Боевые колесницы и конский убор. — 118 1 глава
Предметы вооружения (реальные и изображённые на фигурах воинов) являются самой многочисленной и информативной категорией находок на территории мавзолея, поэтому им уделено наибольшее внимание. Ведущим методом обработки артефактов, составляющих комплекс боевых средств, является типологическая классификация, объединяющая предметы в группы по сходству формальных признаков и предполагаемых функциональных свойств Группы, характеризующиеся определёнными признаками, образуют единицы классификации, находящиеся в иерархии по отношению друг к другу. При описании и анализе материала мы опирались на подходы и терминологию, разработанную в трудах Ю.С. Худякова и некоторых других российских авторов [Худяков, 1986; Медведев, 1966; Горелик, 1993]; для изучения специфических черт комплекса вооружения Китая привлекались разработки как отечественных, так и зарубежных специалистов [Хаяси, 1972; Комиссаров, 1988; Варёнов, 1989; Yang Hong, 1992; Ян Хун, 2005].
Судя по надписям на бронзовом оружии из трех раскопов, исследованным Юань Чжунъи, оно изготовлялось как в центре, так и на местах. Возможно, воины, мобилизованные из округов и уездов, приходили со своим оружием; к таким рекрутам относят фигуры легковооружённых воинов из раскопа №1, тогда как воины в доспехах могли представлять регулярную армию (см.: [Е Сяоянь, 1985. С. 45-46]). Однако более вероятно, что изготовленное оружие свозилось в правительственные арсеналы, а затем раздавалось солдатам в соответствии с их воинской специальностью. Именно такая система существовала в армии последующей династии Западная Хань [Леве, 2005. С. 86]. Клейма на бронзовом оружии показывают, что оно отливалось в различных районах огромной империи, прежде всего, в мастерских бывших и действующей циньских столиц: Лиян, Юн, Сяньян, — а также в Шу, Лунфэнь, Линьфэнь и др. [Li Xueqin, 1985. P. 235]. Там размещались специализированные мастерские по изготовлению различных видов вооружения, с использованием определенных стандартов. Пока не удалось точно установить, существовали ли арсеналы в каждом из созданных округов, как это было при Хань. Использовались склады готовой продукции
(80/81) четырех крупных бронзоволитейных мастерских, контролируемых правительственными чиновниками (в Шанцзюнь, Хэдун, Шуцзюнь и Ханьчжун), но в надписях на оружии упоминаются и другие хранилища [Сюй Лунго, 2009. С. 72]. Известно также, что циньцы использовали и трофейное оружие, что подтверждается находками далеко за пределами основной территории Цинь. Так, в уезде Цзиньсянь пров. Ляонин нашли бронзовый клевец, произведенный в государстве Вэй в 246 г. до н.э. и захваченный циньцами после разгрома этого царства в 225 г. до н.э. На Северо-Востоке этот образец оказался, скорее всего, в результате похода циньцев против царства Янь в 222 г. до н.э. [Сюй Минган, Юй Линьсян, 1980]. Впрочем, в том же регионе, в пригороде г. Ляояна найден и собственно циньский клевец, отлитый на 40-м году правления Чжаосян-вана, скорее всего, в Шанцзюнь (на территории современной пров. Шэньси), а хранившийся в арсенале в Пинчжоу (современная пров. Шаньси) [Цзоу Баоку, 1992]. Свидетельством военной экспансии Цинь служат и образцы бронзовых клевцов наиболее развитого типа и втульчатых наконечников копий на территории Северной Кореи [Корейская культура... 1992. С. 75; Костылев, 2009]. Завоёвывая соседние территории или вступая в контакты с сопредельными племенами, армия Цинь Шихуанди брала на вооружение и активно использовала достижения местных оружейников.
§1. Защитное вооружение. * ^ * Параграф написан совместно с А.И. Соловьёвым.
1. Панцирь. ^
Основным источником для изучения циньского защитного вооружения являются его детальное изображение на терракотовых фигурах. Кроме того, обнаружена яма с панцирями и шлемами из пластин сланцевого известняка. Металлических, костяных звеньев доспехов не найдено.
Выделяется три основных типа защитного облачения.
I тип. Панцири из твёрдых материалов. II тип. Панцири из мягких материалов. III тип. Панцири из комбинированных материалов. (81/82)
1.1. Панцирь из твёрдых материалов.
