Показатели развития к концу четвертого года обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39 Дети должны научиться: § получать удовольствие от рассматривания картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур и архитектурных памятников; § узнавать две-три знакомые картины известных художников; § воспринимать выразительность и праздничность предметов народных промыслов (дымковская игрушка, каргопольская игрушка, хохломская и городецкая роспись) и узнавать их в предметах быта; § уметь дорисовывать различные декоративные линии, украшая ими знакомые предметы или сюжеты; § создавать изображения по собственному замыслу, используя знакомые техники и изобразительные средства; § адекватно вести себя при посещении музеев, выставочных залов, театров и выставок. Литература 1. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 5 // Основы дефектологии. — М„ 1983. 2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В. И. Теленчи. — М., 1987. 3. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 1988. 4. Гришвина А. В., Пузыревекая Е. Я., Сочеванова Е. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. — М.: Просвещение, 1988. 5. Екжанова Е.А. Специальная психология и коррекционная педагогика: Учебная программа курса. — М.: МГСУ, 2000. 6. Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. — 1999. — № 6. 7. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3. 8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 4.
9. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Содержание раздела «Здоровье» программ коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 5. 10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка. — М.: Академия педагогических наук СССР, 1986. 11. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта: Сб. научных трудов / Под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. — М„ 1978. 12. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1997. 13. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998. 14. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: Владос, 2002. 15. Лебедева Е.Н. Ознакомление со звуками окружающей действительности умственно отсталых детей: Метод, рекомендации. — Тула, 2001. 16. Малер А. R Воспитание ребенка с болезнью Дауна в семье // Дефектология. — 1986. — № 4. 17. Марковская И. Ф., Екжанова Е. А. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития//Дефектология. — 1988. — № 4. 18. Мастюкова Е. М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП //Дефектология. — 1985. — № 4. 19. Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет / Сост. А. А. Ватажина, Н. С. Малинкин; Под ред. М. И. Кузьмицкой, А. А. Ватажиной. — М., 1971. 20. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. — М.: Аркти, 1999. 21. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. R С. Буре. — М., 1987. 22. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М., 1986.
23. Программа. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991. 24. Программы для 0—4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). — М.: Дидакт, 1997. 25. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2002. 26. Стребелева Е. А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии //Дефектология. — 1997. — № 2. 27. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. — М.: Просвещение, 1997. 28. Хайрдинова Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2002. — № 1. 29. Чулкова Н. В. Воспитание культурно-гигиенических навыков //Дошкольное воспитание. — 1991. — № 5. 30. Чумакова Г. В. Формирование первоначальных количественных представлений у умственно отсталых дошкольников. — М.: Владос, 2002. 31. Цикото Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. — М., 1976. 32. Шинкаренко Г И. Состояние навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников: Сб. научных трудов / Под ред. Н. Г. Морозовой. — М., 1976. 33. Шинкаренко Г. И. Развитие самостоятельности умственно отсталых дошкольников: Сб. статей / Под ред. Н. Г. Морозовой. — М., 1978. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста Нарушения речевого развития у детей данной категории проявляются в раннем возрасте: у большинства детей отсутствует или поздно появляется лепет; первые слова в активной речи — после двухлетнего возраста; фразовая речь — после трех лет. Временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у детей с нарушением интеллекта более длительный, чем у нормально развивающихся детей. Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.
У таких детей не сформировано фонематическое восприятие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас. Их фразовая речь часто представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения; нарушено словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или ее отсутствие. Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. В речевых нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект. Нарушения речи очень стойки. Среди детей с нарушением интеллекта есть дети с различным уровнем развития речи: § совсем не владеющие активной речью; § владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой; § владеющие формально хорошо развитой речью. Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических факторов. Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического слуха; недоразвитие общей и речевой моторики (нередки остаточные явления параличей, парезов речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи); аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба, челюстей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей с нарушением интеллекта при постановке и особенно при автоматизации звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения связана с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения проявляются на фоне системного недоразвития речи умственно отсталых детей.
Условия эффективности логопедического Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения следующих условий: 1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психоневролога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста); 2. установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях; 3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада; 4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения; 5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям; 6. разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка. Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности; учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка. Логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения: § формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти); § работа над пониманием обращенной речи; § развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики; § развитие слухового внимания и фонематического восприятия; § развитие чувства ритма; § развитие дыхания и голоса; § совершенствование произносительной стороны речи; § формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи). Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.
Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).
Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т. п.). У детей с нарушением интеллекта постановка звуков по подражанию редко бывает эффективна, поэтому чаще пользуются такими способами постановки звуков, как: § механический; § постановка от других звуков, правильно произносимых; § постановка звука от артикуляционного уклада; § смешанный (когда используются различные способы). Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении. Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи. Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи. В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Логопед ведет следующую документацию: речевые карты, индивидуальные тетради детей, тетрадь заданий воспитателям, планы подгрупповых и индивидуальных занятий, годовой отчет о работе. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. В группе детей от 3 до 4 лет
В группе детей от 4 до 5 лет
В группе детей от 5 до 6 лет
В группе детей от 6 до 7 лет
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. В группе детей от 3 до 4 лет
В группе детей от 4 до 5 лет
В группе детей от 5 до 6 лет
В группе детей от 6 до 7 лет
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Дата обследования: I. Общие сведения о ребенке Фамилия_________________________________Имя_______________________________ Дата рождения_______________________Возраст_________________________________ Адрес ___________________________________________________________________ II. Общие сведения о семье Данные о родителях (возраст, место работы, должность): Мать____________________________________________________________________ Отец_____________________________________________________________________ Данные о других детях_______________________________________________________ III. Жалобы родителей _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ IV. История развития ребенка Как протекали беременность и роды?____________________________________________ ________________________________________________________________________ Вес, рост новорожденного_____________________________________________________ Перенесенные заболевания___________________________________________________ Когда начал держать голову___________________________________________________ Сидеть_____________________________, стоять_________________________________ Ходить_____________________________, схватывать предметы______________________ доставать предметы___________________, реагировать на укачивание_________________ Была ли любимая игрушка?____________________________________________________ Когда появился лепет?_______________________________________________________ Когда появились первые осмысленные звуки в процессе общения со взрослым?____________ Когда начал есть сам ____________, участвовать в процессе одевания и раздевания________ проситься на горшок_______________________, принимать твердую пищу_____________ есть ли интерес к игрушкам, книгам?____________________________________________ Какова реакция на радио, телевизор?____________________________________________ Умеет ли слушать музыку?____________________________________________________ Состояние слуха____________________________________________________________ Состояние зрения___________________________________________________________ Как ходит (спотыкается или нет)?______________________________________________ Имеет ли навязчивые движения?_______________________________________________ Отношение к сверстникам____________________________________________________ Обращает ли внимание на движение губ говорящих людей?___________________________ Где и кем воспитывается?____________________________________________________ Соматическое состояние_____________________________________________________ V. Психолого-педагогическое обследование Внешний вид ребенка_______________________________________________________ Принятие заданий__________________________________________________________ Сотрудничество со взрослым (контактность)______________________________________ Эмоциональное реагирование на ситуацию обследования (нет/есть, какое)_______________ Познавательное развитие_____________________________________________________ Сенсорное развитие (уровень развития восприятия)________________________________ Ориентировочно-познавательная деятельность.___________________________________ Характер действий: Хаотические действия_________________, пробующие действия_____________________ Примеривание_____________________, зрительная ориентировка____________________ Уровень развития наглядно-действенного мышления _________________________________ Уровень развития наглядно-образного мышления____________________________________ Уровень развития элементов логического мышления_________________________________ Уровень развития количественных представлений___________________________________ Уровень сформированности представлений: об окружающем____________________, о себе__________________________________ о своей семье___________________, о предметах ближайшего окружения_______________ о явлениях и объектах природы________________________________________________ о причинно-следственных связях в природе_______________________________________ Уровень развития игры_______________________________________________________ Уровень сформированности продуктивных видов деятельности: конструирование по подражанию____________________, рисование предметное_________ по образцу____________________, рисование сюжетное____________________________ Уровень развития речи: понимание речевой инструкции________________________________________________ способы общения (эмоциональные, деловые, речевые)________________________________ состояние артикуляционного аппарата___________________________________________ наличие и характер фразовой речи______________________________________________ сформированность грамматического строя речи____________________________________ сформированность фонетической стороны речи____________________________________ VI. Заключение______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ VII. Рекомендации к коррекционно-педагогической работе ____________________________ VIII. Педагогический прогноз___________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 1. Динамика развития двигательной сферы: общие движения, ручная и мелкая моторика, произвольность, целенаправленность______________________________________________ 2. Динамика познавательного развития: развитие внимания__________________________________________________________ развитие восприятия________________________________________________________ развитие различных видов памяти______________________________________________ развитие пространственной ориентировки_______________________________________ развитие мышления__________________________________________________________ развитие представлений об окружающей действительности_________________________ уровень сформированности количественных представлений________________________ 3. Динамика социального развития: концентр «Я сам»__________________________________________________________ концентр «Я и другие»________________________________________________________ концентр «Я и окружающий мир»_______________________________________________ 4. Формирование деятельности: игра_____________________________________________________________________ продуктивные виды деятельности_______________________________________________ самообслуживание__________________________________________________________ взаимодействие со сверстниками________________________________________________ 5. Динамика речевого развития _________________________________________________ Уровень развития речи: понимание речевой инструкции_________________________________________________ способы общения (эмоциональные, деловые, речевые)______________________________ Состояние артикуляционного аппарата___________________________________________ Сформированность фонетической стороны речи___________________________________ Сформированность лексического строя речи______________________________________ Наличие фразовой речи______________________________________________________ Характер фразовой речи______________________________________________________ Сформированность грамматического строя речи__________________________________ 6. Учет эффективности использованных методов коррекционно-развивающего воздействия______________________________________________________________ 7. Рекомендации к использованию корригирующих технологий в процессе последующего воспитания и обучения_____________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Дата обследования: I. Ф. И. ребенка Дата рождения, возраст, адрес Кем направлен. II. Семья Условия проживания Жалобы родителей История раннего развития ребенка. Оценка семейной ситуации Взаимоотношения ребенка с родителями Взаимоотношения ребенка с братьями и сестрами Совместные занятия родителей с ребенком Взаимодействие родителей с образовательным учреждением III. Особенности протекания адаптационного периода Продолжительность адаптационного периода Наличие выраженных интересов (или их отсутствие) Наличие патологических влечений IV. Поведение Взаимоотношения ребенка со сверстниками Взаимоотношения ребенка с педагогом Особенности социальных контактов Трудности в освоении норм поведения V. Трудности в обучении: интеллектуальные особенности (особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи) особенности аффекти<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|