Регионализм и местное самоуправление в Великобритании
Начиная с середины 70-х гг., в Великобритании обострились проблемы государственного устройства, регионального управления и местной автономии. В состав государства входят Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия и собственно Англия. Части страны различаются по национальному составу, языку, уровню социально-экономического развития. Каждая из этих частей формально пользуется административной, а Северная Ирландия до введения в 1972 г. прямого правления Лондона и законодательной автономией. Фактически управление осуществляется из центра через соответствующего министра.
Движение за самоуправление происходит в Шотландии и Уэльсе. Народы, проживающие здесь, выдвигают требование о создании собственных парламентов с тем, чтобы шотландцы и валлийцы могли управлять своими внутренними делами. Законом 1977 г. было предусмотрено проведение подобных реформ. Поскольку в ходе референдума, как уже было сказано, они не получили поддержку необходимого количества избирателей, реформа не была проведена.
Прибрежные острова и остров Мэн также входят в состав Великобритании. Они имеют собственные законодательные собрания, законодательные и административные системы, их законы вступают в силу по получении королевской санкции; оборона, стабильность положения и представительство в международных отношениях осуществляются правительством Великобритании. Монарх представлен здесь лейтенант-губернаторами.
Актом о местном управлении 1972 г. была установлена двухзвенная система органов местного управления. Территория Англии и Уэльса была поделена на графства (39 в Англии и 8 в Уэльсе), а графства на округа (всего 339 из них 296 - в Англии; 37 - в Уэльсе и 26 - в Северной Ирландии) 6 наиболее крупных городов получили статус метрополитенских графств. В Шотландии в 1975 г. было образовано 9 регионов, в которых создано 53 округа. Последняя реформа местного управления связана с принятием акта от 16 июля 1985 г., которой упразднялись советы Большого Лондона (управлял столицей Великобритании), и шести метрополитенских графств. Их функции были переданы окружным советам (их 33), а в некоторых случаях - другим органам. Так, транспортная, противопожарная и полицейская службы передавались в ведение специальных служб, назначаемых государственным секретарем. В итоге была создана достаточно унифицированная децентрализованная система местного самоуправления. Вместе с тем изъятие определенных функций из ведения местных органов и передача их правительственным органам усиливали влияние правительства, возможность вмешательства его в дела местного самоуправления. Другими словами, для реформы было характерно сочетание двух противоположных тенденций в развитии местного самоуправления - централизации и децентрализации.
Низовым звеном местного управления являются приходы (в Уэльсе - общины); всего более 11 тысяч. Если население прихода не превышает 150 избирателей, решения принимаются на общем собрании жителей.
Советы всех уровней формируются путем прямых выборов сроком на 4 года включают председателя и советника. Председатель избирается на ежегодном собрании из числа советников, состав советников каждый год обновляется на одну треть. Они занимаются управлением полицией, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами и попечением престарелых.
Местное самоуправление в Великобритании построено по англо-саксонской муниципальной системе. Но отсутствие на местах чиновников, назначаемых правительством, не означает, конечно, что местное самоуправление полностью свободно от правительственного контроля. Обоснование такого контроля выводится английскими юристами из принципиального положения общего права о том, что монарх - единственный источник всей власти, «ветви» которой подконтрольны ему, министры же, контролирующие муниципалитеты, являются слугами короны.
Формы контроля центральной власти за местным самоуправлением достаточно разнообразны. Одной из важнейших форм является регулирование. Центральные департаменты не уполномочены осуществлять юридический контроль за деятельностью местных органов выше тех пределов, которые установлены законом. Но статуты, как правило, содержат лишь нормы-принципы, определяют полномочия муниципалитетов, их систему и основы взаимоотношений с правительственными и судебными органами. Поэтому статутное регулирование дополняется министерским, которое закрепляет формы и методы работы подконтрольных центральным органам служб, осуществляющих на местах отраслевое управление. Все акты, направляемые последним, обязательны для исполнения ими.
Другая форма правительственного контроля - утверждение соответствующими центральными департаментами чиновников аппарата местной власти, избираемых муниципалитетами.