Боевую одежду этого типа разделяют на две основные разновидности: с мягкой основой, покрытой бронирующим твёрдым материалом, и без мягкой основы, когда детали доспеха из твёрдого материала соединяются непосредственно между собой.
Для классификации защитного вооружения, помимо наличия и отсутствия мягкой основы, следует обратиться к другим различительным признакам: гомогенность (когда прикрытие части тела — груди, шеи, таза и т.п. — выполняется из максимально крупных кусков бронирующего материала, допускаемых возможностями технологии и практического использования) и гетерогенность (когда армирующая поверхность составлена из небольших частей, относительно индифферентных к формам человеческого тела). Нередки случаи, когда в доспехе сочетаются оба признака.
Защитное вооружение в Китае эпохи бронзы изготовлялось в основном из кожи, так как металл был довольно дорогим. «Носорожьи латы» неоднократно упоминаются в «Ши цзине», «Чу цы» и целом ряде более поздних сочинений. Доспехи из кожи носорогов и быков изготовляла особая группа ремесленников [Needham, 1965. Р. 17]. Об этом говорил У-цзы в беседе с вэйским князем: «Сейчас Вы круглый год приказываете выделывать кожи, покрываете их киноварью и лаком, раскрашиваете их красной и синей краской, разрисовываете их слонами и единорогами» [Конрад, 1977. С. 317]. Философ Сюнь-цзы сравнивал прочность лат, которые изготовляли из кожи носорогов и акул в государстве Чу, с металлом и камнем (см.: [Го Баоцзюнь, 1963. С. 79]). В «Цзо чжуань» отмечалось, что пластины кожаного доспеха достаточно прочны для того, чтобы отразить сильный удар. Не исключено, что именно массовое производство кожаных панцирей и, следовательно, получение сырья для них способствовало истреблению носорогов в северных районах Китая [Сунь Цзи, 1982. С. 80-84].
Особенно полно панцирь из кожи носорога, его изготовление и свойства описаны в трактате «Као гун цзи», входящего в состав канона «Чжоу ли» («Ритуалы Чжоу»). Здесь указывается, что панцири, сделанные из кожи двурогих носорогов, служат 100 лет, из кожи однорогих — 200 лет, из кожи тех и других одновременно — 300 лет. Доспех из кожи двурогого носорога состоял из семи кусков, однорогого — из шести, из кожи того и другого — из пяти. Для того чтобы (82/83) панцирь был надёжным, шкура должна быть должным образом обработана (см.: [Laufer, 1914. Р. 175]). Панцирь состоял из верхней и нижней части, которые должны были весить одинаково, для чего куски кожи уравновешивались на весах. Качественный панцирь был строго индивидуальным.
На большей части терракотовых фигур, найденных на памятнике, изображены латы из кожаных пластин. Попытки некоторых исследователей (например, А. Коттэрелла) интерпретировать доспехи на фигурах как железные не имеют каких-либо серьёзных доказательств; его ссылки на железный доспех из Маньчэна вряд ли уместны, поскольку последний комплекс (гробница Лю Шэна) относится к династии Западная Хань и датирован концом II в. до н.э. (см.: [Dien, 1981/1982b. P. 77-78]); к тому же там найден не пластинчатый, а чешуйчатый панцирь [Као, Yang, 1983. Р. 36]. Можно согласиться с мнением Альберта Диена о том, что пластины на циньских фигурах по размерам занимают промежуточное положение между кожаными пластинами эпохи Чжаньго (известным по находкам в могиле цзэнского хоу И) и железными пластинами доспехов династии Западная Хань [Dien, 1981/1982a. Р. 11].
