Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика психодиагностики




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ВВЕДЕНИЕ.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОДИАГНОСТИКИ. . . . .
1.1. Специфика психодиагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Понятия, раскрывающие специфику психодиагностики... . . . . . . . . . . .
Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. . . . . . . . . . .
2.1. Истоки психодиагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Развитие психодиагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Психодиагностика в СССР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
3.1. Этические проблемы в психодиагностике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Профессионально-этические принципы психодиагностики. . . . . . . . . . .
Тема 4. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.1. Свойства личности как относительно устойчивые характеристики человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
4.2. Типология данных, получаемых в результате психодиагностического обследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Тема 5. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1. Типология личности К. Г. Юнга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. Типология личности Э. Кречмера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ. . . . . . . .
6.1. Понятие репрезентативной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2. Выявление особенностей переработки информации человеком. . . . . . . .
Тема 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ. . . . . . . . . . .
7.1. Потребностно-мотивационная сфера личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7.2 Методы диагностики потребностей и мотивов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 8. ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. . . . . . . . . . . . .
8.1. История создания тестов интеллекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.2. Теоретические проблемы тестирования интеллекта. . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 9. ПСИХОДИАГНОСТИКА В СЕРВИСЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
АЛФАВИТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Когда в руки заядлого читателя попадает новая книга, у него непроизвольно, часто даже незаметно для него самого, возникает надежда на то, что открыв ее, он вдруг найдет в ней нечто интересное, захватывающее дух, а может быть и кардинально меняющее его представления о мире и о себе. Но вот книга открыта, и с первых страниц становится понятным, что ничего интересного и принципиально нового здесь нет. Читателя постигает разочарование, и книга оказывается заброшенной. Однако через некоторый промежуток времени, столкнувшись с новыми жизненными обстоятельствами, читатель может вернуться к давно заброшенной книге и обнаружить в ней массу нового и интересного. Это происходит потому, что интерес или отсутствие интереса к книге зависит не только от ее содержания, но и от проблем, стоящих перед читателем. Обычно, людям интересна та информация, которая задевает их за живое, дает хотя бы надежду на разрешение насущных жизненных проблем.

Учебное пособие, которое вы держите в руках, прежде всего будет интересно людям, желающим научиться выявлять особенности своей психики и психики других людей. Такого рода умение необходимо в первую очередь специалистам, чья профессиональная деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми. В современном мире взаимоотношения людей с каждым годом усложняются. Человек нашего времени является участником множества деятельностей, порой абсолютно несвязанных между собой. Это приводит к тому, что растет нагрузка на психику человека. Предотвратить негативные последствия такой нагрузки можно только обладая психологической культурой. Психологическая культура предполагает наличие способности познавать себя и других людей.

Данное учебное пособие было подготовлено для студентов дневной и заочной формы, обучающихся по специальностям сервис и туризм. Оно предназначено, прежде всего, для изучения теоретических основ психодиагностики. Помимо теоретического материала в пособии также представлены некоторые известные психологические тесты. Практические навыки применения психодиагностических методик студенты могут получить на семинарских занятиях по данной дисциплине.

Деятельность специалиста сервиса проходит в условиях постоянного взаимодействия с людьми. Для того чтобы это взаимодействие было более эффективным и не имело негативных последствий, специалист сервиса должен владеть методами, позволяющими ему определять психические особенности людей, с которыми ему приходится взаимодействовать. Владение такого рода методами предполагает знание основ психодиагностики. Данное учебное пособие знакомит студентов с этими основами. Знакомство с материалом, содержащимся в пособии, должно способствовать расширению представлений студентов о принципах и методах психологической науки, более глубокому пониманию ими сути психологических явлений.

 


ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие подготовлено на основе курса лекций по дисциплине «Психодиагностика». В пособии рассматриваются специфические особенности психодиагностики, раскрываются ее цели и задачи, излагается ее история. В пособии поднимаются также актуальные проблемы психодиагностики, освещаются различные точки зрения на эти проблемы.

Автор видит свою основную задачу в том, чтобы сформировать у студентов общее представление о психодиагностике, раскрыть ее базовые понятия, ознакомить студентов с наиболее известными психодиагностическими методиками. В конце каждой темы приведены вопросы, отвечая на которые, читатели смогут проверить: насколько глубоко ими был усвоен прочитанный материал?

