Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949г. (с последующими изменениями идополнениями до 20 октября 1997г.)




Статья 1

(1) Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его— обязанность всей государственной власти. (2) Посему немецкий народ признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле. (3) Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной и судебной власти как непосредственно действующее право.

В основном законе четко определено, кому предоставляются закрепленные им права и свободы, на кого возлагаются обязанности: это — человек, каждый немец (т. е. по сути гражданин ФРГ). Особенностью конституции является распространение основных прав (свобод) и на отечественные юридические лица, если по своей сущности эти права могут быть к ним применены (абз. 3 ст. 19). На первом плане в основном законе закреплены важнейшие принципы правого статуса личности, гражданина: достоинство человека, право каждого на свободное развитие своей личности, равенство. В нем четко установлено, что «достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти». И далее подчеркнуто, что «немецкий народ поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле» (абз. 1 и 2 ст. 1). Первоочередное внимание в основном законе уделено личным, а также политическим правам и свободам; есть в нем и нормы, закрепляющие социально-экономические и социально-культурные права и свободы. Отличительной особенностью основного закона является и регулирование в нем вопросов гражданства (что было обусловлено как рядом исторических причин — в частности, преследованием всех «инакомыслящих» в период фашизма, так и политических причин, например, существованием до октября 1990 г. двух германских государств); речь в нем идет о таком понятии, как «немец». Иными словами, (по смыслу формулировок ст. 116), немцем является каждый, кто обладает немецким гражданством или нашел убежище в качестве беженца, перемещенного лица немецкой национальности и т. д. Причем в основном законе (его разделе об основных правах) четко установлено, что никто не может быть лишен германского гражданства. Утрата гражданства возможна только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно не станет лицом без гражданства. В конституции также записано, что ни один немец не может быть выдан иностранному государству (ст. 16). В основном законе закреплено и право убежища для лиц, подвергающихся политическим преследованиям (ст. 16). Важной особенностью правового положения личности в ФРГ стало закрепление ограничений в осуществлении прав и свобод. В конституции содержится общая концепция этого института. Каждый имеет право на свободное развитие своей личности при двух условиях: 1) поскольку он не нарушает прав других; 2) поскольку он не посягает на конституционный строи или нравственный закон (абз. 1 ст. 2). Вместе с тем оговорено, что тот, кто злоупотребляет свободой мнений, в особенности свободой печати, свободой преподавания, свободой собраний, объединений, тайной переписки и т. д., собственностью или правом убежища для борьбы против основ свободного демократического строя, лишается этих основных прав; факт лишения и объем его определяется Федеральным конституционным судом (ст. 18). В основном законе установлено, что возможно ограничение какого-либо основного права законом или на основе закона; такой закон должен носить общин характер, а не применяться к отдельному случаю; в законе должно быть названо это право с указанием статьи конституции. При этом подчеркивается, что существо содержания основного права ни в коем случае не должно быть затронуто (ст. 19). Ограничение ряда основных прав возможны для соответствующих лиц законами о военной и заменяющей ее службе, а также для гражданского населения и иных категорий лиц, — законами, предназначенными для цепей обороны. В конституции закреплены и важнейшие гарантии основных прав и свобод; среди них — во-первых, ее норма, устанавливающая, что перечисленные в конституции права и свободы обязательны, как непосредственно действующее право, для законодательной власти, исполнительной власти и для судебной власти (абз. 3 ст. 1); во-вторых, положения о возможности лица, чьи права нарушены публичной властью, обратиться в суд (абз. 4 ст. 19); в-третьих, об ответственности государства или ведомства, на службе которого состоит лицо, нарушившее свои служебные обязанности перед третьими лицами, за действия своего служащего (ст. 34); а также, разумеется, записанные в основном законе гарантии конкретных прав и свобод. В Российской Федерации конституционные основы достоинства гражданина составляет принцип охраны достоинства, состоящий в том, что достоинство охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ч.1 ст.21) [6]. Однако впервые именно в Основном Законе ФРГ неприкосновенность достоинства человека была признана ведущим конституционным принципом. Первая статья Основного закона ФРГ содержит положение о том, что достоинство человека неприкосновенно; уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти [7]. Поставив защиту достоинства человека в начале Основного закона, учредители Конституции ФРГ ясно указали, что в устройстве Основного закона сначала идет человек, а затем государство. Конституционно–правовая теория и практика ФРГ исходят из того, что требование неприкосновенности человеческого достоинства проявляется в невозможности отчуждения, лишения и ограничения права всякого человека на соблюдение его достоинства. Представляется, что правовой доктрине РФ необходимо выработать приемлемый критерий для определения того, что является нарушением достоинства личности. В правовой системе ФРГ эта проблема решается введением следующего критерия: нарушение достоинства человека предполагает отчетливо выраженное пренебрежение ценностью личности [11]. Достоинство личности является основой прав человека, в связи с этим, согласно мнению представителей как немецкой, так и отечественной юридической науки, его содержание конкретизируется в основных правах человека, в которых оно реализуется [11]. Соответственно конкретизировать его может судебная практика, уточняя суть закрепленных основных прав человека. Важное значение для законодательной и правоприменительной практики при этом имеют разъяснения Конституционного Суда РФ, который должен применять принцип уважения человеческого достоинства в качестве критерия толкования других правоположений. В Германии достоинство личности было возведено в ранг не только конституционного права, но и принципа, который активно используется Федеральным Конституционным Судом Германии для обоснования своих решений [10, с. 246]. Следует отметить, что «Федеральный Конституционный Суд Германии толкует большинство основных прав в тесной связи с принципом неприкосновенности достоинства человека, например, такие права, как право на свободное развитие личности, жизнь и физическую неприкосновенность, право на свободу информации, право на индивидуальность, на справедливый суд» [11]. Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть, что достоинство — прежде всего морально-этическая категория, которая связывается с социальной значимостью человека и осознанием им и окружающими этой ценности. Неприкосновенность человеческого достоинства в доктрине и праве РФ и ФРГ предстает как важнейший конституционный принцип и основное право человека. Однако в силу своего общего характера оно находит конкретизацию в других правах, среди которых особое место занимает конституционное право на защиту чести и достоинства. Достоинство, если оно надлежащим образом защищено, является опорой демократии и правовой государственности.