Большинство циньских доспехов представляет собой подобие кирасы на мягкой основе, бронированное покрытие которой составлено из кожаных пластин, прикреплённых с помощью заклепок; с ней соединены наплечники и подол из пластин, скреплённых между собой шелковым шнуром (рис. 24). Раньше считалось, что связывание осуществлялось при помощи тонких кожаных ремешков. Китайский исследователь Не Синьминь выдвинул предположение об использовании шёлкового шнура. По его мнению, кожа со временем растягивается, тем самым образуя бреши в защите. Поэтому доспех, связанный кожаными тесемками, следует постоянно подтягивать. Данную процедуру мог произвести только опытный мастер [Не Синьминь, 1985]. Нам представляется, что дело, скорее, не в том, что кожаные ремни растягивались. Наоборот, ссыхаясь, они жёстко стягивали между собой пластины панциря и, вполне вероятно, деформировали защитные звенья, сделанные из этого же материала, которые по причине своих физических свойств не могли противостоять столь сильному сжатию. Кроме того, такой панцирь оказывался более чувствительным к атмосферным воздействиям. Поэтому шёлковый шнур мог восприниматься как более удобный
(83/84) вариант. Во многих культурах, знакомых с шёлком, можно наблюдать традицию применения шёлковых шнуров для связывания пластин доспеха. Так, его использовали в средневековой Японии. Существенным недостатком шёлка была его неустойчивость к солнечному свету, из-за чего он со временем разрушался. Именно поэтому шёлковые шнуры прокрашивали, так как краски служили своеобразным фильтром ультрафиолетовых лучей [Носов, 2001. С. 53]. Вполне вероятно, что цветовая гамма могла быть связана с воинской символикой и играть роль знаков различия.
Выделено два вида кожаного доспеха: 1) из крупных кожаных пластин, скреплённых металлическими клепками и связанных шёлковыми шнурами, полностью покрывающий грудь, спину, плечи воина; 2) из средних кожаных пластин, скреплённых металлическими клёпками и шёлковыми шнурами, частично покрывающий грудь, спину, плечи и верхнюю часть бёдер воина. По структуре оба панциря являются гомогенными. У первого вида выделяют подвид с рукавами-трубами (латы колесничего), у второго — подвид с треугольным фартуком.
Не Синьминь выделяет два способа скрепления пластин друг с другом: 1) скрепление при помощи заклёпок; 2) связывание шёлковыми шнурами. Первым способом соединялись между собой звенья нагрудной и спинной половин кирасы — самой неподвижной составляющей доспеха. Вторым способом соединялись пластины наплечников и подола, что обусловлено их большой подвижностью. На плечах и нижней части доспеха наблюдаются ложные заклёпки, когда короткие стежки шнура образуют подобие шляпки.
Пластины подразделяются на несколько типов: 1) крупные прямоугольные, имеют от 4 до 8 отверстий, встречаются на нагрудном и спинном отделах доспеха первого вида; 2) средние вытянутые прямоугольные с 16 отверстиями, расположенными группами по 2 отверстия по всему периметру, встречаются на наплечниках доспеха второго вида; 3) вытянутые прямоугольные с 18-20 отверстиями по всему периметру, встречаются на спинной части доспеха второго вида; 4) прямоугольные средней величины с шестью отверстиями, сшивались V-образным способом и являлись своего рода окантовкой на наплечниках и нижней части доспеха второго вида; 5) средней величины, скругленные с одного конца, с 8 отверстиями, встречаются на наплечниках второго вида; 6) крупные с закруглён-
(84/85) ными краями с одной стороны, с 6 отверстиями, встречаются на нижних частях доспехов второго вида, а также дополняют пятый тип пластин на наплечниках доспехов второго типа и являются завершающим рядом.
Что касается связывания пластин, то было выделено несколько основных способов: 1) прямой с использованием сплошного нескрученного шёлкового шнура; 2) V-образный сплошным нескрученным шнуром; 3) V-образный скрученным шёлковым шнуром; 4) комбинированный.
У доспехов первого вида чётко прослеживаются наплечники и кираса, представленная двумя и одним рядом кожаных пластин с передней и задней части соответственно (у его подвида спереди добавлено лишних два ряда пластин). Подол практически отсутствует. Выделяется подвид с рукавами-трубами, состоящими из 16 колец, образованных пластинами первого и третьего типов, к которым прикрепляются наручи (шесть склёпанных пластин первого типа), закрывающие тыльные части рук. Его носили арбалетчики и воины колесниц. Найденные фигуры арбалетчиков изображены в состоянии готовности к стрельбе с колена (рис. 25), что было бы затруднительно при наличии бронированного подола. На колеснице же нижнюю часть тела воина закрывал борт. Естественно, в данных случаях слишком длинный подол доспеха был также излишним или даже мог служить помехой.