Наиболее оперативной и широко распространенной формой руководства является инспектирование. Соответствующими полномочиями наделены министерства образования и науки, внутренних дел (полицейская и противопожарные службы) по вопросам своей компетенции.
Например, в соответствии с законом о полиции 1964 г. инспектирование полицейской службы проводится министерством внутренних дел ежегодно. Неудовлетворительные результаты инспектирования могут быть причиной назначения правительственными органами такой санкции, как передача (как правило, временная) полномочий и служб муниципалитетов другим местным органам или чиновникам, назначаемым министрами. Впрочем, эти меры являются чрезвычайными и к ним прибегают редко.
Кроме того, правительственные органы имеют право требовать проведения расследования деятельности местных органов, если обнаружен обман или какие-либо мошеннические действия. Расследование проводится соответствующими министерствами в отношении подконтрольных местных служб.
Особую ответственность за организацию местного самоуправления несет министерство окружающей среды. Именно оно обобщает информацию о состоянии дел на местах, координирует контрольную деятельность прочих центральных департаментов.
Специфической формой контроля является учрежденный законом о местном управлении 1974 г. комиссар по делам администрации местного управления. Этим же законом учреждены 2 комиссии по вопросам местной администрации: для Англии и Уэльса. Комиссары в Англии действуют в трех районах - Большой Лондон, Мидленд и Южная Англия. Комиссар каждого района ежегодно представляет отчеты в комиссию, которая на их основе составляет официальные послания и направляет их местным органам как общей, так и специальной компетенции.
В финансовой сфере контроль центральной власти за местным самоуправлением осуществляется аудиторами. Эта должность предусмотрена Актом о местном управлении 1972 г. Кандидатуры аудиторов выдвигаются местными органами и утверждаются министром окружающей среды. Они действуют в каждом округе и обязаны контролировать законность расходования денежных средств, выделенных на общественные нужды. Ежегодно аудиторы составляют заключения, которые направляются муниципалитетам и министру окружающей среды. Информацию о незаконной деятельности муниципальных властей аудитор направляет в суд.
ИТАЛИЯ
После принятия Конституции 1947 г. в Италии была введена трехзвенная система территориального устройства: муниципальный уровень - коммуны и провинции, региональный уровень - области. Данная страна является типичным представителем французской модели местного самоуправления. Вместе с тем необходимо учитывать, что в Италии была разработана оригинальная модель административно-территориального устройства, в основе которой лежали два принципа - политической децентрализации и автономии территориальных коллективов в рамках единого государства (ст. 5 Конституции). Эта модель получила наименование "областное государство". Она предполагает предоставление самостоятельности всем территориальным коллективам, но в наибольшем объеме ею наделялись области.
В Италии нет комплексных актов об административно-территориальном устройстве, региональном и местном самоуправлении. Статус провинций и коммун определяется в Законах о местной автономии (№142 от 8 июня 1990 г.) и о прямых выборах синдика, председателя провинции, провинциальных и коммунальных советов (№81 от 25 марта 1993 г.). Пятнадцать итальянских областей действуют на основании предписаний Конституции (глава V) и законов государства, из которых наиболее важными являются Законы об образовании и деятельности областных органов и об избрании областных советов. Пять областей, перечисленных в ст. 116 Конституции, действуют на базе собственных статутов. Как подчеркивается в комментарии к итальянской Конституции, статуты областей со специальной автономией могут содержать нормы, отличные и даже противоположные положениям, закрепленным в главе V Основного закона, при условии их соответствия иным разделам Конституции.
Коммуны - самые мелкие административно-территориальные единицы. В Италии их насчитывается 8100. При образовании коммун их население не может быть менее 10 тысяч жителей. Центральные власти принимают меры по укрупнению существующих коммун, выделяя административно-территориальным единицам в течение 10 лет дополнительные финансовые средства в случае слияния коммун с населением не менее 5 тысяч жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обслуживания, благоустройства и использования территории, ее экономического развития.
