатов. Возглавляется эта система Верховным Судом штата. ФРГ –К. 1949 г., симметричная, относительно централизов -ная, конст-ная федерация, парламентарная республика 1. зак-ную власть на уровне S’ов осуществляют Ландтаги, срок полномочий 4-5 лет; 2. исп. власть осущ-ют земельные Прав-ва во главе с Премьер-министром. 3. суд. власть представляют 5 видов судов: 1) суды общей юрисдикции, 2) финансовые суды, 3) суды по соц. вопросам, 4) админ-ные суды, 5) конст-ные (гос-ные) суды в 15 субъектах. РФ – К.1993 г. ТОбл: принцип разделения властей, республиканская форма правления, выборность органов: 1. зак-ная власть осуществляет ГД ТО (42 депутата), 2. исп. власть представляет Админ-ция с высшим должностным лицом (Губернатор), 3. суд. власть: мировой суд, уставного суда нет.
16.Причины конституционной нестабильности и виды ее проявления. С табильность как одна из основных черт К.–это длительность ее действия б/внесения сущ-ных изменений. Стабильность К. основывается на незыблемости самого соц. строя, в условиях ктрго она принимается и ктрый оформляет. Устойчива формация–стабильна и К.; находится формация в стадии создания, переживает переходный период –скорее можно ожидать изменений К. М. происходить и более нежелательное явление–К. останется незыблемой на бумаге, а общ-ные отношения уйдут дальше, а то и получат основу в актах неконст-ного уровня. С табильность К. их создатели нередко пытаются обеспечить усложненным порядком внесения изменений в основной закон. К. по сравнению с текущими законами должна обладать большей стабильностью, т.к. она закрепляет устои гос-ва и общ-ва и регулирует важнейшие общ-ные отношения, ктрые не м. каждодневно меняться. Однако далеко не все К-ции отличаются стабильностью. П ричины нестабильности: 1.нестабильность часто обусловлена радикальными реформами, ктрые требуют внесения в К. поправок; 2. полит. нестабильность в стране; 3. несовершенство основного закона.
17.Федерализм в зарубежных странах (понятие и основные черты). Ф едеративная форма гос. устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особ-стями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до наст. вр. явл. достаточно распространенной формой гос. устройства и сущ-ет в ряде ЗС (США, Канада, Мексиканские Соед. Штаты, ФРГ и др.). Федерация – сложное (союзное) гос-во, состоящее из гос. образований, обладающих юр-кой и опред-ной полит. самостоят-стью. Хар-ные признаки федеративной формы: 1 .терр-рия гос-ва в политико-админ.ном отношении не представляет собой единого целого: состоит из терр-рий S’ов федерации. S’ы федерации юр-ки лишены права участия в м/ународных отношениях. S’ы федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. 2. S федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это фиксируется в К. Федерации), но его К. не должна протифоречить федеративной (ст.6 К. Швейцарского Союза: «Кантоны обязаны испрашивать у Союза гарантию для своих К-ций") 3. S’ы федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания зак-ных актов. ктрые действуют только на тер-рии S’а федерации и должны соотв-вать союзному зако-ству. Принцип приоритета общефедерального закона явл. всеобщим для всех без исключения федераций (ст.31 Осн. закона ФРГ постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»). Ф ед-ные зак-ные органы м., как правило, принимать законы спец-но д/определенных членов федерации. 4. S федерации м. иметь свою собственную правовую и суд. систему (н-р, США). 5. Одним из формальных признаков федерации явл. наличие двойного гражданства. 6. Длит-ное время обязат-ным признаком федеративной формы гос. устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения появились только после II мир. войны в связи с образованием молодых гос-ств (К. Исламской Республики Пакистан 1956г.). В наст. вр. во всех федерациях применяется бикамерализм. Нижняя палата –орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам; верхняя палата представляет интересы S’ов федерации. П о методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ). Установление принципов разграничения компетенции имеет большое значение: от этого зависит юр. положение гос. образования в союзе и хар-р тех отношений, ктрые складываются м/у союзом
18.Унитаризм в зарубежных странах. Автономные образования. Унитарная форма гос. устройства явл. преобладающей. К числу унитарных гос-ств относятся GB, Франция, Италия и многие др. страны. Для стран с унитарной формой гос. устрой-ва (простыми или слитными) хар-но наличие след. осн. признаков: 1. единая К., нормы ктрой применяются на всей терр-рии страны без каких-либо изъятии или ограничений. 2 .единая система высших ОГВ (глава гос-ва, прав-во, парламент), юрисдикция ктрх распространяется на терр-рию всей страны; 3. единое гражд -во –население унитарного гос-ва имеет единую полит. принадлежность; 4.единая система права –местные органы управления обязаны применять акты, принимаемые центр-ными ОГВ; их собственная нормоустанавливающая деят-сть носит сугубо подчиненный хар-р; 5.единая суд. система, ктрая осуществляет правосудие на всей терр-рии страны, руководствуясь едиными нормами матер-ного и процесс-ного права. Суд. органы местного значения представляют собой звенья единой централизованной суд. системы. 6. терр-рия унитарного гос-ва подразделяется на админ.но-территор.ные единицы, ктрые не м. обладать какой-либо полит. самостоятельностью. Местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным ОГВ и центральной админ-ции. Т.о., унитаризм предполагает централизацию всего гос.аппарата, прямой либо косвенный контроль над муницип-ными органами, создаваемыми в админ.но-территор.ных единицах. Подавляющее большинство современных унитарных гос-ств –гос-ва мононациональные (исключения-Испания). Различия в степени и формах контроля со стороны центральной админ-ции над местными органами самоуправления дают опред-ные основания для деления унитарных гос-ств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (GB, Новая Зеландия), однако это деление - формально. Унитарное гос-во, на территории ктрго проживают небольшие по численности национальности, широко допускает нац-ную и зак-ьную автономию. В Монголии, н-р, автономным гос. образованием явл. Баян-Улэгэйский аймак, на терр-рии ктрго проживают, в основном, лица казахской нац-ности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, ктрый формирует исп. орган –Высший исп.совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и др. унитарных гос-ств.