 

67.  Система судебной власти Франции. Конституционный совет Франции.

 

В судебной системе Франции две ветви — суды общей юрисдикции и административные суды.

 

Иерархию судов общей юрисдикции составляют:

 

— трибуналы малой инстанции (имеются в департаментах) - рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела;

— трибуналы большой инстанции — рассматривают гражданские и уголовные дела средней сложности;

— апелляционные суды — в настоящее время во Франции существуют 35 апелляционных судов, в том числе пять апелляционных судов вне территории самой Франции (например, на Таити), и два высших апелляционных суда. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении нескольких департаментов (обычно от 2 до 4);

— суды ассизов — выполняют роль суда присяжных при рассмотрении уголовных дел, где наказание превышает пять лет лишения свободы; состоят из трех профессиональных судей и девяти ассизов — грамотных добропорядочных граждан, профессия которых не связана с властью, юриспруденцией и педагогикой;

- специальные суды (советы прюдомов (трудовые споры), различные суды в уголовной области (например, по делам несовершеннолетних), морские торговые, военные, административные). К этой же категории относятся торговые суды, которые состоят из судей — специалистов в области торговли, избираемых коммерсантами из числа лиц, занимающихся коммерческой деятельностью не менее пяти лет. Обычно торговые суды создаются в городах по мере необходимости и называются именем этого города. По иным данным, они состоят из трех судей-консулов и избираются на два- три года. Компетенция торговых судов охватывает три вида споров: 1) возникающих из обязательств, сделок между предпринимателями, купцами и банкирами, между членами товариществ; 2) возникающих из торговых сделок между любыми лицами; 3) дела, связанные с ликвидацией предприятий и др.[1];

кассационный суд — возглавляет систему судов общей юрисдикции. Он рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов, которые фактически и по праву пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. В структуру кассационного суда входят три палаты по гражданским делам, одна — по торговым и административным, одна — по социальным спорам и одна — по уголовным делам. Кассационный суд исполняет функции верховного суда страны и заморских территорий Франции. Он был создан в 1790 г. в качестве «промежуточного звена» между законом и практикой его применения. Несмотря на свое название, этот суд не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача — обеспечить соблюдение закона этими судами, поэтому можно сказать, что кассационный суд рассматривает вопросы права. Основаниями для его деятельности являются нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Для рассмотрения вопросов принципиального характера собирается Пленум кассационного суда. Дела на Пленум передаются немотивированными определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора.

