Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие репрезентативной системы




Важной составляющей личности человека является ее перцептивная сфера. Эта сфера ориентирована на получение информации из окружающего мира и ее первичную обработку. Доминирующие ориентации перцептивной сферы определяются характером функциональной асимметрии мозга человека, ведущими каналами получения информации и основными формами ее репрезентации. Описание таких каналов, репрезентаций и методик их диагностики хорошо разработано в рамках подхода, получившего название нейролингвистическое программирование.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это специфический подход к использованию знаний, полученных из различных областей (в том числе нейрологии, психологии, лингвистики) и интегрированных в специальные методы, предназначенные для создания средств, способствующих личностному развитию. «Нейро» означает, что поведение является результатом нервных процессов, а «лингвистическое» – то, что нервные процессы представлены и управляемы с помощью языковых средств и коммуникационных систем. Что касается «программирования», оно указывает на осуществление четкой организации различных компонентов в приемы, предназначенные для достижения эффективных результатов.

Что касается неврологии, то для НЛП в первую очередь значима функциональная асимметрия человеческого мозга. Такая асимметрия приводит к тому, что различные полушария нашего мозга занимаются преимущественно реализацией различных функций. Например, левое полушарие обрабатывает в основном логическую информацию, а правое – образную[25, с. 181].

Возник НЛП-подход в начале 70-х годов в США и развивался на базе изучения деятельности многих выдающихся психотерапевтов, таких, как В. Сатир, М. Эриксон, Ф. Перлз и др. Результаты изучения как новое направление практической психологии отразились в работах Р. Бэндлера, Л. Кемерон-Бэндлера, Дж. Гриндера.

С точки зрения НЛП-подхода, у человека существует несколько репрезентативных систем (репсистем). «Репсистема – это совокупность элементов, позволяющих представить (репрезентировать) в психике необходимую информацию» [25, с. 181]. С позиций указанного подхода люди различаются в первую очередь своими репсистемами. По характеру доминирующей модальности представления информации репсистемы делятся:

1) на визуальную (доминирует зрение);

2) аудиальную (доминирует слух);

3) кинестетическую (доминируют ощущения);

4) полимодальную (преобладают обобщенные представления, мыслительные процессы).

Репсистему можно рассматривать и как состояние психики, которое проявляется в вербальном и невербальном поведениях человека. Так, например, 1) визуалы чаще говорят: ярко, далеко, смотреть, представлять; 2) аудиалы – громко, слышал, говорил; 3) кинестеты – тепло, жестко, чувствую, ощущаю; а 4) полимодалы – думать, понимать, считать и т. п.

Исходя из особенностей доминирующей репсистемы, модель мира, выстраиваемая человеком, неизбежно будет отличаться от представлений других людей, настроенных на другие каналы связи. Более того, один и тот же реальный факт, свидетелями которого стали разные люди, может быть воспринят и пережит ими по-разному. Знание того, как человек воспринимает окружающий мир, перерабатывает поступающую к нему информацию, позволяет найти взаимопонимание с ним в процессе общения. Приведем пример подобной ситуации.

Р. Бэндлер и Дж. Гриндер: «Он приходит с работы домой и хочет уюта. Он садится в кресло в гостиной, скидывает обувь, берет сигарету и пиво из холодильника обкладывается газетами и журналами и т. д. Тут заходит жена, которая очень визуальна. Она весь день убирала в доме, чтобы все выглядело хорошо, желая заслужить одобрение мужа. Она видит вещи, разбросанные по всей комнате, и взрывается. Его жалобы: "Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта!" Она ему в ответ: "Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, а когда все выглядит так, я знаю, что ты меня не уважаешь!"

В. Сатир в таких случаях находит кинестетические соответствия визуальным жалобам и наоборот. Он смотрит на мужа и говорит: "Вы не поняли, что она сказала, правда? Вы действительно не понимаете, что она переживает. Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена уже сидит в кровати, смотрит телевизор и ест печенье. Вы ложитесь, чувствуете, что крошки въедаются вам в кожу. Знаете ли вы теперь, что она испытывает, заходя в гостиную и видя разбросанные вещи?" [5].

Таким образом, определение того, как человек перерабатывает поступающую к нему информацию, позволяет вам лучше понять, как этот человек видит окружающий мир. Это необходимо, если вы хотите донести до человека нужную вам информацию.