Кираса доспеха изготовлялась из двух частей: нагрудной из восьми рядов крупных прямоугольных пластин и наспинной, составленной из семи рядов. Обе части застёгивались с левого бока тремя Т-образными пуговицами, одна из которых располагалась на правой стороне груди, а две другие в области талии. Пластины первых четырёх рядов на обеих частях кирасы наклёпывались на мягкую основу, а остальные связывались между собой шёлковыми шнурами. Верхний край пластин надключичной части кирасы для большей подвижности не проклёпывался, а прошивался шнурами по принципу ламеллярного доспеха. Такая конструкция обеспечивала одновременно дополнительную прочность и достаточную подвижность. Наплечники состоят из пластин, связанных в четыре ряда, нижние пластины частично перекрывают верхние.
Доспех второго вида несколько отличен от первого. Принято считать, что это боевая защита офицеров. Кираса, так же как и у (85/86) доспеха первого вида, изготовлена из двух кусков кожи, соединённых с левого бока и застегивающаяся с правого. Разница состоит в том, что бронирована лишь нижняя её часть — в районе живота и поясницы — на нагрудном участке четыре ряда, а на спинном — пять рядов пластин соответственно. На уровне пояса, по всей его окружности, проходит один ряд бронирующих звеньев, который покоится на бёдрах. Подол является единым целым с кирасой и состоит из одного куска кожи. В данном случае пластины не приклёпаны, а нашиты на кожу, что усиливает защиту. Кожаные детали наплечников нашиты на мягкую основу. Доспех имел несколько застёжек в виде Т-образных пуговиц. Существовал также его подвид, отличительной чертой которого был треугольный подол в передней части.
Среди фигур с изображением панцирей из твёрдых материалов выделено 68 терракотовых воинов, на которых наиболее отчетливо сохранились остатки краски. Так, пластины доспехов у них были выкрашены в красно-бурый цвет, пояса и застёжки — в ярко-красный. Наиболее богатая гамма цветов наличествует у шнуровки: 32,3% от всего количества окрашены в ярко-красный цвет (22 фигуры); 38,3% — в красный (26 фигур); 14,7% — в белый (10 фигур); четыре фигуры воинов имели доспехи с тёмно-зелёной шнуровкой и один — с синей (7% от всего количества). Это позволило предположить, что каждому подразделению соответствовали свои цвета доспехов и их частей.
Со всей вероятностью можно также сказать, что существовали различные цветовые гаммы для обозначения войсковых званий, хотя детально реконструировать цветовую «Табель о рангах» пока не удаётся из-за малого количества найденных фигур офицеров. На основе этих находок была выполнена реконструкция доспехов и одежды воинов в цвете. Военачальники носили стёганый чёрный халат, под который одевалась одежда красного цвета. Поверх халата надевали доспех, бронированный красными пластинами. Воины на колесницах, в зависимости от их расположения имели одежду определённого цвета. Так, стоявший по левому борту воин под тёмно-красный пластинчатый доспех надевал халат зелёного цвета, а тот, что был справа, — ярко-красного. Арбалетчики носили панцирь, окрашенный в тёмно-красный цвет, зелёный стёганый халат и синие штаны (рис. 26). (86/87)
Доспехи, составленные из подобных кожаных пластин, были очень эффективными. Во всяком случае они продолжали использоваться ещё в III-IV вв., о чём свидетельствует находка экспедиции А. Стейна в Миране — тибетском укреплённом поселении в Центральной Азии, ныне хранящаяся в Британском музее. Она представляет собой фрагмент ламеллярного панциря из подпрямоугольных лакированных кожаных пластин, стянутых между собой тесьмой и некогда обшитых оленьей шкурой. На внешней поверхности звеньев видны выпуклые «заклёпки» [Робинсон, 2006. С. 169, 170, рис. 67], внешне аналогичные тем, что хорошо заметны на защитном облачении терракотовой армии.
1.2. Панцирь из мягких материалов.
Такие изделия являются простейшим типом доспеха; благодаря доступности материала и простоте изготовления они были наиболее дешёвой и распространённой защитой с древнейших времён до начала XX в. Изготовляли их из мягкой кожи, толстой ткани, войлока; зачастую использовали несколько слоёв простёганного материала, проложенного шерстью, волосом, песком, опилками и т.п., придающими панцирю дополнительные прочностные характеристики.
