Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели развития к концу четвертого года обучения




Дети должны научиться:

§ различать разные жанры - сказку и стихотворение;

§ уметь отвечать на вопросы по содержанию знакомых произведений;

§ рассказывать наизусть небольшие стихотворения (3-4);

§ участвовать в коллективных драматизациях известных литературных произведений;

§ узнавать и называть несколько авторских художественных произведений и их авторов (К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто и др.);

§ подбирать иллюстрации к знакомым художественным произведениям (выбор из четырех-пяти);

§ внимательно слушать фрагмент аудиозаписи художественных произведений, уметь продолжать его, отвечать на вопросы («Какое произведение слушал?», «Чем закончилось событие?»);

§ называть свое любимое художественное произведение.

Эстетическое воспитание
средствами изобразительного
искусства

Важным средством для воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру является изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). Педагог создает условия для проявления у детей эмоционального отклика на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки, интересные картины, иллюстрации к произведениям детской художественной литературы. Эмоциональное восприятие народной игрушки хорошо сочетается с чтением потешек, пением народных песен, рассказыванием сказок и исполнением народных танцев. Обыгрывание того или иного персонажа создает условия для эмоционального восприятия ребенком содержания художественного произведения.

Для обогащения содержания изобразительной деятельности педагог организует наблюдение за окружающей природой в разное время года, обращая внимание детей на ее красоту, вызывая эмоциональный отклик и желание ее передать, пользуясь доступными изобразительными средствами. Дети сначала под руководством взрослого, а затем сами выбирают фон и размер листа бумаги, ту цветовую гамму, которая им нравится.

В работе с детьми эффективны сотворчество, использование игровых приемов. Внесение игрушек, персонажей, беседы с детьми от лица того или иного персонажа рождают у них живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку на занятии. Дети проявляют большой интерес к созданию коллективных композиций, при этом главное научить детей согласовывать действия друг друга, находить свое место в общей работе.

Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок или аппликацию на основе собственного замысла, реализуя в них свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами и действиями; использовать цвета, нестандартные формы, оригинальное сочетание материалов, не подражая другим работам.

Для умственно отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла оказываются трудной задачей, особенно без специального обучения. Поэтому работа по эстетическому воспитанию должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности — лепки, аппликации, рисования. В результате целенаправленного обучения на четвертом году пребывания в специализированном учреждении дети могут научиться создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу.

Центральной линией эстетического воспитания становится знакомство детей с нарушением интеллекта с произведениями изобразительного искусства, формирование умений видеть прекрасное в предметах окружающей природы, жизни и быта людей. Особую роль в становлении эстетического воспитания у детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. В беседе педагог обращает внимание детей на эмоциональное содержание картины, на собственное настроение, которое вызывает та или иная иллюстрация. Важно вести детей от позиции «нравится — не нравится» к обоснованной позиции: почему нравится, что привлекает внимание, какие чувства вызывают изображение и его персонажи.

Практическое воплощение идей эстетического воспитания дошкольников данной категории связано с художественно-декоративной деятельностью по благоустройству предметно-окружающей среды. Дошкольники должны принимать посильное участие в благоустройстве территории детского сада, украшении группы, сборе минералов и сухостоев, создании композиций из цветов и природного материала.

Закрепить представления детей о роли и месте изобразительного искусства в жизни человека можно в ходе регулярных посещений музеев изобразительного искусства, выставок, при посещении архитектурных памятников и заповедников.

Педагог должен знать, что ребенок с отклонениями в умственном развитии способен порой очень тонко почувствовать красоту природы, отреагировать неожиданным образом на понравившийся ему предмет декоративно-прикладного искусства, оценить роль центрального персонажа картины, радоваться скульптурным композициям, получать удовольствие от посещения музеев, театров и выставок.

Вся целостная система эстетического воспитания способствует личностному развитию ребенка-дошкольника, усвоению норм правильного, адекватного поведения в общественных местах и последующей социализации ребенка в обществе.

Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта в первые три года пребывания ребенка в специализированном дошкольном учреждении пронизывает всю жизнь детей в группе, реализуясь через различные методы работы педагогов и виды детской деятельности. На четвертом году обучения выделяются специальные занятия, которые решают конкретные задачи эстетического воспитания.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Воспитывать у детей интерес к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности.

§ Побуждать детей к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел.

§ Поддерживать экспериментирование с красками, изобразительными материалами, аппликативными формами, комками глины и пластилина для создания простых, выразительных композиций.

§ Развивать у детей способность всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов, находить их сходство с предметами и явлениями.

§ Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации.

§ Воспитывать эмоциональное отношение к природе и дизайну своего быта, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

§ Учить детей создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнаты.

§ Развивать художественную культуру ребенка в условиях социокультурной среды музеев, выставок, театров.

Квартал Основное содержание работы
I Воспитывать у детей интерес к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности, знакомить детей с некоторыми картинами известных художников (картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь»; иллюстрации художников-графиков В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Раче-ва, И. Токмаковой, В. Сутеева) Закреплять представления детей о выразительности, праздничности предметов народных промыслов (дымковская игрушка, каргопольская игрушка), посетив выставку народных промыслов Побуждать детей к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел (детям предлагают дорисовать различные линии — прямые вертикальные, горизонтальные, волнистые — для изображения знакомых предметов или сюжетов) Учить детей создавать изображения по собственному замыслу, используя аппликативные формы («Спинка стульчика», «Блузка для себя») Поддерживать экспериментирование с красками, создание простых выразительных композиций (после посещения заповедника, картинной галереи, выставки детям предлагается вспомнить, что они видели, и нарисовать свою картину для выставки в детском саду)
II Продолжать учить детей экспериментировать, создавая изображения по собственному замыслу, используя комки глины для выполнения простых выразительных композиций (после посещения музея скульптур или наблюдения за лепкой детей другого учреждения, в изостудии) Воспитывать у детей желание участвовать в украшении своей групповой комнаты к новогоднему празднику, проявлять эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта («Скоро праздник Новый год») Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации («Зимушка-зима», «Новогодние сюрпризы» и др.) Развивать у детей способность всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов, находить их сходство с предметами и явлениями (детям предлагают дорисовать различные пятна до узнаваемых предметов или сюжетных изображений по мотивам знакомых сказок) Расширять представления детей о выразительности, праздничности предметов народных промыслов — хохломской росписи, городецкой росписи (после посещения выставки народных промыслов детям предлагается разрисовать деревянную доску, изображая на ней знакомые элементы городецкой и хохломской росписи)
III Активизировать участие детей в коллективном оформлении и украшении зала к выставке народных промыслов: учить создавать дизайн комнаты для выставки Учить детей узнавать знакомые предметы и мотивы народных промыслов в фотоальбомах, на фотографиях, открытках, предметах окружающей действительности Закреплять умение создавать простые выразительные узоры по мотивам знакомых народных промыслов Учить детей создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнаты («Весенний букет», «Салют», «Поздравим маму», «Подготовка кукольных героев к балу») Продолжать развивать художественную культуру ребенка в условиях социокультурной среды музеев, театров (посетить музей вместе с родителями, нарисовать свою картину)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...