В заруб. практике выделяют след.процедуры разрешения споров м/у федерацией и S’ом.
1. заключение договоров и соглашений. 2. суд. порядок рассмотрения споров. 3. введение ЧП. 4. прямое Президентское правление. 5. институт федеральной интервенции. 6. фед-ное принуждение. 7. приостановление собственного управления S’а. З аключение договоров и соглашений. Э та процедура явл. доп-ной в рамках конст-ного регулирования. В Австрии допускается заключение соглашений во всех сферах, и такие договоры заключает фед-ное Прав-во, в Германии такие договоры заключаются только в области науки и образования. С уд. порядок рассмотрения конфликтов. С учётом модели конст-ного контроля (американская или европейская континентальная модель). Введение ЧП. Ч П, как правило, вводится либо на всей территории страны, либо на отдельной части. О снования для введения ЧП: 1. факторы техногенного характера; 2. нарушение конст-ного порядка (н-р, захват власти, массовые беспорядки). П рямое Президентское правление. Н аиболее часто эта процедура применяется в Индии, Пакистане. В случаях массовых беспорядков, вооружённых преступлений Президент Индийской республики по докладу губернатора штата на основе ст. 356 К. вправе издать прокламацию и ввести прямое Президентское правление, ктрое предполагает, что ф-ции Губернатора штата переходят к фед-ному Президенту, полномочия зак-ного органа штата передаются фед-ному Парламенту. С рок прямого Президентского правления сост-ет 2 мес., но с согласия Парламента м.б. продлён до 6 месяцев. И нститут фед-ной интервенции. Э то, страны Лат. Америки. О сн. суть закл. в том, что Президент в случае переворота, массовых волнений, узурпации власти может направить в S федерации войска для наведения конст-ного порядка. В част-сти, в Аргентине эта процедура была проведена ˃ 200 раз.
Ф ед-ное принуждение. Э та процедура регламентируется Осн. Законом Германии 1949 г., в част-сти ст. 37, предусматривает, что если фед. земля не выполняет возложенные на неё обяз-сти Осн. законом или др. ФЗ’ами, то фед. Прав-во с согласия Бундесрата м. принять необходимые меры, чтобы в порядке фед-ного принуждения побудить землю к выполнению своих обяз-стей. О снованиями будут явл. такие нарушения, как: 1. необеспечение властью S’а поступления фед. налогов; 2. отказ земли участвовать в планировании и строит-ве фед-ных автомагистралей; 3. прекращение работы земли в Бундесрате. М еры, ктрые м. применяться: 1. финансовое давление; 2. использование полицейских сил др. земель; 3. отстранение земельного Прав-ва; 4. ни при каких условиях армия не м. применяться.
22.Институт народного вето в зарубежных странах (на примере Швейцарии, Италии, Германии). Народное вето –в нектрх странах институт непосредственной демократии, разновидность отклоняющего референдума; представляет собой проводимый по инициативе избирателей (для этого требуется собрать опред-ное число подписей) референдум с целью отмены уже принятого Парламентом акта. Институт Н.в. предусматривается, в частно-сти, ст. 89 К. Швейцарии. Швейцария: ФЗ’ы и федер-ные постановления общего значения д.б. предложены для принятия или отклонения, если того потребует 50 тыс. граждан, имеющих право голоса, или 8 кантонов. Италия: Н.в. проводится по инициативе 500 тыс. избирателей (примерно 1% граждан Италии) либо по решению 5 (из 20) областных советов. Если против закона проголосует ˃ половины избирателей, участвующих в референдуме, а в голосовании примут участие ˃50% зарегистрированных избирателей, закон считается отмененным. Институт Н.в. прочно вошел в зак-ный процесс Италии и применяется достаточно часто – ≈1 раз в 3-4 г., на одном референдуме обычно решается судьба нескольких законов. Н.в. нельзя проводить:1.за год до окончания полномочий Парламента; 2.через год после его избрания; 3.в последние 3 мес. каждого года. Благодаря Н.в. в Италии было отменено более 30 законов, принятых Парламентом.