Если по структуре мягкие панцири на всей территории Древнего Востока, в общем, могли быть сходными, то покрой их был более разнообразным и связанным с определённым регионом. Среди терракотовых воинов есть фигуры, одетые в длиннополую, доходящую до колен одежду, внешне напоминающую халат или плащ, с высоким воротом, длинными рукавами и запахом слева направо. Данный тип боевой защиты напоминает русский «тягиляй» или монгольский «хатангу дегель». Принято считать, что это стёганый халат, состоящий из нескольких слоёв материи, возможно подбитый промежуточным материалом — шёлковой ватой, волосом. По отгибу воротника хорошо видно, что халат был многослойным. Следов простёжки на нём не заметно, хотя есть вероятность, что бронирующий слой подшивался изнутри мягкой (матерчатой или кожаной) основы. Между такими слоями могли помещать части с пришедших в негодность панцирей из твёрдых материалов, например, кожаные пластины. Такие доспехи были частью обмундирования рядовых пехотинцев, а также колесничих. Бронзовой моделью колесницы №2 управляет воин, одетый в стёганый халат, перевязан- (87/88) ный поясом, за которым с левой стороны воткнут меч. Здесь произошла перелицовка бытового костюма на военный лад, т.е. удобная в употреблении одежда была усилена путём подбивки промежуточным материалом и простёгиванием. Установлено, что «боевые» халаты были зелёного, красного и чёрного цветов.
1.3. Панцирь из комбинированных материалов.
Среди терракотовых воинов найдены несколько скульптур, одетых в доспехи необычного покроя. Они представляет собой ламеллярный нагрудник с двумя широкими ремнями, перекрещивающимися на спине, и относятся к защитному вооружению из комбинированных материалов. Нагрудник выполнен из одного куска, вероятно, кожаной основы, которая бронирована 12 рядами (по пять пластин в каждом) кожаных пластин первого и пятого типа. В верхней части наличествует характерный полукруглый вырез для шеи. Пластины первых девяти рядов (сверху вниз, пластины первого типа с 4-5 отверстиями) прикреплены на основу заклёпками. Оставшиеся три ряда (пластины пятого типа) — прошнурованы. Они закрывают верхнюю часть бёдер.
Наспинные лямки бронировались двумя большими прямоугольными пластинами. Длина лямок могла регулироваться, и тем самым изменялся размер доспеха. Соединение нагрудника со спинными ремнями происходило при помощи боковой тесьмы. Структура панциря сочетает в себе гомогенный и гетерогенный принципы создания защитной поверхности. Доспехи этого типа носились в паре со стёганым халатом (панцирем из мягких материалов), дополняя его. Мягкая основа была светло-серого цвета, пластины — тёмно-бурого, шнуровка — ярко-красного.
Таким образом, при создании покроя и конструкции панциря учитывалась не только его защитная функция, но и удобство ношения. Традиция конструирования бытового костюма сохранялась, если она не мешала функции защиты. Процесс изготовления даже простого мягкого доспеха требовал больших специальных навыков в подборе и обработке материала, поиска оптимального покроя, мастерства в выполнении готового изделия. Это стимулировало высокий профессионализм исполнителей и определённую специализацию производства. (88/89)
2. Шлем. ^
Традиция использования бронзовых наголовий в начале эпохи Чжоу не получила дальнейшего развития. В последующие периоды шлемы стали производиться из других материалов. В тексте «Цзо чжуань» неоднократно говорится о кожаных шлемах для охоты, а в словаре «Шовэнь цзецзы» зафиксировано название для боевого оголовья из кожи (см.: [Го Баоцзюнь, 1961. С. 111-118]). До недавнего времени кожаные шлемы были найдены только при раскопках в Лэйгудунь могилы цзэнского хоу И. Судя по сохранившимся образцам, они изготавливались из 18 фигурных пластин, покрытых лаком, среди которых выделяются гребень, боковины, обод, начелье, нащёчники и затылочная часть.
На циньских памятниках шлемы из металла или кожи пока не найдены. У большинства терракотовых фигур, найденных на территории мавзолея, на головах надеты небольшие кожаные шапочки различного вида, форма и размер которых были связаны со статусом обладателя. Попытка А. Коттэрелла определить их как шлемы вызвала возражение со стороны А. Диена, который считал их скорее защитой для сложной причёски, хотя и не исключал полностью возможной связи с боевым оголовьем [Dien, 1981/82. Р. 77]. В то же время находка каменных шлемов (см. далее) показывает, что боевое наголовье использовалось, по крайней мере, наиболее элитными подразделениями.