 

Административные суды состоят:

 

- из региональных административных судов (низшее звено);

— административных апелляционных судов;

— государственного совета (высшее звено).

Помимо судов общей юрисдикции и административных судов, во Франции существуют два специальных органа, не входящих в судебную систему и созданных для суда над высшими чиновниками: Палата правосудия (судит министров) и Высокая палата правосудия (рассматривает обвинения против президента в совершении государственной измены).

 

Особенностью судебной системы Франции является отсутствие специализированного конституционного суда. Функции конституционного суда (в том числе осуществление предварительного конституционного контроля законопроектов) выполняет квазисудебный орган — Конституционный совет, в который входят:

 

— бывшие президенты республики (являются пожизненными членами по праву);

- девять назначаемых членов без права переназначения сроком на девять лет (троих назначает президент (из их числа обычно утверждается председатель Конституционного совета), троих — председатель Национального собрания, и троих — председатель сената).

В соответствии с конституционной реформой от 23 июля 2008 г. все эти кандидатуры должны получить одобрение парламента, при этом члены Конституционного совета заслушиваются профильными комиссиями палат, а члены, предлагаемые президентом, обсуждаются на совместном заседании компетентных парламентских комиссий. На список кандидатов может быть наложено «вето» большинством в 3/5 поданных голосов. Каждые три года Конституционный совет обновляется на 1/3. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на девять лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее трех лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет - 1 день) = (3 года - 1 день) + (9 лет).

 

Помимо Конституционного совета, осуществляющего контроль за конституционностью актов законодательной власти, контроль за конституционностью актов исполнительной власти осуществляет другой орган — Государственный совет, одновременно возглавляющий систему административной юстиции.

 

68. Канадский федерализм. Особый конституционно-правовой статус провинции Квебек

 

В Канаде действует одна из старейших федеративных систем. Канада является федерацией 10 провинций: Альберта, Британская Колумбия, Квебек, Манитоба, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор, Онтарио, Остров Принца Эдуарда и Саскачеван, а также трех северных территорий — Нунавут, Северо-Западные территории и Юкон. Провинции и территории значительно отличаются по численности населения, географии и экономическому развитию.

 

Считается, что Канада представляет собой пример рождения и развития федеративной модели управления на базе теории «двойного суверенитета», в рамках которой федеральный и региональный уровни управления обладают и законодательной и исполнительной властью, имеют собственную абсолютно отдельную юрисдикцию. В то же время следует отметить, что со временем канадская федерация приобрела скорее черты взаимозависимости и «распределенного федерализма», чем жесткого разделения ответственности.

 

В современный период разделение власти между канадскими провинциями и федеральным правительством основано на Конституционном акте 1982 г. и положениях Конституционного акта 1867 г. Конституционный акт 1982 г. определяет разделение основных полномочий. Федеральное правительство имеет юрисдикцию в отношении таких вопросов, как внешняя политика, уголовное право, торговля, страхование по безработице, тогда как провинции отвечают за сферы, включающие образование и обеспечение социальных услуг. Лишь небольшое число вопросов, таких как сельское хозяйство, иммиграция, пенсионное обеспечение и пособия на иждивенцев, относятся к совместной юрисдикции. Федеральное правительство устанавливает единые стандарты и порядок разделения затрат на оплату таких услуг, как медицинское обслуживание, выплата пенсий, социальное обеспечение и строительство федеральных автомобильных дорог. Согласно Конституции, Канады перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции провинций, считается окончательным, а перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Федерации, может дополняться и расширяться за счет включения в соответствующий перечень новых пунктов.

 

Провинциальные парламенты — это либо однопалатные законодательные ассамблеи, либо двухпалатные парламенты. Так, в провинции Квебек парламент состоит из Законодательного совета и Законодательной ассамблеи. Провинциальные правительства формируются партиями или коалициями, получившими большинство на провинциальных выборах.

 

На региональном уровне главы правительств провинций/территорий (называемые, так же как и в федеральном правительстве, премьерами или первыми министрами) несут ответственность за межправительственные отношения, что повторяет федеральную схему. Крупные провинции могут иметь специально назначенного министра межправительственных отношений, тогда как в менее крупных эту роль выполняет первый министр.