23.Конгресс США: порядок формирования, структура и полномочия. Законодательный процесс. Конгресс США состоит из 2 палат–Палата представителей и Сенат. Палата представителей избирается на 2 г. в составе 435 депутатов по одномандатным округам, кроме того, в состав палаты входят несколько представителей от тех терр-рий США, которые не явл. штатами (эти представители не имеют права решающего голоса).. Избранными м.б. только граждане США (не менее 7 лет проживающие на данной терр-рии), достигшие 25 л., и проживающие в том штате, где они баллатируются. Сенаторы избираются на 6 л., по 2 от каждого штата, но действует принцип ротации: 1/3 сенаторов обновляется каждые 2 года. Для избрания сенатором необходимы: возраст 30 л., состояние в гражд-ве не менее 9 лет, проживание в штате, от ктрго он избирается. Члены Палаты представителей и сенаторы явл. професс-ными парламентариями, имеют свободный мандат, не м.б. досрочно отозваны избирателями. Каждая палата создает свои руководящие и внутр. органы. З аседаниями Палаты представителей руководит спикер, в Сенате председательствует Вице-президент. К онгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат, ктрые координируют деят-сть Конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат, ктрые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деят-сть администра-ции; временные спец. комитеты создаются для расследования отдельных вопросов, согласительные комитеты (комиссии) –для преодоления разногласий м/у палатами. В обеих палатах Конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. П ри Конгрессе действует множество админ.но-технических и вспомогательных служб. Их общий штат превышает 30 тыс. человек.
Общие полномочия: принятие закона, (поскольку обе палаты равноправны); финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов, чеканка монеты); в области экономики (обеспечение благосостояния США, вопросы торговли с иностр. гос-вами, содействие развитию науки и др.); в области обороны (обьявление войны, оборона, набор армии и флота), охрана общ-ного порядка (создание милиции для исполнения ФЗ, подавления мятежей) и осуществляет др. зак-ные полномочия. К онгресс также м. принимать резолюции, нектрые из них по своей юр. силе выше обыкновенного закона. Простые резолюции принимаются каждой из палат по вопросам их деят-сти. Деят-сть Конгресса. Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается 1 сессия, и длится она обычно 7-8 мес. (с перерывами). Во время сессии проводятся пленарные заседания, работают постоянные и другие комитеты, принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские слушания, организуются дебаты по общ-но значимым вопросам внешней и внутр. политики. Г лавной формой деят-сти Конгресса явл. зак-ство. Зак-ная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат. Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. В ходе обсуждения важных законов соотв-ющий постоянный комитет организует парламентскиеслушания, но окончательно вопрос о включении билля (законопроекта) в повестку дня решает особый рулевой комитет. При обсуждении законопроекта в Палате представителей действует регламент, в Сенате длительность выступления в прениях не ограничивается. Г олосование при принятии законов в Палате представителей происходит возгласами, сидя и вставая, бюллетенями, с помощью электронных средств, в Сенате–возгласами или поименным голосованием. З аконы в США подразделяются на публичные и частные. Ежегодно Конгресс принимает несколько тыс. законов и др. актов. Законы принимаются в 3х чтениях. Обыкновенные законы принимаются простым больш-вом состава обеих палат. Для принятия конст-ных законов (в США это только поправки к К.) требуются особые условия. В случае возникновения разногласий м/у палатами создается согласительный комитет (комиссия). Текст законопроекта, согласованный им, палатами не м.б. изменен, но м.б. отвергнут. Если согласительный комитет не пришел к согласию, проект считается отвергнутым (палаты в США равноправны, права вето у Сената нет, а Палата представителей не м. принять закон одна). В этом случае либо создается новый согласит. комитет, либо законопроект считается отвергнутым. И нститутов органических и чрезвычайных законов в США нет. К онгресс принимает также резолюции; нектрые из них по своей юр. силе выше обыкновенного закона: в форме объединенных резолюций принимаются конст-ные поправки.