3. Каменные доспехи. ^
В 1998 г. в 200 м к югу от гробницы Цинь Шихуанди археологами частично раскопана яма, содержащая большое количество каменных лат и шлемов. Благодаря необычному материалу эта находка заслуживает особого внимания. Фигуры воинов отсутствовали, доспехи были уложены слоями в деревянных контейнерах. Территория ямы составляет 13 600 кв.м, из которых пока вскрыто только пять участков площадью 153 кв.м. Это самый большой объект, обнаруженный на столь удалённом расстоянии от мавзолея. Из земли извлечено 87 панцирей и 43 шлема, а также не менее трёх конских доспехов. Армирующим материалом для всей этой амуниции послужил обработанный сланцевый известняк, тёмно-серого цвета, пластины которого соединялись между собой тонкой и плоской медной проволокой. (89/90)
К настоящему времени реконструировано два панциря, по конструкции представляющих собой ламеллярные пластинчатые изделия, а также шлемы и броня для лошади (рис. 27, 28, 29). Вес первого доспеха из 612 пластин составляет 18 кг, а второго (332 пластины) — 23,18 кг [Краткий отчёт об исследовании панциря 4..., 2004. С. 14]. Первый реконструированный шлем весит 3,1 кг и состоит из 74 пластин, стянутых плоской медной проволокой. У него выделяются боковины, начелье, нащёчники, затылочная часть, а также элемент, закрывающий шейный и верхнюю часть плечевого отдела. Считается, что данные находки являются вещами, изготовленными специально для погребения, либо ритуальным облачением. Однако, как ни парадоксально, нельзя полностью исключить их практическое использование.
Обращает на себя внимание тот факт, что каменная броня закрывает большую часть тела, подобно скафандру. Если у терракотовых фигур обнаруживаются лишь отдельные ламеллярные части (рукава, подол) защитного вооружения, то здесь этот принцип распространён на всё изделие. Высказывалось предположение, что тёмный камень небольших пластинок-чешуек символизировал железные пластины [Лю Юнхуа, 2003. С. 27]. Близкие аналогии по вязке доспеха и форме шлема можно увидеть в находках из ямы №44 в районе яньской Нижней столицы, датированной самым концом периода Чжаньго [Отчёт о раскопках могилы №44..., 1975. С. 230-231], а также среди многочисленных ханьских лат, найденных при раскопках могильников династии Западная Хань в Эршицзяцзы во Внутренней Монголии [Лу Сысянь, 1975. С. 249-253] и в северном пригороде г. Сиань [Бай Жунцзинь, 1998. С. 80, 82; Ил. V, 2 ], в арсенале Чанъаня [Ли Юйчунь, 1978. Ил. X, 1, 2 ] и др. Кроме того, существует несомненная связь между каменными погребальными доспехами и нефритовыми погребальными одеяниями в могилах высшей ханьской аристократии (например, князя Лю Шэна и его супруги Доу Вань в Маньчэн) [Обследование и реконструкция..., 1972].
С позиций воинской функциональности изделия настораживают вес каменных панцирей, бесспорная громоздкость конструкции и бочкообразные пропорции нижней части, малоподходящие мужской фигуре. Чтобы прояснить ситуацию, обратимся к другим воинским материалам, принадлежащим той самой эпохе, когда разного (90/91) рода доспехи почти целиком скрывали тело и служили отличительной чертой целого сословия, во многом определяя историко-культурный колорит. Речь идёт о европейском средневековье. Вряд ли стоит напоминать, какого рода разнообразие воинской экипировки существовало в то время и сколько предметов, связанных с конкретной и хорошо известной военной историей, дошло до нас. Имея такого рода информацию, можно попытаться оценить возможности практического использования громоздкой и тяжёлой воинской экипировки. И хотя способы создания защитной поверхности здесь по большей части оказываются разными (ламеллярные доспехи, кстати, были хорошо известными и в европейском средневековье [Thordeman, 1939; 1940]), многие принципы, лежащие в основе её использования, оказываются одинаковыми в силу общности анатомии и физических возможностей человека.
Обратимся, прежде всего, к весу изделия. Как указано выше, для панциря №1 он составляет 18 кг, а для №4 — 23,18 кг. Судя по европейским материалам, они занимают среднюю весовую нишу. Согласно данным Э. Окшотта, доспехи никогда не были столь тяжёлыми, как обычно представляется. «Полные доспехи... не были тяжелее, — а подчас и легче, — чем полная выкладка английского пехотинца времён первой мировой войны. Средний вес доспехов равнялся 57 фунтам (приблизительно 26 килограммам), но надо помнить, что этот вес не давил не плечи, а был равномерно распределён по всему телу» [Окшотт, 2009. С. 381].