В 1992 г. в Италии было 95 провинций, а 8 находились в стадии становления. Новые провинции не могут иметь менее 200 тысяч населения, а для более эффективного осуществления управленческих функций в них не могут создаваться административные округа. Провинция собирает предложения коммун, участвует в разработке областных планов и программ развития, а также принимает в соответствии с ними собственные многолетние секторальные программы и план развития территории. На основании соответствующих программ провинция координирует деятельность коммун и самостоятельно действует в области экономики, производства, коммерции, туризма, а также социальной сферы, спорта и культуры. К предметам ведения провинций относятся: охрана окружающей среды, природного слоя почвы, флоры, фауны, природных парков и заповедников; использование гидро- и энергоресурсов, культурных ценностей; транспорт и дорожная сеть; охота и рыбная ловля во внутренних водах; переработка отходов, санитарные службы, гигиена и профилактика; среднее, художественное и профессионально-техническое образование, если полномочия в данной сфере предусмотрены государственными и областными законами; административно-техническое содействие местным органам и сбор информации.
В Законе 1990 г. было предусмотрено создание районов главного города, в состав которого включаются территории столицы государства или области и прилегающих коммун, неразрывно связанных с экономической деятельностью и службами столицы (ст. 17). Пока подобные районы создаются на базе 8 городов: Турина, Милана, Венеции, Генуи, Болоньи, Флоренции, Рима, Бари, Неаполя. Территориальные границы района главного города устанавливает областной закон с учетом мнения заинтересованных провинций и коммун. В районах главного города существуют два уровня управления: город-метрополия (соответствует провинциальному уровню) и коммуны.
Крупнейшие административно-территориальные единицы - области - могут создаваться при наличии не менее 1 млн. жителей. Они обладают законодательной, административной и финансовой самостоятельностью. По Конституции 1947 г. им переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Наиболее важные из них - это полномочия в законодательной сфере. Однако только пять областей обладают исключительными законодательными полномочиями, остальные области могут издавать законы только в рамках принципов, разработанных национальным парламентом. Законы областей не могут противоречить принципам государственного правопорядка, нормам о крупных социально-экономических реформах, международным обязательствам страны, интересам государства и других областей. Область осуществляет административные полномочия в отношении тех же предметов ведения, что и законодательные полномочия (ст.ст. 117, 118 Конституции). В случае необходимости центральные органы государства могут делегировать областям и иные полномочия. В свою очередь область может передавать отдельные полномочия в сфере управления провинциям и коммунам.
Все территориальные единицы имеют свои статуты и систему органов, включающую совет, джунту, председателя (в коммунах - синдика). Однако существуют определенные различия в порядке образования и статусе двух последних на региональном и муниципальном уровнях. В областях члены джунты и ее председатель избираются на первом заседании представительного органа из числа советников, Джунта является исполнительным органом совета. Она проводит в жизнь его решения, представляет на его рассмотрение проекты областных планов, бюджетов, схемы программ развития, а также курирует их осуществление. Джунта управляет областным имуществом, заключает сделки и договоры от имени области, координирует деятельность предприятий и служб областного подчинения. Все статуты предусматривают периодическую отчетность исполнительного органа перед избравшим советом.
В состав джунты входят председатель, заместитель и асессоры, отвечающие за определенную отрасль управления. Асессоры обычно стоят во главе асессората - управления, ведающего какой-либо сферой (культура, территориальное планирование и т. д.). Распределение полномочий между членами джунты и организация асессоратов регулируется путем издания областного закона.
Председатель джунты представляет область вовне. Он координирует деятельность джунты, обеспечивает ее единство, созывает исполнительный орган на заседания, устанавливает повестку дня, формулирует предложения по распределению полномочий среди асессоров, председательствует на заседаниях джунты, промульгирует областные законы и постановления.