24.Мажоритарная избирательная система и ее виды. Избирательная система в лит-ре рассматривается в 2х значениях: 1. в широком смысле избират. система – вся совокупность общ-ных отношений, ктрая возникает в процессе выборов (избират. процесса); 2. в узком смысле избират. система –порядок определения результатов голосования, либо порядок распределения мандатов м/у кандидатами в завис-ти от результатов голосований избирателей. Мажоритарная избират. система (с франц. “мажор”–большинство) – избранным считается тот кандидат, ктрый получил установленное большинство голосов. Особенность: голосование за конкретного кандидата. В завис-ти от видов большинства выделяют 3 разновидности мажоритар. системы: 1. относительного большинства – при этой системе избранным считается тот кандидат, ктрый получил больше голосов, чем любой из его соперников, 2. абсолютного большинства – 50%+1 голос. Недостатки этой системы: при этой системе устанавливается нижний порог участия. 3. квалифицированного большинства: ¾, 3/5 и т.д. В одномандатных округах: голосование за конкретного кандидата, как правило, представителя опред. партии. Многомандатные округа: партия выставляет партийный список, избиратель голосует за партийные списки в целом, партия победившая забирает все мандаты по данному округу. Кроме того: -система единственного непередаваемого голоса – в многомандатном за одного кандидата (Япония) - кумулятивный вотум – кол-во голосов у каждого=кол-ву кандидатов (Бавария).
25.Понятие референдума и его виды в зарубежных странах. Институт референдума в отличие от выборов не явл. универсальным институтом, и существуют страны, в ктрх референдум проводился в единичных случаях (н-р, GB, Бельгия). Данный институт неоднократно использовался в условиях авторитарных режимов с целью полит-кого манипулирования (в частности, в 1934 г. в Германии).
Референдум м. рассматривать как правовой, так и как полит-кий институт. В зак-стве ЗС понятие референдума имеет различную трактовку: в частности, традиционно используется понятие референдума в Италии, Испании, Словакии; но есть ещё одно понятие – плебисцит – это Эквадор, Чили. Если в немецкой лит-ре плебисцит традиционно используется для всех видов голосования, то во Франции под плебисцитом понимается только голосование, при помощи ктрго избирательный корпус выражает своё доверие, либо недоверие конкретной личности по проводимой ею политике. Плебисцит также рассматривается как референдум по вопросам, имеющим для страны или определённого региона судьбоносный хар-р. По мнению канадского учёного П. Бойера в правовом аспекте референдум представляет собой обязывающее решение, вынесенное народом, ктрое должно найти выражение в законе или действиях Прав- ва. Соотв-но, плебисцит с его точки зрения – это формализованное выражение общ-ного мнения, ктрое служит ориентиром для Прав-ва в отношении опред. вопроса. В первые референдум проводился в Швейцарии. Зак-ством ЗС устанавливаются различные подходы в отношении допустимости проведения референдума: 1. допускается использование референдума на центральном, региональном и местном уровнях (Италия, Швейцария, Россия); 2. использование референдума только на региональном и местном уровне (США и Канада); 3. использование референдума только на центральном и местном уровнях (Беларусь). Зак-ством устанавливаются опред. пределы допустимости использования референдума. В частности, не допускается использование референдума для голосования по вопросам чрезвычайного и безотлагательного хар-ра, ктрые требуют спец. подготовки, бюджет, амнистия, кадровые вопросы. Не допускается использование референдума по вопросам, ответ на ктрые заранее известен. Инициатива: Парламент, Глава гос-ва, органы местного самоуправления. Вопрос – формула референдума. Виды референдумов: 1. конст-ный референдум – предполагает вынесение на одобрение избирателей проекта К., либо предложений по частичному изменению К. – Дания, Ирландия; 2. зак-ный референдум – проводится в отношении проектов законов или действующих законов, но выделяют след. разновидности: 1) отклоняющие референдумы, ктрые предполагают полную, либо частичную отмену текста закона (Италия, Швейцария); 2) утверждающие референдумы – т.е. ратифицирующие законы (Франция): -факультативные (обычные законы – Дания) -обязательные (касаются возрастного ценза в отношении избирательной активности права, законов, делегирующих конституц-е полномочия международным органам – Италия). 3. референдумы по м/ународно-правовым вопросам – Франция, Дания; 4. админ-ный референдум – предполагается, что выносятся вопросы, касающиеся решений управленческого хар -ра, в частности: · изменение админ.но-территориального деления, либо границ S’ов - Италия · голосование о досрочном прекращении должностных лиц (в Швейцарии); II. с точки зрения юр. силы решений, принимаемых путём голосования: 1. консультативный референдум – фактически голосование проводится для выявления общ-ного мнения и решение не носит обязат-ного хар-ра для гос. органов; 2. решающий (постановляющий) референдум – предполагается, что решение, принятое на референдуме не нуждается в утверждении каким-либо органом и вступает в силу на территории всей страны III. с точки зрения обязательности проведения: 1. факультативный – предполагает, что проводится голосование при наличии инициативы уполномоченных S’ов; 2. обязат-ный референдум – предполагает проведение в случаях, предусмотренных К. и законов.