 

Выявление особенностей переработки информации

Человеком

Как мы уже отмечали, репрезентативная система проявляет себя в поведении человека. Существуют индикаторы, с помощью которых возможно выявление доминирующей модальности человека. В частности, таким индикатором может являться положение рук человека:

¨ у визуалов при разговоре руки совершают манипуляции в верхней части тела, начиная от середины груди и выше, на уровне головы;

¨ у аудиалов руки совершают манипуляции на среднем уровне, нижняя граница чуть выше пояса – до середины груди;

¨ у кинестетиков руки совершают манипуляции в нижней части тела – ниже пояса.

По голосу также можно определить, в какой системе говорит человек:

· у визуалов голос ровный, но часто рывками повышается;

· у аудиалов голос ровный;

· у кинестетиков голос ровный, но в процессе разговора переходит в тихий.

В качестве индикатора выявления модальности у человека в НЛП используются «предикаты». Они позволяют присоединиться к внутреннему миру человека и войти в его внутреннее состояние и мыслительный процесс. Так, при сообщении определенной информации визуал употребляет в своей речи слова: видеть, ясный, цветной, пестрый, красивый и т. д.; аудиал – слышать, звучать, звенеть, беззвучно, громкий и т. д.; кинестетик – чувствовать, шероховатый, притрагиваться, тугой, ощущение и др.

Доминирующую репсистему можно определить также по движениям глаз (табл. 1.)

Таблица 1

Направление взгляда при различных состояниях репрезентативной

системы

Направление взгляда Модальность восприятия Результат восприятия
Вправо вверх визуальная Визуальный образ (конструированный)
Вверх визуальная Визуальный образ (припоминаемый)
Влево вверх визуальная Визуальный образ (припоминаемый)
Вправо аудиальная Аудиальный образ (конструированный)
Влево аудиальная Аудиальный образ (припоминаемый)
В центр визуальная Визуальный образ (припоминаемый)
Влево вниз аудиальная Аудиальный образ (припоминаемый)
Вниз кинестетическая Кинестетический образ
Вправо вниз кинестетическая Кинестетический образ

Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий (введение, отработка и оценка). В этой связи в НЛП выделяются три информационные системы активности человеческого мозга:

- ведущая, отвечающая за извлечение информации;

- репрезентативная, обеспечивающая представление информации (визуально, аудиально, кинестетически) сознанию;

- референтная, осуществляющая сверку полученного результата с искомым (т. е. способствующая оценке информации).

Каждая из перечисленных систем может быть представлена визуально, аудиально и кинестетически.

Результаты анализа внутреннего состояния человека в процессе его жизнедеятельности убеждают в том, что формированием его конкретного опыта занимаются все три основные и две вспомогательные модальности. В природе не существует людей, работающих в какой-то одной системе. Значит, в целях установления эффективных деловых отношений чрезвычайно важно понять, в какой модальности человек поддерживает беседу. Это предопределяет объективную схему построения стратегии и тактики общения в целом. В то же время это позволяет в перспективе избежать многих критических и спорных ситуаций. Для наглядности приведем следующий пример. Один человек говорит другому: «Ну, вы знаете (смотрит вправо вверх)… я действительно (смотрит вправо вниз) испытываю ревность». Изобразим это схематично (табл. 2).

Таблица 2

 

Примерный вариант стратегии внутреннего мышления

Диалог человека Фиксация глаз Что говорящий строит внутри себя Модальность Степень
«Ну, вы знаете…» вправо вверх картинка визуальная ведущая система
«…я действительно» вправо вниз чувства приятные кинестетическая репрезентативная система
«…испытываю ревность» Влево вниз «Я говорю себе, что это умасшествие, ведь у меня нет на это никаких оснований, но чувство ревности меня все равно мучает слуховая референтная система

Из приведенного примера можно предположить, что у данного человека в результате его деятельности сложился присущий только ему процесс формирования внутреннего опыта. Очевидно, этот человек испытывает определенные трудности, поскольку у него только один вариант формирования опыта. Но, зная структуру, можно предложить ему иную стратегию, которая позволит изменить отношение к сказанному и внесет коррективы в какую-либо из ступеней, например в первую, изменив яркость картинки: понижая ее, уменьшая до пелены, когда картинка размоется и т. д. [21].

Таким образом, исходя из особенностей поведения человека (его жестикуляции, голоса, движения глаз) можно установить, как человек перерабатывает поступающую к нему информацию. Знание этого может помочь вам избежать конфликтов и непонимания в процессе общения с этим человеком.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое репрезентативная система?

2. Как в жизни может помочь знание особенностей переработки информации конкретным человеком?

3. Как узнать эти особенности?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...