В соответствии с Законом 1993 г. в провинциях и коммунах были усилены позиции председателя провинции и синдика. Теперь они избираются непосредственно населением. Председатель провинции и синдик самостоятельно формируют состав джунты и лишь информируют совет о ее составе, когда представляют на одобрение общие направления деятельности джунты, В провинциях и коммунах с населением свыше 15 тысяч членство в джунте несовместимо с должностью областного советника. В коммунах с населением до 15 тысяч синдик одновременно является и председателем совета.
В рамках организационных моделей областей выделяют: центральный и периферийный аппарат; учреждения и службы, подчиненные области, и общества с областным участием; территориальные учреждения, которым область делегировала свои полномочия; территориальные учреждения, обладающие самостоятельной компетенцией, на которые распространяется областное программирование.
Центральный аппарат области создается для технического и профессионального содействия джунте. Этот аппарат строится с учетом различных моделей: на базе асессоратов; на основе департаментов, которые координируют деятельность служб, относящихся к ведению различных асессоров; в рамках бюро джунты, в состав которого входят службы координационного характера и ведающие определенными вопросами и секторами. Периферийные службы области представляют собой, как правило, бывшие государственные территориальные структуры, действие которых распространяется на часть территории области (аграрные и лесные инспектора). Вместе с тем те государственные структуры, действие которых распространялось на всю территорию области, были интегрированы в центральный аппарат.
Осуществляя управленческую деятельность, области могут создавать различные учреждения и службы, которые предоставляют своему персоналу более выгодные условия. Данные структуры подчиняются области, поскольку областной совет и джунта осуществляют функции направления и координации их деятельности. В ходе осуществления реформы области получили в свое ведение часть функциональных учреждений государства, действовавших ранее в сфере их компетенции (учреждения сельскохозяйственного развития, институты народных домов, службы развития туризма). Помимо этого действуют и межрегиональные структуры (например, институты зоопрофилактики и др.). Согласно декрету Президента Республики №616 1977 г. области могут заключать соглашения и создавать совместные службы, в том числе и в виде консорциумов. Каждая область одобряет заключение подобных соглашений путем издания собственного закона. В настоящее время такие соглашения заключены в сфере общественных работ, речной и озерной навигации.
В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 118) области выполняют свои административные функции, делегируя их провинциям, коммунам или другим местным учреждениям либо используя их соответствующие службы. При этом делегирование осуществляется на основе закона и предполагает передачу финансовых средств, в необходимых случаях - персонала или имущества всем территориальным учреждениям данного уровня или их ассоциациям. Выделяемые средства распределяются между провинциями и коммунами исходя из объективных критериев - количества жителей, показателей социально-экономического развития. С учетом сферы реализации административных полномочий могут выделяться и специальные критерии. Например, при распределении финансовых средств, направленных на реализацию делегированных полномочий в области образования, учитывались такие критерии, как общее число студентов, лиц школьного возраста, проживающих на конкретной территории. Делегирование осуществляется на определенный срок и может быть прекращено ранее в случае серьезных отклонений от направлений деятельности, установленных областью.
В рамках областной реформы в 1977 г. отдельные административные полномочия были переданы государством непосредственно коммунам, однако область сохраняла за собой право осуществлять программирование в данной сфере. В соответствии с Законом № 142 1990 г. области могут в своих законодательных актах предписывать обязательное заключение соглашений между местными органами для совместного осуществления их деятельности, но только государство правомочно требовать создания местными учреждениями консорциумов.
Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции исполняет правительственный комиссар. В провинциях они возложены на префекта, который входит в систему Министерства внутренних дел. В соответствии с Законом № 121 от 1 апреля 1989 г. о реформе общественной безопасности (ст. 13) на него возложено выполнение директив центральных властей по вопросам общественного порядка и безопасности. Он разрабатывает план по гражданской защите, руководит службами помощи населению в случае стихийных бедствий и катастроф. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции. Синдик ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, выполняя предписания законодательства о статистике, регистрации избирателей, военнообязанных.
65. Правовой статус субъектов федерации и принципы разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами (на примере США, ФРГ, Канады и других стран).
66. Принцип неприкосновенности достоинства человека как высшая конституционно-правовая ценность государственного права Германии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|