Клод Блэр, собравший данные обо всех доступных ему панцирях из музеев Европы, приводит величины веса полного комплекта от 20,8 до 40,87 кг и отмечает, что «даже современный нетренированный мужчина, надевший на себя хорошо подогнанные доспехи... мог сам садиться на коня и слезать с него, ложиться на землю и вставать, наклоняться... и совершенно свободно двигать конечностями» [Блэр, 2006. С. 214].
Чарльз Фолкс приводит более крупные величины порядка 35,55-46,35 кг, к которым следует прибавить вес поддоспешника и оружия [Фолкс, 2006. С. 144-145]. Он же публикует ещё более впечатляющие данные о снаряжении весом 63 кг и даже 116,5-151 кг, хотя в последние величины мог входить и вес конской экипировки [Там же. С. 145]. Правда, эти показатели относятся ко времени распространения и господства огнестрельного оружия, пробивная сила (91/92) которого заставила резко увеличить мощь защиты. На основе проведённых сопоставлений можно с уверенностью считать, что ношение сланцевого панциря вместе с явно полагающимся для этого случая поддоспешником вряд ли представляло особые трудности и было вполне под силу даже не особенно тренированному человеку.
Можно возразить, что не вполне корректно сравнивать кованные металлические гомогенные доспехи европейских рыцарей с ламеллярными гетерогенными латами Китая, между которыми, ко всему прочему, ещё и огромный хронологический разрыв. Однако речь в данном случае идёт о том, что принципы, лежащие в основе конструирования покроя защитной одежды, включающие в себя стремление создать максимально надежную защиту и при этом сделать её удобоносимой путём наиболее полного распределения веса по телу человека, оказываются во все времена и во всех регионах одинаковыми. Следовательно, сопоставимы и весовые категории разных панцирей, допускающие саму возможность их использования, опирающуюся на анатомические особенности и физические возможности человека.
Собственно эти обстоятельства — стремление максимально облегчить нагрузку и свободу движения одетого в панцирь человека — нередко заставляют придавать защитной одежде своеобразный силуэт. Воинская целесообразность оказывалась превыше многих стереотипов, и «излишняя» ширина панциря в тазобедренном суставе или акцентированная крутизна бедер, присущая, скорее, женской фигуре, не смущали обладателя таких лат. Некоторые образцы европейских доспехов также имели выраженный бочкообразный силуэт в своей нижней трети, другие снабжались расклёшенной бронированной юбкой, опускавшейся много ниже середины бедра. Так что подобные «несуразности», которые, кстати, сразу же исчезают, как только воин устраивается на том транспортном средстве, для использования которого и конструировался тот или иной панцирь, не должны нас смущать. Ведь при всей своей подвижности доспехи большей частью не предназначались для ходьбы.
У пехотинцев защита, как правило, ограничивалась корпусом, что и наглядно демонстрируют терракотовые воины Первого императора. И хотя соединение наборных элементов «фартуков», прикреплённых спереди и сзади к «бронированной» защите корпуса доспеха №4, сделано по сравнению с ней более гибким, несложно (92/93) представить, какое сильное сопротивление движению ног должны были оказывать оба массивных сланцевых полотна, судя по пропорциям панциря, доходивших почти до колен. Препятствуя быстрой походке, они могли даже травмировать ноги. Думается, последние позволяли двигаться только особыми короткими «церемониальными» шагами. В отличие от кожаных лат, изображённых на глиняных скульптурах пехотинцев, имевших гибкое (на подвеске) сочленение защитных элементов в области поясницы и паха, позволявшее не только свободно ходить, совершать разнообразные наклоны, ложиться и вставать, бегать и даже прыгать, у каменного панциря эти части тела, как и грудь, забраны в довольно жёсткий сланцевый корсет. Пеший поход или атака в такой одежде по пресечённой местности, даже без наличия жары или стужи, могли полностью вымотать обладателя подобной экипировки. Учитывая это обстоятельство, наиболее вероятным выглядит предположение, что эти латы предполагали обязательное использование колесницы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|