В пособии представлены также фрагменты текстов различных исследователей, знакомство с работами которых может быть рекомендовано при изучении данной дисциплины. Приводя данные фрагменты, автор дает пояснение тех мест, которые могут быть непонятны читателям, только начинающим свое знакомство с психологией и психодиагностикой. При чтении пособия автор рекомендует читателям отвечать на вопросы, стоящие в конце каждой темы. Отвечая на них, читатель сможет глубже понять прочитанное, выделить в нем наиболее существенное.

Автор старался представить материал в наиболее доступной форме. В связи с этим во многих разделах имеет место наличие разговорного стиля. Такой стиль, по мнению автора, может обеспечить гораздо более глубокое усвоение знаний читателями, не являющимися специалистами в данной области, чем строгий научный стиль.

 


Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Специфика психодиагностики

Когда произносят слово «психология», первое, что всплывает в памяти у людей, – это тесты. Очевидно, причиной этого является то, что с научной психологией человек нашего времени чаще всего сталкивается при тестировании. У некоторых представление о психологии ограничивается только этим. Между тем психология охватывает собой очень большой массив явлений и имеет множество направлений и областей. В частности, тестирование следует рассматривать в рамках такой области психологии, как психодиагностика. Возможно, многие никогда и не слышали этого слова, несмотря на то, что в настоящее время тестирование все более и более проникает во все сферы жизни людей. Такое положение дел связано с низким уровнем психологической культуры людей в нашей стране. Повышение этого уровня предполагает, в том числе, и знакомство с основами психодиагностики.

В современном мире психодиагностика все более и более начинает пользоваться спросом у специалистов, чья профессиональная деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми. Особенно большое значение психодиагностика приобретает в деятельности специалиста сервиса. Знакомство с психодиагностическими методиками, овладение практическими навыками их применения создает возможность для использования этих методик специалистами сервиса в своей профессиональной деятельности с целью повышения качества обслуживания клиента.

Что же представляет собой психодиагностика, зачем она нужна? Для того чтобы понять какое-то явление, необходимо выявить основной признак этого явления (или совокупность признаков), т. е. тот признак, который отличает данное явление от всех других. Выявляя этот основной признак явления, мы тем самым называем его. Например, чернила имели когда-то своим основным отличительным признаком черный цвет, что и определило их название. В науке слова, выявляющие суть того или иного явления, называются понятиями. Содержание понятия фиксирует те существенные признаки определяемого явления, которые отличают его от всех других явлений.

Понятие «психодиагностика» обозначает определенную область психологии. В этом понятии фиксируется, чем данная область психологии отличается от других ее областей. Посмотрим, как определяют психодиагностику сами психологи:

Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов: «Психологическая диагностика – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» [7, с. 268].

Р. С. Немов: «Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

1. Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

3. В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

5. Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации?

6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

3. Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

4. Разработку программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценку его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики» [18, с. 7–8].

К. М. Гуревич и Е. М. Борисова: «Одно из значений термина "диагноз" в переводе с греческого языка – "распознавание". Диагностика понимается как распознавание чего-либо (например болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т. д.). Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности» [20, с. 3].

Как мы видим, несмотря на различия, в приведенных выше определениях есть нечто общее. Это общее обнаруживается в понятии «индивидуально-психологические особенности человека». Другими словами, психодиагностика занимается тем, что выявляет, чем психика одного человека отличается от психики другого. Для того чтобы это сделать, в рамках психодиагностики должны быть разработаны и научно обоснованы методики, позволяющие выявлять индивидуальные психологические особенности человека. Помимо этого должны быть выработаны требования к этим методикам и людям их применяющим, чтобы результаты обследования были объективны. Таким образом, для того, чтобы определить, чем психика одного человека отличается от психики другого, необходимо решить целый ряд теоретических и практических вопросов. Этим и занимается психодиагностика.

Как особая область психологии психодиагностика имеет свои цели и задачи. В отличие от общей психологии, которая исследует психику человека и животных в целом, психодиагностику интересуют индивидуально-психологические особенности человека. Выявление этих особенностей и является целью психодиагностики. Для достижения данной цели психодиагностика решает ряд задач. К ним относятся следующие:

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей [18, с. 10].

Понятие «психодиагностика» появляется в 1921 г. Оно было введено Г. Роршахом, назвавшим так обследование с помощью созданного им теста. Однако вскоре под психологической диагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуально-психологических различий. В настоящее время за границей данное понятие используется: 1) как синоним психологического тестирования, 2) как получение данных о личности с помощью проективных методик (а также их разработка), 3) как теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов [7, с. 269].

Таким образом, психодиагностика как область психологии сосредоточивается на изучении индивидуально-психологических особенностей людей. Это и определяет специфику ее целей, задач и методов.

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.