26.Теория разделения властей и механизм ее реализации в современных зарубежных странах. П редставители естественно-правовой теории Дж. Локк, Шарль Луи Монтескьё. Д ж. Локкопределил понятие правового закона и установил гл. его цель как сохранение и расширение свободы людей, а также рассматривал принцип разделения властей как гарантии против злоупотребления властью. Осн. работа, ктрая была написана Дж. Локком “Второй трактат о гос-ве: о гос. правлении ” (принцип разделения властей, верховенство парламента над ИВ). Ш. Монтескьё в осн-ой работе “ О духе законов ” отмечал, что установление правовой государственности связано с полит. свободой в гражданском общ-ве. Учёный полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способна обеспечить подлинную свободу (разделение властей + система сдержек и противовесов К. США 1787 г.). П ротив такого организационно-правового подхода к структуре гос. власти выступили другие мыслители 18в. (Ж. Ж. Руссо и др.), отвергавшие идею разделения властей с социологических позиций. Они утверждали, что вся власть должна принадлежать народу, а формой ее осуществления должны стать народные собрания (для крупных гос-тв допускалось также существование представит. органов). В К-циях получили отражение оба эти подхода. Уже в первой писаной К. гос-ва – К. США 1787 г. –они, по существу, были соединены (Конгресс, Президент, суды), они закрепляли организационно-правовое разделение властей (разделение гос. власти на ее "ветви"). В некоторых современных К-циях триада разделения властей подвергнута модификациям и дополнениям: 1) некоторые гос. органы не вписываются в эту триаду. Это относится к главе гос-ва, когда он по К. не явл. органом исп. власти, к прокуратуре, к контролирующим органам и т.д., что заставляет уточнять прежнюю схему; 2)в К-циях появились упоминания о новых ветвях власти. Конст-ная доктрина ряда стран Лат. Америки (К. Никарагуа 1987г., Колумбии 1991г., Бразилии 1988г. и др.) исходит из существования 4х властей: дополнительно названа избират. власть(граждане, составляющие избират. корпус). В лит-ре говорится о существ-нии иной 4ой власти – учредительной, под ктрой понимается право народа непосредственно или путем создания спец. учредительного собрания принимать К. и определять тем самым принципы общ-ва и основы организации гос-ва. В К. одного из мексиканских штатов (Идальго) в кач-ве 4ой названа муницип-ная власть. В редких случаях в зак-стве говорится о 5ой, контрольной гос. власти. Н о ветви власти должны действовать согласованно. Совершенно разделить их невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой гос. власти. Единство гос. власти при необходимом разграничении её ветвей порождает переплетение нектрх элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. К онцепция разделения властей в КП получила еще 2 важных дополнения: положения о необходимости баланса властей и о системе сдержек и противовесов, а в последнее десятилетие получает третье дополнение: положение о субсидиарности ветвей власти (децентрализации).