19.Место правительства в системе органов зарубежных стран. Прав-во в ЗС м. иметь различные наименования: Совет Министров, Кабинет, Гос. Совет, Прав-во, Федеральное Прав-во и т.д. Кроме того, Прав-во как коллегиальный орган м. формироваться в S’ах федерации, либо в автономных единицах. Прав-во –это коллегиальный орган общей компетенции, ктрый осуществляет руководство гос. управлением. Прав-во м.о охар-ризовать ч/з след. особенности: 1. это коллегиальный орган; 2. осуществляет исполнит.но-распорядительную деят-сть гос-ва и под его руководством находятся госаппарат, вооруж. силы, финансы гос-ва и иностр. дела; 3. м. издавать нормат. акты, ктрые обладают общей обязательной силой; 4. структура Прав-а различается в завис-и от форм правления, исторических традиций и иных факторов. В наст.вр. в ЗС выделяют 4 формы организации Прав-ва: 1. страны с влиянием англо-саксонского права (Великобритания, Индия, Канада); В этих странах различают Прав-во и Кабинет; Прав-во имеет широкий состав (в Великобритании – 95 чел.), но в таком составе оно никогда не собирается на заседание. Как правило, собираются только ведущие министры, ктрые и принимают важнейшие решения. 2. Прав-ва в странах континентального права (Франция, Бельгия). Различают Совет министров и Совет Кабинетов. Заседания Совета министров всегда проходят под руковод-вом Президента. Заседание Кабинета министров осуществляется под руководством Премьер-министра. 3. в президентских республиках (США) В США Прав-во как коллегиальный орган не формируется и каждый из советников напрямую подчиняется Президенту. 4. в социалистических странах, кроме того, в абсолютных или дуалистических монархиях Порядок формирования Прав-ва зависит от формы правления, существует 3 вида: 1. формирование Прав-ва на парламентской основе, на основе расстановки сил в Парл-те; 2. непарламентский способ формирования высшего ОГВ – Президентские республики; 3. монархия – разновидность внепарламентского способа. В абсолютных или дуалистических монархиях Прав-во либо вообще не формируется, либо напрямую подчиняется монарху. Виды Прав-ств в ЗС: 1. однопартийное Прав-во – хар-но парламентарной/смешанной форме правления. Прав-во формируется, если какая-либо партия имеет абсолютное большинство мест в палате Парламента. – Великобритания. 2. двухпартийное (нац. единства) Пра-во формируется, как правило, в период чрезвычайных ситуаций в целях сплочения нации; 3. коалиционное Прав-во формируется на основе блока соглашений нескольких партий. Такое Прав-во явл. непрочным, поскольку часто распадается из-за партийных противоречий. – парламентарная/смешанная формы правления. – Германия, Италия. 4. беспартийное Прав-во (служебное, либо чиновничье Правительство) – оно формируется в период м/у парламентскими выборами, и в состав Прав-ва входят только на проф.основе. 5. временное Прав0во – создаётся на неопред. период. – деловые и служебные правительства. – после 2 мировой войны – Италия Марокко, Нидерланды, Финляндия. 6. меньшинства – решение текущих вопросов (Скандинавские страны).
20.Особенности смешанной формы правления. Ф орма гос. правления хар-ризует организацию гос. власти, систему высших гос. органов. Смешанная республика (также м. называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской) –форма гос. правления, ктрую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой. Хар-ка смешанной республиканской формы правления: П арламент имеет право вынести вотум недоверия Прав-ву, сформированному Президентом. НО Президент имеет право распустить Парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный Парламент не м.б. распущен в течение конст-но опред-ного срока). Е сли в новом составе Парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исп. власть, когда политику прав-ва определяет Президент, при относительно слабой фигуре Премьер-министра. Если же победят противники Президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку Прав-ва и фактически передать полномочия по формированию нового Прав-ва лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не м. существенно влиять на политику прав-ва, и главной полит. фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое прав-во, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний м.б. распущен. Т. о., как и в парламентарных странах, в смешанной республике прав-во м. работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. В смешанной республике избранный народом Президент вправе фактически формировать своё Прав-во, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с Парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. П ервой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 гг.). Из современных гос-ств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962г.), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и РФ.
21.Договоры и иные конституционные процедуры разрешения споров между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|