Перечень оборудования и дидактического материала
1. Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, аккордеон (баян), аккордеон детский; металлофон, ксилофон, цитры, цимбалы или гусли, арфа, триола; барабаны с разной высотой звучания, бубны, трещотки, колотушка, коробочка, маракасы, кастаньеты; треугольники, тарелки детские, бубенцы; свирели, дудки, рожки, мирлетон, флейты (кларнеты, саксофоны). 2. Незвучащие игрушки-самоделки: игрушки-инструменты (пианино, балалайка, гармошка); пятиступенчатая лесенка; проигрыватель с пластинками; звуковая книжка, звуковые картинки. 3. Звучащие игрушки: музыкальные книжки, молоточек, волчок; погремушка, колокольчики, свистульки, барабан, дудочка, треугольник, триола, свирель; парная шкатулка; игрушка с фиксированной мелодией (органчик, музыкальный ящичек, шарманка, шкатулка). 4. Учебно-наглядный материал: портреты композиторов; демонстрационные картины по содержанию песен, пьес, для занятий по нотной грамоте, с изображением различных музыкальных инструментов; нотный стан; настольные дидактические игры — музыкальное лото, «До -ре-ми», «Узнай по голосу», «Узнай, какой инструмент», «Найди маму», «Узнай бубенчик», «Выложи мелодию», «Найди и покажи», «Вертушка», «Домик-ширма», «Музыкальная карусель», «Музыкальный телефон», «Времена года в цвете и звуке», «Веселый поезд» и др.; атрибуты и костюмы — домик-декорация, карусель, флажки, султанчики, салютики, вертушки, цветные ленты, цветы, рули, лошадки, вожжи, шапочки-маски, костюмы (национальные и карнавальные), детали костюмов (косынки, сапожки, пояса с пряжкой, кокошники, фартуки, веночки, шапки-ушанки); пластинки с записями. 5. Специальное оборудование для музыкальной деятельности: столик-пюпитр; медиатор; камертон; телевизор и видеомагнитофон с видеофильмами о природе, детях, с мультфильмами; музыкальный центр с набором детских пластинок и аудиокассет (песни, танцы, марши и т. д.); музыкальные молоточки; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); большое настенное зеркало; настольная и напольная ширмы; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и другие куклы-перчатки); рукавички с изображением мордочек животных (кошка, собака, курочка и т. п.); атрибуты для игры-драматизации — большой макет репки, домик-теремок из папье-маше или другого материала; костюмы курочки, собачки, кошки, мышки, бабочек и других сказочных персонажей; нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц; плоскостное изображение радуги с колокольчиками различных цветов, соответствующих цветам радуги; цветные фоны (красный, светло-зеленый, желтый и белый), соответствующие временам года, крепящиеся к стене или различным стендам.
Ознакомление Ознакомление умственно отсталых дошкольников с произведениями художественной литературы является важным направлением в коррекционно-воспитательной работе с ними. Художественная литература благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению причинно-следственных связей, учит видеть связь чувств и действий персонажей с образами природы.
Базируясь на тесной связи с игровой деятельностью ребенка-дошкольника, художественная литература позволяет ему осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее действием и художественными образами, способствует появлению замысла. Такая игра насыщает слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его память, стимулирует развитие связной речи. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с пересказа коротких литературных произведений с простым сюжетом. Первоначально взрослые воспитывают у детей эмоциональное отношение к речи и рассказываемому сюжету, что является одним из факторов успешного речевого развития. Это можно делать на фольклорном материале богатом своей ритмичностью и музыкальностью, повторами и аллитерациями. Фольклорный материал хорош для детей тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Перед педагогом стоит задача — формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию. С первых дней пребывания ребенка в детском саду проводится работа над простым текстом параллельно с фольклорным материалом. Педагог учит детей сосредоточивать внимание на рассказываемом тексте, воспитывает умение соблюдать на занятии тишину, не мешать друг другу, дослушивать рассказ до конца. Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, с малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. Педагог показывает детям, как надо поступать правильно, постепенно воспитывая у них положительные нравственные представления и черты характера, одновременно уча детей правильно выражать свои мысли и оформлять высказывания. Работа над художественным текстом строится в определенной последовательности: § рассказывание текста детям; § обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;
§ повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций; § пересказ текста детьми по вопросам педагога; § пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации; § пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы; § беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением. Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания и рассказывания, тексты усложняются. К концу первого года обучения детям предлагаются сказки, короткие истории и рассказы. Одним из направлений работы с умственно отсталыми дошкольниками является составление и рассказывание коротких историй, связанных с яркими, запоминающимися событиями, происходящими в ближайшем окружении детей, в жизни семьи и группы. Составление и обсуждение таких историй способствуют пониманию детьми причинно-следственных связей в жизненных ситуациях, насыщают содержание текста реальными событиями, сплачивают детский коллектив. В работе над текстами широко используются приемы драматизации и игры-драматизации. Именно эти приемы играют огромную роль в усвоении детьми текста. Особое влияние оказывает та игра-драматизация, в которой участвуют сами дети. В такой игре ребенок связывает слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языковые способности. В целях развития памяти и речи детей программа предполагает обязательное разучивание наизусть стихов, потешек, поговорок и загадок, поскольку с умственно отсталыми детьми в отличие от нормально развивающихся детей над этим надо специально работать.
Занятие на разучивание стихов и потешек наизусть строится по следующему плану: § чтение художественного произведения педагогом; § работа над пониманием текста; § повторение текста детьми одновременно с педагогом; § повторение текста ребенком с подсказками педагога (в ситуации визуально-тактильного контакта между ними); § повторение текста ребенком самостоятельно. Произведение необходимо разучивать целиком, дробление по строчкам мешает целостному восприятию текста, пониманию его смысла. Первые стихотворные строчки должны быть простыми и образными («Са-са-са, вот летит оса», «Ши-ши-ши, вот какие малыши»), содержать эмоциональную окраску, быть понятными по содержанию, быть связанными с запоминающимся событием в жизни ребенка. Чтобы повторение не было скучным, в занятие вносятся игровые элементы — рассказывание стихотворения для куклы, мишки, другого воспитателя. В процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы большую роль играет иллюстрация как основное опорное средство, позволяющее ребенку следить за развитием действия и понимать текст. Необходимо использовать высокохудожественные, нестереотипные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках. Работа над восприятием художественного текста должна проводиться с детьми на протяжении всех лет их пребывания в группе специализированного дошкольного учреждения, охватывать как организованные, так и свободные формы деятельности, согласовываться с чтением ребенку в семье. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|