 

Налоговые потенциалы провинций и территорий сильно отличаются. Поэтому федеральные трансферты играют ключевую роль в поддержке отстающих регионов, старающихся обеспечить тот же набор услуг и с тем же качеством, что предоставляются по всей стране. Задача обеспечения «горизонтального выравнивания» провинций выполняется федеральным правительством посредством проведения основных федеральных программ (здравоохранения, образования, социальной защиты) во всех провинциях.

 

Существует широкий набор механизмов сотрудничества, используемых для межправительственного взаимодействия. Многие важные решения принимаются на совещаниях представителей федерального и провинциального правительств. Вопросы налогообложения, выплаты пенсий, медицинского обслуживания, а также конституционные проблемы часто обсуждаются главами федерального и провинциальных правительств.

 

В соответствии с Конституцией не существует федерального министерства образования или министерства по делам муниципалитетов.

 

Тем не менее многие федеральные структуры оказывают финансовую поддержку студентам, проведению университетами научных исследований. На уровне школ федеральное финансирование распространяется на поддержку изучения официальных языков и создания компьютерных сетей.

 

Отличительной чертой канадского федерализма является создание групп провинций (например, Атлантических, Западных, Арктических территорий), участники которых могут предпринимать совместные действия в областях, представляющих общий интерес, и вырабатывать общую «региональную» позицию по вопросам, обсуждаемым на федерально-региональных форумах. Уже вошло в традицию проводить ежегодные встречи руководителей провинций и территорий, в которых принимает участие премьер федерального правительства. Встречи министров финансов также организуются и по группам, и в рамках федерально-региональных отношений.

 

Отдельной проблемой канадского федерализма выступает так называемая «квебекская проблема», постоянно поднимаемый вопрос о выходе Квебека из состава Канады. Ведь Квебек — самая большая провинция Канады, где живут 6 млн из более чем 7 млн франко-канадцев. 26 августа 1977 г. Квебек принял Закон 101 «Хартия французского языка», в соответствии с которым французский язык был объявлен единственным официальным языком данной провинции. Противоречия между Квебеком, говорящим по-французски, и остальной частью страны, говорящей по-английски, в 1980 г. привели к необходимости проведения референдума о суверенитете Квебека. Это был первый в истории Канады подобный референдум, на котором около 60% жителей Квебека проголосовало против «суверенитета-ассоциации» с остальной Канадой. В октябре 1995 г. был проведен второй референдум, на котором сторонники суверенитета проиграли с 49,42% против 50,58%. После референдума федеральное правительство поставило перед Верховным судом вопрос о правомерности одностороннего выхода одной из провинций из состава Федерации. Решение Верховного суда, состоявшееся летом 1998 г., не смогло в полной мере удовлетворить ни одну из сторон. Судьи постановили, что односторонний выход одной из провинций из состава Федерации будет противозаконным, поскольку такой акт вступает в противоречие как с Конституцией Канады, так и с международным правом. Суд исходил из двухступенчатой схемы возможной суверенизации Квебека: сначала — провинциальный референдум, затем — обязательные переговоры об условиях отделения. Как отмечают исследователи, Квебек получил от центра все, что хотел, кроме своей независимости; его свобода действия ограничена условиями плебисцита, и в случае отделения от Канады внутри самого Квебека окажутся потенциальные сепаратисты[1]. Согласно недавним социологическим опросам, в настоящее время только 28% квебекцев поддерживают отделение данной провинции от Канады.

 

69.  Особенности конституций государств Латинской Америки.

 

Конституции латиноамериканских стран отличаются неоднородностью и отсутствием конкретных форм социальных структур латиноамериканского сообщества. Общее положение латиноамериканских стран находится в зависимости от иностранного капитала, в основном американского капитала.

 

Формирование конституций латиноамериканских стран всегда проводилось под серьезным давлением иностранных вооруженных сил, армий, присутствие которых на территории латиноамериканских государств всегда было непредсказуемым. Присутствие иностранных армий и их вмешательство в политическую жизнь латиноамериканских стран много раз изменяли конституционный строй этих стран. Такое зависимое положение продолжается практически с самого начала существования самих латиноамериканских государств.

 

Конституционное право этих государств всегда формировалось под воздействием католической церкви, которая до настоящего времени принимает активное участие в государственном управлении. Католическая Церковь всегда считалась одним из основных носителей «единственно правильной» общественной идеологии.