27.Глава государства в зарубежных странах и порядок замещения его должности. Глава гос-ва – конст-ный орган и одновременно высшее долж-ное лицо гос-ва, представляющее гос-во вовне и внутри страны, символ государственности, единства, народа. Г лава гос-ва бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором – постоянно действующий орган парламента, им избираемый. К ак правило, монарх (король, султан и др.) явл. главой гос-ва и одновременно главой исп. власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии.Реально полномочиями главы гос-ва и главы исп. власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии актыглавы гос-ва и главы исп. власти он совершает обычно по указанию Правительства. М онарх –лицо неприкосновенное. Он не м.б. привлечен к админ-ной, уг-ной отв-сти, против него не м.б. обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению гос. делами полит. отв-ость несут его министры. М онарх получает и передает свой пост по наследству. Сущ-ет неск-ко системнаследования: 1. салическая –престол наследуют только мужчины (Бельгия, Норвегия. Япония и др.); 2. кастильская – женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущ-во (GB, Дания с 1953г., Испания, Нидерланды и др.); 3. австрийская (существовала в прошлом)– Ж м. наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет М; 4. шведская –Ж наследуют престол на равных основаниях с М. В наст.вр. 18-летняя дочь короля Швеции, у ктрго есть еще младший сын, явл. претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны; 5. мусульманская – трон наследует, по существу, не определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), ктрая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Ку-вейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших священнослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи; 6. племенная – король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника опред-ет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного (Свазиленд). Особенности наследования престола существуют в Непале, Бутане и нектрх др. странах, когда трон хотя и наследуется опред. династией, но король сам еще при жизни определяет будущего наследника. В Малайзии король не наследственный, а выборный. Он избирается на 5 лет султанами монархических S-ов фе-дерации (есть и немонархические) и только из их числа. Институт президентуры. Сущ-ют 2 её осн. формы: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, сущ-вший ранее в Йемене, Судане, Алжире и нектрх др. странах, Гос. совет на Кубе и др.). П резидент м. занимать различное положение в системе гос. власти: быть только главой гос-тва (Германия), одновременно главой гос-ва и исп. власти (Бразилия, США), главой гос-ва и фактическим руководителем Прав-ва при наличии особой должности админ-ного Премьер-министра (Египет, Франция). С огласно многим К., президент пользуется неприкосновенностыо, его нельзя привлечь к админ-ной отв-сти, уг.е наказание возможно только после отрешения президента от должности. П резидент имеет опред. привилегии: свою резиденцию (обычно не одну), особый транспорт, охрану, свои штандарт–флаг, являющийся символом президентской власти. Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно явл. наиболее высоким среди долж-ных лиц. П резидент избирается на опред. срок: 3 г. в Латвии, 4–в США, 5–в Бразилии,, 6–в Египте. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы. Д ля избрания на должность президента обычно выдвигаются след. условия: гражд-во данного гос-ва, наличие полных гражд-ких и полит-ких прав, достижение опред. возраста (обычно 35 лет, но в Китае–45, в Италии–50). Иногда устанавливается и предельный возраст (н-р, в Намибии–не старше 65 л.). Многие К. устанавливают для кандидата опред-ный срок проживания в данной стране (на Украине–10, в США–14). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан. К андидат в президенты м.б. выдвинут группой избирателей, полит. партиями, избирательными объединениями, блоками. Сущ-ют различные способы избрания президента: 1. голосование в Парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются м/у разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. 2. голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают Президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: Президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков. 3.избрание Президента спец-ной избират-ной коллегией (Федеральноесобрание в Германии, состоящее из членов Нижней палаты и такого же числа представителей земель) 4.избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.). П ереизбрание президента на след. срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Гер-нии, США одно и то же лицо м.б. избрано в президенты только на 3 срока. В Аргентине м. избирать дважды, но первый раз–на 6 лет, второй–только на 4. В Мексике установлен только один срок–6 лет.