 

Странам Латинской Америки присуще частое изменение конституций, что влечет за собой смену государственного строя и, как следствие, нестабильность в экономике стран и регионе.

 

Первые конституции латиноамериканских стран формировались на чуждых им принципах. При этом не учитывались политический опыт, образ жизни и обычаи местного населения.

 

Все варианты латиноамериканских конституций содержали определенный порядок внесения изменений в текст основного закона. Более новые варианты конституций включали радикальные социально-экономические программы, выполнение которых требовало усовершенствования очередного законодательства Латинской Америки.

 

Конституции латиноамериканских стран во всех вариантах содержали конституционные права, обязанности и свободы граждан в различном объеме, и не всегда конституция выступала гарантом демократичности государственного режима.

 

Однако всем гарантируется равенство перед законом. Конституция закрепляет право каждого гражданина на получение первой медицинской помощи, право на образование, обязательное начальное образование. Обязательства государства перед своим народом заключаются в развитии культурного уровня и образовательной системы на всех уровнях.

 

Последние варианты конституций латиноамериканских государств содержат принципы свободного выражения личного мнения и получения информации любым не запрещенным законом способом без предварительной цензуры.

 

В конституции закреплены обязанности граждан, которые чаще всего сводятся к обязанностям уплачивать налоги и сборы, выполнять конституционные законы.

 

70.  Факторы, влияющие на развитие конституционного права арабских стран.

 

Распространенная практика принятия конституций без участия высшего представительного органа в силу отсутствия такового либо сильной ограниченности его полномочий. Так, многие конституции и конституционные акты в арабских странах принимались органом типа революционного совета (временная Конституция Ирака 1970 г., конституционные Декларации Ливии. 1969 г. и ЙАР 1974 г. и др.), большинство конституций в монархиях введены в действие единолично правителем (временный Основной закон Катара 1972 г., Конституция Омана 1996 г. и др.).

 

Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. В большинстве арабских стран конституционное развитие начинается только после второй мировой войны с закрепления в первых конституциях, принятых в 50--70-х годах, факта достижения политической независимости.

 

Результатом быстро меняющейся политической ситуации в арабских странах является наличие временных конституций, действие которых предполагается в рамках относительно короткого переходного периода. Временные конституции принимались в Египте (1958 и 1964 гг.), Кувейте (1962 г.), Судане (1964 г.), Сирии (1969 г.) и т. д.

 

Большое значение оказывал на арабские страны идеологический фактор. Выбор тех или иных моделей общественно-политического развития определялся групповыми и идеологическими симпатиями пришедших к власти в арабских странах режимов.

 

Различная социальная ориентация арабских стран оказала свое влияние на структуру конституций. В конституциях стран социалистической ориентации того периода присутствовали такие разделы, как: «О социализме» (Конституция АНДР 1976 г.), «Национально-демократические основы социальной структуры и государственного порядка» (Конституция НДРЙ в редакции 1970 г.) и др.; они открыто закрепляли социалистический путь развития. Характером социальной ориентации стран данной группы объясняется и конституционное закрепление руководящей роли правящей революционно-демократической партии в политической системе (в Алжире - партия Фронт Национального Освобождения, в НДРЙ - Йеменская социалистическая партия, в Ираке и Сирии - Партия арабского социалистического возрождения (Баас), в Тунисе - Социалистическая дустуровская партия и др.). В конституциях и программных документах этому вопросу придавалось важное значение.

 

Конституции ряда арабских стран часто копировали соответствующие конституционные акты бывших метрополий. В Марокко, например, Конституция 1962 г. воспроизводила в основных чертах конституцию V Республики во Франции.

 

Влияние, которое оказывают конституции отдельных стран региона на конституционное законодательство других стран. Так, ряд важных положений Временной конституции ОАР 1964 г. и Конституции АРЕ 1971 г. был воспринят Конституциями Сирии (1973 г.) и Судана (1973 г.).

 

Большую роль в политической жизни и государственно-правовом развитии арабских стран до настоящего времени играют традиции, образующие мощный фонд социально-исторического, политического, культурного и, прежде всего, религиозного наследия.

 

Во всех арабских странах, где слишком неоднородный религиозный состав населения, конституции провозглашают ислам государственной религией либо шариат основным источником законодательства, либо закрепляют оба этих принципа. Кроме того, во многих конституциях ислам объявляется религией главы государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...