28.Компетенция главы государства в зависимости от формы правления. В системе высших органов власти ЗС глава гос-ва занимает юр-ки первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению. Он возглавляет всю гос. машину, обладает по К. обширными полномочиями. Обычно глава гос-ва рассматривается как носитель исп-ной власти и высший представитель гос-ва в сфере м/дународных отношений; он «возглавляет» и «представляет» гос-во. В подавляющем большинстве ЗС существует единоличный глава гос-ва, правовое положение ктрго зависит от формы правления страны. В странах с монархической формой правления главой гос-ва явл. монарх, правовое положение ктрго отличается 2мя осн-ыми особ-стями: 1)власть монарха юр-ки считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избират-ного корпуса; монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей гос. власти; все гос. управление осуществляется от именимонарха; 2)власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. Отстранение наследственного монарха от должности юр-ки невозможно, однако монарха м. принудить отречься от престола, наконец, свергнуть его или устранить физич-ки. Все это практиковалось неоднократно. В странах с республиканской формой правления главой гос-ва явл-ся Президент, ктрый, как высшее долж-ное лицо республики, всегдаизбирается, за исключ. тех случаев, когда этот пост занимается в резул-те гос. переворота. В завис-ти от вида республики и особенностей К. м. наметить 3 системы избрания президента путём прямых или косвенных выборов. Системы избрания: 1.Президент избирается Парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается (Израиль, Турция, Ливан). 2.для избрания Президента создается избират. коллегия, состоящая из депутатов Парламента и представителей ОМСамоупр. крупнейших админ.но-террит.ных единиц (Итальянская Республика) 3. В нектрх федеративных гос-вах для избрания Президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного Парламента и представителей S’ов федерации (ФРГ). В о всех 3х вариантах выборов Президента парламентарной республики глава гос-ва получает мандат от Парламента, его власть производна. Избранный таким путем Президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в гос. жизни страны.
29.Судебная власть в зарубежных странах: сущность, принципы организации, полномочия. О сн-ой задачей суд. власти явл. правовое разрешение конфликта. К др. задачам суд. власти относится: 1. защита прав и законных интересов граждан; 2.охрана сложившегося в гос-ве правопорядка; 3.контроль за деят-стью ОГВ. Принципы организации суд. власти: 1.наличие судов общей юрисдикции, во главе ктрой единый верховный суд; 2. параллельное существование фед. суд. системы и системы S’ов федерации. Фед. суд. система рассматривает только дела, вытекающие только из фед. зак-ства, соотв-но суд. система S’ов рассматривает те дела, ктрые вытекают из зак-ства S’ов федерации. 3. параллельное существование судов общей юрисдикции и специализир-ных судов (Франция и Германия). (Н-р: суд по делам несовершеннолетних). У всех спец. судов есть свои высшие органы – Высший суд. Принципы осуществления правосудия: 1.принцип подсудности –каждый вправе, чтобы его дело рассматривалось только тем судом, ктрму оно подсудно; 2. открытый и гласный хар-р судопроизвод-ва 3.суд. процесс должен носить устный хар-р (это ускоряет процесс судопроизводства, НО м.б. исключения, если свидетелю нужно привести в кач-ве док-ва цифры или вычисления); 4.принцип состязательности; 5. презумпция невиновности (не действует на налоговое правонарушение в большинстве стран); 6 .никто не м.б. дважды наказан за одно и то же правонарушение; 7.все действия суд. власти д.б. мотивированны НПА. Конституционная юстиция (2 модели): 1. Американская модель. 1) Верховный суд –помимо своей осн-ой задачи, параллельно осущ-ет ф -цию конст. юстиции; 2) децентрализованность –любой суд при рассмотрении дела, м. толковать К., а также м. давать оценку НПА, на соответствие К.; 3)все решения носят конкретный хар -р, д.б. конкретное дело, в рамках ктрго будет толковаться К. 4)суды м. говорить о конституц-ности только вступивших в силу НПА. 2. Европейская модель. КС получает полномочия толкования К. и проверки актов на соответствие К. 1) централизованный хар-р–создаётся спец. суд, ктрый единственный м. заниматься проверкой НПА и толкованием К.; 2)решения КС носят абстрактный хар -р (суд принимает своё решение, вне зависимости от др. решений) 3)КС м. рассматривать не только вступившие в силу акты, но и акты, не вступившие в юр. силу.
30.Парламент в системе органов зарубежных стран. Сам термин Парламент происходит от франц. “говорить”. Считается, что родиной Парламента явл. Англия, где с 13 в. Короля ограничивало собрание крупнейших феодалов Высшего духовенства, а также представителей городов и графств. В современном понимании Парламент – это общегос-ный представит-ный орган, главная ф-ция ктрго в системе разделения властей закл. в осуществлении зак-ной власти. Парламенты рассматриваются как выразители интересов и воли народа. Концепция народного представит-ва, ктрая сложилась в 18-19 вв., м.б. рассмотрена как совокупность след. принципов: 1. народное представит-во учреждается К.; 2. народ как носитель суверенитета уполномочивает Парламент осуществлять от своего имени зак-ную власть, с этой целью народ избирает в Парламент своих представителей (депутаты, сенаторы и т.д.); 3. члены Парламента рассматриваются как представители всего народа, а не тех, кто их избрал, члены Парламента не зависят от избирателей и не м. быть ими отозваны.
Кол-во палат зависит от: ® территориальное устройство; ® исторические особенности (границы); ® участие в зак-ном процессе.
В юр. лит-ре и с учётом зак-ства м. выделить 2 вида Парламента: 1. Парламенты с неограниченными полномочиями (напр.: Парл. Великобритании, К. Японии 1947 г.); 2. Парламенты с ограниченными полномочиями: 1) Парламенты с абсолютно ограниченными полномочиями (Франция); 2) Парламенты с относительно ограниченными полномочиями (хар-но для федеративных гос-ств, либо автономные унитарные гос-ва). Полномочия: 1. законодательные; 2. финансовые; 3. ратификация и денонсация (расторжение) м/ународных договоров, 4. формирование гос. органа; назначение, либо избрание должност. лица; 5. контрольные; 6. полномочия в области обороны и безопасности; 7. судебные; 8. совещательные и консультативные. Компетенция Парл-та: 1. законы, 2.акты Палаты, 3.регламент, 4.заявления, обращения. Зак-ные полномочия –это совокупность полномочий по принятию законов. З аконы принимаются в рамках зак-ного процесса, ктрый состоит из нескольких стадий: 1. внесение законопроекта; 2. обсуждение законопроекта; 3. принятие законопроекта; 4. промульгация закона Главой государства. Финансовые полномочия Парламента:: 1. право утверждать роспись доходов и расходов – принимать бюджет; 2. право устанавливать налоги; Ратификация и денонсация м/ународных договоров; Ратификация – это окончательное согласие гос-ва на заключение м/ународного договора, выражаемое в установленной форме. Денонсация – это в установленной форме волеизъявление гос-ва, направленное на расторжение договора. 3. Формирование гос. органов, либо назначение, либо избрание долж-ных лиц: 1) Парл-нт м. избирать либо назначать по собственному усмотрению (Израиль, Чехия); 2) избрание либо назначение по представлению др. органов и долж-ных лиц (н-р, в Словакии Нац. Совет избирает судей по предложению Прав-ва); 3) формирование органа полностью без определения его руководителя; 4) формирование органа с назначением или избранием его руководителя (в Сербии Народная скупщина (палата Парламента) избирает и смещает Председателя Правительства); 5) дача согласия предварительного или последующего на формирование ОГВ или назначение долж-ных лиц; Полномочие Парламента – Парламентское расследование (контрольные полномочия). Особенность: объектом парламентского контроля, как правило, выступает исп. власть, но в нектрх случаях такой контроль может распространяться на Главу гос-ва, на суд. власть и местное самоуправление. Итогом такого контроля м. являться отставка долж-ного лица, либо возбуждение уг. дела. Полномочия в области обороны и безопасности. Парламенты м. объявлять войну, право объявлять состояние войны, либо состояние обороны. Суд. полномочия. Деят-сть следственных комитетов и комиссий Парламента м. выходить за рамки полит. контроля и приводить к возбуждению уг. дела. Большинство суд. Парламентов обладают суд. полномочиями и правом импичмента.
31.Гражданство в зарубежных странах. Гражд.во –правовая связь физ. лица и гос-ва (республики), т.е. признание гос-вом этого лица в кач-ве полноправного S’а всех прав и обяз-тей. Подданство –прав
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|